В.Даль. «Толковый словарь русского языка»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Фролов А. А., Фролова Ю.Н. Ф91 Вижу цель! Серия «Двенадцать шагов за горизонт»: Шаги 4 и 9: «Помощь новичку в постановке целей; обучение лидера целеполаганию и передаче этого умения». — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 70 с: илл. ISBN 5-7851-0408-3 © А.А.Фролов, Ю.Н.Фролова, 2004 © Банк культурной информации, оформление, 2004 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ Одна из излюбленных тем для сетевиков — мотивация. Какая, зачем и почему, кто кого мотивирует — неважно, мотивация — и точка. Чтобы лучше работали. Соответственно такому подходу строят свою работу лидеры структур и бизнес-тренеры. Они изо всех сил мотивируют дистрибьюторов (как умеют) и очень удивляются, когда в отсутствие лидера или бизнес-тренера так здорово мотивированная структура практически прекращает работать. Как же это получается? Ведь дистрибьюторы так резво и высоко прыгали вместе с мотиватор ам и! Но вот пришли дистрибьюторы домой, и на них нахлынули столь близкие их повседневной жизни и самой их сущности заботы, что сразу стало не до прыжков. Над входом в сетевую деятельность золотыми буквами должны быть написаны слова умницы Джона Каленча: «Неважно, насколько возбужден и воодушевлен человек: если эти чувства не поддерживаются в нем адекватным уровнем искренней убежденности, его шансы на успех близки к нулю». Искренняя убежденность может родиться только внутри человека и на основе совпадения предоставляемых ему возможностей с его глубинными интересами буквально на уровне основных инстинктов. То есть речь идет о том, что в основе деятельности человека лежит внутренняя мотивация, побуждающая его к поиску направлений действия и обеспечивающая неотвратимость этого действия. Старофранцузское слово «мотив» и означает в дословном переводе «побуждение к действию». Внешняя мотивация, которую обычно несут лидеры и бизнес-тренеры, только поддерживает внутрен-
не мотивированного человека, демонстрируя ему примеры успешности на выбранном пути. Отсюда понятно, что внешняя мотивация без сложившейся внутренней не имеет никакого смысла. Более того — в этом случае внешняя мотивация вредна, так как без внутренней не может привести к устойчивому успеху, а отсюда — разочарование со всеми вытекающими из него последствиями. Что же является основой и источником внутренней мотивации? Разумеется, цели человека, то, к чему он осознанно стремится, без чего он не может обойтись, что составляет сущность его основных интересов. Одна сетевая дама с гордостью говорила, что прошла тренинг, который помог ей ставить цели, и «написала уже ПЯТЬДЕСЯТ ТРИ ЦЕЛИ»1 Это какое-то сумасшествие, и если этой даме не помочь вернуться к здравому смыслу, она не достигнет НИЧЕГО, так как запутается в колючих зарослях мелких нужд. Семинар и тренинг, которыми мы помогаем людям ставить четкие и осознанные цели, достигать их и быть успешными, пользуются большой популярностью. После их проведения и в сетевых и в линейных компаниях обычно резко возрастает эффективность работы, поскольку люди начинают понимать, ВО ИМЯ ЧЕГО ОНИ РАБОТАЮТ. Не у всех желающих есть возможность посетить наш семинар или принять участие в нашем тренинге по постановке целей. С другой стороны, даже у прошедших семинар или тренинг по этой теме очень дефицитным оказывается поддерживающий материал, который позволяет впоследствии качественно восстановить полученные знания, умения и, главное, навыки во всем объеме. Для того, чтобы восполнить эти пробелы, и написана эта книга. Мы надеемся, что работа с этой книгой так же, как семинар и тренинг, даст читателю возможность эффективнее работать, полнее, успешнее жить и передавать другим людям искусство внятного целеполагания.
Александр и Юлия Фроловы
ВВЕДЕНИЕ Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что даже просто выживание на российском рынке возможно только для тех сетевых компаний, в которых хорошо поставлено обучение дистрибьюторов. Причем обучение на базе нашего, родного, только нам свойственного менталитета. А уж что касается успеха, то он в принципе достижим только при систематической учебе. Тем, кто хочет добиться успеха в сетевом маркетинге, надо относиться к нему именно как к работе и работать в нем профессионально. Всем хорошо известно, что профессиональная работа требует профессионального образования. В сетевом маркетинге обучением чаще всего занимаются лидеры. Они учат тому, чего достигли талантом, усердием, волей. Это срабатывает только в исключительных случаях, когда обнаруживается трудно определимое «личностное созвучие* лидера и вовлеченного им в сетевую работу дистрибьютора. В большинстве же случаев лидерское обучение не идет впрок — очень уж различаются люди, их установки, интересы, возможности. Поэтому лидерское обучение — не универсальный и не самый удачный вариант. Учиться надо у профессионалов, систематически, помня о том, что в разной мере, но ВСЕМ доступна сетевая деятельность. Россиянин на учебу смотрит иначе, чем китаец, европеец или американец. Порядок шагов в сетевом образовании и содержание этих шагов обязательно должны учитывать особенности российского менталитета. При этом надо понимать, что обучение новичка и обучение лидера — принципиально разные направления и уровни образовательной деятельности. Необходимые шаги обучения сетевиков были описаны в статье Александра Фролова «Двенадцать шагов за горизонт» в альманахе «MLM-ФОРУМ» и в брошюре с таким же названием, изданной Межрегиональным Центром развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства. Вот эти шаги:
Ознакомление новичка с продуктом компании Ознакомление новичка с организацией и деятельностью компании Освоение новичком плана вознаграждений компании
Помощь новичку в постановке им своих жизненно важных целей Организация внешней мотивации новичка Введение новичка в группу Теперь новичок перестал быть таковым, и, если уж он проделал эти шаги, дальше происходит формирование лидера: Обучение лидера формированию группы бизнес-партнеров и работе с группой Обучение лидера технологии внешней мотивации Обучение лидера основам целеполагания и трансляции этого умения Обучение лидера основам продуктивного (адекватного) мышления Формирование у лидера любви к компании Понимание лидером сути и механизма действия продуктов компании Каждому из двенадцати шагов соответствует специализированный тренинг или семинар, обеспечивающий успешное усвоение этого шага. Невозможность полностью удовлетворить спрос на тренинги и семинары, а также желание повысить их эффективность путем создания поддерживающих материалов, привели к необходимости издания книг по отдельным шагам (или группам шагов) сетевого образования. Так, в 2003 году была издана книга «Давайте подумаем, или серьезная книга для лидера», представляющая собой изложение тренинга, соответствующего шагу №10 — «Обучение лидера основам продуктивного (адекватного) мышления». Уже в 2004 году издана книга «7Я, или С КЕМ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ?». Она рассматривает шаги б и 7 — «Введение в группу, создание группы, работа с группой». Предлагаемое вашему вниманию издание рассматривает еще два шага — шага четвертого, «Помощь новичку в постановке им своих жизненно важных целей», и девятого, «Обучение лидера основам целеполагания и трансляции этого умения». Большинство существующих подходов к этой проблеме основано на безудержной эмоциональности, использовании слов, не имеющих определенного смыслового наполнения и, следовательно, безответственности. Любой человек будет работать в полном смысле этого слова только в том случае, если он четко представляет, какие фундаментальные жизненные интересы его могут быть удовлетворены в результате этой работы. Выявление этих интересов и поиск путей их удовлетворения — чрезвычайно рациональная операция. Поэтому такая операция может быть ясно описана, а также передана любому желающему человеку. Люди не любят четко формулировать свои цели, поскольку это порождает ответственность и, следовательно, боязнь обнаружить или продемонстрировать свою несостоятельность в случае неудачи. Неудача, как правило, наступает из-за отказа человека РАБОТАТЬ над достижением цели. А отказ связан с нежизненностью, с неважностью для него этой цели.
Человеку нельзя ничего навязывать. Ему можно только предоставлять возможности. В этой книге мы предоставляем возможность любому, кто добросовестно выполнит все необходимые действия, найти и осознать свои важнейшие цели, определить пути и способы их достижения и, разумеется, проделать работу по их достижению.
Главное условие лидерства Глава 1. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЛИДЕРСТВА 1.1. Суета вокруг лидерства Пожалуй, в предисловии мы немного погрешили против истины. Есть еще одно слово, которое сетевики любят произносить еще чаще, чем слово «мотивация». Это слово — «ЛИДЕР». Вокруг этого слова и связанного с ним понятия вечно происходит какая-то недостойная суета, в ходе которой одни пытаются стать тем, не знают кем, другие зарабатывают на этом деньги, а третьи, уверившись в своей несостоятельности, пополняют ряды неудачников. Работа большинства тренеров с людьми, надеющимися на успех в своей деятельности, напоминает шаманство. Люди ставятся в условия, которые в их обыденной жизни им и не снились — хождение по углям, блуждание по заснеженной тайге, купание в проруби, ораторство на людном перекрестке... На основании этого люди делают выводы о своей пригодности к лидерской деятельности (?}. Один из авторов любит выскочить из бани в снег и поваляться в нем. Другого не заставить сделать это просто никакими силами. Но ни один из нас не сомневается в лидерских возможностях другого. В старом анекдоте о поручике Ржевском герой в ответ на приглашение к белому танцу говорит даме: «Мы себя в другом окажем-с!» Интересно, ходил ли поручик по углям? Разумеется, выявление человеком новых возможностей — это прекрасно. Появившееся умение сделать волевое усилие по заданному поводу — это похвально. А что если человека поставить в условия РЕАЛЬНОЙ угрозы его жизни? Или жизни его близких? Возрастет ли процент осознавших себя лидерами? Кто имеет право на такие эксперименты и такие заключения? Не проще ли человеку покопаться в своих желаниях, стремлениях, установках, оценках и найти то главное, без чего его жизнь становится невозможной в приемлемом для него смысле. Тогда он сможет не то что пройти по углям, а взойти на свой костер ради того, чтобы «оказать-с себя в другом», в глубоко своем и жизненно необходимом.
Пляски с бубном вокруг костра — это романтично, зрелищно и доходно. Для тех, кто бьет в бубен. Но есть одна особенность работы с людьми: в ней не должно быть отходов! К сожалению, тот, кто пляшет неправильно с чьей-то точки зрения или, чего доброго, вообще плясать не умеет, не может (инвалид, знаете ли!), отправляется в отходы — чаще всего добровольно и навсегда. Поэтому возникает резонный вопрос: а возможна ли безотходная технология производства лидеров? Вы уже ответили на этот вопрос. Разумеется, ДА! Если знать, кто такие лидеры и надо ли Вам в их число. Ну и, конечно, если костры и кресты для каждого — свои. На чужие мы не восходим. Сущность лидерства Первоначально лидером называли всадника, который мчится вперед, увлекая за собой других. Есть русское слово, являющееся синонимом слова «лидер» — «гайдар». Куда мчится, сломя голову, гайдар, пока рассматривать не будем. Ограничимся тем, что он — впереди всех на лихом коне. Затем термин «лидер» перекочевал в спорт. Во всех состязаниях типа гонок, заплывов и забегов рано или поздно выявлялся лидер и возглавлял эту гонку, пока не приходил к финишу или его не сменял другой лидер. Здесь же, в спорте, слово «лидер» переехало в таблицы результатов: «По результатам первого дня соревнований лидирует прапорщик Петренко». Лидировать стали целыми группами: «Лидирует группа спортсменов в синих майках...». Наконец, термин «лидер» добрался и до остальных сфер жизни, в том числе — до политики. Когда кого-либо не хотели называть президентом или еще как-нибудь уважительно, называли просто лидером. Лидировать в политической борьбе стало нормой общественной жизни и языка.
В наше время лидером называют человека, продвигающегося в каком-либо направлении впереди всех и своим примером увлекающего в этом направлении других людей. Ошибка большинства людей состоит в том, что они воспринимают склонность человека к лидерству как в норме нечто самоценное и самодостаточное. Если человек изо всех сил скачет впереди только ради того, чтобы скакатьвпереди, его место не в бизнесе, а в психиатрической лечебнице или, по крайней мере, среди постоянных клиентов психотерапевта. Подобных псевдолидеров люди либо «раскусывают» сразу либо, измученные этой нелепой демонстрацией, резко разочаровываются впоследствии. Итог всегда печален: одиночество и неуспешность «лидера по призванию* в реальной, конкретной жизни, как бы ни выглядели внешне его дела. Да и вообще люди не очень-то доверяют «самоцельным романтикам*. Вот если лидер рвется вперед в поиске Эльдорадо или ради завоевания сердца любимой женщины, его можно понять. Более того, за ним можно пойти, потому что, преследуя конкретные и понятные цели, он надежен на пути до них. Он не бросит на этом пути человека, нужного ему. Сущность лидерства заключается в том, что человек успешно идет вперед и увлекает при этом за собой других людей только в том случае, если там, впереди, ЕГО СОБСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ. «Цель — мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; конечное желание, стремление, намеренье, чего кто силится достигнуть». В.Даль. «Толковый словарь русского языка» Даль в своем толковом словаре практически дал определение понятия «цель». Это определение вполне однозначно и очень точно. Наиболее важно здесь то, что речь идет о КОНЕЧНОМ желании. Промежуточные действия, операции, результаты нельзя рассматривать как цели. Это просто этапы достижения той самой, конечной, цели. Выбирая цели, мы стремимся удовлетворить свои потребности. Сюда просто не относятся житейские мелочи — по- купка продуктов, починка испортившегося крана в ванной комнате, выбор праздничного наряда. Когда мы говорим о целях, надо помнить, что они должны быть сопоставимы с нашими представлениями о смысле жизни. И еще раз жаль ту несчастную даму, которая «написала пятьдесят три цели*: она не сможет представить себе не только свои цели, но и способы их достижения. Есть еще одна сторона сущности лидерства. В конце прошлого, двадцатого, века на киноэкранах мира появился потрясающий фильм. В нем рассказывалось о том, как мама маленького мальчика-имбецила научила его всего двум основополагающим вещам. Первая — доброта в отношении к людям. Вторая — умение вкладываться всем своим маленьким умишком и всей своей недюжинной физической силой в ту деятельность, за которую взялся. Это позволило мальчику становиться национальным героем во всем, за что он брался. Он был бесспорным лидером в спорте, на войне, в работе. Несмотря на свою имбе-цилъность. Его звали Форрест Гамп. Это имя заслуживает того, чтобы стать нарицательным. Где же вы, умственно полноценные люди? Почему вы позволяете себе сетовать на неуспешностъ? А вы полнос тью вложились в избранное вами дело? Трудно представить себе, как человек полностью отдается достижению пятидесяти трех целей. А одна из главных, сущностных черт лидера — это умение вкладываться в процесс постановки и достижения целей полностью, как Форрест Гамп. Значит, лидер должен уметь выбирать ГЛАВНЫЕ цели и сосредотачиваться на их достижении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|