Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления современной психологии. Психоанализ.




Гуманистическая психология

К.Роджерс, А.Маслоу, К.Хорни, Э.Фром. пытались связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни. Предметом исследования считают здоровую творческую личность человека, целью такой личности является не потребность в гомеостазе (стабильность системы), а самоосуществление, само актуализации, росконструктивного начала в человеческом Я. Человек открыт миру, наделен потенциями к развитию, именно любовь, творчество смысл жизнь характеризуют базисные потребности человека. «кто имеет зачем жить, вынесет любое как» А.Шопенгауэр.

А.Маслоу исследовал мотивацию само активизирующих людей и разработал иерархию потребностей: 1. Физиологические (низкие) потребности, управляемая органами тела. 2. Потребности в надежности. 3. Социальные потребности (контакт с другими людьми). 4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства. Это потребность не может быть удовлетворена 1 субъектом, требуется группа. 5. Потребность в развитии личности в самореализации, осмысление себя и места в мире. Пока неудовлетворенны низшие потребности высшие сравнительно неинтересны, а с момента осуществления с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности. Само актуализации личности присущи следующие черты: 1. Полное принятие реальности, комфортное отношение к ней. 2. Принятие других и себя. 3. Ориентация на дело, профессиональная увлеченность. 4. Независимость от социальной среды, самостоятельность суждений. 5. Способность к пониманию других людей, доброжелательность, внимательность. 6. Постоянная новизна, открытость опыту. 7. Различие целей и средств, зла и добра. 8. Спонтанность, естественность поведения. 9. Юмор. 10. Саморазвитие, развитие потенциальных возможностей. 11. Готовность к решению новых проблем, осознание своего опыта, пониманию своих возможностей. 12. Конгруэнтность (согласие, согласование мыслей, чувств, действий человека, адекватное понимание себя, своих мотивов).

 Условия для само активизации:

патогенные …деградация личности: создание дефицита благ, создание чистоты социального окружения, привитие чувства вины.

 

Отечественная психология.

Леонтьев, Выготский, Лурия, Гольперин. Разработали психологию личности. Экспериментальная психология, н-я восприятия и мышления как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Нейропсихологи – Лурия.

Интерактивная психология. Действие, теория взаимодействия. Рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель: изучение законов взаимодействия, общения, конфликтов. Э.Берн.

Транс персональная психология.

Рассматривает человека, как духовное космическое существо, человек обладает доступ к информированному мировому полю. Упор делается на бессознательное.

 

Структура общения включает 3 стороны: 1. Коммуникативную (обмен информацией между людьми); 2. Интерактивную (организация взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями); 3. Перцептивная (восприятия друг друга, установление взаимопонимания).

Главным средством общения является язык. Он отражает мыслительную деятельность, способ самовыражения личности, таким образом, без знания элементарных психологических основания невозможно стать полноценным руководителем. Знание необходимо чтобы: правильно воспринимать партнера, грамотно решать проблему руководства и межличностных отношений, грамотно выходить из конфликтных ситуаций, формировать команду для достижения

 

 

Основные направления современной психологии. Психоанализ.

Современная психология имеет единую базу основных категорий, принципов, в психологии по-разному понимают психические явления в зависимости от ……выделяют несколько течений:

1. Гештальтпсихология – основатель В.Гёлер до 1967 г. она полагает, что главную роль в поведении человека играет внутренний духовный мир, хотя он испытывает влияние со стороны среды, наша психика командует, формирует среду, активно воздействует, главную роль играет разум – рационализированная форма себя и мира. Большую роль играет инсайт (схватывание информации).

2. Бихевифизм (поведение) до 1958 г. основатель: Дж.Уотсон, полагаеют что главную роль играет среда. В жизни человека правит случай: S-R (стимул – реакция).

3. Психоаналитическая. Психоанализ впервые ввел в научный обиход Фрейд 91856-1939) австрийский психолог. Он первый исследовал глубины человеческой психики и функционирования сознательных и бессознательных актов. Решил вопрос в пользу бессознательных актов – инстинктов.

1. ОНО

2. ЭГО – Я              КОНФЛИКТ

3. СВЕРХ – Я

 

 

К.Юнг – швецкий психолог основатель анал.психологии (1875-1961). Рассматривал психику как комплиментарное взаимодействие сознательных и бессознательных компонентов при непрерывном обмене энергии между ними. Он считал бессознательное творчески разумным принципом, изучая бессознательное \юнг открыл его функциональную единицу – комплексы. Комплекс – совокупность психич.элементов (идеи, мнение, отношения, которые объединяются вокруг какого-то тематичечкого ядра и ассоциируются с к-т чувствами. Это архитипы. Он считал, что каждый человек принадлежит определенному арихитипу. Помимо индивидуального существует коллективное бессознательное и является фундаментом душевной жизни каждого человека, это результат исторического опыта – коллективных идей, образов, представлений, мифологемов. Разработал иную, чем Фрейд структуру личности состоит из 3-х компонентов: 1. Сознание – эго, я. 2. Индивидуальное бессознательное – оно. 3. Коллективное бессознательное состоящее из психологических первообразов или архетипов.

Архетип по Юнгу усваивается личностью присутствует как в личности, так и во вне. Часть архетипа, удвоенная и направляется во вне – персона или маска. Сторона архетипа, обращенная внутрь индивида – тень, носит врожденный характер. Внутри тени существуют комплексы, симптомы, чувства, переживания. Юнг выделил самость – самопознание смысла жизни, а также присутствуют: анима (женское, источник ласки и влечений) и анимус (мужское, непререкаемые суждения, мощная энергия). Предложил типологию характера в соответствии с преобладанием функций: мыслительных, чувствующих, интуитивных. Типология направленности личности на внешний или внутренний мир: экстраверсия и интраверсия.

 

А.Маслоу исследовал мотивацию само активизирующих людей и разработал иерархию потребностей: 1. Физиологические (низкие) потребности, управляемая органами тела. 2. Потребности в надежности. 3. Социальные потребности (контакт с другими людьми). 4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства. Это потребность не может быть удовлетворена 1 субъектом, требуется группа. 5. Потребность в развитии личности в самореализации, осмысление себя и места в мире. Пока неудовлетворенны низшие потребности высшие сравнительно неинтересны, а с момента осуществления с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности. Само актуализации личности присущи следующие черты: 1. Полное принятие реальности, комфортное отношение к ней. 2. Принятие других и себя. 3. Ориентация на дело, профессиональная увлеченность. 4. Независимость от социальной среды, самостоятельность суждений. 5. Способность к пониманию других людей, доброжелательность, внимательность. 6. Постоянная новизна, открытость опыту. 7. Различие целей и средств, зла и добра. 8. Спонтанность, естественность поведения. 9. Юмор. 10. Саморазвитие, развитие потенциальных возможностей. 11. Готовность к решению новых проблем, осознание своего опыта, пониманию своих возможностей. 12. Конгруэнтность (согласие, согласование мыслей, чувств, действий человека, адекватное понимание себя, своих мотивов).

 Условия для само активизации:

патогенные …деградация личности: создание дефицита благ, создание чистоты социального окружения, привитие чувства вины.

 

40Предмет, методы и задачи дисциплины. основное содержание. психология как наука.

Деловое общение нужно для того, чтобы на основе общих психологических знаний быстро налаживать деловые связи и отношения, грамотно строить межличностные отношения с коллегами и умело решать возникшие конфликтные ситуации. Деловое общение – дисциплина, включающая психологические, этические и организационные аспекты деятельности. Она решает 2 главные задачи: 1. Предметно-организационные. 2. Гуманитарно-психологические. Деловой успех в условиях хозяйственной деятельности зависит не только от качества товара и услуги, которые предлагают партнерам по общению, но и от качества вашей жизни и людей, которые эту услугу покупают и производят. Опытные руководителя большую часть времени примерно 80% времени тратят на решение психологических проблем, а не организационно-финансовых.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые порождаются потребностями совместной деятельности: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Структура общения включает 3 стороны: 1. Коммуникативную (обмен информацией между людьми); 2. Интерактивную (организация взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями); 3. Перцептивная (восприятия друг друга, установление взаимопонимания).

Главным средством общения является язык. Он отражает мыслительную деятельность, способ самовыражения личности, таким образом, без знания элементарных психологических основания невозможно стать полноценным руководителем. Знание необходимо чтобы: правильно воспринимать партнера, грамотно решать проблему руководства и межличностных отношений, грамотно выходить из конфликтных ситуаций, формировать команду для достижения целей.

Деловые отношения опираются на психологические знания, психология – наука о душе и функционировании психики, опираться на знания социальной психологии (учение о мотивах поведения одновременно взаимодействия людей по механизму подражания, заражения, отражения) и этику отношений.

Сегодня психология потребительского общества толкает человека на проявление глубинных биологических основ его существа: агрессия, экспансия (расширения жизненного пространства). В этой ситуации необходимы гуманитарные области знания: этика поведения, культура общения, социальной психологии, которая включает аспекты образования и воспитания, а также экологические проблемы.

Предмет носит прикладной характер, главный упор делается на психические и психологические свойствах личности. Которые участвуют в деловом партнерстве. Сравнительно молодая наука, хотя с древнейших времен потребности общественной жизни заставляли обращать внимание на особенности психологического склада людей. Психология имеет свою историю. Термин 2 греческих слова: псюхе – душа, логос – наука, учение о душе. В научный обиход слово введено в 17 веке немецком философом и физиком Христианом Вольфом. Оно существовало в 3-х основных формах: 1. Древние египтяне подметили, что внутри начало – душа и продолжает существовать отдельно от человека после смерти. 2. Считалось, что в человеке существует 2 вида души: телесное и духовное. Духовное существует не только внутри человека, но и вне его. Душа проявляется и в физической активности. В его поведении и плодах его деятельности. 3. С точки зрения психологии осуществилась попытка систематизировать знания о душе.

Психология длительное время существовала совместно с другими науками. В нашей стране в 1947 г. психология стала наукой.

Этапы развития: 1. Связан с древними культурами, когда наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2. Наука о сознании (17в.) с развитием естественных наук. 3. Начало 20в. психология – наука о поведении. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть (мотивы, вызывающие поступки не учитываются). 4. Психология – наука не изучающая объективные закономерности проявления механизмов психики. Тесно переплетена с биологией, историей общества, социальной психологией, философией, т.к. выделяет псих.измерение личности.

Особенности психологии: 1. Наука о самых сложных явлениях человечества. 2. Сложна и находится на особом положении,т.к. сливаются объект и субъект исследования. 3. Уникальность практических следствий поскольку выясняет сознательные и бессознательные порывы. 4. Наиболее перспективная наука.

Методы науки: 1. Наблюдение: беседа и эксперимент; виды беседы: 1. Непринужденная беседа одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. 2. Главный метод – эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых проявляется психологический факт.; лабораторный (в спец.условиях, действие исп-го обязательно определяется инструкцией). 3. Используется метод тестов:

- прогностические

- диагностические, выявляют устойчивые психологические характеристики личности.

В любом виде человеческой деятельности огромная роль принадлежит личности. Личность – носитель сознания, одна из двух систем человека, субъект поступка, личностью можно считать любого взрослого здорового человека. Личностью не рождаются, ею становятся в процессе деятельности и общения с людьми, овладения социальными опытом. Главным атрибутом личности является активность.

 

38Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми. 1. Деловое общение включает в себя элементы социально-психологии, психологии личности и предметно-организационную деятельность. На сегодняшний день деловой успех зависит не только от качества товаров и услуг, но и от качества жизни людей, которые эти товары и услуги производят. Сегодня важно быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, но и психологом. Выделяют 2 вида взглядов в теории менеджмента на роль психологии в деловых отношениях. 1. Тейлоризм, основатель американский инженер-предприниматель Ф.Тейлор. считает, что менеджмент осуществляется наиболее благополучно, материальным стимулированием и системой мелочного контроля. Эта система в первой четверти 20в. давала нужные результаты, эффективность производства повышалась, но к 30 годам – кризис, даже высокооплачиваемые работники стали проявлять равнодушие – конфликты – промышленная тоска. 2. В условиях этого кризиса выдвинута новая теория – человеческих отношений, основатель американских социолог Э.Мейо. до него с подобной теорией выступал французский предприниматель А.Файоль. он заметил впервые, что весь менеджмент насквозь пропитан психологией, а в повышении эффективности труда решающую роль принадлежит психологическим факторам. Экспериментально доказано, что при умелом использовании можно увеличить производительность труда. Концепция экономического человека, человека-машины сменилась концепцией социально-психологического человека.

Основные положения: 1. Решающее воздействие на трудовую активность людей (настроение, чувства, мысли). 2. Человек есть то, что он думает. В формировании психологических факторов велика роль подсознания. 4. Настроение, чувства работников (рациональные и иррациональные) являются продуктом не только саморазвития личности, но и результатом воздействия групповой психологии, феномена корпоративной группы. Теория человеческих поношений приобрели национальную окраску: западный и восточный варианты. Особенности японского опыта: коллективистский вариант для него характерно формирования психологии коллектива, чувства единой семьи, представитель: основатель фирмы SONY А.Морита. коллективная ответственность за трудовую иерархичность поощрения работника с учетом возрастного ценза. Западный опыт: индивидуалистический вариант применения трудовых отношений. к психологии индивида, личности отношения руководителя – подчиненного. В результате повсеместного применения возникли в определенные социальные последствия: 1. Усилилась роль психологических наук, некоторых социальных институтов вплоть до религиозных (М.Вебер). 2. Возникли изменения в системе образования, психологическая программа подготовки менеджеров. Сформировался менеджер современного западного типа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...