Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение как взаимодействие и интеракция




В д.об. происходит постоянная смена реакции на действие другого. В первом случае на подталкивают к какому-то действию. В другом, что наши действия иду в унисон. В третьем – мы подыгрываем партнерам- мы постоянно отвечаем на вопрос: «что он делает, что хочет от меня, что я могу предложить?». Наше поведение строится исходя из полученного ответа. Здесь очень важным является восприятие положения партнеров, их статус (кто ведущие, кто ведомый).

Как определить позицию партнеров в общении раскрывает метод трансакционного анализа Э.Берна. по Берну трансакт состоит из раздражения – стимул и реакции между партнерами, каждый из кот.находится в определенном эгосостоянии. Существует прямая связь между съемой поведения человека и состоянием его психики. На этом основании Берн выделил 3 типичных состояния:

1. «родитель – я» сходное с образом родителей. Состояния «родитель – я» проявляется двояким образом: как критическое и как кормяще-заботливое. Параметры критич. Состояние имело характеристики: общее поведение ироничное, авторитетное, приказное, речевые формулировки категоричны, твердость, высокомерность высказываний, лица отчужденные, нахмуренное, руки скрещены перед грудью. Кормяще-заботливаое: общее поведение доброе, советующее, речевые формулировки предупредительные, сочувствующие манеры говорить, одобряющее выражение лица.

2. «взрослый – я» направляет на объективную оценку реальности, исходит из убеждения, что все нормальные люди способна адекватную переработку информации. Общее поведение объективное, деловитое, речевые формулировки взвешенные, возможно, вероятно, я думаю, выражение лица внимательное, жесты подкрепляют то, что говорится. Верхняя часть туловища повернуто веред.

3. «ребенок – я» состояние фиксирует впечатление и модели поведенияя, сохранившиеся с детских лет. Проявляется в 3-х видах: 1. Свободные, 2. Приспосабливающиеся, 3. Бунтарское. 1. Поведение спонтанное, игривое, иногда хитрое. 2. Общее поведение осторожное, боязливое, покорное. Речевая формулировка неуверенная, манера говорить тихая, выражение согласия. 3. Капризное, грубое, агрессивное, формулировки резкие.

Таким образом трансакт – это любое словесное ил и бессловесное общение, как минимум двух людей, он может сопровождаться словами, скептич. Или одобрит.взглаядами, пожатием рук. Все описанные Берном состояния по-своему важны человеку. Т.к. ребенок – источник радости, непринужденности, интуиции, родитель – образец строгости, мудрости, требовательности, взрослый – эффективно взаимодействует с окружающим миром. Контролирует род.и ребенок и являются посредством между ними. Общение может рассматриваться также с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание. Контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией, что сочетается со стремлением доминировать. Следует избегать сверхкритического состояния родителя –я оно деструктивно и бесполезно для успешной коммуникации. Ориентация на понимание – стремление понять ситуацию и поведение других, связано с желанием лучше взаимодействовать, избегать конфликтов, указывает на равенство партнеров и приводит и взаимной удовлетворенности. Контролеры и пониматели придерживаются разных стратегий. Контролер стремится заставить партнера сменить навязать свое понимание. Пониматель адаптируется к партнеру, выстраивает равные горизонтальные взаимодействия. Э.Берн выделил параллельные трансакты, когда одновременно участвуют лишь 2 эгостостяния (пакет экспресс почтой) продолжаются бесконечно. Перекрестные трансакты они препятствуют течению беседы и вводят разваривающих в заблуждение. После нее коммуникация временно разрушается. Скрытые трансакы – кот. осуществляются одновременно на 2-х уровнях на социальном и на дополнительно психологическом скрытые только образуются на скрытом уровнях, например следует избегать скрытых трансактов, кто. Сопровождаются критикой или недовольством. Критические замечания высказывайте прямо и откровенно, но в подобаюдщей форме. Это позволит создать открытые отношения, следует использовать скрытые трансакты. При которых на скрытом уровне присутствуют отношения «Вы мне симпатичны». Это конструктивно. Не бывает плохих или хороших эгостостояний, каждый из них имеет преимущества и недостатки, а для наложивания успешного взаимодействия успешной коммуникации наодо стримиться к свободным эгосостоянии. Какое эгостостояние для вас более привычно в к.с. найдите ему альтернативу.

 

4 Перцепция как социальное воспринятие.

Оно занимает особое место в психологии. Восприятие социально обусловлено. Восприятие – целостный образ другого человека, который формируется на основе оценки внешнего вида, поведения и социального статуса. Восприятие осуществляется на основе социальных стереотипов. Суть – образ человека строится на базе тех или иных типовых схем. На практике – 3 типа стереотипов или факторов восприятия с ними связаны и ошибки восприятия.

4. Фактор превосходства проявляется при встрече с человекам, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметров. Оценивает его несколько более положительно. Если мы имеем дело с человеком, который в чем-то нас превосходящим мы его недооцениваем. Причем превосходство фиксируется по 1 параметру. а недооценка по многим.

5. Фактор привлекательности – под его влиянием какие-то качества человека пероцен.или недооцен.др.людьми. ошибка если человек нам нарвится внешне, то мы склонны считать его умным, хорошим, интересным, мы переоцениваем его личностные качества.

6. Отношение к нам – лица, относящиеся к нам хорошо оцениваются вышетех, которые к нам относятся плохо. Эти факторы действуют в 1 впечатления и распространяются на другие качества и свойства человека.
 Очень важными являются 2 основных источника информации в общении:

5. одежда, имидж

6. манер поведения человека может содержать признаки превосходства, что служит конфликтогеном – слова действия и ли бездействия. Объективное и ситуативное превосходства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...