Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок
Дисграфические ошибки Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. [24] По А.Н. Корневу это ошибки нескольких категорий: а) ошибки звукобуквенной символизации (замены букв фонематически или графически близких); б) ошибки графического моделирования фонематической структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв, ассимиляции, персеверации); в) ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения. [24, с. 133-134]. Классификация дисграфий логопедами, психологами, нейропсихологами осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. Свои классификации предлагали О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и др. Сегодня наиболее принятой и обоснованной считается классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций письма. Она разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена. Рядом мы приведем переработанный А.Н. Корневым вариант классификации, объединяющий и отражающий современный уровень (по мнению ее составителя) представлений о дисграфиях. Представим две классификации дисграфий с указанием специфических ошибок в виде таблицы:
Описанные выше виды дисграфии в чистом виде встречаются редко. Обычно наблюдается смешанная картина. Кроме вышеуказанных классификаций нам хотелось бы перечислить дисграфические ошибки, подробно описанные И.Н. Садовниковой в ее книге "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников" [48]. Автор описывает три группы ошибок: I. На уровне буквы и слога: 1. Ошибки, отражающие трудности формирования фонематического анализа: 1) пропуск; 2) перестановка; ) вставка букв или слогов. 2. Ошибки фонематического восприятия (дифференциация фонем): 1) смешение по акустико-артикуляционному сходству (звонкие - глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты) - смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. 2) смешение по кинетическому сходству 3. ошибки иной природы. 1) персеверации и 2) антиципации а) в пределах слова; б) в пределах словосочетания;
в) в пределах предложения. II. На уровне слова: 1. раздельное написание частей слова; 2. слитное написание (чаще служебных слов); 3. смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них; 4. контаминации. 5. морфемный аграмматизм. III. На уровне словосочетания и предложения. Аграмматизмы.
Дизорфографические ошибки Согласно современным представлениям дизорфография связана с затруднениями в усвоении морфологического принципа правописания. К основным принципам правописания относятся: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный [46] и др. Сущность фонетического (фонематического) принципа заключается в том, что звуковая структура слова устной речи обозначается соответствующей последовательностью букв. Но действие этого принципа ограничивается лишь случаями сильной позиции всех фонем слова. Морфологический принцип предполагает единообразное написание морфем (корня, префикса, суффикса, флексии) как в сильной, так и в слабой позиции. В слабой позиции морфема пишется так, как она пишется в сильной позиции в соответствии с фонетическим принципом письма. Морфологический принцип охватывает большую часть встречающихся орфограмм - около 70% - и поэтому считается ведущим, важнейшим принципом русской орфографии. И дело не только в количестве орфограмм, но и в том, что он требует от учеников знаний и умений в области грамматики (и морфологии и синтаксиса), словообразования, фонетики, а в ситуации проверки орфограмм - постоянного анализа и синтеза, решения сложных мыслительных задач с применением всего комплекса их языковых знаний и умений, активизации словарного запаса (М.Р. Львов). Традиционный принцип реализуется в тех случаях, когда написание не может быть объяснено ни с точки зрения фонетического, ни с точки зрения морфологического принципа. Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания - в основном путем запоминания, в порядке словарно-орфографической работы. Дисграфия представляет собой нарушение преимущественно фонематического принципа правописания. Дизорфография - это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках. Нам кажется важным добавить в это определение слово "стойкие". Мы считаем важным именно этот признак дизорфографии, т.к. он вскрывает наличие глубоко уровня проблемы, показывает невозможность усвоения орфографии и показывает отличие дизорфографии от пробелов в знаниях учащихся.
Та же самая мысль высказывается Р.И. Лалаевой [28]: "Специфические нарушения в овладении письмом могут проявляться в двух формах: дисграфии и дизорфографии. Дифференциальная диагностика между этими нарушениями письма определяется прежде всего тем, какие принципы правописания нарушаются… Дисграфия представляет собой преимущественно нарушение фонетического принципа правописания. Дизорфография - это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках". Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью (А.Н. Корнев; В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Г. Парамонова; И.В. Прищепова и др.). Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются у детей с речевой патологией не только в период обучения в начальной школе, но и в средних, и старших классах. Дети с дизорфографией составляют значительную часть неуспевающих учащихся по родному языку (О.И. Азова, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская; И.В. Прищепова; И.Н. Садовникова; А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.). Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития. Дифференциальная диагностика между этими нарушениями письма определяется прежде всего тем, какие принципы правописания нарушаются. Другой важный вопрос, очень разнообразно рассматриваемый исследователями, касается того, какую ошибку считать дизорфографической. Не в одной работе мы не нашли определения этому явлению. И.В. Прищепова, О.И. Азова, Р.И. Лалаева, О.В. Елецкая, Е.А. Логинова пытаются определить, во-первых, на какие орфограммы в работах учащихся допущены ошибки, во-вторых, определяют количество ошибок по видам орфограмм. И.В. Прищепова вводит формулу для определения степени сложности дизорфографии: На наш взгляд, такая формула может быть принята по отношению к работам учащихся младших классов, где объем языкового материала мал, где изучено несколько орфограмм школьного курса. Формулу трудоемко, но возможно применить к диктантам учащихся средних и старших классов (по норме в этих классах количество слов колеблется от 90 до 150). Но такой подсчет, исходя из практического опыта работы, слишком трудно применить по отношению к творческим работам учащихся (изложения, сочинениям). Ведь в каждом тексте будет свой набор орфограмм, для каждой работы разный. Диагностический речевой материал, позволяющий выявить распространенность и виды ошибок школьника, должен содержать равномерное количество орфограмм разного вида. Учитывая практический опыт, мы считаем, что по однократно проведенному диагностическому диктанту нельзя судить о частотности ошибок на то или иное правило. Выявить и правильно описать картину дизорфографии поможет неоднократная проверка разных письменных работ. Логопед обязательно должен анализировать тетради по русскому языку с разными видами письменных работ, а также тетради по другим предметам. Т.о. мы считаем, что дизорфографическая ошибка - это орфографическая ошибка, допущенная в словах, написание которых подчиняется морфологическому и традиционному принципу русского правописания. Констатировать дизорфографическую ошибку мы вправе у учащегося, страдающего общим недоразвитием речи, допускающего в письменных работах дисграфические ошибки. Дизорфографические ошибки отличаются от орфографических стойкостью, берут начало в несформированности всех компонентов языковой сферы учащегося. Коррекция дизорфографии должна осуществляться при помощи специально разработанной системы занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|