Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что нам требуется НА САМОМ ДЕЛЕ




Куда же дальше растет наше дерево? Каждой нашей роли соответствуют ПОТРЕБНОСТИ. Да и собственно роли появи­лись в голове и, следовательно, в поведении человека как спо­собы выявления и удовлетворения потребностей, связанных с его основными инстинктами. Напомним эти инстинкты: ЖИТЬ, ПИТАТЬСЯ, РАЗМНОЖАТЬСЯ и ИССЛЕДОВАТЬ. чтобы оптимально жить, питаться и размножаться. Они идут именно в таком приоритетном порядке.

Выявление потребностей гораздо более затруднено по срав­нению с выявлением ролей. Дело в том, что здесь сильно ска­зывается давление воспитания, общественного мнения, выте­кающих из них привычек и установок.

Потребностью (в психологии) называется состоя­ние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (в том числепроцессах), необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Психологический словарь

В результате воспитания и образования, зачастую недоста­точно осмысленных и шаблонных, человек не может осознать свои реальные потребности и, следовательно, не умеет их вы­разить. Действительно, как только речь заходит о потребнос­тях, основная масса людей начинает «сыпать» метафорами, притчами, анекдотами и прибаутками, а чаще всего словами без какого-либо осмысленного наполнения, собранными в без­грамотные с точки зрения языка предложения. Например: «Любить — ну, это когда есть духовное(?) родство(?) и гармо­ния^)». А уж когда речь заходит о конкретике повседневно-


го быта, уши вянут от шедевров типа «я хочу выйти замуж, чтобы не быть одной»; «нужна молодая красивая женщина для общения» и так далее. Ну, пожалуйста, поймите, что если даже «браки совершаются на небесах», то прежде всего надо отправить туда, «на небеса», четкий перечень своих потребно­стей, которые вы собираетесь брачным способом удовлетво­рить. Согласитесь, что «брак просто так» — это, по крайней мере, аморально. Давайте вспомним, что существует такая роль, как «жена». Мы выяснили:

Женой называется человек ж енского пола, публич­но принявший на себя обязанности по удовлетворению (здесь следует согласованное конкретными сторона­ми перечисление потребностей именно мужа, которые берется удовлетворять именно жена) потребностей партнера, называемого мужем, и ожидающий от него того же в отношении себя (по отдельному согласо­ванному списку).

Ну, как, Вы собрались жениться, а составлен ли перечень четко определенных Ваших потребностей, удовлетворения которых Вы ожидаете от будущей жены? Согласован ли он с будущей женой? Вы собрались замуж, а представляете ли Вы, удовлетворения каких потребностей будет ожидать от Вас муж? Представляете ли Вы себе сами эти потребности и процессы их выполнения? Если стороны этого не сделали, то очень ско­ро следует ожидать разочарований и претензий по поводу неудовлетворения потребностей. А о них договаривались? Ах, да, Вы ведь говорили о «свече на ветру», о «дарении далекой и самой яркой звезды» (помните мультфильм, где этот процесс дарения сопровождается звуком оттираемой накипи на кас­трюле?).

Есть еще более яркий, на наш взгляд, пример. Когда в ходе проведения вот такого семинара или тренинга задаешь аудитории вопрос, каковы потребности человека, принявшего на себя роль матери, то первой же называется потребность РОДИТЬ ребенка. Так ли это? К сожалению, так много жен­щин, которые отказываются от рожденных ими детей, остав­ляя их в родильных домах. Матери ли они? Сомнительно.По­жалуй, больше женщин, которые, к еще большему сожалению,


 




 


 

 


не могут родить детей, хотя и желают этого. Возможно ли для них материнство? Разумеется! Давайте определим роль «мать».

Матерью называется человек женского пола, ис­пытывающий врожденную необходимость ИМЕТЬ ре­бенка и публично принимающий на себя обязательства по его выращиванию и воспитанию.

Чувствуете разницу? Вспоминаете народную мудрость:"Не та мать, что родила, а та мать — что воспитала"? Осознаете, что «продувка родовых путей» еще не означает факта мате­ринства? Тогда можно и поработать над определением по­требностей матери, то есть того человека, который претендует на эту роль.

Итак, нам надо набраться мужества и научиться НАЗЫ­ВАТЬ свои потребности (в том числе — записывать эти на­звания). Называть так, чтобы их нельзя было перепутать с какими-либо другими потребностями. А для этого каждой потребности надо дать четкое понятийное определение, как мы об этом договорились выше. Обо всех этих процедурах подробно говорится в книге «Давайте подумаем». Здесь же мы заключим соглашение об эмоциональном представлении во всех мельчпйтпиу д ртаттяу фпгп; п жр-ттятт-^и чего мы дума ем

и говорим. Х отите замуж — представьте в мельчайших дета­лях, час за часом, сутки за сутками хотя бы неделю замужней жизни. С выносом мусора, с приготовлением обеда из усло­вий конкретного холодильника и конкретных зарплат, с вы­гулом собак, постельными сценами и «критическими дня­ми». А то ведь подавляющее большинство женщин считает, что «выйти замуж» — «это когда белое платье и фата». А на самом-то деле — ЗАЧЕМ?

3.4. Что для нас главное?

Таким образом, как мы выяснили, осознание потребностей с необходимостью вытекает из осознания ролей, которые мы принимаем на себя. Следовательно, на «дереве целей» по­требности — это те ветки, на которые разделяются конкрет-


ные ветви-роли. Равноправны ли эти ветки? Разумеется, нет! Потребность в ежедневном здоровом питании важнее потреб­ности перепробовать все блюда всех кухонь мира. Потреб­ность матери иметь ребенка важнее потребности правильно кормить, одевать и оздоравливать его, а эта потребность, в свою очередь, важнее потребности дать ребенку РЕАЛЬНОЕ каче­ственное образование. Отсюда и многочисленные примеры болезненности исходно вполне здоровых детей, а также столь частых катастрофических образовательных провалов. Тем не менее, эта система приоритетов естественна, и усилия надо направлять не на ее переориентацию, а на ее стабильность и одновременное удовлетворение перечисленных потребностей в отсутствие чрезвычайных ситуаций. Не допускать же чрез­вычайных ситуаций — наверное, долг каждого родителя.

Поэтому давайте изобразим следующий «этаж» «дерева целей» уэйе с учетом приоритетных различий между потреб­ностями, соответствующими одной и той же роли.


 




 


Выявленные для каждой роли потребности (а их трудно придумать более трех-пяти) запишем в нашей таблице в гра­фе «Потребность», причем расположив их в соответствии с приоритетами и более или менее равномерно по отведенному участку графы: ведь нам надо будет каждой потребности еще и сопоставить цели! Например:

 

РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЬ ЦЕЛЬ
  Иметь ребенка  
Мать Вырастить ребенка  
  Социально адаптировать ребенка  

Согласитесь, пожалуйста, что мы все под словами «иметь», «выращивать», «социально адаптировать» понимаем НА­СТОЛЬКО РАЗНОЕ, что если этих понятий не определим, то и сами не справимся с такой непонятной задачей, и окружаю­щие не будут нам помощниками, поскольку не смогут по­нять, чего же мы хотим. Поэтому все понятия, попавшие в графу «Потребность» нашей таблицы, должны быть так же четко определены, как и роли. Разумеется, при построении таблицы Вы выявляете и рассматриваете собственные потреб­ности, располагая их в системе приоритетов и определяя на уровне определений понятий. Эти определения, так же как и определения ролей, должны быть записаны в Вашей тетради — это часть документа о Вашей договоренности с собой по поводу того, ЧЕГО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ НА САМОМ ДЕЛЕ.

Мы можем лгать, обманывать и врать — другим, когда вольно, когда — невольно. И Бог нам судья. А вот врать себе, тем более — лгать себе и обманывать себя — недопустимо. В таком случае жизнь просто пройдет мимо нас, да еще и при-


 

чинив немало страданий, потому что мы либо не будем зака­зывать ничего, но ожидать чего-то, либо будем заказывать одно, а получать другое. Разве можно так жить?

Поэтому давайте договоримся: все, чему мы уже научи­лись здесь и будем учиться дальше — проделывать и пи­сать, рисовать, рассказывать. Поскольку эта информация имеет личностный, а порой — интимный характер, прячь­те тетрадь в сейф, в тайник, сжигайте ее после того, как она закончится, но фиксируйте все, до чего вы с собой дого­ворились. Иначе из этой жизни ничего разумного не полу­чится. Когда мы говорим «тетрадь», мы имеем в виду и закрытый для посторонних файл в вашем компьютере — это еще удобнее. Но — помните — ненаписанного НЕ СУ­ЩЕСТВУЕТ! По крайней мере — для обдумывания и дела-нья. Следовательно, и для получения.

Теперь понятно, куда идти

Ну, вот — потребности определены, теперь осталось их удов­летворить. Для этого есть только один способ — достичь того, что может удовлетворить ту или иную нашу потребность. То есть как следует прицелиться и вложить количество и каче­ство усилий, соответствующие значимости и стоимости по­требности. Прицелиться — значит присмотреться, примериться к цели — конечному результату наших предстоящих уси­лий. Итак, если определена потребность, то цель — удовлет­ворение этой потребности. Для удовлетворения одной потреб­ности порой нужно достичь сразу нескольких результатов (разумеется, в определенном порядке). Поэтому каждая из веток-потребностей разделяется на веточки-цели.

Для того, чтобы заполучить здорового ребенка наиболее традиционным образом, нужно: обеспечить стартовое здоро­вье матери; обеспечить наличие здорового отца; обеспечить нормальные или специальные условия жизни и качествен­ное врачебное наблюдение хотя бы на период беременности и родов; обеспечить сам процесс деторождения. Все это — цели, которые можно расположить в определенной системе при­оритетов.


 




Давайте продолжим рисовать «дерево целей». Вот из по­требностей «выросли* цели и расположились в системе при­оритетов. Так же как и в случае ролей или потребностей, трудно представить в этой системе более трех-пяти целей. Разумеется, если не включать в число жизненно важных це­лей приобретение колбасы к завтраку или автобусного биле­та. То есть не впадать в идиотизм «написания пятидесяти трех целей».


В нашей таблице это будет выглядеть, например, так:

 

РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЬ ЦЕЛЬ
    Необходимый уровень благосостояния
Мать Иметь ребенка Необходимый уровень собственного образования
    Необходимый уровень здоровья
    Рождение или усыновление ребенка
  Вырастить ребенка  

(Сравните, пожалуйста, эту таблицу с предыдущей)

Разумеется, так же как и в предыдущих случаях, должны быть определены все понятия, соответствующие выбранным целям. Помните, ваша тетрадь — ваш понятийный словарь? Если вы не определите четко, например, необходимый для вхождения в вашу жизнь ребенка уровень благосостояния, то можете так и не добраться до существа дела. Это явление хорошо известно: под предлогом необходимости иметь ре­бенка люди зарабатывают на квартиру, потом — на обста­новку, потом — на питание, потом на дорогую посуду, потом... Спустя некоторое количество лет уже приходится либо пе­ресмотреть состав участников намеченного мероприятия либо приобрести хотя бы собаку.

Конечно, работая с таблицей, Вы, как и в предыдущих слу­чаях (ролей и потребностей), рассматриваете СВОИ СОБ­СТВЕННЫЕ цели, выявляя их, располагая в системе приори­тетов и формулируя на уровне определений понятий.

Итак, посмотрите, чего мы добились: мы выявили СВОИ важнейшие роли, определили СВОИ важнейшие потребнос­ти, соответствующие этим ролям, и поставили СВОИ важ­нейшие цели, вытекающие из потребностей.

Скажите, пожалуйста, себе, часто ли Вы встречали людей, которые делали это так дотошно?

А ВОТ ВЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!


 


 



3.6. Где и когда мечтать?

У людей сложные и неоднозначные отношения с мечтами. Однако чаще всего

мечтаэто модель реальности, сконструирован­ная человеком так, что максимально успешный резуль­тат в его представлении достигается без затраты каких-либо реальных усилий.

Если мечта — это способ сделать возникшее желание (ухо­дящее корнями в потребности) чувственно представимым для того, чтобы можно было его всесторонне проанализировать и наметить реальные пути его исполнения, то давайте будем мечтать. Только не подолгу, не заигрываясь там, в виртуаль­ных картинках нашего могучего «бортового компьютера», а быстро переходя к следующим этапам деятельности, связан­ным с исполнением желания. Эти этапы мы рассмотрим в следующем разделе. А здесь обратим еще раз внимание на то, что мечта (в том виде, как мы ее определили выше) — это сигнал для действенного анализа наших желаний и запуска деятельности, направленной на их исполнение. НЕ БОЛЕЕ ТОГО.

Если же мечта — это вообще жизнь в виртуальном про­странстве нашего сознания, нашего «бортового компьютера», то, мечтая и живя в мечтах, мы рискуем так и не увидеть трудной, но прекрасной реальной жизни, которая проносится мимо нас со скоростью гоночного автомобиля. А наша часть этой жизни так коротка!

Молодая талантливая художница, великолепно вла­деющая линией, как-то нарисовала такую картинку пером. На высоком табурете, какие бывают в барах или в химических лабораториях, ссутулившись, сидит женщина в пол-оборота спиной к зрителю. Она уже немолода: виден жировой «валик» в области талии, видно, что она в очках; на головеприческа типа «фига на макушке»; на ногахявно поношенные шле­панцы, один из них свалился. Запущенность, потерян­ность, безнадежность. Женщина смотрит в большое


окно, понятно, что смотрит очень давно. На черно-белом рисунке в нижней части окна горизонтальная ультрамариновая полосаза окном море, ровное, глад­кое и пустое. Все этоочень давно, потому что даже в комнату через окно пробрался маленький ультрама­риновый потек; пустое море проникло и сюда. Пусто­та, безнадежность, разочарование. Картина называ­лась «АССОЛЬ».

Вот как бывает, если человек удаляется в мир мечты и живет там. Некоторые люди, плохо понимающие плачевность такого результата, призывают: «Мечтайте, и ваши мечты сбу­дутся!» Это — яркое проявление бездумья говорящего и его непонимания сути мечты. Если ничего не делать — ничто и не сбудется. А если делать — это уже не мечта.

Давайте договоримся: помечтать на сон грядущий — это хорошо. Успокаивает после трудного рабочего дня, восполня­ет нехватку положительных эмоций, повышает собственную значимость. Мечтайте! Только не надо надеяться на то, что молодой Ален Делон или юный Леонардо ди Каприо и утром, при Вашем пробуждении, будут оставаться рядом. И не надо скептически смотреть на вымотанного заботами о семье лы­сеющего мужа с брюшком, мирно посапывающего рядом. Может быть, лучше приложить определенные усилия и при­вести его внешний вид, настроение и состояние в соответствие с Вашими представлениями о том, каким должен быть муж­чина Зашей мечты? Ведь когда-то Вы что-то в нем увидели ЭТАКОЕ! Вот и работайте!

3.7. Планы, программы, цветочки и ягодки

Если не мечты — то что же? Как только появился сигнал-мечта, отражающий наше отношение к какой-либо потребнос­ти, при разумном подходе мы сразу же выбираем цель, сопос­тавляя ее с этой потребностью. Но вот цель оформлена, зафик­сирована и осмыслена. Что дальше? Дальше — дорога к цели, и эту дорогу тоже надо обдумать, наметить и зафиксировать.

В ходе работы с этой книгой у Вас появились цели? Будем надеяться, что появились. Вы их сформулировали, располо-


 




жили в системе приоритетов и зафиксировали, не давая им «убежать» от Вас, а Вам — от них. Вы поставили свою цель (цели). Вот теперь настало время открыть чистую страницу тетради (или взять чистый лист бумаги) и на ней отразить ДОРОГУ К ЦЕЛИ. То есть написать, что именно надо сделать, за какое время и к какому времени. Такая «писаная» дорога к цели называется ПЛАНОМ достижения цели. На «дереве целей» план выглядит как отросток одной из веточек-целей, на котором появляется симпатичный зеленый лист. Рассмот­реть подход к созданию плана проще на примере.

Мы как-то раз представили себе, что одному из нас по рекомендациии врачей необходимо сменить кли­мат. Для определенностивыбор пал на мужчину. Ситуация со здоровьемкритическая и безвыходная. Надо решать, хочется ли жить дальше. Хочется ОЧЕНЬ. А врачи утверждают, что на Земле есть един­ственное место, где любимому больному может вы­пасть шанс прожить еще несколько лет. И это место —■ Чили! Сочетание воздуха пустыни со специфичес­ким температурным режимом и океанским воздухомвот спасительный коктейль. Поскольку жить хо­чется очень, цель очевиднавыжить! Теперь нужно построить дорогу к цели. Мы садимся за стол, и на листе бумаги пишем план.

1. Выяснить условия переезда в Чили на постоян­
ное место жительства (исполнить до ***200* года).

2. Найти возможность работать в Чили (до ***
200* года).

3. Заработать денежную сумму, необходимую для
переезда в Чили (до *** 200* года).

4. Изучить испанский язык в объеме, необходимом
для проживания и работы в Чили (до *** 200* года).

5..........................................................

6...........................................................

39. Отъезд в г.Сантяго (не позже *** 200* года).

Обратили внимание? Каждый пункт плана содержит пре­дельную дату исполнения. Действительно, ведь если не ис-


полнить, то один из нас просто умрет, и у вас не будет таких замечательных семинаров и книг. Поэтому надо исполнять, и поскорее, но связывая все пункты плана воедино именно га­рантированной последовательностью дат исполнения.

Мы уже говорили о том, что нельзя ничего делать «в уме». План, построенный «в уме», это самый надежный путь к ут­рате цели. Но даже тщательно зафиксированный, писаный, план с датами выполнения его пунктов может оказаться в самом непригодном для него месте, поскольку от записи пе­речня необходимых действий до самих действий — порой про­пасть.

Итак, план есть. Теперь мы распределяем между собой выполнение пунктов плана, и один из нас от­правляется в Москву, в чилийское посольство, а вто­рой, собрав все имевшиеся в наличии в семье деньги, отправился нанимать преподавателя, который к за­данному времени обучит нас испанскому языку. На­шел, договорился и вручил ему предоплату за половину курса (достаточно дорого!). Вот теперь отступать некудаплан начал выполняться, денег в доме нет, есть долги и поворачивать некуда. Это включилась Ее Величество ПРОГРАММА. Программа — это реализа­ция последовательности шагов, однозначно ведущих к решению поставленной задачи. Именно она теперь за­ставляет оформлять визы, добросовестно занимать­ся языком (ведь деньги уплачены!!!), изо всех сил рабо­тать, чтобы обеспечить подготовку к отъезду и сам отъезд.

На «дереве целей» программа выглядит как продолжение побега-плана; это продолжение заканчивается цветком — сим­волом окончательной сформированности целенаправленного хода событий. Выполнение плана обеспечивается реализаци­ей программы действий, направленных на это выполнение. И вот, если программа благополучно выполняется (пусть даже с определенными коррективами — но об этом потом), то со временем на продолжении побега «план-программа» вырас­тает и созревает «сладка ягода» конечного результата, то есть достижения поставленной цели.


 




 


 

 


 

 

По мере достижения одной цели при правильном подходе человек естественным образом переключает свои усилия на достижение следующих целей в соответствии с системой при­оритетов. Все действия после определения цели (построение плана, выполнение программы) полностью повторяются. Ра­зумеется, пока не возникли какие-нибудь чрезвычайные об­стоятельства, включающие систему приоритетов, могут одно­временно преследоваться и несколько целей. В этом случае также для каждой цели повторяется схема:

«ветка-цель-------------- у- план-побег--- ►программа-цветок ►ре­
зультат-ягода».

И вот, наконец, ВСЕ!!! Все договоренности в Чили заключены, работа найдена, визы получены, деньги за­работаны, билеты куплены, квартира и мебель прода­ны, язык в нужной мере изучен. Мы сидим на опустев­шей кухне уже не нашей квартиры на оставшихся табуретах за каким-то временным колченогим кухон­ным столом. Через десять часов — вылет в Москву, а оттудав Сантяго. Ягода созрела.




Глава 4. А ГДЕ ЖЕ СВОБОДА?

Может сложиться впечатление, что четкая постановка цели и четкая определенность действий, направленных на достиже­ние этой цели, делают человека «рабом лампы», лишают его возможности что-либо изменять в ходе событий. Это не так. Шаги программы расположены в определенной последователь­ности (нельзя выехать в Чили, не получив предварительно визы!), но само исполнение каждого шага, деятельность внутри пункта программы — свободный и в принципе чрезвычайно творческий процесс. Так что здесь нет никаких сомнений в неограниченности свободы вообще и свободы творчества в ча­стности. А вот что можно и что нельзя корректировать в са­мой структуре «дерева целей 9, в самой организации процесса достижения целей? Давайте ответим на этот вопрос.

4.1. Кому нужно ненужное?

Если цель поставлена, то вслед за этим необходимо появ­ляется план и включается программа. Она реализуется шаг за шагом, вследствие чего появляются промежуточные резуль­таты. Анализ этих промежуточных результатов дает возмож­ность определить, верны ли проделанные шаги, ведут ли они к достижению цели и если ведут, то насколько эффективно. Если эффективность можно увеличить, то это делается путем коррекции дальнейших действий. Но если заключения об эффективности нет (а то и сами шаги еще не сделаны), то нечего и корректировать.

ЧТОБЫ УЗНАТЬ ВКУС ПОМИДОРА,

НУЖНО ЕГО СЪЕСТЬ!

КОРРЕКТИРОВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ДАЛЬНЕЙШИЕ

ШАГИ ПРОГРАММЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРЕДЫДУЩИХ


В ходе реализации программы после определенного числа шагов некоторые дальнейшие шаги могут стать ненужными. Пример: если при выполнении программы «Иметь ребенка» заключение врачей о бесплодии женщины оказалось несколь­ко ошибочным и ей совершенно неожиданно все же удалось забеременеть, то вопрос о ранее запланированном усыновле­нии ребенка, оставшегося без родителей, имеет смысл снять, хотя бы на ближайшее время.

В нашей чилийской метафоре возможен такой по­ворот событий. Планировалось основательное изуче­ние испанского языка, за что была внесена солидная предоплата в размере половины стоимости обучения. Однако в ходе других шагов программы выяснилось, что в Сантяго русскоязычная диаспора настолько много­численна, что там можно жить и работать, ограни­чиваясь знанием испанского языка на уровне простей­ших бытовых нужд. Тогда имеет смысл пересмотреть программу обучения языку и сознательно ограничить­ся первой ее половиной. В таком случае существенно экономятся силы, время и деньги. Так мы и сделали, и теперь мы можем пообщаться по-испански с продав­цами магазинов, но не испытываем необходимости проводить на этом языке семинары и тренинги по це~ леполаганию. Чилийские выходцы из России вполне со­гласны платить устраивающие пас деньги за проведе­ние этих семинаров и тренингов на русском языке. На сэкономленные деньги мы планируем по приезде в Сан­тяго купить автомобиль.

На «дереве целей» мы можем изобразить стрелкой направ­ление коррекции действий, направленных на достижение цели в соответствии с программой. Важно то, что коррекция действий начинается и проводится только в ходе выполне­ния программы, но не раньше; на основании полученных промежуточных результатов, а не умозрительных рассуж­дений.

ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ ПРИ ВЫ­ПОЛНЕНИИ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДОСТИ­ЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.



 


 


4.2. А то ли мы получили?

Пожалуй, одна из самых характерных особенностей чело­века — склонность менять цели задолго до их достижения.

Это вполне понятно, поскольку достижение цели налагает ответственность за то, что человек будет делать с этой достиг­нутой целью, за постановку и достижение новых целей (ведь он теперь МОЖЕТ!), да просто за поддержание репутации в глазах окружающих и собственных глазах. Ну, и, естествен­но, достижение целей требует порой немалых затрат всех ре­сурсов человека, а кто же этого хочет? Гибрид обломовщины с маниловщиной — пустопорожние бездеятельные мечтания — не дает результата, но зато чрезвычайно выгоден энергети­чески: никаких затрат!

Мы договорились педантично, пошагово тщательно ставить цели и грамотно их достигать. Теперь давайте договоримся не менять целей без веского на то основания. Таким осно­ванием может быть только выполнение ныне достигаемой цели или близость к этому выполнению. Только такой под­ход может быть плодотворным: пока нечего анализировать и сравнивать, невозможно судить о том, получили (получим) мы нужное или нет. Действует все тот же принцип: если мы все делали правильно, то есть думали (как здесь описано) над постановкой цели и каждым шагом ее достижения, то давай­те будем это уважать и помнить, что

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ВКУСЕ ПОМИДОРА ЕГО НАДО СЪЕСТЬ.

Потом можно сказать, что больше эту гадость в рот не возьмем ни за что — это наше право. Но судить о неведо­мом... Вряд ли можно придумать что-нибудь глупее и проиг­рышнее.

И вот сидим мы буквально «на чемоданах», ожи­дая, когда за нами заедут друзья, чтобы отвезти в аэропорт. Хочется немного перекусить, и идти в ма­газин выпадает мужу. Дальше рассказывает он.

«Прихожу я из магазина, привычно открываю дверь ключом и вижу, что к нам кто-то пришел: рядом с нашими чемоданами стоит какая-то дорогая пустая сумка, на нейженская куртка, похоже, весьма эле-


гантная. Заглядываю в кухню — ведь именно там при­нимают гостей, особенно когда квартира пуста — и обалдело застываю. За уставленным всякой гастроно­мической экзотикой столом сидят моя жена и моло­дая, очень красивая чернокожая женщина. Они смот­рят на меня и загадочно улыбаютсяявно спелись. Я же не могу даже теряться в догадках несмотря на богатую событиями предыдущую жизнь.

Оказывается, у меня есть дочь (ну, так уж получи­лось в этой богатой событиями жизни), о существо­вании которой я не подозревал и которая долго искала меня. Найдя, хотела бы, чтобы я со своей семьей жил рядом с ней. В Сиднее. Да я бы всей душой, но как же Сантяго? Ведь вообще жить теперь хочется еще боль­ше! Приходится выбирать способы желанного воссое­динения, а это — другие цели. Либо все едем в Сантя­го. Либо все едем в Австралию (там климат тоже ничего — подходящий). Либо разъезжаемся по своим домам и ездим друг к другу в гости (там как-то бли­же!). Главное ~ основная часть поставленной цели достигнута: выезд в Чили организован, и я спасен. Теперь можно выбирать, обдумывать, корректировать цели. Хоть какой-то запас времени есть, и я исполь­зую его на все сто процентов^.

Не знаем, что бы сделали Вы в такой ситуации. Но у Вас и своих ситуаций хватает. Если Вы будете, не суетясь и не меняя на переправах целей, двигаться намеченными путями, Ваш успех гарантирован. Встре­тимся в Лиме и отпразднуем его. Договорились?

Мы специально выбрали «заокеанскую» метафору и экзо­тические повороты событий на зависть журналу «Космопо-литен». Мы хотели этим подчеркнуть, что у каждого — своя, единственная и неповторимая, жизнь и свои цели, которые никто кроме носителя этих целей не имеет права не только осуждать, но и обсуждать. Но законы целеполагания, поста­новки целей и их достижения — общие. Их надо знать, ува­жать и пользоваться ими. Для того и написана эта книга. Просто мечтая — не получишь ничего. Делая — получишь все, что хочешь.


 




I


 

Что и как делать — теперь, надеемся, понятно. По крайней мере, мы очень хотели помочь Вам и очень старались. Не подведите нас, пожалуйста.

А что касается осознания сопоставимости целей по мере их достижения — так вот по мере достижения целей их и можно корректировать. На нашем рисунке «дерева целей» теперь есть обоюдоострая стрелка «коррекция целей». Обра­тите, пожалуйста, внимание: ее расположение говорит о том, что цели корректируются только в ходе программы их дости­жения, только по получении хотя бы общего абриса резуль­тата, но никак не раньше.



 


52



 


 

 

Глава 5. ПИШИ, РИСУЙ, РАССКАЗЫВАЙ — И ТОЛЬКО ПРАВДУ

Когда один из авторов писал книгу «Давайте подумаем, или серьезная книга цля лидера», то там была учтена одна интересная особенность восприятия читателями литературы образовательного толка. Человек читает книгу, кивает, гово­рит: «Да, да, я все понимаю, я все сделаю и всему научусь» и... ничего не делает. К сожалению, это нормально. Человек не замечает этого, он вытеснил из сознания необходимость де­лать что-либо в связи с прочтением такой литературы. Это прикрывается самоуверенным «когда надо будет — сделаю!». Ничего подобного. Не сделает. Ведь научения-то не про­изошло! Поэтому в конце книги «Давайте подумаем» автор возвращается к необходимости работы с книгой с самого ее начала и предлагает пересмотреть отношение к такой работе, заостряя внимание читателя на ее основных принципах. По­нимая определенное сходство этих книг (и та и другая — фактически изложение соответствующих тренингов), мы и здесь решили воспользоваться тем же приемом и еще раз обратить внимание читателя на то, КАК надо работать и над книгой и над постановкой и достижением целей вообще.

5.1. Незафиксированное — не существует

Когда-то один талантливый инженер придумал для нас, своих друзей, новогоднее развлечение. К каждому новогоднему празднику он наряжал небольшую елочку и развешивал на ней пять разных гирлянд из лампо­чек. Елочка вращалась, гирлянды зажигались по опре­деленной программе. Понаблюдав, надо было угадать, в каком порядке они зажгутся на этот раз. Програм­ма была не такой уж простой, и запомнить порядок вспыхивания гирлянд оказывалось довольно трудно. Но


 

мало того! Программа зажигания гирлянд все время специально сбивалась совершенно случайным образом при помощи так называемого «генератора случайных чисел». И угадывание порядка очередного включения становилось тоже совершенно случайным. Этакая «электронная рулетка», знаете ли.

Эта замечательная игровая идея основывалась на осозна­нии двух явлений, непременно входящих в состав интеллек­туальной деятельности человека и препятствующих эффек­тивности и результативности этой деятельности.

Первое явление вытекает из постоянной «загруженнос­ти» сознания. Обратите внимание на поток сознания, кото­рый постоянно скользит в вашей голове. Чего там только нет! И самые незначительные вещи из прошлого, настоящего и будущего, и самые важные в настоящий момент — напри­мер, покупка колбасы или необходимость посещения стома-толога.Все перепутано, все клокочет и требует внимания или, по крайней мере, отвлекает его. Поэтому удержать в созна­нии что-либо определенное практически невозможно без под­держки соответствующей информации с помощью носителей, на которых она зафиксирована. Попросту говоря, прослуши­вание аудиозаписи, просмотр видеозаписи или иного образ­ного ряда, прочтение текста — все это позволяет восстанав­ливать и поддерживать нужную информацию в сознании в виде, пригодном для обдумывания. В нашем случае, при ра­боте с данной книгой, это преимущественно записи определе­ний рассматриваемых нами ролей, потребностей и целей, наши планы достижения целей и программы действий в этом на­правлении, а также записи-отчеты о результатах наших дей­ствий и соответствующих коррекциях действий и целей.

Второе явление состоит в том, что люди подсознательно (реже — осознанно) постоянно запускают эту самую «сбива­ющую» программу. Они стремятся уйти от целенаправлен­ной интеллектуальной деятельности, то есть от целенаправ­ленного, сосредоточенного думанья. Ведь гораздо проще — не нести ответственности перед собой (и подавно — перед Другими людьми) за свои действия или свое бездействие. Удер­жание внимания ла том или ином направлении продуктив­ного мышления — очень трудоемкий процесс, который зат-


руднен без возможности контролировать ход мыслительной работы и других вытекающих из нее работ и их результатив­ность. Единственным спасением являются зафиксированные в том или ином виде на том или ином носителе планы и программы наших действий. Они есть своеобразный контракт, заключенный нами с собой, и контроль за соблюдением этого контракта возможен только при его четком оформлении.

Вы прочитали эту книгу и проделали определенную мыс­лительную работу по постановке целей и путям их достиже­ния. По объему этой работы получается, что у вас должна быть исписана достаточно толстая тетрадь или пачка листов бумаги. Или же в памяти вашего компьютера должен хра­ниться достаточно объемный файл. Давайте-ка положим на стол перед собой эту тетрадь (листы бумаги, откроем файл) и посмотрим, складывается ли полное понимание целей и за­дач, которые стоят перед нами. А также — вытекают ли из наших записей и зарисовок наши жесткие обязательства пе­ред собой, которые мы можем проконтролировать и скоррек­тировать.

Прочитали? Ну, и как? Почувствовали ли Вы себя порабо­тавшим на собственное же благо? Или поймали себя на без­думном скольжении взглядом по страницам книги? Или убедились в том, что не выполняется контракт с собой, а то и сам контракт отсутствует? Постарайтесь, пожалуйста, чет­ко и внятно ответить на эти вопросы, и обязательно ВСЛУХ ИЛИ, ЧТО ЕЩЕ ЛУЧШЕ, ПИСЬМЕННО. В той же тетради или, если тетрадь так и не заведена, на листе бумаги. Теперь — так же четко и внятно, в любой лексике, выскажите, пожалуйста, свою оценку Вашей работы с книгой и результа­тов этой работы.

Если оценка близка к «отлично», мы очень благодарны Вам за работу и за то, что Вы дали нам возможность ощу­тить и осознать нужность того, что мы сделали для Вас.

Если оценка просто положительна, то, может быть, Вы пред­примете действия по доведению ее до уровня «отлично»? Для этого надо поработать с теми разделами книги, которым со­ответствуют пробелы в Ваших результатах.

Если оценка отрицательна, но иметь внятные цели хочет­ся и хочется знать пути достижения этих целей, вернитесь, пожалуйста, к началу книги и заново проделайте все так, как


 

мы Вас просили. А мы просили писать, рисовать, рассказы­вать, строить планы и программы и фиксировать их, а затем

_ выполнять и анализировать результаты.

Если оценка отрицательна, но делать ничего не хочется, а то и вовсе противно, то Ваше право — больше никогда в жиз­ни не прикасаться к этой книге. Единственная просьба: по­жалуйста, не сдавайте ее в макулатуру, не выбрасывайте и не засовывайте в дальний угол или ящи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...