Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Послевоеный расцвет.. Сжатые личные воспоминания.




Послевоеный расцвет.

С 1948 года интенсивность проведения опытных работ на феодосийском полигоне начинает возрастать с ускорением.

Опытные испытания торпед здесь начали разворачиваться практически с момента ввода его в строй действующих предприятий, ибо также в 1948 году был создан филиал НИИ-400 в г. Ломоносове.

Основная задача Ломоносовского филиала заключалась в создании перикисно-водородной торпеды ДБТ под руководством главного конструктора Д. А. Кокрякова.

 «Испытательной базой стал по традиции полигон феодосийского завода «Гидроприбор» … Опытная партия ДБТ была изготовлена в 1954 году». [7]. Изготовление опытной партии производилось в Алма-Ате.

Еще больше объем опытных работ стал увеличиваться после начала испытаний авиационной торпеды низкого торпедометания ТАН-53 с 1952 года, в которых автор также принимал участие.

Для обеспечения опытных работ на заводе был создан специальный опытный цех № 2, где работы велись над вновь разрабатываемыми торпедами, с привлечением значительного числа сотрудников Ломоносовских, Ленинградских, Алма-атинских, Киевских, и других предприятий.

В Феодосии и в поселке Орджоникидзе стали появляться люди из других городов с гордым названием «испытатели», трудившиеся на предприятии наряду с местным населением и живущее с ним одной жизнью.

После того, как в 49 – 50 годах завод, используя также труд недавних противников – пленных солдат вермахта, смог частично восстановить жилой фонд в поселке, началось пополнение работников завода выпускниками иногородних учебных заведений, и, в первую очередь, это пополнение началось с  выпускников ЛКИ.

В 1950 году из группы студентов приема 1945 года, в которой также учился автор, на завод для прохождения преддипломной практики с последующим их зачислением в штат работников завода были направлены студенты: В. И. Мареев, Г. Д. Мареева (Ефимова), М. Ф. Иткис.

С каждым новым выпуском в ЛКИ завод начнет пополняться новыми молодыми специалистами. Сюда прибудут: чета Обеловых, Закоржевские, и другие.

Начнется также пополнение завода молодыми специалистами других учебных заведений СССР.

Начиная с указанного периода времени жизнь в поселке, да и в самой Феодосии и в близлежащем районе в значительной мере начинает определяться наплывом массы командируемых на завод специалистов, прибывающих сюда из различных районов страны, причем, в отличие от отдыхающих курортников, не только в летние сезоны года.

В довоенные и первые послевоенные годы опытные испытания на заводе проводились для одного – двух типов вновь проектируемых торпед, однако с конца 50-х и до начала 90-х годов на заводе было испытано несколько десятков(! ) вновь разрабатываемых торпед и подобных подводных устройств, причем одновременно испытывалось до десятка различных типов.

В орбиту испытаний и в их обеспечение втягивались не только плавсредства, но также авиация и ракетное оружие.

Если раньше, для обеспечения испытаний нового изделия в командировку приезжало 10 – 30 специалистов, то теперь их количество возрастает до, более, чем сотни человек на каждое изделие, а всего число командируемых на завод, причем, на длительное время наверняка иногда превышало и тысячу.

Кроме обеспечения рабочих мест на заводе, всех этих людей требовалось обустроить жильем, накормить и развлечь!

Многие из командированных привозили с собой также своих жен и других членов семьи, особенно, конечно, на летние сезоны.

Тут же в командировках многие, молодые и не очень, находили своих половин и, очень часто, на всю жизнь!

Чего тут только не случалось. И комического, и трагического, и всякого.

Как проходила работа и жизнь командированных на завод специалистов, с начала 50-х до 90-х годов, смогу показать на собственном примере.

 Конечно, на абсолютную полноту иллюстрации этого периода времени собственный пример автора претендовать не может, ибо жизнь, как известно, многогранна, и все множество этих граней печатный труд вместить также не может.

 У каждого из тысяч моих командировочных соратников имелись свои нюансы и особенности «торпедной жизни» в командировке, каждый имел опыт общения со своим типом торпеды, но что-то общее, надеюсь, смогу здесь передать.

 

Сжатые личные воспоминания.

ГОД 1952.

 

Итак, где-то в средине ноября 1952 года поезд довез автора до перрона Феодосийского вокзала.

В Крыму он не был уже 19 лет, но организмом сразу вспомнил специфику природы и поселений древней земли Тавриды и Черного моря: тихая, теплая крымская осень, солнечные улицы приморского городка, горы и море, все вместе являлось контрастом осенней питерской темноте, сырости, холоду и сутолоке большого города.

Командировали меня сюда, для того, чтобы в цехе № 2 завода, где производилась подготовка экспериментальных торпед, я бы возглавил руководство участком подготовки приборов управления и регистрации хода торпеды ТАН-53, сменив на этом посту Р. В. Исакова, будущего генерального директора НПО «УРАН».

 Кроме этого, я имел частное задание: установить в этой торпеде новый тип рулевых машинок, изготовленных в цехах НИИ-400 по чертежам, лично мной разработанным.

В отличие от традиционных «фиумских» РМ, состоящих из цилиндра и поршня, на новых был установлен воздухораспределительный золотник, что приводило к уменьшению гистерезиса срабатывания РМ.

Новые РМ должны были заменить рулевые, обеспечивающие перекладку вертикальных рулей торпеды и элеронов, предназначенных для креновыравнивания торпеды на подводном участке траектории ее движения.

Феодосия передо мной предстала, в основном, как город одноэтажных, южных мазанок, за исключением района между железнодорожным вокзалом и старинной генуэзской Кафой – центром средневековой работорговли.

 Кроме генуэзской крепости там отлично сохранились старинные площадь, здания католических церквушек, морской причал, остатки бассейнов и фонтанов, старые дороги и прочее.

Того и гляди, что из-за угла появится какой-нибудь генуэзский капитан с палашом или солдат с копьем и заберет тебя в плен, для продажи в рабство.

Вдоль морского берега между крепостью и вокзалом высятся сторожевые генуэзские башни. Основная улица вдоль морского берега в этой части города называется Итальянской.

 

  

Мне говорили, что там, еще в начале ХХ века, жила какая-то родственница Гарибальди.

В 52 году здесь вдоль всей Итальянской улицы еще стояли остатки фасадов изящных дворцов, разбитых в декабре 1941 года, когда Феодосию отбил у фашистов героический морской десант.

О разрушении Феодосии в своих воспоминаниях также пишет Л. М. Вольфсон, инженер-минер, командированный сюда еще в 1949 году: «Феодосия в 1949 году была разрушена войной, особенно береговая часть города.

 Освещение давал немецкий энергопоезд.

Жили мы в основном, на частном секторе, но гостиница «Астория» уже функционировала.

Воинская часть размещалась на ул. Чапаева». [8]

Через год развалины дворцов разровняли, засыпали землей и устроили на их месте зеленую аллею.

Эта часть города, примыкающая к остаткам генуэзской крепости, по-видимому, наиболее древняя. Здесь видно, как более поздние каменные постройки воздвигнуты на развалинах старых, а те, в свою очередь, на старейших, и т. д.

Берег моря здесь занят портовыми сооружениями, гражданскими и военными.

Дальше от берега город поднимается на горы, опоясывающие его по всему периметру, за исключением места, где с северо-востока к вокзалу подходит железнодорожная ветка.

Там же находится выезд из Феодосии на Симферопольское шоссе.

На склоне подъема есть место, на котором видны остатки старинного армянского кладбища, плиты со старинными надписями.

Где-то в этих местах с помощью средневековой шпаны окончил существование повелитель Золотой Орды - Мамай, после знаменитой Куликовской Битвы.

Во времена Ивана Поддубного и перед Великой Отечественной Феодосия, в значительной мере, имела совершенно другой вид. В этом желающие могут убедиться, если в интернете найдут старинные фотографии города Александра Чердака: «Стары фото и окрытки Феодосии».

На улице Чапаева в двухэтажной каменной постройке, принадлежащей воинской части, располагалась «Комиссия Смирнова», которая управляла испытаниями нашей авиационной торпеды ТАН-53, куда я и явился.

Там оформили мои документы, рекомендовали адрес, где можно снять жилье, и на следующий день я отправился вместе с председателем комиссии П. И. Смирновым на место своей работы, на завод при поселке Орджоникидзе.

В то время население города Феодосии и поселка Орджоникидзе называло нас громким словом: " Испытатели".

Как правило, испытателя можно было по каким-то неясным признакам сразу же определить среди местной или отдыхающей публики, из каких бы мест он сюда бы не приехал: из Ленинграда, Ораниенбаума, Алма-Аты, из Киева, или из Каспийска. Более отчетливыми признаки испытателей становились с наступлением осени или зимы.

Как правило, на ногах испытателей были кирзовые сапоги, верхней одеждой служил ватник и очень часто поверх него еще был надет плащ ядовито-зеленого цвета. Ну а на голове могла быть модная шляпа, или кепка, или еще что-нибудь.

В основном это были мужчины всех возрастов, но среди нас было немало и дам.

Срок пребывания в командировке в те годы был без ограничений. Многие из командировки уезжали только в отпуск и то нерегулярно, а по возможности. А этот отпуск составлял тогда целых 12 рабочих дней в году!

И так люди жили годами!

Командировочных нам полагалось 26 рублей в сутки.

Итак, Павел Иванович Смирнов повез меня на работу. Наверное, чтобы меньше блуждал, если бы был один.

Добирались мы до поселка по длинной дороге, с выездом из Феодосии на Симферопольское шоссе, вокруг горы, носящей название “Мадам Бродская”.

Почему появилась такая фамилия, может быть кто-нибудь и знает, я – нет.

Гора представляет собой как бы два больши-и-х полушария, которые у каждого, в силу его собственной фантазии, представляются частями этой мадам.

На всех этих дорогах много еще и других замечательных мест, например, коварный повороты “тещин язык”.

 

 

Эти дороги и места очень красивы и поэтичны:

Топ-топ-топ!

Шелест тысяч ног о камень

Спуск в долину с высоты…

Дале видно сине море,

Справа горы зеленеют…

Там торчит мечеть нечистых…

Слева, сразу за долиной

Скалы рыжие стоят.

В синем небе солнце светит

И орлица в поднебесье

Неподвижная висит…

С высоты дале-еко видно!

Мне б подняться на минутку

И назад бы поглядеть!

Я б увидел ту сторонку

Где бывают снег и ели,

Где в избушках деревянных

Люди бедные живут.

Итак, добрались мы с П. И. Смирновым до поселка Орджоникидзе.

Сразу на въезде в поселок машина, которая нас везла, остановилась, и у нас проверили документы. Посторонним, не имеющим командировки на завод, въезд в поселок был запрещен.

 Въехали, осмотрелся.

Когда-то, очень давно я здесь уже проезжал, и мне слабо помнилось, что справа по въезду, наверху что-то там стояло.

Потом, я об этом спрашивал у старожилов поселка, и мне рассказывали, что до войны, и сразу после, там были татарские сакли и рядом родничок, которые, по понятным причинам, сразу же тогда, и взорвали. А вот согласно [1] в этих местах «археологические раскопки подтвердили наличие армянского монастыря…географ Бобков И. И. в 1928 году видел здесь остатки фундамента, водопровода, стен, выложенные камнем, дорожки. Сохранившиеся камни-хачкары и …» другое от времен XIV века!

Следы взорванного родника существовали и в наше время. О его существовании было можно судить по характеру растительности на том месте.

В войну поселок был немцами полностью разрушен, взорван, но теперь, слева от дороги на завод, в нем стояло несколько добротных двухэтажных домов. Среди них попадались и одноэтажные дома барачного типа. Справа от дороги до самого моря на всем протяжении поселка, был большой пустырь.

Горы слева, море справа, впереди, изгибаясь, уходит влево и вверх дорога и скрывается за поворотом за горами.

Сверху – вниз по дороге несется грузовик с большой металлической бочкой.

Где-то он съезжает с дороги и кувырком летит вниз, причем бочка от него отделяется и тоже куда-то катится. Затем все останавливается и замирает вверх колесами, и как попало. (Хорошо еще, что не попало в стоящий невдалеке небольшой дом, под названием " Васюковка" ). Бегут к грузовику люди, чтобы спасать шофера, но он вдруг вылезает из перевернутого грузовика сам, нехорошо ругается и убегает.

Все.

Только откуда-то сверху летит встревоженная стая кур с орущим петухом во главе.

Через несколько лет эта дорога по склону горы будет заменена другой, более безопасной. Для этого снесут большую часть горы.  

Сейчас же, миновав поселок и дорогу вверх и за гору, достигаешь КПП (контрольно-пропускной пункт) откуда видна вся панорама полуострова с мысом Киик-Атлома.

Внизу и расположены цеха завода подготовки торпед с пристрелочным павильоном и пирсом, со стоянкой кораблей, обслуживающих испытания, и другими подобными сооружениями.

Оконечность этого полуострова, который и является мысом Киик-Атлома, представляет собой возвышенность с крутыми спусками к морю. Высота этой горы достигает, наверное, двухсот метров. Обычно там пасутся козы, иногда выставляются наблюдатели за ходом торпед на испытаниях и за обстановкой в море.

В 1952 году и позже (до 60-ых годов) посторонним лицам посещать поселок Орджоникидзе запрещалось, а после КПП территория завода была обнесена колючей проволокой, и в ночное время также охранялась сторожевыми собаками. Такое ограждение и охрана существовали и позже.

Итак, я, наконец, достиг цеха, где готовились к испытаниям наши торпеды, где проводился анализ этих испытаний, небольшие доработки матчасти и тому подобные работы.

Здесь я должен буду возглавить участок подготовки приборов управления движением торпеды ТАН-53 и приборов, регистрирующих параметры движения этой торпеды.

В курс дела меня вводит Р. Исаков, мой товарищ по изолятору в далеком Ленинграде, а в недалеком будущем глава всех систем подводного вооружения Советского Союза.

Пока что он начальник приборного участка, но недели через две – три он отбудет в Ленинград вместе с основным составом комиссии по испытаниям и тогда его место здесь в Крыму займу я.

Радий и вся комиссия здесь проводили испытания этой торпеды с начала летнего “полевого сезона”. За это время ими было проведено несколько десятков испытаний торпеды в море и сбрасываний с самолета ее болванки, для отработки движения на воздушном участке траектории, а также для отработки ее приводнения и начального участка движения в воде (так называемого “мешка”). При этом, естественно, не все шло гладко.

Постепенно я все больше знакомился с коллективом.

Главным конструктором торпеды был В. А. Калитаев.

А председателем Комиссии, на котором лежали все организационные вопросы, был П. И. Смирнов.

Я вошел на участок подготовки приборов в сопровождении Исакова, и он представил меня коллективу рабочих участка, как их будущего руководителя.

Я поздоровался.

На меня смотрело около десятка пар любопытных и доброжелательных глаз.

В то время приборный участок и сборка обсуживались в основном также рабочими командированными из НИИ-400.

Это были поголовно ветераны - недавние фронтовики: Брыкин П. В., Кондратьев И. С., Хурманенко Н. И., Соколова А. Г., Ломов В. В., Масленников В. , Жулейко И. М., Жуков Н. И., Пигуков, Ершов Н. А., и много других славных людей, перечислить здесь их всех - возможности нет.

Здесь Радий поставил меня также в известность о желательности решения одной из проблем проводимых испытаний: при сбрасывании с самолета-бомбардировщика торпедных болванок, снабженных трехстепенными гироскопическими регистраторами, последние фиксировали ложное направление их перемещения.

Причина такого поведения гироскопов была для членов комиссии по испытаниям и для участников этих работ непонятна.

Мне удалось быстро найти и объяснить причину этого явления, которой являлась карданная ошибка трехстепенного гироскопа.

С жильем в Феодосии мне вначале повезло: поселился в домике с садиком в центре города, недалеко от базара и почты, откуда нас по утрам отвозили на работу. Моей хозяйкой была приветливая женщина средних лет, с которой жила также дочка – школьница. Однако через неделю хозяйка попросила меня съехать, так как ей было удобнее пустить к себе двух девушек-командировочных.

Пришлось съехать.

Не без труда нашел угол довольно далеко от центра, у хозяев тесной хибарки.

Семейство там было большое, а хозяин, брат знаменитого партизана Кочмарского, именем которого названа одна из Феодосийских улиц, был также мастер по изготовлению колбас.

До конца 52 года я и еще один наш инженер, Суботин, и снимали у него угол.

Найти жилье, а особенно летом, было делом не простым.

Жили испытатели, где придется: снимали частное жилье в Феодосии, или жили в номерах гостиницы " Астория". В поселке Орджоникидзе тогда селились реже.

" Жители города" к 7 часам утра, еще затемно, собирались у здания почты. В 7 часов там же появлялись грузовики, крытые брезентом.

Над разными типами торпед работали различные " комиссии". В то время работала комиссия по ТАН-53, торпеде ДБТ, и, возможно, еще какая-то.

У каждой комиссии был свой грузовик и, конечно, свой шофер.

 Каждая комиссия стремилась первой заполнить свой грузовик, чтобы первыми попасть в столовую на территории завода: случалось, что там была очередь. Но, скорее всего главным тут был " спортивный интерес".

В кабину рядом с шофером садился САМ председатель комиссии, а остальные сотрудники размещались на скамейках в кузове: молодежь - поближе к заднему борту, старшее поколение - в глубине. Там теплее.

Таким же образом и возвращались вечером: в то время, когда председатель посчитает возможным.

Обычно часов в семь вечера, предварительно поужинав в заводской столовой.

В пути, обычно, начиналось соревнование шоферов, к радости и восторгу седоков, особенно молодых.

Если машина одной комиссии обгоняла соперников, то это всегда сопровождалось радостными криками, улюлюканьем и часто отстающих дразнили с задних сидений болтающейся веревкой.  Но иногда, обгоняемый шофер такого позора был вынести не в состоянии: невзирая на наличие кюветов, ухаб и холмистой местности он резко сворачивал с дороги и по целине срезал изгибы дороги, для того чтобы около столовой остановиться первым!

Так мы каждый божий день и мчались вокруг Мадам Бродской, мимо деревни Султановки, через Тещин Язык, мимо поворота на поселок Коктебель, вперед к морю, к Двуякорной Бухте!

Очень часто где-то рядом со мной устраивались будущие Большие Ученые и знаковые работники торпедостроения: Юра Наумов и Радий Исаков.

Так с ходу, мы пролетаем Поселок, затем сразу в гору, небольшая остановка на КПП, и вниз к столовой!

Там резкий тормаз!

В тот же миг, одним движением, я выбрасываю себя за борт, и... тр-ты-ты-ты!

Вниз по каменным ступеням, в дверь, по коридору, и бац!

За стол!

 Я первый, или почти!

Тут ко мне подходит официантка (тогда самообслуживания в столовых не существовало нигде): чего я желаю съесть на завтрак?

Помещение быстро заполняется народом.

Чуть в стороне, несколько столов, за которыми могут устраиваться только избранные: заводская администрация, председатели комиссий, главные конструктора и тому подобная публика.

Иногда около столовского буфета появляется директор завода, тогда им был Светлов, и заказывает себе " 100 грамм с бутербродом".

В те годы такое заказать в заводском буфете всегда мог любой труженик и в этом никто ничего особенного не видел. Пьяных посиделок тогда не наблюдалось.

После завтрака направляешься в цех, на свой участок, и начинается рутинный повседневный труд.

Я командую участком подготовки приборов управления и регистрации.

 (Автор у стенда регулировки гидростатического аппарата, управляющего ходом торпеды по глубине и дифференту.

Снимок скопирован из [15] )

Обычно по утрам председатель комиссии, или его заместитель, сообщают, когда, какое изделие (торпеда, болванка) должно быть снаряжено приборами, когда его следует подготовить к выстрелу (произвести " прокачку" ), когда ожидается поступление изделия с моря после испытаний.

( Автор стоит крайним справа.

Снимок скопирован из [15]. )

Следует оценить, какие приборы необходимо переподготавливать для следующих испытаний, а какие требуют ремонта, или списания.

Приборный участок представлял собой комнату площадью около 100 кв. метров. В помещении которой, размещались стенды для подготовки приборов управления и регистрации, хранились сами приборы, стояли верстаки рабочих-прибористов, разделители - специальные емкости в которые поступал и хранился воздух давлением до 220 кГ/кв. см, обеспечивающий запуск гироскопов (~25000 об/мин за 0, 3 - 0, 4 сек), и другое техническое оборудование.

Начальник участка также следил за исправностью находящихся на участке воздушных и электрических коммуникаций и емкостей, обеспечивая требуемую периодичность проверок их состояния и т. п.

На участке имелось 2 - 3 канцелярских стола.

Один из них, главный, располагался в центре, недалеко от входа на участок.

И вот, как-то сидя в " академической" тишине, я услышал противный, непрерывный писк где-то под ногами.

Поскольку пространство под столом было забито ящиками с приборами, я на этот писк сразу особого внимания не обратил. Да и мало ли где тут, что шумит!

Однако еще через день я стал ощущать ногами небольшой сквозняк и тогда удосужился вытащить из-под стола десяток - полтора ящиков и очистить место, откуда дует и свистит.

Посмотрел и тут же побежал перекрывать воздушные магистрали. Травило из проложенной внизу, вдоль стены, красномедной трубы высокого давления.

Когда магистраль разобрали, то обнаружили на ней продольную трещину длинной миллиметров 50 - 70!

Наружный диаметр той трубы был 18 мм. Еще немного времени, и она была бы воздухом разорвана!

В этом случае ног у меня, да и не только ног, наверняка бы не было! Да и в помещении многое бы стало не так.

Уважайте технику безопасности, люди будьте и здесь бдительны!

Хорошо помню другое любопытное событие, случившееся вскоре после отъезда основного состава комиссии.

Был солнечный, спокойный, осенний крымский день, вторая его половина.

По служебным делам я находился где-то в цеху за пределами своего участка, как вдруг, ко мне подбегает кто-то из цехового начальства и взволнованно сообщает, что меня к себе требует ни много, ни мало, а сам заместитель министра Судостроительной промышленности СССР, который находится на моем участке.

Как только я туда явился, то сразу стал невольным участником и свидетелем того, как заместитель министра разобрался в причинах потери торпед при проведении испытаний, и как он распорядился о принятии мер, исключающих подобное:

- Отныне начнем считать не число потерянных торпед, а число посаженных главных конструкторов!

Ну и еще:

- Каждую торпеду должен сопровождать самолет, или быстроходный катер!

Все торпеды должны быть снабжены средствами их обнаружения в случае затопления на дистанции хода!

Вот такие были разговоры в те годы.

Очень скоро я увидел, как из-за горы вываливает самолет и тут же вылетает ракета с вышки пристрелочного павильона, означающая торпедный выстрел.

Быстренько в торпедах появились «стукачи», этакие электромоторчики с эксцентрично насажанной шайбой на их валу, колотившей по торпедному корпусу при вращении вала. Работающие стукачи создавали шумовой эффект, по которому водолазы и катера торпедоловы быстро находили затонувшую торпеду, поднимали ее и доставляли в цех для разборки.

Этот эпизод описан мной в [9].

Так время шло, море штормило все чаще, заканчивался 1952 год.

Как-то во время шторма я стоял на берегу и наблюдал огромную " рыбину" - дельфина, которого волной почти выбрасывало на берег.

Он тоже на меня посматривал, а мне думалось: что бы у него, как в сказке, попросить?

Неожиданно, за пару дней до Нового Года, я получаю телеграмму из дома:

" встречай 31 прибываю ритой вагон такой то нина"?

Это означало, что ко мне, уже, движется жена 

с двухмесячной дочкой!

Срочно ищу, где нам жить.

Все попытки " встать на якорь" в городе неудачны.

Желающих сдать жилплощадь постояльцам с грудным ребенком, ни за какие деньги не нашлось!

С трудом, с помощью своих бывших однокурсников, я в последний момент уговорил пустить нас к себе одну хозяйку в поселке, в недавно построенном новом доме.

Звали нашу хозяйку Анна Ивановна, ее муж заведовал на заводе гаражом. Это были люди - заводские ветераны, которые здесь работали с довоенного времени. От них и им подобным я слышал рассказы, как здесь все было.

Рабочий коллектив под руководством С. М. Кривцова срочно сделал чудесное фанерное корыто для купания младенца и для стирки пеленок.

Замечательный подарок к Новому Году!

Большое Всем спасибо!

31. 12. 52 года я отвез на новое жилье корыто, встретил свою супругу, выходящей из вагона поезда с чемоданом в одной руке и с дочкой в другой, и привез их в поселок Орджоникидзе.

В 1953 году, с января по май включительно, работы по подготовке торпед было немного.

 Море часто штормило, а в марте жизнь на заводе и в поселке и вообще почти замирала.

 Мартовские метели и снегопады отрезали поселок от " материка" начисто недели на две - три. В поселок не могли проехать автомашины, не было возможности пробраться пешком, да и море было " закрыто" из-за волнения. Трудно было достать самое необходимое.

Хлеб временами начинали продавать только на территории завода, да и то, только тем, кто там работал. Нас это выручало.

 Еще до заносов там же я смог достать для жены 5-ти - 6-ти литровую банку сгущенного молока. Она же грудью кормила дочку!

В поселке в домах водопровод не работал. Приходилось воду носить с улицы из колонок. Канализация и в квартирах и на заводе после войны также создана еще не была. Правда, унитазы установлены были, но они не действовали, причем еще не один год.

Вечером после ухода с работы опять было нужно что-то, где-то раздобыть, потом помочь дома. Например, полоскание белья приходилось, как правило, делать на море в холодной морской воде.

Как «солидный семейный человек», я теперь питался не в заводской столовой, а «дома», загружая жену приготовлением пищи на хозяйской керосинке. Для этого я каждый день по заводскому гудку бежал из цеха вверх к КП, оттуда вниз, и затем по тропинке к противоположному концу поселка. Там, съев обед и поцеловав жену и дочку, я несся обратно на завод, да так, чтобы успеть до окончания обеденного перерыва!

И так в любую погоду, неся на каждом сапоге пуды крымской грязи!

Быт и работа создавали иногда стрессовое состояние у нас обоих, но потом привыкли, и ближе к лету стало как-то полегче.

Какая-то тревожность состояния усилилась в марте, после известия о смерти И. В. Сталина.

И. В. Сталин был кумиром, его руководство обеспечило Победу, Он один был Хозяин, которому Народ верил, что Он все знает и понимает и сделает верно!

При всем этом я, конечно, знал, что Он - диктатор, осуществлявший массовые репрессии, что Он плохо подготовил страну к Войне, на его совести многие жизненные трагедии (знал не понаслышке! ). Но, тем не менее, считал тогда и сейчас тоже, что Он для себя не хотел никаких богатств, как многие прочие, Он искренне стремился к тому, чтобы наша страна была бы передовой и независимой. Независимой, как в экономическом плане, так и в моральном, а страна это Народ!

Однако, в силу своего воспитания, к хорошим целям Он шел по адовой дороге!

По-моему это была трагическая личность.

Власть была то, чего Он жаждал, ибо не верил никому и всех боялся.

Последовательно Он уничтожал всех своих соратников и близких, но начинал понимать Великую свою Глупость слишком поздно, когда уже содеянное исправить становилось невозможно!

Но Он был Хозяин, который " свой дом" знал и обеспечил на Земле его авторитет и положение.

И вот Он ушел не оставив после себя хозяйского преемника!!

Куда и как нашу страну поведут его преемники?

Смогут ли они сохранить нашу независимость, авторитет, мощь?

Это беспокоило.

Как бы то ни было, но мы пережили крымские осень, зиму и весну!

В тот период одним из основных моих инструментов стал символ торпедистов - мерительный инструмент " футик".

Футиком измеряются величины перекладки рулей торпеды при ее подготовке к морю.

В мае на завод вернулся основной состав комиссии по проведению испытаний торпеды ТАН-53, а меня отпустили домой в Ленинград.

Приборный участок я передал тому же, у кого его принимал - Радию Исакову.

Он подобно ознакомился со всем, что произошло в его отсутствие, а особенно его интересовало, как влияет на движение торпеды установка новых рулевых машинок, и как обстоят дела с учетом карданной ошибки гироскопических приборов.

Установка новых рулевых улучшила управление торпедой по курсу, но на характер креновыравнивания заметного влияния не оказала.

За то время пока я руководил приборным участком, обеспечивая проведение испытаний ТАН-53, я окунулся в необходимость решения ряда проблем, возникших в процессе этих испытаний, вошел в ритм и атмосферу работы и жизни, как коллектива испытателей торпед, так и коллектива решающего задачи их серийной пристрелки и отработки – местных жителей поселка, Феодосии.

Пол года работы и жизни в поселке Орджоникидзе сделали его для меня, да и для моей жены тоже, своим близким местом, несмотря на перенесенные невзгоды.

В июне мы возвращались в Ленинград с уже заметно подросшей дочкой.

 Жаль, что у нас не сохранилось то фанерное корыто, в котором она спала, мылась.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...