Фонд оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация по образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 Филология включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ДГУ. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к сдаче государственного экзамена определяются программой итоговой государственной аттестации. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9); способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10). Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильн.) области (ОПК-1); способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2); способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4); свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5); способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографич. культуры с применением информационно-коммуникац. технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональнымикомпетенциями (ПК): способностью к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразоват. и профессиональных образовательных организациях (ПК-5);
умением готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-6); готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7). Описание показателей и критериев компетенций Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) производится на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Обобщенная оценка защиты ВКР определяется с учетом отзыва научного руководителя (оценка работы студента в течение периода выполнения ВКР), оценки рецензента (оценка текста ВКР), качества презентации результатов работы (демонстрационных материалов), оценки ответов на вопросы членов ГЭК.
За основу принимаются следующие критерии: Форма оценки ВКР членами ГЭК
Вопросы для подготовки к государственному экзамену Русский язык 1. Текст как лингвистическая единица. Признаки текстуальности. Основные текстообразующие средства. Вопрос о единицах текста 2. Соотношение понятий «звук» и «фонема». Вопрос о составе гласных и согласных фонем. Характеристика звуков речи в школьных учебниках. 3. Наречие как часть речи в вузовской и школьной программах. 4. Фонетическое членение речевого потока (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза). Основные теории слогоделения. 5. Вопрос о словах категории состояния. Изучение этой категории в школьном курсе русского языка. 6. Позиционные мены гласных и согласных звуков русского языка. Фонетические и исторические чередования. 7. Служебные слова. Их семантика, структура и функция. Изучение служебных слов в школе.
8. История палатальных согласных русского языка. 9. Словосочетание как синтаксическая единица. Его семантика и структура. Типы словосочетаний, их изучение в школе. 10. Редуцированные гласные и следствие их падения в истории русского языка. 11. Коммуникативный аспект изучения предложения. Изучение формального и коммуникативного синтаксиса в школьном курсе русского языка. 12. Основные характеристики и принципы русской графики и орфографии. 13. Строение простого предложения. Вопрос о структурной схеме предложения. Проблема членов предложения, ее изучение в школьном курсе русского языка. 14. Слово как знак. Лексическое и грамматическое значение слова. Соотношение формы и содержания в слове. 15. Предикативная основа предложения. Изучение предикативной основы предложения в школьной программе 16. Слово и фразеологическая единица (определения и свойства в сопоставлении). Изучение фразеологизмов в школьном курсе русского языка. 17. Учение о смысловой организации предложения. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике. 18. Распространители простого предложения: присловные и неприсловные. Школьный курс русского языка о распространителях простого предложения. 19. Лексическая неоднозначность (полисемия и омонимия). 20. Односоставные предложения; их семантика и структура. Классификация односоставных предложений в программах средней и высшей школ. 21. Хронологическая и социолингвистическая стратификация русской речи. 22. Основные типы словарей русского языка. Проблема толкования значения слов. 23. Виды осложнения простого предложения, их изучение в программах средней и высшей школ. Функции обособленных членов предложения. 24. Морфема как строевая и функциональная единица языка. 25. Основные признаки сложного предложения. Средства связи его частей. Принципы классификации сложных предложений в программах средней и высшей школ. 26. Основные способы словообразования в современном русском языке. Изучение способов словообразования в школьном курсе русского языка. 27. Основные структурно-семантические типы расчлененных и нерасчлененных сложноподчиненных предложений и их изучение в программах средней и высшей школы. 28. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ, их соотношение. 29. Бессоюзные сложные предложения. Изучение бессоюзных сложных предложений в школьном курсе русского языка. 30. Основные принципы пунктуации. Виды знаков препинания, их функции. Изучение пунктуации в школьном курсе русского языка. 31. Исторические изменения в морфемной структуре слова.
32. Языковые единицы, их значения, форма, функция. Изучение языковых единиц в школьном курсе русского языка. 33. Проблема классификации частей речи в программах средней и высшей школ. Литературный язык и народные говоры. 34. Имя существительное как часть речи в программах средней и высшей школ. Лексико-грамматические разряды существительных. 35. Роль лингвистической концепции М.В. Ломоносова в становлении норм русского национального языка. 36. Категория рода и числа имен существительных в программах средней и высшей школ. Роль А.С. Пушкина в стабилизации норм литературного языка. 37. Категория падежа имен существительных, ее изучение в средней и высшей школе. История развития парадигмы падежа. 38. Функции русского языка в Российской Федерации и в мировой языковой ситуации. 39. Имя прилагательное как часть речи, ее изучение в средней и высшей школе. Лексико-грамматические разряды прилагательных. 40. Система норм современного русского литературного языка 41. Имя числительное как часть речи, специфика его изучения в средней и школе. 42. Вопрос о местоименных словах, трактовка их в школьном курсе русского языка. 43. Состояние проблемы культуры современной русской речи. Понятие узуальной и кодифицированной нормы. 44. Типы литературного языка древней Руси и формирование функциональных стилей современного русского литературного языка. 45. Категория наклонения глагола" в программах средней и высшей школ. История сослагательного наклонения. 46. Характеристика научного и публицистического стилей современного русского литературного языка. 47. Категория времени глагола в программах средней и высшей школ. История прошедшего времени. 48. Характеристика делового и разговорного стиля современного русского литературного языка Проблема категории залога глагола в программах средней и высшей школ. 49. Современная русская разговорная речь и специфика разговорной речи жителей г.Костаная. 50. Категория вида глаголов программах средней и высшей школ. Русская литература 1. «Слово о полку Игореве» как новаторское произведение Древней русской литературы. Эпическое и лирическое в «Слове». Образы. 2. Своеобразие русского классицизма. 3. Своеобразие русского сентиментализма. 4. Русский романтизм как художественная система: основные черты и типы. 5. Новаторство комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 6. Философская лирика А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: своеобразие жанра, композиция. 7. «Повести Белкина», «Капитанская дочка»: черты пушкинской прозы. Философия истории в творчестве А.С. Пушкина («Борис Годунов», «Медный всадник», «Капитанская дочка»). Проблематика и поэтика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. 8. Своеобразие лирического героя М.Ю. Лермонтова. Романтический тип поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философско-психологический роман. 9. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Миргород» и «Петербургские повести» Н.В.Гоголя: от романтизма к гротескному реализму. 10. «Мертвые души» Н.В. Гоголя: замысел и воплощение, проблема жанра и стиля. 11. Традиции «натуральной школы» в «Записках охотника» И.С. Тургенева. 12. Типологические черты романов И.С. Тургенева 1850-1860-х годов (от «Рудина» до «Отцов и детей»). Романы И.С. Тургенева в русской критике. 13. Концепция мира и человека в философской лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. 14. Типология героев и авторского идеала в романах И.А. Гончарова. 15. Новаторство Н.А. Некрасова в истории русской поэзии. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Замысел и воплощение. Особенности жанра Сюжет икомпозиция. 16. Театр А.Н. Островского. Основные принципы драматургии. Поэтика его пьес. 17. Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы» и др.). 18. Проблема русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова. 19. Принципы изображения человека на войне в творчестве Л.Н. Толстого от «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру». 20. Философия истории Л.Н. Толстого в «Войне и мире» и нравственно-философские искания главных героев романа-эпопеи. 21. Проблемно-композиционное единство романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». 22. «Диалектика души» (Н.Г. Чернышевский) в художественной системе Л.Н. Толстого. 23. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Проблематика романа и ее 24. Интерпретация в критике и литературоведении (Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, В.Я. Кирпотин, Ю.Ф. Карякин и др.). 25. Проблема «положительно прекрасного человека» и ее решение в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». 26. Проблематика и художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». 27. Мастерство А.П. Чехова-рассказчика. «Новая драма» А.П. Чехова (на материале одной из пьес). Драматургия A.M. Горького 1900-1910-х гг. Эволюция конфликта и героев. Спор о человеке и его позиции в жизни. 28. Эволюция художественной системы и концепция человека М. Горького-прозаика в 1890-1910-е гг. (ранние рассказы, роман «Мать» и др.). 29. Жанровая специфика «Жизни Клима Самгина» А.М. Горького. Образ Клима Самгина. 30. Проблема дворянства и крестьянства в прозе И.А. Бунина. 31. Проза Л. Андреева: особенности проблематики и поэтики. 32. Философско-эстетические основания и принципы русского символизма. Дооктябрьская лирика А.А. Блока как «трилогия вочеловечения». Основные мотивы и образы, их эволюция. 33. Акмеизм: основные принципы эстетики и поэтики. Характеристика творчества Н. Гумилева или О. Мандельштама (по выбору). 34. Творческая эволюция А.А. Ахматовой: от традиционной любовной лирики и поэзии акмеизма к поэзии мужества и сопричастности к общенациональной жизни. 35. Футуризм: истоки, основные эстетики и поэтики. 36. Лирический герой в раннем творчестве В. Маяковского. 37. Лирический герой С. Есенина и его эволюция. 38. Революционная действительность в лирике и поэмах 1917-1920-х годов (А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин). 39. Литературная жизнь 1920-1930-х годов: от литературных объединений к ССП. 40. Художественный мир А. Платонова (основные типы героев, утопия и антиутопия, уникальность стиля). 41. «Тихий Дон» М.А. Шолохова как роман-эпопея и роман-трагедия о судьбах человека и народа в эпоху войн и революций. 42. Сатирические комедии В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня». Жанровые особенности и принципы типизации. 43. Проблематика и жанровое своеобразие драматургии М. Булгакова 1920-1930-х годов. 44. Традиции и новаторство в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», его место в духовно-эстетических поисках русской литературы XX века. Проблематика и поэтика романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 45. Типологические особенности поэм А. Твардовского. Автор и герой в поэмах. «Василий Теркин» как «энциклопедия солдатской жизни на войне». 46. Эволюция военной темы в литературе 1941-2000-х годов. 47. Концепция национального характера в прозе А.И. Солженицына. 48. «Деревенская проза» в литературе 1960-1980-х годов: эволюция, философия, поэтика. 49. Основные стилевые течения в поэзии 1950-80-х годов. 50. Три «волны» русской литературной эмиграции: основные имена. Краткая характеристика творчества одного представителя любой волны (по выбору студента). Первый иностранный язык
Перечень тем монологических высказываний:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|