Организация социальной защиты инвалидов в Челябинской области
В Челябинской области, как и в целом в Российской Федерации, последовательно проводится работа по социальной поддержке инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, создание для них условий для реабилитации и интеграции в современное общество. По данным органов социальной защиты Челябинской области и отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области, численность инвалидов по состоянию на 1 июля 2010 года составила 241385 человек. Для создания в Челябинской области полноценной системы социальной поддержки инвалидов, реабилитации и интеграции их в общество, формирования доступной среды жизнедеятельности необходимы выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода. С учетом требований Конвенции разработана новая Программа. Программа состоит из двух частей. Первая часть - «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области» на 2011 - 2015 годы. В рамках мероприятий первой части Программы будет осуществляться реализация разработанных ранее направлений, направленных на социальную поддержку инвалидов. Вторая часть - подпрограмма «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Челябинской области» на 2011 - 2015 годы. Мероприятия подпрограммы разработаны на основе положений Конвенции и направлены на формирование в Челябинской области условий для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения наравне со всеми гражданами к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Общий объем финансирования Программы составляет 254428,5 тыс. рублей в ценах 2010 года (из них 175279,5 тыс. рублей - на мероприятия подпрограммы). В том числе объем финансирования по годам составляет: - 2011 год - 20000,0 тыс. рублей (из них 11963,0 тыс. рублей - на финансирование подпрограммы); - 2012 год - 22500,0 тыс. рублей (из них 14083,0 тыс. рублей - на финансирование подпрограммы); - 2013 год - 24727,5 тыс. рублей (из них 15010,5 тыс. рублей - на финансирование подпрограммы); - 2014 год - 107124,1 тыс. рублей (из них 80821,0 тыс. рублей - на финансирование подпрограммы); год - 80076,9 тыс. рублей (из них 53402,0 тыс. рублей - на финансирование подпрограммы). В Челябинской области в 50 муниципальных образованиях успешно работают комплексные центры социального обслуживания населения, которые оказывают социальные услуги и социальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В структуре комплексных центров социального обслуживания имеются следующие отделения: - отделения срочного социального обслуживания; - отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; - специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (на базе которых по мере необходимости организуется обслуживание детей); - консультативные отделения; - отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделения социально-консультативной и правовой помощи; - отделения социально-психологической помощи семье и детям. Деятельность отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.
В настоящее время в области действует 169 отделений, которые в течение года обслужили 34 033 человек из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, это на 66 человек больше, чем в 2009 году (в 2009 году было обслужено 33 967 человек). Распространенные в пожилом возрасте заболевания часто приводят к потере способности к самообслуживанию. В связи с этим проводится работа по организации специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. В настоящее время в области функционирует 15 таких отделений, в которых социально-медицинские услуги в 2010 году получили 875 человек (в 2009 году - 862 человека). В области стабильно работают 41 отделение дневного пребывания, в которых граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, получают медицинскую помощь, горячее питание. Для поддержания активного образа жизни для них организуется проведение культурно-массовых мероприятий, привлечение к посильной трудовой деятельности. За 2011 год социальные услуги и оздоровление в отделениях дневного пребывания получили 14 148 человек, за 2010 год социальные услуги и оздоровление в отделениях дневного пребывания получили 13 958 человек (в 2009 году - 13 820 человек).
Для оказания неотложной помощи разового характера лицам, остро нуждающимся в социальной поддержке, в 48 комплексных центрах социального обслуживания населения работают отделения срочного социального обслуживания. В течение 2010 года социальные услуги и различные виды социальной помощи в отделениях срочного социального обслуживания получили более 441 тыс. человек, это на 51 тыс. человек больше, чем в 2009 году. Отделениями срочного социального обслуживания оказываются также дополнительные услуги, такие как распиловка дров, вспашка огородов, ремонт жилья. Во всех муниципальных образованиях при управлениях социальной защиты населения и центрах социального обслуживания созданы мобильные службы.
За 2010 год услуги мобильной службы оказаны более 47 тыс. человек, проживающим в малых и отделенных населенных пунктах области, которым предоставлено более 69 тыс. услуг (в 2009 году более 55 тыс. услуг оказаны 46 тыс. человек). В 2011 году услуги мобильно службы были оказаны 50 тыс. человек.
Дальнейшее развитие в области получила социально- консультативная и правовая помощь населению. В течение 2010 года более 80 тыс. человек получили социально-правовые услуги по вопросам предоставления мер социальной поддержки, оказания социальной помощи и социального обслуживания. На базе 4 учреждений социального обслуживания населения (Верхнеуфалейский, Копейский, Златоустовский, Южноуральский городские округа) имеются отделения временного проживания, в которых в течение года социальные услуги получили 199 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в уходе и временном приюте, это на 44 человека больше чем в 2009 году. Всего в течение 2010 года в муниципальных учреждениях социального обслуживания населения социальные услуги и социальную помощь получили более 617 тыс. человек (в 2009 году - 525 тыс. человек). В системе социальной защиты населения Челябинской области функционирует 18 областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания (на 4 403 места), 2 профессиональных училища-интерната (на 236 мест), и 8 муниципальных домов-интернатов малой вместимости на 243 места. В 2010 году в государственные стационарные учреждения было устроено 546 граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, что составило 60,5 % от общего числа нуждающихся и состоящих на учете в Минсоцотношений, в том числе детей-инвалидов 118 человек (81,9 % от общего числа нуждающихся детей-инвалидов, состоящих на учете в Минсоцотношений). За счёт внутренних ресурсов поэтапно увеличивается численность мест в психоневрологических интернатах (с 2005 года в общей сложности на 125 мест). В связи с увеличением численности граждан, страдающих психическими расстройствами и нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, и в целях сокращения очередности в психоневрологические интернаты, в декабре 2009 года была проведена работа по перепрофилированию Челябинского дома-интерната № 2 для инвалидов и престарелых в психоневрологический интернат.
Благодаря этому, в 2010 году стационарное социальное обслуживание смогли получить дополнительно свыше 160 граждан, имеющих хронические психические заболевания и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и оказание медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Предоставление стационарного социального обслуживания осуществляется в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения Челябинской области, утвержденными постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 г. № 53-П «Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Челябинской области». В стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется комплекс социальных услуг, направленных на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам (материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг). В стационарных учреждениях социального обслуживания гражданам предоставляется 4-разовое питание с выдачей перед сном кисломолочной продукции. Средняя стоимость питания в расчете на одного человека в день, включая средства областного бюджета и средства, поступающие от граждан в качестве платы за стационарное обслуживание, представлена в таблице: Большое внимание уделяется обеспечению проживающих диетическим питанием в соответствии с имеющимися у них хроническими заболеваниями, в том числе нуждающимся в щадящем питании при отсутствии зубов.
Количество действующих диет в каждом учреждении устанавливается в зависимости от наличия групп диспансерного учета. Диетическое питание назначается всем нуждающимся, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом, сердечнососудистой системы. Медицинское обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется в соответствии с имеющимися в учреждениях лицензиями на право осуществления отдельных видов медицинской помощи. Все государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания, профессиональные училища-интернаты для инвалидов имеют лицензии на медицинскую деятельность. Все проживающие в стационарных учреждениях ежегодно проходят углубленный медицинский осмотр. В рамках диспансерного наблюдения, граждане осматриваются по группам заболеваний специалистами необходимого профиля (невролог, отоларинголог, офтальмолог, дерматолог) с проведением активных лечебно-профилактических мероприятий. Для этих целей в учреждениях работают кабинеты физиотерапии, стоматологии, кабинеты лечебной физкультуры и массажа. В двух учреждениях проводится ультразвуковое исследование. Все учреждения в достаточном объеме обеспечиваются лекарственными средствами. Для лечения острых и хронических заболеваний, а также в целях профилактики заболеваний, используются современные лекарственные средства. Стационарное социальное обслуживание предоставляется дифференцировано с учетом состояния здоровья клиентов. Для граждан, находящихся на постельном режиме и не передвигающихся самостоятельно организованы специализированные отделения милосердия, в которых обеспечивается повышенный уход с привлечением дополнительного обслуживающего персонала, использованием специальных технических средств реабилитации, предоставлением в большем объеме мягкого инвентаря. В настоящее время в 49 отделениях милосердия, предназначенных для граждан, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, проживает 1 252 человека. Постоянно осуществляется работа по направлению инвалидов стационарных учреждений на медико-социальную экспертизу для разработки индивидуальных программ реабилитации. Такие программы имеют практически все инвалиды. Возможность предоставления гражданам социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания зависит от технического состояния зданий и сооружений. В связи с этим, в 2010 году было продолжено проведение ремонтных работ в стационарных учреждениях с использованием современных материалов, что позволило улучшить комфортное и безопасное проживание в нем граждан. Уделено особое внимание реализации противопожарных мероприятий. Неотъемлемым элементом социального обслуживания является реабилитация, осуществляемая во всех стационарных учреждениях социального обслуживания. Реабилитационная работа в учреждениях осуществляется по нескольким направлениям: - медицинская реабилитация; - социально-средовая ориентация и социально-бытовая адаптация; - социально-трудовая реабилитация; - реабилитация методами физической культуры и спорта; - социокультурная реабилитация. Для инвалидов, имеющих тот или иной реабилитационный потенциал, комплекс реабилитационных мероприятий реализуется в реабилитационных отделениях. В настоящее время в Челябинской области наблюдается стабилизация роста инвалидизации граждан на уровне 6,8 процентов от общей численности населения, наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также уровня инвалидности в трудоспособном возрасте, численность детей-инвалидов в последние годы находится приблизительно на одном уровне. Осталась нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Таким образом, выше обозначенные объемы финансирования настолько малы, что не позволят достичь в полной мере обозначенных программой задач. На сегодняшний день получается, что формально проблемы инвалидов решены, и обслуживание медицинское для них качественное, и они в полной мере могут довольствоваться благами цивилизации. На самом деле все это далеко от действительности, так, например, южноуральские инвалиды стоят в очереди за изделиями медицинского назначения по три и более месяца. Если подсчитать, получится, что люди, которым сейчас за 70, провели в очередях не один год. В детстве стояли за хлебом, в зрелости за талонной колбасой, сейчас томятся в самой печальной из всех очередей - за слуховыми аппаратами, абсорбирующим бельем, моче- и калоприемниками и другими изделиями, о существовании которых не подозревали в юности, но без которых жизнь в старости превращается в пытку. Деликатный вопрос. На чиновничьем языке все вышеперечисленные устройства именуются средствами технической реабилитации. Государство берет на себя ответственность бесплатно обеспечивать ими инвалидов, потому что на российскую пенсию не купишь не то что коляску с электроприводом, но и абсорбирующие трусы. И хотя перечень средств технической реабилитации постоянно расширяется (в последние годы к нему прибавились голосообразующие аппараты, телефонные устройства с текстовым выводом, ортезы, кресла-стулья с санитарным оснащением и т.д.), на всех нуждающихся их все равно не хватает. К примеру, заявки на памперсы, на сегодня являющиеся самой востребованной продукцией для инвалидов, удовлетворены только на 60 %. Те, кто прошел эти испытания, смело могут назвать себя героями. Но, увы, даже последние печати и подписи на разрешительных документах не приближают инвалидов к цели. Имея на руках полный пакет официальных подтверждений своих прав на костыли и протезы, памперсы и калоприемники, они ждут месяц, два, три... А поскольку стоят в этой очереди в основном больные и пожилые, многие умирают, так и не дожив до окончания процедуры оформления. Управляющая региональным отделением Фонда социального страхования РФ Ядвига Соколова не считает ситуацию критической: «Обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации мы занимаемся с 2005 года. За это время финансирование с 99 миллионов возросло до 204,5 миллиона в 2008-м. Не уменьшилось оно и в нынешнем году, несмотря на финансовый кризис. Области выделены средства на уровне прошлого года и дополнительно получено еще 7,5 млн. Но и количество инвалидов увеличивается: в прошлом году число заявок составляло 39 тысяч, а в этом только за первое полугодие превысило 35 тысяч. Самих инвалидов становится ненамного больше. Но поскольку перечень технических средств реабилитации пополняется новыми наименованиями, появляются и те, кто ими пользуется. Кроме того, многие инвалиды нуждаются сразу в нескольких изделиях, и если медико-санитарная экспертиза подтвердила, что человеку нужны коляска, трость, протез и костыль, то мы все это должны ему предоставить. Отлаженной системы обеспечения инвалидов пока не создано. По правилам все средства технической реабилитации должны поставляться по конкурсу, который в общей сложности длится 45 дней. После этого заключается контракт с победителями, и они, в свою очередь, начинают работать с поставщиками. Ими могут быть как заводы-изготовители технических средств реабилитации, так организации, занимающиеся реализацией их продукции. Предприятий, выпускающих такую продукцию, не так много. Например, коляски для инвалидов в России изготавливают несколько заводов, которые рассылают свою продукцию в регионы по мере того, как ее производят. Отсюда задержки по времени. Памперсы, калоприемники, другие наименования изделий для инвалидов исключительно импортного производства. А импорт - это транспортировка, проблемы с таможенным оформлением. Поскольку Челябинское региональное отделение фонда не коммерческая, а кредитно-финансовая организация, у нас нет транспорта для доставки, складов, продукция поступает потребителям прямо «с колес»: сегодня привезли большую партию, а следующую приходится ждать. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, и мы не властны здесь что-то менять или брать деньги из других источников. Можем только просить и, кстати, не теряем надежды, что в этом году нам вновь выделят дополнительные средства. В Швеции эта проблема решается иначе - там просто выдают деньги на руки, и инвалид сам покупает то, что ему нужно, но южноуральских инвалидов такие перемены ждут не скоро. Очень хотелось бы верить руководителю, но реальность говорит сама за себя: многие южноуральские инвалиды уже перестали верить в то, что доживет до обещанного государством. В районных фондах социального страхования, как правило, ссылаются на поставщиков, которые должны привезти продукцию на дом инвалидам, но почему-то не везут, при этом координаты поставщиков держатся в секрете. Удобная ситуация для всех тех, кто завязан в цепочке по обслуживанию инвалидов. Кроме самих инвалидов, разумеется. А, может, на то и расчет: умирает человек - исчезает проблема? Как сообщила Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Ядвига Соколова, если инвалид покупает памперсы или иную продукцию на свои деньги, то фонд компенсирует ему затраты. Для этого при получении покупки надо оформить кассовый и товарный чеки и отправить их в районное управление соцстраха. Сотрудники фонда вышлют деньги почтовым переводом или отправят на расчетный счет инвалида в банке. И, конечно, необходимо иметь на руках документы медицинской судебной экспертизы, подтверждающие право инвалида на те или иные средства технической реабилитации. Инвалидов Челябинской области почти год назад перевели на новый порядок получения технических средств реабилитации (коляски, костыли, протезы, памперсы), а через полгода, в июле 2011 года постановлением правительства Челябинской области шокировали новым уровнем компенсаций за коммунальные услуги. Памперсы и коляски многие ждут до сих пор, им откровенно говорят: денег нет, а льготы за коммунальные услуги инвалидам снизили в 10 раз. Помимо снижения льгот, инвалиды не согласны с тем, что до их семи отделений Челябинской областной общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» не доходят средства на проведение реабилитации. Работу необходимую они проводят, но председателям не дают ни копейки. Равно как на ремонт помещений организаций, и на оплату коммунальных услуг. Пока решается вопрос по долгам за коммунальные платежи, в адрес организаций инвалидов приходят определения Арбитражного суда о взыскании задолженности, предупреждения о закрытии помещений, -рассказывает председатель организации Инвалидов Курчатовского района Галина Завьялова, -между тем средства на эти цели обществу поступают. На 2010 год было выделено 1 миллион 940 тысяч рублей. Помимо этих средств, ЧООО ВОИ имеет огромную финансовую прибыль от сдачи в аренду 7 тысяч квадратных метров нежилых и жилых помещений. Все эти суммы несправедливо распределяются очень узким кругом лиц из правления, расходуются в основном на содержание непомерно раздутого, неэффективно работающего аппарата общества. Инвалиды возмущались этим не раз, жаловались, но в ответ на запросы власти руководитель общества Елена Куртеева уверяла, что федеральные средства в сумме 1 миллиона 940 тысяч рублей распределялись как надо: на уставную деятельность местных организаций ЧООО ВОИ, содержание зданий, принадлежащих ЧООО ВОИ на правах собственности и аренды, заработную плату по договорам подряда. Но рядовые члены общества не верят ей, утверждая, что данные неверны. Более того, они упрекают ее в фальсификации. Смета расходов на 2010 год вообще отсутствует, не утверждена. Государственные структуры не вмешиваются в деятельность общественных организаций, но контроль за использованием бюджетных средств должен быть, -говорит Елена Птицина, председатель организации инвалидов Советского района, -существующему контрольно-ревизионному органу при ЧООО ВОИ мы не доверяем, он фальсифицирует ежегодные акты проверок. Необходим жесткий и независимый аудит. Вот чего мы ждем и требуем. Также имеет место и такая проблема как получение инвалидности, которую даже при наличии соответствующих показаний инвалидам не дают, а иногда даже безосновательно снимают. Зачастую бывают случаи, что человека без ног через год гоняют на комиссию, а не отросли ли ноги за год ноги. В качестве основных направлений совершенствования социальной защиты инвалидов в Челябинской области необходимо предложить следующее. В области реализации инвалидами своего права на здоровье необходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, гражданским и профессиональным кодексами на врачей возложены не только лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям. Безотлагательных действий требует проблема прохождения медико-социальной экспертизы - основополагающей услуги в жизни инвалида. Только после ее прохождения и установления факта инвалидности определяется объем и номенклатура предоставляемых реабилитационных услуг. В тоже время потребность в реабилитации может возникнуть у человека и до признания его инвалидом. Например, лица, не являющиеся инвалидами, при наличии соответствующих медицинских показаний к ортезированию, нуждаются в протезно-ортопедической помощи и проведении реабилитационных мероприятий. Это неотъемлемая часть комплекса мероприятий по профилактике развития инвалидности. Предполагается в ближайшее время проработать такую организацию реабилитационного процесса, которая определялась бы не наличием инвалидности у человека, а его состоянием и потребностью в реабилитационных услугах. Зачастую специалисты медико - социальной экспертизы на местах без достаточных обоснований, опираясь на субъективные оценки, обрекают инвалидов на нищенское существование. В результате многие инвалиды вообще боятся обращаться в бюро медико - социальной экспертизы. И это не голословное утверждение. Инвалиды из разных регионов обращаются с жалобами на то, что при прохождении освидетельствования им говорят о том, что на следующем освидетельствовании инвалидность с них будет снята. Необходим серьезный анализ деятельности учреждений медико - социальной экспертизы всех документов, регламентирующих их работу по освидетельствованию инвалидов. Первоочередная задача видится в том, чтобы разработать объективные критерии оценки степени инвалидности. Кроме того, надо определиться, каким образом следует проводить реформирование системы медико-социальной экспертизы так, чтобы в кратчайшие сроки устранить все имеющиеся недостатки. Необходимо разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как регулярный пересмотр социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма. Желательно усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать малый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды. При совершенствовании системы социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне необходимо учитывать подобный опыт региональных органов социальной защиты, который должен основываться на развитии нормативно-правовой базы российского законодательства, дальнейшем развитии системы комплексной реабилитации инвалидов и реализации инновационных практических мер. социальный власть защита инвалид
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|