Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Общепсихологическая подготовка




Характеристика современного состояния психологической науки

Специфика понимания психического в российской психологии конца XX века утверждение отражательной природы психичес­кого, признание активного характера психического, понимание психического как единства непрерывного и дискретного, понимание системного характера психическо­го, признание единства личности, сознания, деятель­ности и общения.

Принципы, законы и закономерности в психологии

Объяснительные принципы в психологии. Принцип детерминизма. Принцип системности. Принцип развития. Принцип единства сознания и деятельности. Законы и закономерности в психологии, их значение.

 

Методы современной психологи

Методы объяснительной психологии (наблюдение, эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности, опрос, математическое моделирование, статистический анализ).

Методы описательной психологии (интроспекция, самоотчет, включенной наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира, другого человека, интуиция, герменевтика);

Методы практической психологии, или психотерапевтической практики(гипноз, психоанализ, бихевиоральная терапия, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия, рациональная терапия, логотерапия, транзактный анализ, Т – группы, психодрамма, группы встреч, танцевальная терапия, арт-терапия, психосинтез и другие).

Психология познавательной деятельности человека

Ощущение и восприятие. Общее понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Строение анализатора. Классификация ощущений: экстероцептивные (контактные и дистантные), интероцептивные и проприоцептивные. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Закономерности ощущений: существование порогов ощущений, адаптация, взаимодействие ощущений (сенсибилизация и синестезия).

Общее понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия и его интеллектуальный компонент. Общие свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность. Классификация восприятия.

Сложные формы восприятия: восприятие пространства, времени и движения.

Память. Основные понятия: память, ассоциации, запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание, мнемическая деятельность. Физиологические теории памяти (теории памяти): ассоциативная теория памяти, нейрофизиологическая теория памяти, биохимическая теория памяти.

Виды памяти:

— в зависимости от материала запоминания — двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая;

— в зависимости от характера и целей деятельности человека — непроизвольная и произвольная;

— в зависимости от способа запоминания — механическая и смысловая;

— в зависимости от продолжительности запоминания и сохранения — кратковременная, долговременная и оперативная.

Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. Мнемические действия человека. Представления памяти.

Мышление. Основные понятия: мышление, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, эмпирическое и теоретическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, понятие, суждение, умозаключение, речь, язык. Общее понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.

Виды мышления:

— в зависимости от генезиса мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

— по типу познания — теоретическое и эмпирическое;

— по функциям — творческое и критическое;

— по степени рефлексии — интуитивное и аналитическое (логическое);

— по средствам действия — вербальное и невербальное.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта ума, глубина ума, самостоятельность мышления, критичность, гибкость быстрота ума.

Мышление и речь. Функции речи. Виды речи: внешняя речь (устная диалогическая и устная монологическая, письменная речь), внутренняя речь.

Воображение. Основные понятия: воображение, образ восприятия, образ представления, комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Общее понятие о воображении. Физиологические основы воображения.

Виды воображения:

— по степени субъективного контроля: непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное);

— по степени уникальности образа: воссоздающее и творческое;

— по особенностям предмета представления: визуальное и абстрактно-логическое;

— по модальному признаку: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, органическое;

— по форме существования материи: представление пространства и времени.

Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Связь воображения с действительностью.

Внимание. Основные понятия: внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, объём, распределение, сосредоточенность, устойчивость, переключение внимания. Общее понятие о внимании. Физиологические основы внимания.

Виды внимания:

— по особенностям объекта сосредоточения сознания: сенсорное (зрительное, слуховое и др.), интеллектуальное, моторное (двигательное)

— по наличию волевого компонента: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение внимания.

Психология деятельности

Общее понятие о деятельности. Структура деятельности человека:

¾ потребностно-мотивационный блок (потребность, мотив, классификация мотивов деятельности человека)

¾ целеполагающий блок (цель, задача)

¾ действенно-операционный блок (действия, операции).

Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд). Ведущая деятельность. Признаки ведущей деятельности. Игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста. Интимно-личностное — общение ведущая деятельность подросткового возраста.

 

Личность как объект психологического исследования

Основные положения, касающиеся взглядов исследователей на природу человека. Основные компоненты теории личности. Разнообразие теоретических подходов к исследованию личности. Характеристика сущности личности, ее структуры, детерминант развития, методов исследования, психотерапии, психического здоровья и психопатологии в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...