Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания




 

По делам, по которым предварительное следствие необязательно, принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, полностью отнесено к компетенции органов дознания.

Это означает, что органы дознания по определенной категории преступлений возбуждают уголовное дело и проводят расследование преступлений в полном объеме в пределах установленной законом компетенции. Пределы компетенции органов дознания при расследовании преступлений в полном объеме определены нормами гл. 32 УПК РФ.

Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительного следствия: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа).

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными главами: 21 «Общие условия предварительного расследования», 22 «Предварительное следствие», 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент», 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров», 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний», 27 «Производство судебной экспертизы», 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия», 29 «Прекращение уголовного дела».

Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений на дознании такие же, как и в ходе предварительного следствия.

Вместе с тем расследование преступлений в форме дознания имеет свои особенности и отличия от предварительного следствия (по кругу субъектов, срокам расследования, видам итоговых решений, по полномочиям дознавателя и по подследственности). Рассмотрим эти особенности подробнее.

Срок расследования преступлений в форме дознания определен ч. 3 ст. 223 УПК России - 30 суток. Срок дознания исчисляется с момента возбуждения уголовного дела, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление.

Первоначальный срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток. Для этого дознаватель выносит мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.

Если 60 суток окажется недостаточно для окончания дознания, то прокурор по ходатайству дознавателя продлевает срок до 6 месяцев.

В отличие от срока следствия срок дознания установлен в сутках. Для правильного исчисления срока дознания следует руководствоваться правилами ч. 2 ст. 128 УПК РФ. Согласно указанной норме закона срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 ч последних суток. Возникает закономерный вопрос: какие сутки следует считать первым днем срока? Вопрос не праздный, поскольку согласно УПК РСФСР действовало правило, согласно которому при исчислении срока, установленного сутками, первые, неполные сутки не принимались во внимание (ст. 103 УПК РСФСР). В новом УПК РФ законодатель изменил это правило, однако отдельные авторы не учитывают эту новеллу и по-прежнему исчисляют сроки, установленные сутками, не принимая во внимание первые сутки. Такой порядок исчисления сроков представляется ошибочным. В ст. 128 УПК РФ нет никакой оговорки по поводу неполного дня или неполных суток.

Следовательно, применительно к рассматриваемому вопросу первым днем суток, т. е. днем начала течения срока дознания, следует считать день, когда принято решение о возбуждении уголовного дела.

Время (часы и минуты) подписания постановления о возбуждении уголовного дела прокурором не имеет правового значения для исчисления срока дознания.

Срок истекает в 24 ч последних суток. Так, если уголовное дело было возбуждено дознавателем 5 января, то срок дознания истекает в 24 ч 5 марта.

Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Например, уголовное дело возбуждено дознавателем 10 марта. Срок дознания будет истекать в 24 ч 29 марта. Если 29 марта выпадет на воскресенье, то срок дознания будет истекать в понедельник 30 марта в 24 ч.

Компетенция органов дознания при производстве дознания определяется в первую очередь подследственностью. Органы дознания вправе расследовать в полном объеме только те преступления, которые отнесены к их подследственности в соответствии с ч.3 ст.150 УПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч.3 ст.151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК России, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК России. В указанных пунктах определена компетенция дознавателей пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателей органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, дознавателей таможенных органов РФ, дознавателей органов Государственной противопожарной службы. Данное законодательное установление следует понимать таким образом, что дознаватели ОВД не вправе производить дознание по тем преступлениям, которые в силу ч. 3 ст. 151 УПК РФ отнесены к подследственности дознавателей другого ведомства. Если в ОВД поступает информация или сообщение о преступлении, подследственном дознавателям других ведомств, то оно подлежит направлению по подследственности в «нужный» орган дознания.

Новеллой уголовно-процессуального закона России следует признать правило, согласно которому органы дознания вправе возбуждать уголовные дела своей подследственности только в том случае, если установлено лицо, совершившее это преступление. Иными словами, органы дознания могут начать дознание только в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК РФ). Данное законодательное установление необходимо понимать таким образом, что к моменту принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела должно быть установлено лицо, совершившее это преступление.

Фактически законодатель обязывает органы дознания на этапе возбуждения уголовного дела установить данные, свидетельствующие не только о наличии признаков преступления и достаточные для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 146 УПК РФ), но и свидетельствующие о совершении этого преступления конкретным лицом (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).

Таким образом, органы дознания не вправе возбуждать уголовное дело по факту совершения преступления, если даже это преступление и отнесено к их подследственности. Для такой ситуации законодатель установил иную форму расследования - предварительное следствие.

Пределы компетенции органов дознания определяет и персональная подследственность, которая основывается на особенностях субъекта преступления (его возраста, состояния здоровья, служебного положения, отношения к воинской службе и других обстоятельств). Так, например, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими, или лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК).

Новеллой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует признать положение о том, что органы дознания вправе расследовать преступления, совершенные несовершеннолетними. Данный вывод следует из смысла норм гл. 50 УПК РФ, устанавливающей особый порядок производства по делам несовершеннолетних. Правила указанной главы упоминают дознавателя как субъекта принятия решений по делам в отношении несовершеннолетних (ст. 426 УПК России). Порядок расследования уголовных дел в форме дознания в отношении несовершеннолетних будет подробнее рассмотрен далее.

Органы дознания вправе также расследовать преступления, если они совершены лицами, нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, а также лицами, обнаружившими психические расстройства, не исключающие вменяемости. На основании ст. 99 УК РФ этим лицам наравне с мерами уголовного наказания может быть показано применение принудительных мер медицинского характера.

При этом следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК России, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК России. В указанных пунктах определена компетенция дознавателей пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателей органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, дознавателей таможенных органов РФ, дознавателей органов Государственной противопожарной службы. Данное законодательное установление следует понимать таким образом, что дознаватели ОВД не вправе производить дознание по тем преступлениям, которые в силу ч. 3 ст. 151 УПК РФ отнесены к подследственности дознавателей другого ведомства. Если в ОВД поступает информация или сообщение о преступлении, подследственном дознавателям других ведомств, то оно подлежит направлению по подследственности в «нужный» орган дознания.

Новеллой уголовно-процессуального закона России следует признать правило, согласно которому органы дознания вправе возбуждать уголовные дела своей подследственности только в том случае, если установлено лицо, совершившее это преступление. Иными словами, органы дознания могут начать дознание только в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК РФ). Данное законодательное установление необходимо понимать таким образом, что к моменту принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела должно быть установлено лицо, совершившее это преступление.

Фактически законодатель обязывает органы дознания на этапе возбуждения уголовного дела установить данные, свидетельствующие не только о наличии признаков преступления и достаточные для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 146 УПК РФ), но и свидетельствующие о совершении этого преступления конкретным лицом (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).

Таким образом, органы дознания не вправе возбуждать уголовное дело по факту совершения преступления, если даже это преступление и отнесено к их подследственности. Для такой ситуации законодатель установил иную форму расследования - предварительное следствие.

Пределы компетенции органов дознания определяет и персональная подследственность, которая основывается на особенностях субъекта преступления (его возраста, состояния здоровья, служебного положения, отношения к воинской службе и других обстоятельств). Так, например, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими, или лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК).

Новеллой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует признать положение о том, что органы дознания вправе расследовать преступления, совершенные несовершеннолетними. Данный вывод следует из смысла норм гл. 50 УПК РФ, устанавливающей особый порядок производства по делам несовершеннолетних. Правила указанной главы упоминают дознавателя как субъекта принятия решений по делам в отношении несовершеннолетних (ст. 426 УПК России). Порядок расследования уголовных дел в форме дознания в отношении несовершеннолетних будет подробнее рассмотрен далее.

Органы дознания вправе также расследовать преступления, если они совершены лицами, нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, а также лицами, обнаружившими психические расстройства, не исключающие вменяемости. На основании ст. 99 УК РФ этим лицам наравне с мерами уголовного наказания может быть показано применение принудительных мер медицинского характера.

На основании ч. 4 ст. 433 УПК РФ в отношении этих двух категорий лиц производство по уголовному делу ведется в обычном порядке без применения особых правил, установленных гл. 51 УПК РФ. Следовательно, при совершении преступления, отнесенного к подследственности органов дознания, указанными категориями лиц расследование может производиться в форме дознания. Данный вывод следует из смысла положения п. 3 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, согласно которому прокурор вправе вернуть обвинительный акт органу дознания, если есть необходимость вместе с обвинительным актом составить постановление о применении принудительной меры медицинского характера.

Следует отметить, что утверждение о том, что органам дознания подследственны дела в отношении несовершеннолетних, а также лиц, которым показано применение принудительных мер медицинского характера, следует из смысла гл. 50 и 51 УПК РФ, а не указано конкретно законодателем в нормах гл. 32 УПК, регулирующей дознание, или в ст. 150,151 УПК РФ, определяющих подследственность. На наш взгляд такая законодательная конструкция является неверной, поскольку в нормах, специально устанавливающих пределы уголовно-процессуальной компетенции органа расследования и регулирующих особенность производства дознания, должны быть четко определены признаки, определяющие подследственность данного органа.

Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Процессуальный порядок производства дознания. При производстве дознания дознаватель наделен полномочиями:

по возбуждению уголовного дела в порядке ст. 146 УПК РФ;

по производству следственных действий в порядке гл. 24-27 УПК РФ;

по принятию процессуальных решений в порядке и на основаниях, предусмотренных гл. 23, 28 УПК РФ (о начале, месте расследования, о соединении и выделении уголовных дел, о приостановлении и возобновлении, о приобщении в качестве вещественных доказательств и многие др.);

по принятию итоговых решений по окончанию дознания (составлять обвинительный акт в порядке ст. 225 УПК РФ либо постановление о прекращении производства по делу в порядке гл. 29 УПК РФ).

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что расследование в форме дознания так же, как и в форме предварительного следствия, производится по одним и тем же процессуальным правилам, установленным гл. 21, 22, 24-29 УПК РФ.

Поскольку дознание осуществляется только в отношении конкретных лиц, то, следовательно, возбуждение уголовного дела может иметь место только в отношении конкретного лица. На основании ст. 46 УПК России лицо, указанное в постановлении о возбуждении уголовного дела, приобретает статус подозреваемого. Следовательно, к моменту начала дознания в уголовном деле всегда есть такой участник уголовного судопроизводства, как подозреваемый.

На первом этапе производства дознания дознаватель должен принять меры к обеспечению прав подозреваемого. Так, на основании ст. 46 УПК России дознаватель обязан вручить копию постановления о возбуждении уголовного дела лицу, в отношении которого оно возбуждено.

Подозреваемый имеет право знать, в чем он подозревается, и давать объяснения или показания по данному поводу. Иными словами, одним из первых следственных действий при дознании производится допрос подозреваемого. Перед допросом подозреваемому надлежит разъяснить его права, в том числе и право на защитника.

Факт разъяснения прав подозреваемому фиксируется в протоколе допроса. Следует отметить, что бланк данного документа не предусматривает отражения в протоколе волеизъявления подозреваемого о желании иметь или не иметь защитника, а ограничивается лишь указанием на подпись лица в подтверждение того факта, что права разъяснены. Однако законодатель обязывает не только разъяснить право иметь защитника, но также обязывает и отразить в процессуальных документах пожелание подозреваемого по данному поводу, а именно - необходимо спросить у подозреваемого, хочет ли он пригласить защитника. Если хочет, то кого он желает видеть в качестве защитника?

К сожалению, эти позиции не нашли отражения в бланке протокола, что представляется ошибочным. Если дознаватель разъяснит право на защитника, но не отразит в протоколе пожелание подозреваемого, то данный факт может быть расценен как нарушение его прав.

Поэтому мы полагаем, что в протоколе следует отражать позицию подозреваемого относительно его желания воспользоваться своим правом на защитника.

Если к моменту допроса местонахождение подозреваемого неизвестно, то производство следственного действия откладывается, но в материалах уголовного дела обязательно должны иметься документы, подтверждающие факт того, что местонахождение подозреваемого действительно никому неизвестно (рапорты, протоколы допросов свидетелей - родственников, знакомых, справка с места работы, учебы).

При производстве следственных действий в ходе дознания дознаватели соблюдают те же правила, что и следователи (основания, процессуальный порядок производства, судебный порядок получения разрешения на производство отдельных следственных действий, ведение протокола следственного действия (ст. 164-166 УПК РФ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...