Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Нормативно - правовые основы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации





 

Содержание правового статуса инвалидов составляет их правовое положение, основанное на принципах социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации.

В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты.

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое.

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов»:

- инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;

-  инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица;

-  инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;

-  инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания.

Статус инвалидов в целом основывается как на общих социально-экономических и организационных гарантиях прав, устанавливаемых для всех граждан, так и гарантиях, специально предназначенных для инвалидов.

Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В июле 1996 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».

В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».



Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством.

Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют статья 15 и статья 17 Конституции Российской Федерации. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы.

Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Особое значение для права социального обеспечения имеют статьи Конституции, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения.

Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении.

Анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов позволяет констатировать, что оно состоит:

- из Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и его подзаконной правовой базы с присущим только им предметом правового регулирования;

-  правовых актов, нормы которых регламентируют иные отношения в области социальной защиты инвалидов (социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальная защита отдельных категорий инвалидов).

К правовым актам в области социальной защиты инвалидов следует относить также акты, нормы которых в рамках своих отраслей регламентируют отношения, так или иначе касающиеся инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт).

Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социальной защиты инвалидов.

-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной особенностью данного этапа является принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования.

В 1995 г. с принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также законов о социальном обслуживании, по сути дела, была сформирована законодательная база в области социальной защиты инвалидов.

-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном этапе осуществляется формирование пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные начала положения детей (в том числе детей-инвалидов).

-й этап: 2002 - 2008 гг. Регламентация отношений в области социальной защиты инвалидов в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).

Именно в этот период нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов» подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие «реабилитация инвалидов», расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.

Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:

). разграничения предметов ведения;

). создания и функционирования организационного механизма;

). труда и занятости;

). обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

). деятельности общественных объединений инвалидов.

Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности.

Внесение изменений в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» не внесло ясности в регулирование отношений в рассматриваемой области.

Федеральный центр и субъекты Российской Федерации при принятии Федерального закона «О социальной защите инвалидов» наделялись практически идентичными полномочиями в области социальной защиты инвалидов.

Нормами Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из компетенции субъектов Российской Федерации были исключены принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области; утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов.

В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:

- принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);

-  установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;

-  реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);

-  обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

-  социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);

-  установления льгот различным категориям инвалидов, общественным объединениям инвалидов.

Нормами Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» статья 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» была изложена в новой редакции.

Субъектам Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов было возвращено право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

Однако сравнительный анализ первоначальной и последней редакции статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяют говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов Российской Федерации вопросов создания организационного механизма в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» не содержат (и не содержали) структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов.

Анализ компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами различных правовых актов, позволяет определить компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в связи с чем Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» следует дополнить статьей 5.1, нормы которой устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях муниципальных образований, участия в реализации федеральных, региональных программ в области социальной защиты инвалидов, разработки и финансирования муниципальных программ в указанной области, принятия в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области социальной защиты инвалидов, формирования бюджетов муниципальных образований в части расходов на социальную защиту инвалидов, формирования органов управления муниципальной системы социальной защиты инвалидов, создания и управления объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении муниципальных образований, ведения муниципальных банков данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Основополагающей в области регламентации отношений по социальной защите следует считать проблему создания и функционирования организационного механизма.

Вопросами социальной защиты инвалидов в настоящее время в той или иной мере призваны заниматься органы управления и организации, являющиеся составной частью различных организационных систем (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, реабилитация).

В области реабилитации нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ упразднен институт Государственной службы реабилитации инвалидов - модели организационного механизма в области реабилитации инвалидов. На сегодняшний день эти функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Основной проблемой в области труда и занятости по-прежнему является незаинтересованность работодателя в приеме инвалидов на работу, создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям - все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

Следует отметить, что трудоустройство инвалидов сопряжено с определенными проблемами и материальными затратами, в частности, сюда следует отнести необходимость создания специализированных рабочих мест или производственных участков, применение гибких, нестандартных форм организации труда, использование надомного труда.

Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданны.

Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

В области обеспечения инвалидов к объектам различных инфраструктур в настоящее время сформирована нормативно-правовая база, необходимая для руководства при разработке проектной документации с учетом потребностей инвалидов.

Минтруд России совместно с Госстроем России разработали, утвердили и ввели в действие комплект нормативной и методической документации, предназначенной для обеспечения организации и проведения в городах и других поселениях Российской Федерации мероприятий по реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов».

Тем не менее приоритетными в данной области социальной защиты инвалидов должны оставаться: организация проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, застройки городов и других населенных пунктов на основе неукоснительного соблюдения нормативных актов в части доступности для инвалидов; формирование жилищной политики с учетом предоставления инвалидам равных со всеми гражданами жилищных условий исходя из особенностей, обусловленных характером инвалидности и физическими возможностями инвалидов.

В области деятельности общественных объединений инвалидов Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было отменено установление льгот, в том числе и по налогообложению, что сводит практически на нет как существование действующих объединений, так и создание и функционирование новых.

Установление преференций Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» общественным объединениям инвалидов будет касаться далеко не всех объединений.

Представляется целесообразным возвращение к практике квотирования мест для общественных объединений инвалидов в представительных органах региональной и муниципальной власти.

Отдельный акцент следует сделать на регламентации отношений в области создания и функционирования системы профилактики инвалидности, в частности: решения комплекса задач в части оказания первичной медико-санитарной помощи; профилактики вакцинации от инфекционных заболеваний, охраны труда и программ предупреждения несчастных случаев в различных ситуациях, включая приспосабливание рабочих мест в целях предупреждения профессиональных заболеваний и потери трудоспособности, предупреждения инвалидности, которая является следствием загрязнения окружающей среды или вооруженных конфликтов, разработки правил безопасности в целях сокращения числа несчастных случаев на транспорте и в повседневной жизни; контроля за использованием наркотических средств и алкоголя и борьбы со злоупотреблением ими.

Также в действующем законодательстве существуют проблемы, которые касаются детей - инвалидов.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Наиболее существенным минусом российского законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаток конкретных механизмов реализации правовых норм по профилактике и реабилитации инвалидов.

Поэтому главным и первостепенным направлением реформирования данной политики является совершенствование не только материальной поддержки инвалидов, но и профилактики инвалидности, обеспечения для них среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет целый ряд существенных проблем:

-  недостаточно развита практика в области судебной и административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Сложно обеспечивать права инвалидов с тяжелыми формами заболеваний из-за ограничения в передвижении и недоступности судов и исполнительных органов для посещения инвалидами.

-  многие инвалиды не достаточно информированы о своих правах.

-  актуальна проблема врачебной ошибки и халатности медицинского персонала, невыполнение правил в отношении больного, что является одной из причин инвалидности.

Несмотря на то, что Россия, в соответствии с Конституцией РФ, является социальным государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина для всех членов общества вне зависимости от каких либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут в полной мере воспользоваться своими конституционными правами.

Проблемы, прежде всего, связаны с наличием препятствий, мешающих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Потребности таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Это мешает инвалидам свободно передвигаться.

Серьезные проблемы связаны с деятельностью системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Очень часто затягивается прохождение медико-социальной экспертизы, не обеспечен полный охват всех детей-инвалидов индивидуальными программами реабилитации.

Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся, нет специальных пособий, учебников, программ.

Вместе с тем экспертами отмечается, что необходимы дополнительные законодательные средства для полного обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Нужно обеспечить более полный охват детей-инвалидов профессиональным образованием.

На законодательном уровне была предпринята попытка решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями через принятие специального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Проект закона был внесен в Государственную Думу в 1997 году, но в дальнейшем был снят с рассмотрения.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств - участников СНГ.

Вопросы, связанные с реализацией права на образование весьма актуальны в настоящее время, так как право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности.

Оно является одной из фундаментальных ценностей современного общества, что отражается в международных нормах о правах человека, а также в постоянно развивающемся национальном законодательстве об образовании.

При этом особое значение оно приобретает в отношении лиц с ограниченными возможностями. Но актуальность в первую очередь подтверждается несовершенством ныне действующего законодательства в области правового регулирования прав инвалидов на образование.

Обеспечение конституционных прав инвалидов на образование является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства. А для того чтобы функции государства успешно реализовывались, они должны иметь соответствующее правовое оформление.

С тех пор как в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, касавшиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые оказались в странной правовой ситуации.

С одной стороны, как показывает анализ региональной практики, эти учреждения являются, как правило, муниципальными. Это допускается Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, утвержденном Минобразованием Российской Федерации от 22.10.1999г. №636.

С другой стороны, существуют нормы федерального законодательства п. 6.2 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», а также ст. 26.3. Федерального закона Российской Федерации от 11.12.2004 №159 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации», относящие, по мнению целого ряда экспертов, полномочия по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) учреждениях на уровень субъекта Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 6.2 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Та же формулировка присутствует и в ст. 26.3. ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»:

- к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

-  организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации - т. е. в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Передача полномочий по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий».

Указанная норма Закона РФ «Об образовании» (п. 6.2 ст.29), передающая специальные коррекционные учреждения в ведение субъекта Российской Федерации, имеет не самую удачную формулировку, что привело к некоторым проблемам в ее реализации на региональном уровне.

Возникшая путаница с распределением полномочий обусловлена тем, что до сих пор не приведено в соответствие с новым законодательством о разграничении полномочий Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Данным типовым положением установлено, что коррекционные учреждения могут быть двух видов - государственные коррекционные учреждения и муниципальные коррекционные учреждения.

При этом учредителями государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти, учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

Также установлено, что передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается с согласия последних.

То есть налицо противоречие между нормами Закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и нормами Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, дающего возможность муниципальным органам быть учредителями специальных коррекционных учреждений.

Возникает вопрос, что имел в виду законодатель в ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий» от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ.

В соответствии с первым вариантом, законодатель планировал передать специальные (коррекционные) образовательные учреждения в ведение субъектов Российской Федерации, в данном случае необходимо привести в соответствие с Федеральным законом подзаконный нормативный акт - Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Во втором случае, если законодатель хотел подчеркнуть, что финансирование специальных (коррекционных) учреждений осуществляется «в соответствии с нормативами» органами власти субъекта Российской Федерации, вероятно посредством выделения субвенций, в размере, необходимом для покрытия всех расходов учреждения, следовало бы изложить данное положение яснее.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими нормативными актами установлен достаточно широкий объем прав инвалидов и государственных гарантий их реализации.

Вместе с тем, одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день является проблема реализации данных прав и обеспечения социальных гарантий инвалидам.

Проблемы реализации данного Закона связаны, в первую очередь, с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на социальную защиту инвалидов и обеспечение социальной адаптации инвалидов.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью.

Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Основной проблемой в области труда и занятости по-прежнему является незаинтересованность работодателя в приеме инвалидов на работу, создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям - все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

Права инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в теории представлены в различных нормативно-правовых актах, но, на практике реализация этих прав полностью не осуществляется, и, в связи с этим, лица с ограниченными возможностями имеют проблемы с получением образования, передвижением, получением медицинского освидетельствования, что не дает им возможности осуществить нормальную полноценную интеграцию в общество.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.