В сентябре 1957 года
был в очередной раз командирован в город Феодосия, в поселок Орджоникидзе на хорошо знакомый участок подготовки приборов управления и регистрации. В то время там готовились приборы для установки в опытную перекисно-водородную торпеду ДБСТ, главным конструктором которой являлся В. С. Осипов. Сюда я был направлен по указанию директора НИИ-400 А. М. Борушко, которого об этом просило руководство Ломоносовского филиала НИИ в связи с необходимостью временной замены своего сотрудника, руководившего работой этого участка. Кроме руководства участком, мне следовало, по указанию своего непосредственного начальства, обеспечить техническую подготовку торпеды ДБСТ для использования ее с макетом креновыравнивающего прибора, изготовленного на основе авиационной гировертикали. Документация на этот прибор была мной разработана в НИИ-400, и теперь ожидалось доставка этих приборов на испытания. Прибыв в Феодосию, сразу же поселился в гостинице " Астория", где первые дни жил в многоместном номере, а затем устроился в одиночном на верхних этажах. На заводе явился на участок и принял его у своего знакомого, Славы Сафонова, который уехал отсюда на какое-то время по семейным обстоятельствам. Особых изменений в городе и поселке не запомнил, разве, что с поселком начинало налаживаться регулярное автобусное сообщение, да и город начал заметно застраиваться многоэтажными кирпичными зданиями. Появился в городе музей А. Грина. Очень к месту, и понравился. (Фото поселка из [1]). На сей раз на участке в основном работали регулировщики с киевского завода № 308, обслуживающие приборы, которые завод поставлял для этой торпеды. Народ был приятный, работящий, и в основном, знакомый мне по Киеву, где в командировках бывал не мало.
Особенно запомнилась пара Утюжей. Пожилой (в моем тогдашнем понимании) отец, помимо своей непосредственной работы, строго следил, как выполняет мои задания и как себя ведет его сын, (16 - 17) - летний мальчик. Пара была трогательной. Через пару - другую лет, когда в Киеве мальчик трагически погиб, весь наш коллектив был потрясен и скорбел вместе с киевлянами. Через месяц–полтора участок пополнится также нашими ленинградскими рабочими, которые прибудут сюда с комиссией Р. В. Исакова для подготовки проверок работы нового поколения электромеханических приборов, проектируемых для вновь создаваемых противолодочных торпед. С этими приборами будет также испытываться вышеупомянутый креновыравнивающий прибор на основе гировертикали, а также некоторые другие устройства, над созданием которых я работал в отделе НИИ. До прибытия комиссии Р. В. Исакова я был занят только обеспечением испытаний торпеды ДБСТ: подготовкой приборов на участке, прокачкой торпеды перед выстрелом, анализом испытаний. Однако после прибытия этой комиссии – работы прибавилось. На одной – двух торпедах ДБСТ предстояло в цеховых условиях переделать систему креновыравнивания, спроектированную на основе пневматического гироскопичечкого прибора 811. 02, на систему с макетом прибора на основе электрической гировертикали. Для этого предстояло произвести специальную доработку некоторых механических узлов, элементов пневматической и электрической схемы торпеды. Об этом у моего непосредственного начальника В. А. Калитаева имелась предварительная договоренность с главным конструктором В. С. Осиповым. В. А. Калитаев прибыл на испытания в составе комиссии Р. В. Исакова. На подготовку мне отводилось две - три недели, а если не успею в этот срок уложиться, то неизвестно, когда еще появится возможность проверить новый принцип креновыравнивания торпед.
В процессе проведения работы возникали непредвиденные сложности, ставившие под вопрос ее выполнение, но все закончилось благополучно. Так, впервые в отечественном торпедостроении был испытан электрический гироскопический прибор. До указанного выстрела в декабре 1957 года, в торпедах применяли только пневматические гироприборы. (В 1894 году Обри создал гироскоп курса с пружинным запуском). Также впервые был испытан электрический гироприбор в качестве датчика системы креновыраванивания, управляющий торпедой относительно земной вертикали места. В ближайшем будущем все гироприборы в торпедах будут только электрическими. Конечно, кроме рабочего, цехового быта, возобновились мои феодосийские привычки в части свободного, нерабочего, времяпровождения. Выходные я старался проводить на Кара-Даге. Крымская осень, как всегда, была сухой и солнечной, а горные путешествия и спуски к морю создавали отличное настроение и самочувствие на всю рабочую неделю. (На фото, крайний справа, будущий нач. опытного цеха завода, Успенский) В отличие от прошлых лет, когда по Кара-Дагу бродили энтузиасты-одиночки, вроде И. И. Третьяка, с небольшими группами командировочных и заводчан, теперь туда регулярно отправлялись большие группы молодежи, поскольку число испытываемых торпед возрастало и их обслуживало все большое количество молодых специалистов. Я совершил туда также несколько походов в составе довольно больших групп, но эта командировка больше мне запомнилась путешествием по Крыму в октябрьские праздники. Почему-то в этот год так получилось, что нам предстояло в праздник Революции целых четыре дня провести на свободе! Случай до этого небывалый! В последний рабочий день у всех в цеху и на моем участке настроение было приподнятое и праздничное. С завода по домам все отправились на пару часов раньше, сдав предварительно, специально назначенным дежурным, все производственные помещения. По пути из поселка к дому в Феодосию спонтанно сформировалась группа не желающих на праздники возвращаться домой в город, а желающих немедленно отправиться в путешествие по Южному Берегу Крыма. Желание было выполнено тут же, на Феодосийском базаре, где удалось для начала зафрахтовать грузовик, перевозящий фрукты.
Более подробно об этом путешествии сообщено в [12]. В тот же день группа через Симферополь добралась до Алушты, где в одной из гостиниц мы провели ночь и на следующее утро встретили праздник октября. Далее в остальные праздничные дни умудрились осмотреть основные достопримечательности Южного Берега и без опоздания приступить к работе на заводе по окончанию праздников. Удивительно! До чего тогда было просто путешествовать по таким " элитным" местам, куда в ХХI веке с пустым карманом и близко- то не подойдешь! За четыре дня на обычных рейсовых автобусах, мы смогли объехать все знаменитое Южное побережье. Останавливались в Гурзуфе, в Ялте, в Алупке, и еще много где. Посещали сады, музеи, дворцы, лазали в горы, любовались морскими видами, побывали в знаменитом Никитском Ботаническом саду, осматривали дворец, в котором в 44-ом проходила Ялтинская Конференция Сталина, Рузвельта и Черчилля, видели дворец, в котором проходили съемки кинофильма «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой, и многое другое. В том году какой-то чиновник " наверху" решил, что помногу времени в командировках инженеры тратят ради своего удовольствия, дабы за государственный счет " кайфовать" в Крыму и на других курортах. Поэтому был принят закон – тем, которые в командировке на одном месте проводят больше двух месяцев - размер командировочных выплат сокращать вдвое! Другим способом их из командировок просто не выгнать! Пришлось на всех командировочных документах, еще до истечения этих двух месяцев, ставить штамп выбытия из города Феодосия и командировки в город Керчь, а затем ставить штамп выбытия из Керчи для новой командировки в Феодосию. Нарочный с кипой наших командировок отправлялся в воинскую часть в Керчи, с которой у нас были налажены хорошие отношения, и там эти бумаги оформлял соответствующим образом, после чего он возвращался в Феодосию. Закончился 1957 год, закончилась очередная командировка в «Богом данную» (перевод с древнегреческого названия Феодосии). Случайно, одна прекрасная девушка подарила мне (я тогда был еще не очень старый) листок с песней, часть слов из которой, я помню: «Морями теплыми омытая Людьми и богом позабытая Ты нам родная Феодосия Любовь к тебе храним! Мы каждый год с тобой прощаемся! Но непременно возвращаемся ….. », и что-то еще, не помню. Ну, год не год, а через 23 года (число «20» носит здесь для автора магический оттенок),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|