Государственное регулирование занятости в казахстане и других странах
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. "Сущность управления раскрывается через его функции. Функции, в которых выражается сущность управления, обусловливаются содержанием и структурой производственного процесса" Каждая функция управления осуществляется определенным субъектом управления. Изменения управления экономикой привели к изменению компетенции, функций и задач отраслевых и иных органов управления. Государственное регулирование вопросов занятости населения имеет следующую структуру.
Схема 1. Структура государственного регулирования занятости населения.
Основные направления государственного управления в сфере труда, социального обеспечения и занятости определяются Президентом Республики Казахстан, который утверждает государственные программы, единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета республики.
Основные направления социально-экономической политики государства определяет Правительство Республики Казахстан. В связи с Указом Президента Республики Казахстан "О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов и сокращении численности государственных органов" от 29 октября 1996 года образовано Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Министерство труда и социальной защиты населения в Республике Казахстан является центральным органом государственного управления, которое осуществляет единую государственную политику и государственные программы в области труда и занятости населения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп нетрудоспособного населения. Деятельность Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан представлена в схеме.
Схема 2. Функции Министерства труда и социальной защиты.
Решения, принимаемые Министерством труда и социальной защиты населения, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социального обеспечения обязательны для субъектов всех форм собственности. Вопросы занятости, безработицы, трудоустройства, выплат и пособий по безработице регулируются Государственной службой занятости. Государственная служба занятости в пределах своих полномочий осуществляет следующий вид деятельности:
Схема 3. Деятельность Государственной службы занятости.
В систему органов Государственной службы занятости входят: Департамент занятости при Министерстве труда и социальной защиты Республики Казахстан; Правление и Исполнительская дирекция Государственного фонда содействия занятости (см. схеме 1). Департамент занятости состоит из:
- Центрального аппарата; - Областных, городских центров занятости - бирж труда; - Центров профессиональной подготовки и профориентации незанятого населения; - Городских (районных в городе) и районных центров занятости - бирж труда. На всех уровнях в составе Государственной службы занятости действуют инспекции, осуществляющие контроль за исполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, крестьянскими хозяйствами и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость. Департамент занятости в пределах своей компетенции обеспечивает (схема 4):
Схема 4 Деятельность Департамента занятости РК.
Органы Государственной службы занятости являются юридическими лицами, распорядителями находящихся в их оперативном управлении средств фонда занятости. Государственный фонд содействия занятости как самостоятельная финансовая система создается для финансирования мероприятий по реализации политики занятости и обеспечения эффективной деятельности государственной службы занятости. Фонд формируется за счет (схема 5):
Схема 5. Формирование Государственного фонда содействия занятости.
Основные направления расходования средств Государственного фонда содействия занятости на соответствующих уровнях определяются республиканскими и региональными программами занятости. Распоряжение средствами фонда осуществляется органами Государственной службы занятости. Управление в области труда, социального обеспечения и занятости осуществляется на региональном уровне через представительные и исполнительные органы. В связи с реорганизацией Министерства труда и Министерства социальной защиты населения соответственно реорганизуются и органы управления на региональном уровне. Но, тем не менее, областные органы управления непосредственно возглавляют и руководят городскими и районными центрами управления, расположенными на территории области [7]. Управление по труду и занятости осуществляет руководство и координацию деятельности структурных подразделений: ) Отделов по труду и занятости и по охране труда; ) Службы миграции. Отдел по труду и занятости в пределах своей компетенции осуществляет:
- Реализацию государственной политики в сфере оплаты труда, подготовку предложений о направлениях ее совершенствования, о конкретных величинах региональных, отраслевых и других коэффициентов; - Реализацию государственной политики в области социальной защиты населения, обязательного и добровольного социального страхования; - Участие в разработке программ социальной поддержки семей с детьми, трудящихся с семейными обязанностями и работающих женщин; - Разработку региональных комплексных мер по улучшению положения семьи, женщин и детей; - Проведение аналитической работы, оценку демографических процессов, уровня жизни населения, социальных последствий производственных распределительных отношений рыночной экономики; - Подготовку предложений по повышению уровня социальной поддержки населения в плане разработки адаптированной к рыночной экономике государственной системы поддержки семей с детьми, трудящихся с семейными обязанностями, работающих женщин, современных подходов к созданию и комплексному развитию системы государственного социального страхования в целом; - Проведение единой государственной политики по улучшению условий труда работников; - Участие в работе комиссий, образуемых в случаях массового высвобождения работников ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности; - Разработку проектов соглашений о социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений; - Государственный контроль за соблюдением работодателями, независимо от форм собственности, действующего законодательства о труде, нормативных правовых актов по вопросам труда; - Координацию работ по изучению общественного мнения населения региона в сфере труда, его оплаты и охраны, занятости, социальной защиты. За последние годы интенсивность миграционных процессов усилилась. Экономическая и политическая нестабильность соседних государств порождает проблему вынужденных переселенцев. С притоком мигрантов усиливается нагрузка, в частности, на социальную инфраструктуру государства, поскольку надо решать проблемы учета, регистрации, размещения и трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Сложная ситуация создается и в связи с большим оттоком квалифицированных специалистов за рубеж.
Служба миграции занимается: ) осуществлением мер по проведению в жизнь миграционной политики, разработки предложений по проблемам миграции; ) организацией работы и осуществлением контроля за приемом, обустройством и созданием надлежащих социально-бытовых условий переселенцам, соблюдением социальных гарантий; ) выдачей заключений по вопросам привлечения в область иностранной рабочей силы. Государственная служба занятости образуется и действует на районном, городском (районном в городе), областном и республиканском уровнях под руководством соответствующих органов местной администрации. Основная нагрузка по решению проблем занятости на местах возлагается на областные центры занятости. Они непосредственно подчиняются Департаменту занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. В подчинении областного центра занятости - биржи труда - городские и районные центры занятости. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают территориальные центры занятости населения, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Возрастает их роль, и усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий, других нанимателей в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах Республики. Основными направлениями деятельности центров занятости являются: ) Регистрация безработных;
2) Регистрация вакантных мест; ) Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; ) Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; ) Тестирование лиц, желающих получить работу; ) Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; ) Выплата пособий. Органы Государственной службы занятости на республиканском и региональном уровнях работают в тесном взаимодействии с координационными советами содействия занятости, которые формируются из числа представителей профессиональных союзов, ассоциаций работодателей (советов директоров государственных предприятий и организаций, ассоциаций, союзов кооперативов, арендаторов, предпринимателей), органов государственного управления и Государственной службы занятости. Во всех областях Казахстана остро стоит вопрос трудоустройства. При таких условиях все больше обостряется проблема профессиональной подготовки и профориентации высвобожденных работников и незанятого населения. Таким образом, мы видим, что в современных условиях рыночной экономики изменилась роль бирж труда. Теперь они должны кроме регистрации безработных и поиска для них работы активизировать свои действия в области переквалификации кадров и профессиональном обучении молодежи. На данный момент в республике остро стоит проблема занятости женщин и молодежи. Центры занятости же могут помочь в решении этих проблем через создание курсов обучения новым профессиям, созданием сети казенных работ. Особой же сферой деятельности центров занятости является создание информационной сети свободных рабочих мест. Такая сеть позволит снизить проблемы занятости и поможет в переливе трудовых ресурсов из избыточных областей в области с низким количеством квалифицированных трудовых ресурсов. Заключение
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы. К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны. Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Список использованной литературы
1. Брю Стэнли Л., Макконнелл Кэмпбелл Р. Экономикс. М., 2004. 2. Никифорова А. А " Рынок труда, занятость и безработица", 1991 . Розанова Н.М. "Экономическая теория", 2009 . Хейне П. Экономический образ мышления. М., 2002. . Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский "Макроэкономика". Учебник. 2009 . Агапова Т.А., Серегина С.Ф. "Макроэкономика". Учебник. 2005 . Экономическая активность населения Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2010 . Государственная программа занятости населения. http://www.enbek.gov. kz.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|