Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных вопросов для сдачи итогового междисциплинарного экзамена по специальности




«СПЕЦИАЛЬНАЯ психолоГИЯ»

1. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания.

2. Сознание как психический процесс: определение, функции, характеристики, структура.

3. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное)

  1. Общее понятие о деятельности, ее структуре, видах и освоении.

5. Характеристика ведущей (формирующей) деятельности.

6. Общая характеристика познавательных процессов, их функции.

7. Понятие о психических состояниях: понятие, роль, функции, управление.

  1. Понятие личности, ее структура, отличительные признаки (единство, устойчивость, активность).
  2. Феноменология развития личности.
  3. Самосознание личности, подходы к его трактовке в зарубежной и отечественной психологии.
  4. Основные подходы к исследованию темперамента. Его виды и основные характеристики.
  5. Способности как свойства личности.
  6. Характер как система черт и система отношений. Акцентуации характера.
  7. Общение как социально-психологический феномен
  8. Межличностная коммуникация и ее барьеры.
  9. Психологическая характеристика конфликта, пути и способы разрешения конфликтов.

17. Основные психологические теории детского развития.

18. Периодизация возрастного развития. Критические и сензитивные периоды развития.

19. Психическое развитие в детском возрасте.

20. Психическое развитие в подростковом возрасте и задачи психолога.

21. Общая характеристика юношеского возраста в аспекте деятельности психолога.

  1. Общая характеристика учебной деятельности.
  2. Общая характеристика педагогической деятельности.
  3. Основные теоретические подходы к осуществлению психокоррекционной работы с детьми и подростками.
  4. Основные направления работы психолога с педагогами.
  5. Методы семейного консультирования и терапии.
  6. Общая характеристика понятия "отклоняющееся развитие". Типы аномального развития по В.В.Лебединскому.
  7. Общие и специфические закономерности развития при дизонтогенезе.
  8. Структура дефекта и основные параметры дизонтогенеза.
  9. Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
  10. Умственная отсталость. Степени умственной отсталости. Причины и формы олигофрении.
  11. Психологические особенности детей - олигофренов.
  12. Дети с синдромом ЗПР. Причины ЗПР. Синдром инфантилизма. Особенности личности детей с ЗПР.
  13. Обучение детей с ЗПР в начальной школе. Принципы коррекционной работы и психологической помощи таким детям.
  14. Характеристика особенностей онтогенеза детей с поврежденным психическим развитием.
  15. Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Дети с последствиями ДЦП. Основные симптомы нарушений у детей с ДЦП. Социальная адаптация таких детей.
  16. Синдром раннего детского аутизма. Основные симптомы РДА. Психологический портрет аутичного ребенка. Коррекция поведения аутичных детей.
  17. Понятие о психопатиях и ее формах. Основные патологические симптомы психопатий у детей. Причины и факторы возникновения психопатий у детей.
  18. Характеристика детей и подростков с психопатиями по А.Е.Личко. Патологические реакции подростков с разными формами психопатий.
  19. Логоневроз: психологические причины и коррекция.
  20. Гиперкинетический синдром у детей, основные симптомы, причины, коррекция.
  21. Формирование личности в условиях нарушенного развития.
  22. Основные проблемы сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии.
  23. Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей – инвалидов.
  24. Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.
  25. Задачи, решаемые практическим психологом, работающим с аномальными детьми.
  26. Понятие о психологической коррекции, ее формах и видах. Использование психологической коррекции в работе с аномальными детьми.
  27. Специальная психология как отрась клинической психологии. Основные категории специальной психологии.
  28. Л.С.Выготский о проблемах дефектологии.
  29. Понятие «развития» в возрастной психологии. Периодизация возрастного развития.
  30. Этические проблемы деятельности специального психолога.
  31. Формирование тифлопсихологии в западной и отечественной дефектологии.
  32. Специфика психического онтогенеза детей со сложными недостатками развития.
  33. Понятие о задержке психического развития. Общая характеристика детей с ЗПР. История изучения детей с ЗПР.
  34. Черты личности слепых и слабовидящих с высокой и низкой психологической адаптацией.
  35. История обучения слепоглухих в нашей стране. Открытие первой школы для слепоглухих детей в Санкт-Петербурге. Школа в Харькове.
  36. Особенности невербальных средств общения слепых и слабовидящих.
  37. Воображение слепых и слабовидящих.
  38. Эмоционально-личностное развитие детей со сложными нарушениями развития.
  39. Структура сложного дефекта. Этиология, клиника, патогенез. Понятие «сложный» и «сочетанный» дефект.
  40. Методы психолого-педагогической диагностики познавательной активности и эмоционально-личностного развития детей с ЗПР
  41. Понятие о минимальной мозговой дисфункции.
  42. Развитие двигательной активности и ориентировки детей с нарушениями функциями опорно-двигательного аппарата
  43. Особенности восприятия и познания мира слепоглухонемыми.
  44. Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи.
  45. Возможности социальной адаптации детей со сложными дефектами. Роль труда в жизни детей с «особыми потребностями».
  46. Подходы к развитию личности слепого (Ф.И. Шоев, Л.С. Выготский, К. Бюрклен, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский).
  47. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих ахондроплазия
  48. Проблема первичного и вторичного дефекта по Л.С. Выготскому.
  49. Классификация ЗПР. Основные формы ЗПР по М.С.Певзнер. Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской. Классификация ЗПР по М.М.Семаго.
  50. Личностный смысл слепоты для ребенка и подростка, его влияние на развитие личности.

72. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих синдромом Шерешевского—Тернера, Клайнфельтера, Патау

73. Формирование навыков самообслуживания слепых и слабовидящих

  1. Психодиагностические и психокоррекционные аспекты работы психолога с детьми, страдающими детским церебральным параличом.
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление минимальной мозговой дисфункции. Формы Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
  3. Формирование словесной речи слабовидящих и слепых
  4. Психологические факторы принятия себя родителями детей со сложными недостатками развития
  5. Влияние различных типов отношений в семье на развитие личности незрячих детей.
  6. Современные процессы интеграции, социальной реабилитации, социальной адаптации детей с ЗПР.
  7. Воля и активность личности слепого. Подходы к развитию воли в тифлопсихологии.

81. Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности детей и подростков, страдающих нарушения функциями опорно-двигательного аппарата.

  1. Связь произвольности и воли. Особенности развития самоконтроля у слепых школьников.

83. Детский церебральный паралич. Классификация. Причины. Симптомы. Профилактика.

84. Проблема первичного и вторичного дефекта по Л.С. Выготскому

85. Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком, имеющим сложные недостатки развития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...