Методика проведения экзамена
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПРОГРАММА Итогового междисциплинарного экзамена по дополнительной специальности «Специальная психология»
Направление 050000 – образование и педагогика Специальность 050714 – Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «Специальная психология» Специальность 050715 – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Факультет психологии, валеологии и спорта
Курган 2011
Программа государственного экзамена по психологии составлена - с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям №686 пед/сп., №684 пед/сп. от 31.01.2005 г. - на основании учебных планов подготовки специалистов по специальности 050715.65 – «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» и специальности 050714.65 «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Специальная психология» очной формы обучения, утвержденных 20.06.2008 г. и 20.06.2008 г. - на основании примерной программы УМО по психологии по классическому университетскому образованию.
Программа утверждена на заседании кафедры «Общая и социальная психология» 02 марта 2011 г., протокол № 6.
Зав. кафедрой «Общая и социальная психология», доктор психологических наук, профессор _________ Р. В. Овчарова Зав кафедрой «Психология развития и возрастная психология», доктор психологических наук, профессор _________ М.В.Чумаков
Программу составили:
профессор, доктор психологических наук _________ Р. В. Овчарова профессор, доктор психологических наук _________ М.В.Чумаков
Согласовано: Декан факультета психологии, валеологии и спорта доцент, кандидат биологических наук _____________ В.А.Грязных
Инженер центра инновационных образовательных технологий и менеджмента качества _____________ И.В. Тарасова
Руководитель центра инновационных образовательных технологий и менеджмента качества, доцент, канд. техн. наук _____________ А.В. Зайцев
Пояснительная записка Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена. Государственный экзамен носит комплексный характер и проводится по основным проблемам специальной психологии и ее отраслей. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к знаниям, умениям и навыкам специалиста специальности 031900 - специальная психология Объектом профессиональной деятельности специалиста является обучающийся с отклонениями в развитии. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов коррекционно-психологической работе в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: · диагностико-аналитическая; · коррекционно-развивающая; · социально-педагогическая; · психопрофилактическая; · научно-методическая; · консультативная; · культурно-просветительная; · организационно-управленческая.
На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для выполнения основных видов профессиональной деятельности в общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях, центрах диагностики, реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.
Выпускной экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний. В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) специалист должен уметь решать типовые задачи, соответствующие его квалификации. Цель экзамена – определить уровень теоретических знаний студентов по психологии в пределах учебной программы, выявить их умение психологически грамотно и обоснованно анализировать различные психологические ситуации, вырабатывать необходимые рекомендации для учебной, профессиональной и управленческой деятельности, прогнозировать возможные процессы в образовательной среде. На государственном экзамене студенту предлагается раскрыть содержание трех теоретических проблем: первая – общие психологические проблемы, вторая – общие проблемы специальной психологии, третья - частные проблемы отраслей специальной психологии. В результате подготовки к итоговому государственному экзамену студент должен: Знать: - основы общих и теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности. Уметь решать следующие типовые профессиональные задачи: - проводить дифференциальную диагностику для определения типа нарушений; - формулировать психологические заключения; - использовать современные научно обоснованные приемы и методы психокоррекционной работы; - применять современные психолого-педагогические технологии; - проводить развивающие занятия с детьми с отклонениями в развитии; - консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения; - разрабатывать и реализовывать коррекционно-образовательные прогграммы. Методика проведения экзамена Государственный экзамен принимает комиссия в составе председателя и трех ее членов. Предварительно председатель и члены комиссии изучают документы, характеризующие студентов, и их зачетные книжки.
Приходя на экзамен, студент называет свою фамилию, берет билет, готовится к ответу, делая записи на специально проштампованных листах, полученных от председателя комиссии. В помещении, где проводится государственный экзамен, могут одновременно находится не боле четырех студентов, готовящихся к ответу. На подготовку к ответу студенту предоставляется не менее 40 минут. При подготовке к ответу студенту разрешается пользоваться программой государственного экзамена, учебными программами курсов, проблемы которых вынесены на государственный экзамен. Целесообразно составлять развернутый план ответа, а для наглядности использовать схемы, таблицы, вычерченные на классной доске. Для уточнения вопросов студенту разрешается обращаться только к председателю комиссии. Экзамен проводится в устной форме. Продолжительность собеседования с одним студентом – до 1 академического часа. Собеседованием руководит председатель комиссии. Ответ студента представляет собой всестороннее, глубокое и убедительное раскрытие проблемных вопросов психологии и педагогики, а также демонстрация практических навыков работы с психологическими методиками. После ответа студент сдает черновые записи секретарю комиссии и с разрешения председателя комиссии выходит из аудитории. По окончании экзамена государственная аттестационная комиссия обсуждает результаты и выставляет государственную аттестационную оценку. Критерии оценок знаний Основным критерием соответствия уровня подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предполагается считать демонстрацию студентом комплекса знаний и умений, свидетельствующего о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях, направленные на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся. Принципиально значимыми элементами ответа можно назвать следующие:
- глубина и содержательность ответа на вопрос; - четкая, стройная, логическая форма ответа; - умение выделять в материале главное, существенное; - знание истории вопроса; - знание литературных источников, в которых рассматривается данный вопрос; - знание имен психологов-ученых, которые внесли наиболее весомый вклад в разработку проблемы, содержащейся в вопросе; - умение давать самостоятельную оценку взглядам ученых. Результаты сдачи государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». «Отлично» -студент показал полные знания дидактических единиц, включенных в Государственный образовательный стандарт по специальности «Психология» по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации. Ответ характеризуется свободным изложением материала, умелым сочетанием теоретических и практических знаний. Особое внимание обращается на знание основных категорий, терминов, их свободное использование. В ответе студентов должны прослеживаться межпредметные связи. Ответ должен быть структурирован, включать соответствующие выводы, практические рекомендации. «Хорошо» -студент показал достаточно прочные знания дидактических единиц, включенных в Госстандарт, проявляя способности связывать теоретические знания с практикой. Для оценки «хорошо» достаточно знания материала в объеме лекционного курса, но также необходимо разбираться в терминологии данного курса и владеть основными категориями и понятиями. Желательно, чтобы студент мог делать собственные выводы по освещаемым вопросам. «Удовлетворительно» -студент показал нечеткие знания основных дидактических единиц, слабое знание вопросов билета, но при ответе на вопросы членов квалификационной комиссии, сумел дать удовлетворительные ответы. Студент путается в терминологии, допускает неточности в формулировках основных понятий и категорий по данному курсу. Затрудняется проанализировать материал и сделать выводы. Содержание материала излагает неполно. «Неудовлетворительно» -студент показал незнание основных дидактических единиц по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, дал неудовлетворительные ответы по билету и на дополнительные вопросы членов квалификационной комиссии. Знания студента расплывчаты и неточны, он не владеет основными категориями и понятиями. Кроме этого данная оценка может быть выставлена при отказе студента отвечать на вопросы билета. Решение об оценке принимается открытым голосованием, в котором участвует только состав данной комиссии, простым большинством голосов. Оценки утверждаются государственной аттестационной комиссии и после этого объявляются студентам. содержание программы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|