Процесс принятия управленческих решений
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость решения проблемы, приближение в будущем действительных параметров объекта к прогнозным. Комплексные проблемы следует формализовать, количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей. Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Для повышения качества решения рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам: · Стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП, и др.) · Сфера действия (технические, экономические и др. решения) · Цель (коммерческие и некоммерческие решения) · Ранг управления (верхний, средний, низкий) · Масштабность (комплексные и частные решения) · Организация выработки (коллективные и личные решения) · Продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные) · Объект воздействия (внешние и внутренние) · Методы формализации (текстовые, графические, математические) · Формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба) · Сложность (стандартные и нестандартные) · Способ передачи (вербальные, письменные, электронные) В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: 1. Что делать (количество и качество объекта)?
2. С какими затратами (ресурсы)? 3. Как делать (по какой технологии)? 4. Кому делать (исполнители)? 5. Когда делать (сроки)? 6. Для кого делать (потребители)? 7. Где делать (место)? 8. Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)? Этапы и операции процесса принятия решения: 1. Выявление управленческой проблемы или задачи 2. Предварительная постановка цели 3. Сбор необходимой информации 4. Анализ информации 5. Определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений 6. Уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка 7. Обоснование и построения формализованной модели проблемной ситуации. 8. Разработка альтернативных вариантов решения проблемы 9. Выбор метода решения 10.Экономическое обоснование выбранного решения 11.Согласование решения с органами управления и исполнителями 12.Окончательное оформление и утверждения решения 13.Организация выполнения решения 14.Контроль выполнения решения 15.Стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдение сроков 16.Установление обратной связи с лицом, принимающим решение и, при необходимости корректировка цели и задач. Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Аналогично производственным процессам управленческие процессы разделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение. Если операция направлена на изменение параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным – все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: · Своевременность · Достоверность (с определенной вероятностью) · Достаточность · Надежность (с определенной степенью риска) · Комплектность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям по стадиям жизненного цикла товаров предприятия и конкурентов) · Адресность · Правовая корректность информации · Многократность использования · Высокая скорость сбора, обработки и передачи · Возможность кодирования/актуальность информации Одним из факторов обеспечения организованности системы менеджмента является правильное оформление управленческого решения, чтобы при его реализации избежать разных толкований одного и того же предмета. Управленческие решения могут быть оформлены: 1. Письменно, в форме документов предприятия 2. На электронных носителях, или вербальным путем (устные распоряжения) Документы можно классифицировать по следующим основным признакам: а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения – международное сообщество, страна, регион и т.д. б) правовой статус документа – обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы и др.) и рекомендательные (инструкции, методики) в) содержание документа – технические; экономические; организационные Обязательные атрибуты документов – цель документа, основания для разработки, место данной цели (задачи, функции), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров. Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации. Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: 1. Подготовка к работе 2. Выявление проблемы и формулирование целей 3. Поиск информации
4. Ее обработка 5. Выявление возможностей ресурсного обеспечения 6. Ранжирование целей 7. Формулирование заданий 8. Оформление необходимых документов 9. Реализация заданий Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения, позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования. С начало необходимо четко сформулировать, что нам следует получить, какими параметрами должно обладать решение. К параметрам качества управленческого решения относятся: · Показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к единице. Если все показатели проблемы выражены количественно, то показатель энтропии, приближается к нулю. · Степень риска вложений инвестиций · Вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков · Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана. Конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента. Одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений. Задача специалиста заключается в выборе такого соединения, которое выполняло бы требуемые функции качественно и одновременно с минимальными затратами на разработку проблемы, изготовление и эксплуатацию конструкции. Однако практически не возможно разные технические решения реализовать с абсолютно одинаковым уровнем качества. Альтернативные варианты управленческих решений должны проводиться в сопоставимый вид по следующим факторам: 1. Фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций)
2. Фактор качества объекта 3. Фактор масштаба (объема) производства объекта 4. Уровень освоенности объекта в производстве 5. Метод получения информации для принятия управленчесгого решения 6. Условия применения (эксплуатации) объекта 7. Фактор инфляции 8. Фактор риска и неопределенности Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий. Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения: 1. Количество альтернативных вариантов должно быть не меньше трех 2. В качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант решения. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов 3. Формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе изложенных условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения 4. Организационно-экономический.механизмреализации проекта, сопряженного с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия. Экономическое обоснование управленческих решений. Конечная цель системы менеджмента - увеличение массы прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынков сбыта, и обеспечения устойчивости работы предприятия. Другими словами, любые мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия за счет повышения качества товара, реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития отражаются на росте прибыли предприятия. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|