Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение. Понятие. Виды. Средства и функции




В психологии в зависимости от использования техники общения и его целей можно выделить следующие виды: 1. Контакт масок – формальное общение при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника (строгость. Вежливость). 2. Формально-ролевое общение очень важно вырал.свою роль по горизонтали и вертикали. 3. Светское общение определяется формальной вежливостью. Это центральное общение. 4. Монипулятивное общение используется при лести, запугивании. Носит негативный характер. 5. Духовное межличностное общение между людьми раскрывается глубинные структуры личности, понимание, основывается на доверии к личности собеседника. 6. Деловое общение направлено на обмен деятельностью, информ., опытом с целью налаживания отношений и достижения общего позитивного результата в работе.

Главными средствами в общении является язык и знаки. Язык – средство выражения мыслительной деятельности и способом выражения личности. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передачи информации. Знаки: интенциональлные, используемые для передачи информации; неинтециональные непреднамеренно выдающие эту информацию. Общение включает ряд функций: 1. Формирование определенных образцов и моделей появления. 2. Указывает на взаимодействие людей, взаимовлияние друг на друга. 3. Обмен информ. Передача и усвоение. 4. Доверительные отношения между людьми. 5. Содействует взаимному переживанию и пониманию людей друг другом. 6. Формирует и развивает образ внутреннего Я человека.

 

Перцепция как социальное воспринятие.

Оно занимает особое место в психологии. Восприятие социально обусловлено. Восприятие – целостный образ другого человека, который формируется на основе оценки внешнего вида, поведения и социального статуса. Восприятие осуществляется на основе социальных стереотипов. Суть – образ человека строится на базе тех или иных типовых схем. На практике – 3 типа стереотипов или факторов восприятия с ними связаны и ошибки восприятия.

1. Фактор превосходства проявляется при встрече с человекам, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметров. Оценивает его несколько более положительно. Если мы имеем дело с человеком, который в чем-то нас превосходящим мы его недооцениваем. Причем превосходство фиксируется по 1 параметру. а недооценка по многим.

2. Фактор привлекательности – под его влиянием какие-то качества человека пероцен.или недооцен.др.людьми. ошибка если человек нам нарвится внешне, то мы склонны считать его умным, хорошим, интересным, мы переоцениваем его личностные качества.

3. Отношение к нам – лица, относящиеся к нам хорошо оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Эти факторы действуют в 1 впечатления и распространяются на другие качества и свойства человека.
 Очень важными являются 2 основных источника информации в общении:

1. одежда, имидж

2. манер поведения человека может содержать признаки превосходства, что служит конфликтогеном – слова действия и ли бездействия. Объективное и ситуативное превосходства.

При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

1. я-он воспритие индивидом другого как отдельной личности

2. я-они восприятие индивида группы как единого целого.

3. Мы- они вос.одной группы другой.

4. Мы-он вос.группой индивида.

Сложность процесса восприятия прямо зависит от оценки моего Я с точки зрения других лиц. В силу того, что само восприятие неразрывно связано с анализом информационной обработкой связи. Выделяют: 1. Открытую зону – сведения об индивиде, известные ему о самом себе и окружающим, зона доверительных отношений индивида с партнерами по общению.

2. слепая зона – содержит информацию об индивиде, кот.есть у других людей, но не известная ему самому, мнение окружающих о личности в процессе общения с ни.

3. Скрытая зона ему известна о себе, но скрыта от окружающих.

4. Неизвестная зона – сведения об индивиде, которые ни ему ни окружающими не известны, потенциал может проявляется в экстремальных ситуациях.

В восприятии партнера выделяют 3 типа модальности: визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы воспринимают через слуховую речь, музыку. Кинестетич воспринимают через состояние своего тела.

Эти особенности в восприятии другого человека создают предпосылки к конфликтам в управлении ими. Нужно учесть факторы: 1. Адекватности восприятия к.с., т.е. достаточно точный, неискаженный личным пристрастием намерение как партнера так и собств. 2. Открытости и эффективности общения, готовности к осуждению проблемы, когда участники честно высказывает свое понимание информации и пути выхода. 3. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

 

26 В восприятии партнера выделяют 3 типа модальности: визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы воспринимают через слуховую речь, музыку. Кинестетич воспринимают через состояние своего тела.

Эти особенности в восприятии другого человека создают предпосылки к конфликтам в управлении ими. Нужно учесть факторы: 1. Адекватности восприятия к.с., т.е. достаточно точный, неискаженный личным пристрастием намерение как партнера так и собств. 2. Открытости и эффективности общения, готовности к осуждению проблемы, когда участники честно высказывает свое понимание информации и пути выхода. 3. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

 

Этапы делового общения

Оно как взаимодействие представляется как единый сменный процесс, оно структурированно, выделяют 5 этапов.

- установление контакта

- ориентация в ситуации (лица, обстоятельства, предмет)

- обсуждение проблемы проблемы конкретного вопроса

- выработка решения, его согласование и принятие

- выход из делового контакта.

Установление контакта. Задача конт.фазы пробудить собеседника к общению и создать оптимальное психологическое поле. Неудавшийся контакт ведет к цели неправильных действий. При установлении к.. надо продемонстрировать доброжелательность. Это достигается мягкой улыбкой, неб.наклоном головы, выражением глаз, неторопливым приветствием, т.к. оно может помешать началу контакта, следует создать добо.атмосферу, далее словесное обращение, приветсвие. нужно выдержать паузу, она необходима, чтобы дать возможность ответить. Включиться в общение, чтобы убедиться, сто контакт установлен, понаблюдать за партнером. НЕ СЛЕДУЕТ вступать в контакт, когда собеседник разговаривает. Начать разговор лучше словами: «вы, ты, а не я и мне» необходимо также определить эмоциональное состояние, или помочь партнерам выйти из нежелательного состояния.

Ориентация в ситуации. Помогает определить стратегию и тактику, вовлечь партнера в круг совместных интересов. Задачи: 1. Вовлечь собеседника в обсуждение, вызвать его интерес к беседе. 2. Выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей. 3. Начат решение основной задачи общения. Очень важно на этом этапе определить психологическое состояние собеседника. Если плохое настроение, желательно повысить его тон.(комплимент).

Обсуждение проблемы. Важно правильное распределение ролей: верхняя доминанта, нижняя, на равных. Верхняя доминанта набегающий взгляд, медленная речь, нарочные фразы.немигающий взгляд. Нижняя доминанта принижения поза, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру. Равная д.- синхронизация темпов речи. Одинаковая громкость голоса, симмаетрич. Обмен взглядами.

Выработка решения. Эффект контраста (диссимиляция) и эффект совпадения позиции (ассимиляция). Эффект контраста заключается в том, что указывая на отличие нашей т.з. партнера мы удаляемся от него, а совпадение позиций психологически сближают партнеров. При разногласия должны б. Использованы в обсуждении безличные контрастные фразы, т.е. д.б. зафиксировано, что позиция собес. Ком. не сходится с нашей исходим из объективных причин, связанные с погодой, политикой, но не в коем случае не с его личностью и личн. Качествами. На этой фазе очень значимо направленность на партнера, нужно проявить умение слушать и убеждать. Убеждение имеет сложную структуру, включающую в себя знание эмоции, волевые компоненты, категоричность суждений, даже если они верные убедить невозможно. Чтобы убедить партнера нужно понять, выяснит причину несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим.

Выход из делового контакта. Очень велика роль последнего впечатления. Главная заповедь выхода из контакта приветливость, пожелания, благодарность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...