Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Основания и процессуальный порядок задержания




 

Для дознания характерно применение такой меры принуждения, как задержание. Рассмотрим более подробно основания и процессуальный порядок задержаний лица в качестве подозреваемого

органами дознания или дознавателем.

На основании ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

В ст. 91 УПК четко обозначен круг субъектов, которые вправе производить задержание. Указание на орган дознания и дознавателя как самостоятельных субъектов принятия процессуального решения следует понимать таким образом, что если решение о задержании принимает штатный дознаватель, (т. е. лицо, состоящее на должности дознавателя), то он самостоятельно принимает данное решение и составляет протокол задержания. Если же задержание производит должностное лицо органа дознания (сотрудник ОВД) по поручению начальника органа дознания, то в этом случае протокол задержания должен быть подписан начальником органа дознания.

Задержание - неотложная мера принуждения, представляющая собой кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Неотложностью данной меры обусловлено и то обстоятельство, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, а потому и на краткий срок, в течение которого проверяется обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному лицу меры пресечения.

Орган дознания, дознаватель могут не задерживать лицо, если нет оснований опасаться, что он скроется от дознания, совершит новое преступление или будет препятствовать установлению истины. Если же основания для такого опасения есть, то указанные соображения выступают в качестве мотивов, побуждающих применить задержание.

Для правоприменительной деятельности очень важным представляется рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под задержанием лица и с какого момента следует исчислять срок задержания.

В соответствии с п. И ст. 5 УПК РФ под задержанием понимается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. На основании п. 15 ст. 5 УПК РФ моментом фактического задержания лица следует считать момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Поскольку фактическое лишение свободы возможно только на основании процессуального документа, в данном случае на основании протокола задержания, то, следовательно, моментом фактического задержания лица следует считать момент составления протокола задержания. Отдельные авторы полагают, что моментом фактического задержания следует считать момент, когда сотрудники ОВД схватили и удерживают лицо на месте совершения преступления или сразу после его совершения. Однако если эту позицию считать верной, то получится, что задержание имеет место еще до возбуждения уголовного дела, что является незаконным. Решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления может быть принято только после возбуждения уголовного дела, причем это лицо должно совершить преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Для установления оснований к задержанию должностному лицу органа дознания или дознавателю необходимо время. В этой связи нам представляется верным считать, что задержание лица на месте совершения преступления (захват), удержание его и доставление в ОВД для выяснения всех обстоятельств не входит в понятие процессуального задержания. Период времени с момента удержания лица на месте совершения преступления и до момента составления протокола о задержании не включается в срок 48 ч. Этот период времени находится за рамками уголовно-процессуальных отношений и регулируется (и срок, и действия сотрудников милиции) другими нормативными актами, в том числе и ведомственными (например. Законом РФ «О милиции», КоАП).

Неслучайно законодатель специально оговорил в ст. 92 УПК РФ, что протокол задержания должен быть составлен в срок не более 3 ч после доставления подозреваемого в орган дознания. Данное законодательное установление следует понимать таким образом, что после доставления лица в ОВД сотрудники должны написать рапорт с обязательным указанием времени доставления. Требование о составлении протокола задержания в срок не более 3 ч делает необходимым обязательное документирование доставления человека в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору с отражением факта, времени, субъекта, основания и иных существенных обстоятельств доставления. В то же время продолжительность проверки важных обстоятельств не может превышать 3 ч. Дознаватель или орган дознания должны принять решение о задержании не позднее 3 ч с момента доставления в дежурную часть ОВД.

Продолжительность задержания составляет 48 ч. При исчислении срока часами следует принимать во внимание и часы и минуты, с которых начинается течение срока. Так, например, если на протоколе задержания дознаватель проставил время 14 ч 45 мин 19 октября, то время задержания истечет в 14 ч 45 мин 21 октября.

При этом не имеет значения, является ли 21 октября выходным или праздничным днем.

Основания задержания лица в качестве подозреваемого четко перечислены в законе и не подлежат расширительному толкованию. При наличии оснований к задержанию лица в качестве подозреваемого дознаватель приступает к процессуальному оформлению данного решения.

Процессуальный порядок задержания представляет собой необходимость выполнения нескольких действий, обязательных при применении данной меры принуждения.

. После доставления подозреваемого в орган дознания в срок не более 3 ч должен быть составлен протокол задержания.

. В протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 настоящего Кодекса.

Кроме того, в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

. О произведенном задержании орган дознания или дознаватель обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 ч с момента задержания подозреваемого, т. е. в течение первых 12 ч с момента составления протокола.

. Дознаватель не позднее 12 ч с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

Способ уведомления о задержании близких родственников или родственников определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей. Это можно сделать по телефону, телеграфу, телеграммой, любым иным письменным способом.

Уведомление должно включать в себя информацию о самом факте задержания, местонахождении задержанного, номере телефона места содержания задержанного или должности лица, в производстве которого находится уголовное дело. По усмотрению последнего в уведомление могут быть включены и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением слу' чаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Таким образом, в случае задержания в порядке ст. 91 УПК РФ несовершеннолетнего родители или лица, их заменяющие, либо администрация детского учреждения уведомляются о факте задержания подростка в обязательном порядке.

Санкция прокурора на отказ об уведомлении близких родственников или родственников задержанного, должна быть получена в течение 12 ч с момента задержания, но с таким расчетом, чтобы в случае несогласия прокурора с отказом в уведомлении можно было бы уведомить родственников в указанный срок.

. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 настоящего Кодекса. Первый допрос подозреваемого, задержанного в порядке ст. 91 УПК, должен состояться не позднее 24 ч с момента задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 ч может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

. Подозреваемый в совершении преступления подлежит личному обыску в порядке, установленном ст. 184 настоящего Кодекса. Личный обыск подозреваемого может быть произведен одновременно с принятием решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, но перед составлением протокола задержания. В нем уже должны быть отражены результаты личного обыска задержанного.

При проведении личного обыска надо иметь в виду, что при захвате и доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления, он может быть подвергнут административному досмотру, результаты которого должны быть отражены в документе о доставлении (рапорте, протоколе). Такой документ или его копию целесообразно приобщать к протоколу задержания и материалам уголовного дела.

По истечении 48 ч, когда заканчивается срок задержания, дознаватель должен принять одно из следующих решений:

освободить подозреваемого, отобрав от него обязательство о явке;

освободить подозреваемого и применить к нему одну из мер пресечения, не связанных с лишением свободы;

не освобождать подозреваемого, а обратиться в суд с ходатайством о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако в этом случае следует иметь в виду, что если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 ч с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания в лице его начальника. Также уведомляется и прокурор. Согласно ч. 6 ст. 108 УПК судья при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вправе отложить принятие решение на срок не более чем на 72 ч для предоставления ему дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания, и направляет постановление дознавателю, прокурору, подозреваемому. Однако по истечении этого дополнительного срока дознаватель должен вновь обратиться с ходатайством в суд либо же принять решение об освобождении подозреваемого.

В случае, если дознаватель принял решение не освобождать задержанного, а ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения - заключение под стражу, следует иметь в виду, что законодатель в ч. 3 ст. 108 УПК РФ требует обратиться в суд с подобным ходатайством не позднее чем за 8 ч до истечения срока задержания, т. е. через 40 ч после задержания. Именно 8 ч отводится суду на рассмотрение ходатайства и установление оснований к избранию меры пресечения в виде заключение под стражу. Вместе с тем в практической деятельности имеют место случаи, когда за 8 ч обратиться в суд нельзя, поскольку это время может приходиться на ночное. В этом случае дознаватель должен представить судье материалы не за 8 ч, а даже раньше, например за 10-14 ч до истечения срока задержания. Проиллюстрируем сказанное на примере. Протокол задержания в отношении Шишкова был составлен 3 марта в 8 ч утра.

Если следовать законодательному установлению, то дознаватель должен представить материалы судье за 8 ч до истечения срока, т.е. в 24 ч. Однако в ночное время суд не работает. В этой связи дознавателю следует просчитать подобную ситуацию и обратиться в суд с материалами, обосновывающими арест, накануне, т. е. 4 марта. Причем с таким расчетом, чтобы у суда было время по продолжительности не менее 8 ч для рассмотрения ходатайства о заключении под стражу. Таким образом, в суд дознаватель должен обратиться 4 марта начиная с 12 ч дня.

Можно констатировать тот факт, что фактически из 48 ч, отведенных законодателем на задержание, дознаватель имеет мало времени для непосредственной работы с задержанным. В этом случае в практической деятельности дознаватель зачастую обращается к судье с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, понимая, что на момент обращения в суд доказательств обоснованности данного решения может быть недостаточно. Понимает это и судья. Поэтому на основании ч. 7 п. 3 ст. 108 УПК РФ судья вправе вынести постановление о продлении срока задержания на срок не более 72 ч с момента вынесения судебного решения для сбора дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя в том случае, если:

) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 настоящего Кодекса.

При наличии оснований освобождения подозреваемого, перечисленных в ч. 1 ст. 94 УПК, дознаватель выносит постановление об освобождении подозреваемого. Постановление об освобождении должно быть немедленно доставлено в место содержания задержанного, а дознаватель должен убедиться в выполнении своего постановления.

При освобождении подозреваемого ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании в отношении подозреваемого заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

Кроме задержания, к подозреваемому могут применяться и иные меры принуждения, в частности меры пресечения, предусмотренные гл. 13 УПК РФ. При выборе вида меры пресечения, определении оснований и процессуальном оформлении избранной меры пресечения дознаватель пользуется теми же правилами, что и следователь. Вместе с тем при избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу при производстве дознания существуют некоторые особенности.

В порядке ст. 108 УПК России дознаватель вправе заявить суду согласованное с прокурором ходатайство об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Эта мера избирается дознавателем в общем порядке, а именно: учитываются основания, установленные ст. 97, 100, 108 УПК РФ, к ходатайству прилагаются необходимые материалы. По результатам рассмотрения ходатайства судья вправе вынести такие же решения, как если бы к нему обратился и следователь (отказать в удовлетворении ходатайства, дать согласие и избрать меру пресечения либо продлить срок задержания до 72 ч, если к подозреваемому применялось задержание в порядке ст. 91 УПК России).

Таким образом, процессуальная процедура избрания меры пресечения - заключение под стражу - при дознании ничем не отличается от той, которая предусмотрена на предварительном следствии. Особенность избрания этой меры пресечения касается не процессуальной процедуры, а тех действий, которые должен выполнить дознаватель в случае получения согласия суда на арест подозреваемого.

На основании ст. 100 УПК РФ продолжительность действия меры пресечения, избранной в отношении подозреваемого, не может превышать 10 суток. Это правило распространяется и на меру пресечения в виде заключения под стражу. По истечении указанного срока дознаватель в соответствии с ч. 2 ст. 224 УПК РФ должен составить обвинительный акт и передать уголовное дело в суд. Если же составить обвинительный акт невозможно (например, в силу недостаточности собранных доказательств), то дознаватель должен на основании ч. 3 ст. 224 УПК РФ, предъявить подозреваемому обвинение в порядке гл. 23 УПК РФ, т. е. перевести его в другой процесс.

Если же и обвинение предъявить невозможно (опять-таки в силу недостаточности собранных доказательств), то мера пресечения - заключение под стражу - должна быть отменена (ч. 3 ст. 224 УПК РФ).

Фактически законодатель обязывает дознавателя уже в момент избирания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу определиться в вопросе о том, сможет ли он в течение 10 суток получить достаточные доказательства либо для предъявления обвинения, либо для составления обвинительного акта. В противном случае нет необходимости проходить эту непростую процедуру получения согласия суда на заключение под стражу.

Заканчивая рассмотрение сущности дознания, следует обратить внимание на то, что при дознании лицо приобретает статус обвиняемого в двух случаях:

) когда подозреваемому предъявляется обвинение в порядке гл. 23 УПК России в ситуации, которая была рассмотрена выше (т. е. при избрании меры пресечения - заключения под стражу);

) когда по окончании дознания составляется обвинительный акт в порядке ст. 225 УПК РФ.

По окончании дознания возможно принятие следующих итоговых решений:

составление обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ);

вынесение постановления о прекращении уголовного дела (ст. 213 УПК РФ).

Принятие решения о передаче уголовного дела по подследственности не является видом итогового решения. Дознание как форма расследования преступления оканчивается, однако расследование по уголовному делу продолжится в другой форме - в форме предварительного следствия.

дознание уголовный процессуальный следственный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...