Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии

Сравнительный анализ понятий дисграфии и дизорфографии

Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок

Дисграфические ошибки

Дизорфографические ошибки

Выводы по содержанию 1 главы

Глава 2. Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ №94

Особенности контингента учащихся ОСОШ №94

Общая характеристика образовательного учреждения

Психологические и личностные особенности учащихся среднего звена ОСОШ

Данные констатирующего эксперимента

Оценка состояния устной речи учащихся

Анализ письменных работ учащихся

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

 

Письменная речь - четкий и сложноорганизованный процесс, который подразумевает полноценное развитие и функционирование взаимосвязанных психических функций, а также соответствующий возрастной норме уровень развития устной речи.

Письменная речь начинает формироваться в младших классах, и продолжает развиваться и совершенствоваться в средних классах общеобразовательной школы. Одним из параметров качественной письменной речи является орфографическая грамотность.

В последнее десятилетие учителя и логопеды общеобразовательных школ отмечают увеличение числа учащихся средних и старших классов, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. В настоящее время безграмотное письмо в большей степени является проблемой среднего и старшего звена общеобразовательной школы. У учащихся открытых (вечерних) школ эта проблема выступает в концентрированном, остром виде.

Одной из важнейших задач подготовки учащихся по родному языку является задача формирования у школьников прочных навыков грамотного письма, в частности, орфографических и пунктуационных. [46 с. 3].

До недавнего времени все случаи нарушений письма, проявляющиеся в большом количестве орфографических ошибок, даже если они носили стойкий характер, рассматривались как неспецифические и не становились предметом логопедического воздействия. Это объяснялось тем, что орфографические ошибки рассматривались как проявление школьной неуспеваемости или некачественного обучения. Преодолевались подобные нарушения, как правило, силами учителей русского языка. Отметим, что логопеды в своей практике не игнорировали орфографические ошибки в письме детей и в структуру занятий по преодолению дисграфии включали коррекцию орфографических ошибок. Но в то же время целенаправленная работа по преодолению затруднений детей в усвоении орфографии логопедами не проводилась. В последнее десятилетие появились исследования, относящие стойкое безграмотное письмо к проявлениям общего недоразвития речи. Проблемой стойких орфографических ошибок заинтересовались логопеды, нейропсихологи. Появилась точка зрения, что наличие стойких множественных орфографических ошибок в письменных работах учащихся также является специфическим нарушением. Данному нарушению присвоен термин дизорфография. Выделение дизорфографии как специфического вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего специальных логопедических методов коррекции, произошло сравнительно недавно благодаря исследованиям Г.М. Сумченко, И.В. Прищеповой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева и др. Ученые говорят о том, что дизорфоргафия является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой некомпетентности детей.

Проблема нарушений письменной речи у учащихся общеобразовательных школы остается одной из актуальных в современной логопедии. Доказательством этому служат многочисленные исследования, проводимые с целью поисков причин, особенностей возникновения и развития данного нарушения, разработки новых более эффективных приемов коррекции и социальной адаптации детей с данными расстройствами.

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся. Для обозначения нарушений процесса письма в термины: дисграфия, аграфия, а также дизорфография ([в последнее время дизорфографию предлагают считать специфических нарушением [35 с. 474]).

Вопросы диагностики и коррекции нарушений письменной речи вот уже целое столетие остаются актуальными и дискутируемыми. Причина актуальности, на наш взгляд, кроется в том, что нарушения письменной речи препятствуют успешности обучения ребенка, эффективности школьной адаптации, вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Письмо является основным видом школьной деятельности - как основным, (например, на уроках русского языка, литературы), так и обслуживающим другие виды школьной деятельности. По мнению А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Г.В. Сумченко Г.М Парамоновой, И.В. Прищеповой, О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, О.И. Азовой, Т.Г. Визель Е.Д. Дмитровой и др., нарушения письменной речи препятствуют успешному усвоению всех школьных дисциплин. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого нарушения. Разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии.

Полемика ведется в отношении дизорфографии: можно ли вообще считать орфографически-неграмотное письмо специфическим видом нарушения письменной речи; можно ли считать орфографические ошибки специфическими; какова природа орфографически-неграмотного письма; является ли дизорфография у учащихся средних и старших классов специфическим расстройством функционирования письма или данное нарушение представляет собой следствие недостатков обучения.

Необходимо отметить, что правильное грамотное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но в целом приобщения к языковой культуре. По мнению Я.К. Грота, "безошибочное правописание составляет азбуку знания языка". [44 с. 4]. Значимость успешного овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками определяется, прежде всего, тем, что оно лежит в основе усвоения учебных программ по разным предметам.

Мы присоединяемся к точке зрения, что дизорфография может быть отнесена к специфическим расстройствам процесса письма, что на определенном этапе школьного обучения дизорфография становится проявлением общего недоразвития речи. Мы считаем, что коррекция орфографически неграмотного письма может быть успешна лишь в том случае, если работа осуществляется не просто за счет заучивания правил русского языка. В основу работы по коррекции нарушений письменной речи, формирования грамотного письма необходимо положить развитие всех уровней устной речи, языковых обобщений, формирование когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. Для успешного освоения письма также необходимо совершенствование психических процессов, обеспечивающих полноценную реализацию речевой деятельности (слухоречевой памяти, мышления, произвольного внимания, регуляции и самоконтроля).

Обратим внимание еще на одну сторону обсуждаемой проблемы. В течение многих десятилетий логопедия весь теоретический и практический потенциал направляла главным образом на изучение и преодоление речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако до сих пор остаются почти не исследованными ни в речевом, ни в учебно-познавательном планах особенности детей старшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Проблемы, с которыми сталкиваются учителя при работе с учащимися среднего звена открытой школы дают возможность предполагать, процесс преподавания учебных дисциплин, в частности русского языка, должен содержать компонент коррекции. Цель: выявить различия и сходства проявления дисграфических и дизорфографических ошибок.

Задачи:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по вопросам сопоставления дисграфии и дизорфографии;

2. Описать дисграфические и дизорфографические ошибки.

.   Представить анализ ошибок письменной продукции учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ №94.

Предметом исследования является процесс обучения русскому языку в открытой школе.

Объектом исследования является продукция письменной деятельности учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ №94.

 


Глава 1. Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...