Перечень примерных вопросов для сдачи итогового междисциплинарного экзамена по специальности
«СПЕЦИАЛЬНАЯ психолоГИЯ»
1. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания.
2. Сознание как психический процесс: определение, функции, характеристики, структура.
3. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное)
- Общее понятие о деятельности, ее структуре, видах и освоении.
5. Характеристика ведущей (формирующей) деятельности.
6. Общая характеристика познавательных процессов, их функции.
7. Понятие о психических состояниях: понятие, роль, функции, управление.
- Понятие личности, ее структура, отличительные признаки (единство, устойчивость, активность).
- Феноменология развития личности.
- Самосознание личности, подходы к его трактовке в зарубежной и отечественной психологии.
- Основные подходы к исследованию темперамента. Его виды и основные характеристики.
- Способности как свойства личности.
- Характер как система черт и система отношений. Акцентуации характера.
- Общение как социально-психологический феномен
- Межличностная коммуникация и ее барьеры.
- Психологическая характеристика конфликта, пути и способы разрешения конфликтов.
17. Основные психологические теории детского развития.
18. Периодизация возрастного развития. Критические и сензитивные периоды развития.
19. Психическое развитие в детском возрасте.
20. Психическое развитие в подростковом возрасте и задачи психолога.
21. Общая характеристика юношеского возраста в аспекте деятельности психолога.
- Общая характеристика учебной деятельности.
- Общая характеристика педагогической деятельности.
- Основные теоретические подходы к осуществлению психокоррекционной работы с детьми и подростками.
- Основные направления работы психолога с педагогами.
- Методы семейного консультирования и терапии.
- Общая характеристика понятия "отклоняющееся развитие". Типы аномального развития по В.В.Лебединскому.
- Общие и специфические закономерности развития при дизонтогенезе.
- Структура дефекта и основные параметры дизонтогенеза.
- Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
- Умственная отсталость. Степени умственной отсталости. Причины и формы олигофрении.
- Психологические особенности детей - олигофренов.
- Дети с синдромом ЗПР. Причины ЗПР. Синдром инфантилизма. Особенности личности детей с ЗПР.
- Обучение детей с ЗПР в начальной школе. Принципы коррекционной работы и психологической помощи таким детям.
- Характеристика особенностей онтогенеза детей с поврежденным психическим развитием.
- Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Дети с последствиями ДЦП. Основные симптомы нарушений у детей с ДЦП. Социальная адаптация таких детей.
- Синдром раннего детского аутизма. Основные симптомы РДА. Психологический портрет аутичного ребенка. Коррекция поведения аутичных детей.
- Понятие о психопатиях и ее формах. Основные патологические симптомы психопатий у детей. Причины и факторы возникновения психопатий у детей.
- Характеристика детей и подростков с психопатиями по А.Е.Личко. Патологические реакции подростков с разными формами психопатий.
- Логоневроз: психологические причины и коррекция.
- Гиперкинетический синдром у детей, основные симптомы, причины, коррекция.
- Формирование личности в условиях нарушенного развития.
- Основные проблемы сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии.
- Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей – инвалидов.
- Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.
- Задачи, решаемые практическим психологом, работающим с аномальными детьми.
- Понятие о психологической коррекции, ее формах и видах. Использование психологической коррекции в работе с аномальными детьми.
- Специальная психология как отрась клинической психологии. Основные категории специальной психологии.
- Л.С.Выготский о проблемах дефектологии.
- Понятие «развития» в возрастной психологии. Периодизация возрастного развития.
- Этические проблемы деятельности специального психолога.
- Формирование тифлопсихологии в западной и отечественной дефектологии.
- Специфика психического онтогенеза детей со сложными недостатками развития.
- Понятие о задержке психического развития. Общая характеристика детей с ЗПР. История изучения детей с ЗПР.
- Черты личности слепых и слабовидящих с высокой и низкой психологической адаптацией.
- История обучения слепоглухих в нашей стране. Открытие первой школы для слепоглухих детей в Санкт-Петербурге. Школа в Харькове.
- Особенности невербальных средств общения слепых и слабовидящих.
- Воображение слепых и слабовидящих.
- Эмоционально-личностное развитие детей со сложными нарушениями развития.
- Структура сложного дефекта. Этиология, клиника, патогенез. Понятие «сложный» и «сочетанный» дефект.
- Методы психолого-педагогической диагностики познавательной активности и эмоционально-личностного развития детей с ЗПР
- Понятие о минимальной мозговой дисфункции.
- Развитие двигательной активности и ориентировки детей с нарушениями функциями опорно-двигательного аппарата
- Особенности восприятия и познания мира слепоглухонемыми.
- Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи.
- Возможности социальной адаптации детей со сложными дефектами. Роль труда в жизни детей с «особыми потребностями».
- Подходы к развитию личности слепого (Ф.И. Шоев, Л.С. Выготский, К. Бюрклен, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский).
- Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих ахондроплазия
- Проблема первичного и вторичного дефекта по Л.С. Выготскому.
- Классификация ЗПР. Основные формы ЗПР по М.С.Певзнер. Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской. Классификация ЗПР по М.М.Семаго.
- Личностный смысл слепоты для ребенка и подростка, его влияние на развитие личности.
72. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих синдромом Шерешевского—Тернера, Клайнфельтера, Патау
73. Формирование навыков самообслуживания слепых и слабовидящих
- Психодиагностические и психокоррекционные аспекты работы психолога с детьми, страдающими детским церебральным параличом.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление минимальной мозговой дисфункции. Формы Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
- Формирование словесной речи слабовидящих и слепых
- Психологические факторы принятия себя родителями детей со сложными недостатками развития
- Влияние различных типов отношений в семье на развитие личности незрячих детей.
- Современные процессы интеграции, социальной реабилитации, социальной адаптации детей с ЗПР.
- Воля и активность личности слепого. Подходы к развитию воли в тифлопсихологии.
81. Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности детей и подростков, страдающих нарушения функциями опорно-двигательного аппарата.
- Связь произвольности и воли. Особенности развития самоконтроля у слепых школьников.
83. Детский церебральный паралич. Классификация. Причины. Симптомы. Профилактика.
84. Проблема первичного и вторичного дефекта по Л.С. Выготскому
85. Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком, имеющим сложные недостатки развития
Воспользуйтесь поиском по сайту: