Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика стилей руководства




Параметры взаимодействия руководителей с подчиненными Стили руководства
  авторитарный   демократический   либеральный
       
1. Приемы принятия решения Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения совещания
2. Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает
3. Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
4. Отношение к инициативе Подавляет Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
5. Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает грамотных работников Подбором кадров не занимается
6. Отношение к недостаткам собственных знаний Все знает – все умеет Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
7. Стиль общения Держит дистанцию, не общителен Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе
8. Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль Мягок, покладист
9. Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный поход к людям Требует формальной дисциплины
10. Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования. Поощряет только по праздникам Использует различные виды стимулов, не всегда ориентируясь на праздники Действует примерно так же, как и демократ

 

Управление конфликтами и стрессами. Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами. Стресс – неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма.

Конфликт – явление всегда нежелательное, его необходимо, по возможности, избегать, либо немедленно решать. Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации, или может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. А для этого нужно знать причины их возникновения.

Причины конфликтов:

- различия в целях;

- различия в представлениях и ценностях;

- ограниченность в ресурсах;

- различия в уровне образования;

- различия в манерах поведения и жизненном опыте;

- плохие коммуникации;

- низкое качество документов. Работ или продукции;

- взаимозависимость зданий;

- отсутствие или неконкретность должностных инструкций;

- некомпетентность;

- низкая культура поведения и т.д.

Функциональные последствия конфликта:

- в результате конфликта люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшает трудности в реализации решения;

- стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущих ситуациях;

- конфликт может уменьшить синдром покорности руководителю;

- в результате конфликта может расшириться набор альтернативных вариантов решения проблемы;

- через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

Дисфункциональные последствия конфликта:

1. Неудовлетворенность, рост текучести кадров и снижение производительности.

2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами.

4. Представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия и общения.

6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами.

7. Придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Необходимость решения конфликтов диктует применение определенных методов и стилей. Структурные методы разрешения конфликта:

- разъяснение требований к работе;

- использование координационных и интегральных механизмов;

- установление общеорганизационных комплексных целей;

- использование системы вознаграждений.

Межличностные стили: уклонение; сглаживание; принуждение; компромисс и решение проблемы.

Методика разрешения конфликта через решение проблемы:

1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.

2. После того как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах.

4. Создайте атмосферу доверия, взаимное влияние и обмен информацией.

5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

 

Научная организация труда

Под научной организацией труда (НОТ) понимают совокупность технических, организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих более целесообразное использование рабочего времени, оборудования, производственных навыков и творческих способностей каждого члена коллектива, устранение тяжелого ручного труда и благоприятных воздействий производственной среды на организм работающего.

Основной целью НОТ является повышение производительности труда при сохранении здоровья работающего.

Задачи НОТ:

1) всемерное сокращение затрат рабочего времени на единицу продукции при сохранении ее качества;

2) установление рациональных форм разделения и кооперации труда;

3) разработка системы оплаты труда, стимулирующей совершенствование методов работы, повышение ее качества и экономию времени;

4) обеспечение соответствием работы квалификации, наклонностям, психологическим, антропометрическим и другим особенностям работника;

5) улучшение санитарно-гигиенических условий труда, сокращение удельного веса тяжелого и вредного труда;

6) обеспечение физиологически достаточного отдыха;

7) всемерное распространение передовых методов труда;

8) повышение квалификации и культурного уровня работника и др.

Направления НОТ:

1) организация работ по составлению и реализации планов НОТ;

2) формирование рациональной структуры кадров и анализ использования;

3) разделение и кооперация труда, улучшение его условий;

4) организация трудового процесса на рабочем месте и его обслуживание;

5) совмещение профессий и многостаночное обслуживание;

6) нормирование затрат рабочего времени;

7) организация обучения и повышения квалификации кадров;

8) разработка и реализация системы стимулирования труда.

Одним из направлений НОТ, имеющим целью исследование трудовых процессов и установление нормативов и норм времени на выполнение операций и их обслуживание, является нормирование труда. Структура затрат труда показана на рис. 4.3.

На основе изучения структуры рабочего времени находят резервы повышения производительности труда работников и разрабатываются нормы времени.

Методы нормирования труда:

1) фотография рабочего времени. Фотография процесса проводится в целом на одном или нескольких аналогичных операциях;

2) хронометраж. В отличие от фотографии рабочего времени при хронометраже изучается элемент процесса, циклически повторяющегося (применяется при изучении передовых методов и приемов труда);

3) метод моментных наблюдений на десяти и более рабочих местах. Основан на теории вероятностей. Например, на 10 рабочих местах делают по 50 обходов, получается 500 наблюдений, в карте наблюдений отмечается продолжительность элементов структуры времени (допустим, 80% - работа, 16% - простой по организационно-техническим причинам и 4% - по вине работника);

4) математико-статистические методы, когда по небольшой выборке (10-15% от генеральной совокупности) устанавливаются корреляционные связи и уравнения регрессии для расчета норм.


Рис. 4.3. Структура затрат рабочего времени

 

Вопросы НОТ инженерно-технических работников сложнее, чем организация труда других категорий работников, т.к. их труд не поддается нормированию из-за его многогранности и сложности, особенно в условиях перехода на рыночные отношения.

Для рационального использования времени руководителям нужны три вещи:

1) знать, на что оно тратится; 2) тратить, на то, что нужно; 3) делать все быстрее.

В инвентаризации времени первый шаг состоит в его формировании. При этом следует обоснованно подойти к группировке баланса времени по функциям или задачам. Например, могут быть следующие функции:

- обдумывание проблем и выработка решений;

- прогнозирование и планирование деятельности на перспективу;

- краткосрочное планирование;

- постановка задач, подготовка совещаний;

-руководство людьми (распределение заданий, инструктаж, консультирование, оценка деятельности, разрешение конфликтов и т.д.)

-внешние коммуникации (переговоры, участие в конференциях, инспекции)

-контроль и мотивация.

Одним из важнейших условий обеспечения высокой эффективности НОТ является соблюдение принципов управления персоналом. Принципы, разработанные А.Файолем в 1923г., являются актуальными и сегодня, (табл. 4.4.)

Таблица 4.4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...