Что нам требуется НА САМОМ ДЕЛЕ
Куда же дальше растет наше дерево? Каждой нашей роли соответствуют ПОТРЕБНОСТИ. Да и собственно роли появились в голове и, следовательно, в поведении человека как способы выявления и удовлетворения потребностей, связанных с его основными инстинктами. Напомним эти инстинкты: ЖИТЬ, ПИТАТЬСЯ, РАЗМНОЖАТЬСЯ и ИССЛЕДОВАТЬ. чтобы оптимально жить, питаться и размножаться. Они идут именно в таком приоритетном порядке. Выявление потребностей гораздо более затруднено по сравнению с выявлением ролей. Дело в том, что здесь сильно сказывается давление воспитания, общественного мнения, вытекающих из них привычек и установок. Потребностью (в психологии) называется состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (в том числе — процессах), необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Психологический словарь В результате воспитания и образования, зачастую недостаточно осмысленных и шаблонных, человек не может осознать свои реальные потребности и, следовательно, не умеет их выразить. Действительно, как только речь заходит о потребностях, основная масса людей начинает «сыпать» метафорами, притчами, анекдотами и прибаутками, а чаще всего словами без какого-либо осмысленного наполнения, собранными в безграмотные с точки зрения языка предложения. Например: «Любить — ну, это когда есть духовное(?) родство(?) и гармония^)». А уж когда речь заходит о конкретике повседневно- го быта, уши вянут от шедевров типа «я хочу выйти замуж, чтобы не быть одной»; «нужна молодая красивая женщина для общения» и так далее. Ну, пожалуйста, поймите, что если даже «браки совершаются на небесах», то прежде всего надо отправить туда, «на небеса», четкий перечень своих потребностей, которые вы собираетесь брачным способом удовлетворить. Согласитесь, что «брак просто так» — это, по крайней мере, аморально. Давайте вспомним, что существует такая роль, как «жена». Мы выяснили:
Женой называется человек ж енского пола, публично принявший на себя обязанности по удовлетворению (здесь следует согласованное конкретными сторонами перечисление потребностей именно мужа, которые берется удовлетворять именно жена) потребностей партнера, называемого мужем, и ожидающий от него того же в отношении себя (по отдельному согласованному списку). Ну, как, Вы собрались жениться, а составлен ли перечень четко определенных Ваших потребностей, удовлетворения которых Вы ожидаете от будущей жены? Согласован ли он с будущей женой? Вы собрались замуж, а представляете ли Вы, удовлетворения каких потребностей будет ожидать от Вас муж? Представляете ли Вы себе сами эти потребности и процессы их выполнения? Если стороны этого не сделали, то очень скоро следует ожидать разочарований и претензий по поводу неудовлетворения потребностей. А о них договаривались? Ах, да, Вы ведь говорили о «свече на ветру», о «дарении далекой и самой яркой звезды» (помните мультфильм, где этот процесс дарения сопровождается звуком оттираемой накипи на кастрюле?). Есть еще более яркий, на наш взгляд, пример. Когда в ходе проведения вот такого семинара или тренинга задаешь аудитории вопрос, каковы потребности человека, принявшего на себя роль матери, то первой же называется потребность РОДИТЬ ребенка. Так ли это? К сожалению, так много женщин, которые отказываются от рожденных ими детей, оставляя их в родильных домах. Матери ли они? Сомнительно.Пожалуй, больше женщин, которые, к еще большему сожалению,
не могут родить детей, хотя и желают этого. Возможно ли для них материнство? Разумеется! Давайте определим роль «мать».
Матерью называется человек женского пола, испытывающий врожденную необходимость ИМЕТЬ ребенка и публично принимающий на себя обязательства по его выращиванию и воспитанию. Чувствуете разницу? Вспоминаете народную мудрость:"Не та мать, что родила, а та мать — что воспитала"? Осознаете, что «продувка родовых путей» еще не означает факта материнства? Тогда можно и поработать над определением потребностей матери, то есть того человека, который претендует на эту роль. Итак, нам надо набраться мужества и научиться НАЗЫВАТЬ свои потребности (в том числе — записывать эти названия). Называть так, чтобы их нельзя было перепутать с какими-либо другими потребностями. А для этого каждой потребности надо дать четкое понятийное определение, как мы об этом договорились выше. Обо всех этих процедурах подробно говорится в книге «Давайте подумаем». Здесь же мы заключим соглашение об эмоциональном представлении во всех мельчпйтпиу д ртаттяу фпгп; п жр-ттятт-^и чего мы дума ем и говорим. Х отите замуж — представьте в мельчайших деталях, час за часом, сутки за сутками хотя бы неделю замужней жизни. С выносом мусора, с приготовлением обеда из условий конкретного холодильника и конкретных зарплат, с выгулом собак, постельными сценами и «критическими днями». А то ведь подавляющее большинство женщин считает, что «выйти замуж» — «это когда белое платье и фата». А на самом-то деле — ЗАЧЕМ? 3.4. Что для нас главное? Таким образом, как мы выяснили, осознание потребностей с необходимостью вытекает из осознания ролей, которые мы принимаем на себя. Следовательно, на «дереве целей» потребности — это те ветки, на которые разделяются конкрет- ные ветви-роли. Равноправны ли эти ветки? Разумеется, нет! Потребность в ежедневном здоровом питании важнее потребности перепробовать все блюда всех кухонь мира. Потребность матери иметь ребенка важнее потребности правильно кормить, одевать и оздоравливать его, а эта потребность, в свою очередь, важнее потребности дать ребенку РЕАЛЬНОЕ качественное образование. Отсюда и многочисленные примеры болезненности исходно вполне здоровых детей, а также столь частых катастрофических образовательных провалов. Тем не менее, эта система приоритетов естественна, и усилия надо направлять не на ее переориентацию, а на ее стабильность и одновременное удовлетворение перечисленных потребностей в отсутствие чрезвычайных ситуаций. Не допускать же чрезвычайных ситуаций — наверное, долг каждого родителя.
Поэтому давайте изобразим следующий «этаж» «дерева целей» уэйе с учетом приоритетных различий между потребностями, соответствующими одной и той же роли.
Выявленные для каждой роли потребности (а их трудно придумать более трех-пяти) запишем в нашей таблице в графе «Потребность», причем расположив их в соответствии с приоритетами и более или менее равномерно по отведенному участку графы: ведь нам надо будет каждой потребности еще и сопоставить цели! Например:
Согласитесь, пожалуйста, что мы все под словами «иметь», «выращивать», «социально адаптировать» понимаем НАСТОЛЬКО РАЗНОЕ, что если этих понятий не определим, то и сами не справимся с такой непонятной задачей, и окружающие не будут нам помощниками, поскольку не смогут понять, чего же мы хотим. Поэтому все понятия, попавшие в графу «Потребность» нашей таблицы, должны быть так же четко определены, как и роли. Разумеется, при построении таблицы Вы выявляете и рассматриваете собственные потребности, располагая их в системе приоритетов и определяя на уровне определений понятий. Эти определения, так же как и определения ролей, должны быть записаны в Вашей тетради — это часть документа о Вашей договоренности с собой по поводу того, ЧЕГО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ НА САМОМ ДЕЛЕ. Мы можем лгать, обманывать и врать — другим, когда вольно, когда — невольно. И Бог нам судья. А вот врать себе, тем более — лгать себе и обманывать себя — недопустимо. В таком случае жизнь просто пройдет мимо нас, да еще и при-
чинив немало страданий, потому что мы либо не будем заказывать ничего, но ожидать чего-то, либо будем заказывать одно, а получать другое. Разве можно так жить? Поэтому давайте договоримся: все, чему мы уже научились здесь и будем учиться дальше — проделывать и писать, рисовать, рассказывать. Поскольку эта информация имеет личностный, а порой — интимный характер, прячьте тетрадь в сейф, в тайник, сжигайте ее после того, как она закончится, но фиксируйте все, до чего вы с собой договорились. Иначе из этой жизни ничего разумного не получится. Когда мы говорим «тетрадь», мы имеем в виду и закрытый для посторонних файл в вашем компьютере — это еще удобнее. Но — помните — ненаписанного НЕ СУЩЕСТВУЕТ! По крайней мере — для обдумывания и дела-нья. Следовательно, и для получения. Теперь понятно, куда идти Ну, вот — потребности определены, теперь осталось их удовлетворить. Для этого есть только один способ — достичь того, что может удовлетворить ту или иную нашу потребность. То есть как следует прицелиться и вложить количество и качество усилий, соответствующие значимости и стоимости потребности. Прицелиться — значит присмотреться, примериться к цели — конечному результату наших предстоящих усилий. Итак, если определена потребность, то цель — удовлетворение этой потребности. Для удовлетворения одной потребности порой нужно достичь сразу нескольких результатов (разумеется, в определенном порядке). Поэтому каждая из веток-потребностей разделяется на веточки-цели. Для того, чтобы заполучить здорового ребенка наиболее традиционным образом, нужно: обеспечить стартовое здоровье матери; обеспечить наличие здорового отца; обеспечить нормальные или специальные условия жизни и качественное врачебное наблюдение хотя бы на период беременности и родов; обеспечить сам процесс деторождения. Все это — цели, которые можно расположить в определенной системе приоритетов.
Давайте продолжим рисовать «дерево целей». Вот из потребностей «выросли* цели и расположились в системе приоритетов. Так же как и в случае ролей или потребностей, трудно представить в этой системе более трех-пяти целей. Разумеется, если не включать в число жизненно важных целей приобретение колбасы к завтраку или автобусного билета. То есть не впадать в идиотизм «написания пятидесяти трех целей». В нашей таблице это будет выглядеть, например, так:
(Сравните, пожалуйста, эту таблицу с предыдущей)
Разумеется, так же как и в предыдущих случаях, должны быть определены все понятия, соответствующие выбранным целям. Помните, ваша тетрадь — ваш понятийный словарь? Если вы не определите четко, например, необходимый для вхождения в вашу жизнь ребенка уровень благосостояния, то можете так и не добраться до существа дела. Это явление хорошо известно: под предлогом необходимости иметь ребенка люди зарабатывают на квартиру, потом — на обстановку, потом — на питание, потом на дорогую посуду, потом... Спустя некоторое количество лет уже приходится либо пересмотреть состав участников намеченного мероприятия либо приобрести хотя бы собаку. Конечно, работая с таблицей, Вы, как и в предыдущих случаях (ролей и потребностей), рассматриваете СВОИ СОБСТВЕННЫЕ цели, выявляя их, располагая в системе приоритетов и формулируя на уровне определений понятий. Итак, посмотрите, чего мы добились: мы выявили СВОИ важнейшие роли, определили СВОИ важнейшие потребности, соответствующие этим ролям, и поставили СВОИ важнейшие цели, вытекающие из потребностей. Скажите, пожалуйста, себе, часто ли Вы встречали людей, которые делали это так дотошно? А ВОТ ВЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!
3.6. Где и когда мечтать? У людей сложные и неоднозначные отношения с мечтами. Однако чаще всего мечта — это модель реальности, сконструированная человеком так, что максимально успешный результат в его представлении достигается без затраты каких-либо реальных усилий. Если мечта — это способ сделать возникшее желание (уходящее корнями в потребности) чувственно представимым для того, чтобы можно было его всесторонне проанализировать и наметить реальные пути его исполнения, то давайте будем мечтать. Только не подолгу, не заигрываясь там, в виртуальных картинках нашего могучего «бортового компьютера», а быстро переходя к следующим этапам деятельности, связанным с исполнением желания. Эти этапы мы рассмотрим в следующем разделе. А здесь обратим еще раз внимание на то, что мечта (в том виде, как мы ее определили выше) — это сигнал для действенного анализа наших желаний и запуска деятельности, направленной на их исполнение. НЕ БОЛЕЕ ТОГО. Если же мечта — это вообще жизнь в виртуальном пространстве нашего сознания, нашего «бортового компьютера», то, мечтая и живя в мечтах, мы рискуем так и не увидеть трудной, но прекрасной реальной жизни, которая проносится мимо нас со скоростью гоночного автомобиля. А наша часть этой жизни так коротка! Молодая талантливая художница, великолепно владеющая линией, как-то нарисовала такую картинку пером. На высоком табурете, какие бывают в барах или в химических лабораториях, ссутулившись, сидит женщина в пол-оборота спиной к зрителю. Она уже немолода: виден жировой «валик» в области талии, видно, что она в очках; на голове — прическа типа «фига на макушке»; на ногах — явно поношенные шлепанцы, один из них свалился. Запущенность, потерянность, безнадежность. Женщина смотрит в большое окно, понятно, что смотрит очень давно. На черно-белом рисунке в нижней части окна горизонтальная ультрамариновая полоса — за окном море, ровное, гладкое и пустое. Все это — очень давно, потому что даже в комнату через окно пробрался маленький ультрамариновый потек; пустое море проникло и сюда. Пустота, безнадежность, разочарование. Картина называлась «АССОЛЬ». Вот как бывает, если человек удаляется в мир мечты и живет там. Некоторые люди, плохо понимающие плачевность такого результата, призывают: «Мечтайте, и ваши мечты сбудутся!» Это — яркое проявление бездумья говорящего и его непонимания сути мечты. Если ничего не делать — ничто и не сбудется. А если делать — это уже не мечта. Давайте договоримся: помечтать на сон грядущий — это хорошо. Успокаивает после трудного рабочего дня, восполняет нехватку положительных эмоций, повышает собственную значимость. Мечтайте! Только не надо надеяться на то, что молодой Ален Делон или юный Леонардо ди Каприо и утром, при Вашем пробуждении, будут оставаться рядом. И не надо скептически смотреть на вымотанного заботами о семье лысеющего мужа с брюшком, мирно посапывающего рядом. Может быть, лучше приложить определенные усилия и привести его внешний вид, настроение и состояние в соответствие с Вашими представлениями о том, каким должен быть мужчина Зашей мечты? Ведь когда-то Вы что-то в нем увидели ЭТАКОЕ! Вот и работайте! 3.7. Планы, программы, цветочки и ягодки Если не мечты — то что же? Как только появился сигнал-мечта, отражающий наше отношение к какой-либо потребности, при разумном подходе мы сразу же выбираем цель, сопоставляя ее с этой потребностью. Но вот цель оформлена, зафиксирована и осмыслена. Что дальше? Дальше — дорога к цели, и эту дорогу тоже надо обдумать, наметить и зафиксировать. В ходе работы с этой книгой у Вас появились цели? Будем надеяться, что появились. Вы их сформулировали, располо-
жили в системе приоритетов и зафиксировали, не давая им «убежать» от Вас, а Вам — от них. Вы поставили свою цель (цели). Вот теперь настало время открыть чистую страницу тетради (или взять чистый лист бумаги) и на ней отразить ДОРОГУ К ЦЕЛИ. То есть написать, что именно надо сделать, за какое время и к какому времени. Такая «писаная» дорога к цели называется ПЛАНОМ достижения цели. На «дереве целей» план выглядит как отросток одной из веточек-целей, на котором появляется симпатичный зеленый лист. Рассмотреть подход к созданию плана проще на примере. Мы как-то раз представили себе, что одному из нас по рекомендациии врачей необходимо сменить климат. Для определенности — выбор пал на мужчину. Ситуация со здоровьем — критическая и безвыходная. Надо решать, хочется ли жить дальше. Хочется ОЧЕНЬ. А врачи утверждают, что на Земле есть единственное место, где любимому больному может выпасть шанс прожить еще несколько лет. И это место —■ Чили! Сочетание воздуха пустыни со специфическим температурным режимом и океанским воздухом — вот спасительный коктейль. Поскольку жить хочется очень, цель очевидна — выжить! Теперь нужно построить дорогу к цели. Мы садимся за стол, и на листе бумаги пишем план. 1. Выяснить условия переезда в Чили на постоян 2. Найти возможность работать в Чили (до *** 3. Заработать денежную сумму, необходимую для 4. Изучить испанский язык в объеме, необходимом 5.......................................................... 6........................................................... 39. Отъезд в г.Сантяго (не позже *** 200* года). Обратили внимание? Каждый пункт плана содержит предельную дату исполнения. Действительно, ведь если не ис- полнить, то один из нас просто умрет, и у вас не будет таких замечательных семинаров и книг. Поэтому надо исполнять, и поскорее, но связывая все пункты плана воедино именно гарантированной последовательностью дат исполнения. Мы уже говорили о том, что нельзя ничего делать «в уме». План, построенный «в уме», это самый надежный путь к утрате цели. Но даже тщательно зафиксированный, писаный, план с датами выполнения его пунктов может оказаться в самом непригодном для него месте, поскольку от записи перечня необходимых действий до самих действий — порой пропасть. Итак, план есть. Теперь мы распределяем между собой выполнение пунктов плана, и один из нас отправляется в Москву, в чилийское посольство, а второй, собрав все имевшиеся в наличии в семье деньги, отправился нанимать преподавателя, который к заданному времени обучит нас испанскому языку. Нашел, договорился и вручил ему предоплату за половину курса (достаточно дорого!). Вот теперь отступать некуда — план начал выполняться, денег в доме нет, есть долги и поворачивать некуда. Это включилась Ее Величество ПРОГРАММА. Программа — это реализация последовательности шагов, однозначно ведущих к решению поставленной задачи. Именно она теперь заставляет оформлять визы, добросовестно заниматься языком (ведь деньги уплачены!!!), изо всех сил работать, чтобы обеспечить подготовку к отъезду и сам отъезд. На «дереве целей» программа выглядит как продолжение побега-плана; это продолжение заканчивается цветком — символом окончательной сформированности целенаправленного хода событий. Выполнение плана обеспечивается реализацией программы действий, направленных на это выполнение. И вот, если программа благополучно выполняется (пусть даже с определенными коррективами — но об этом потом), то со временем на продолжении побега «план-программа» вырастает и созревает «сладка ягода» конечного результата, то есть достижения поставленной цели.
По мере достижения одной цели при правильном подходе человек естественным образом переключает свои усилия на достижение следующих целей в соответствии с системой приоритетов. Все действия после определения цели (построение плана, выполнение программы) полностью повторяются. Разумеется, пока не возникли какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства, включающие систему приоритетов, могут одновременно преследоваться и несколько целей. В этом случае также для каждой цели повторяется схема: «ветка-цель-------------- у- план-побег--- ►программа-цветок ►ре И вот, наконец, ВСЕ!!! Все договоренности в Чили заключены, работа найдена, визы получены, деньги заработаны, билеты куплены, квартира и мебель проданы, язык в нужной мере изучен. Мы сидим на опустевшей кухне уже не нашей квартиры на оставшихся табуретах за каким-то временным колченогим кухонным столом. Через десять часов — вылет в Москву, а оттуда — в Сантяго. Ягода созрела. Глава 4. А ГДЕ ЖЕ СВОБОДА? Может сложиться впечатление, что четкая постановка цели и четкая определенность действий, направленных на достижение этой цели, делают человека «рабом лампы», лишают его возможности что-либо изменять в ходе событий. Это не так. Шаги программы расположены в определенной последовательности (нельзя выехать в Чили, не получив предварительно визы!), но само исполнение каждого шага, деятельность внутри пункта программы — свободный и в принципе чрезвычайно творческий процесс. Так что здесь нет никаких сомнений в неограниченности свободы вообще и свободы творчества в частности. А вот что можно и что нельзя корректировать в самой структуре «дерева целей 9, в самой организации процесса достижения целей? Давайте ответим на этот вопрос. 4.1. Кому нужно ненужное? Если цель поставлена, то вслед за этим необходимо появляется план и включается программа. Она реализуется шаг за шагом, вследствие чего появляются промежуточные результаты. Анализ этих промежуточных результатов дает возможность определить, верны ли проделанные шаги, ведут ли они к достижению цели и если ведут, то насколько эффективно. Если эффективность можно увеличить, то это делается путем коррекции дальнейших действий. Но если заключения об эффективности нет (а то и сами шаги еще не сделаны), то нечего и корректировать. ЧТОБЫ УЗНАТЬ ВКУС ПОМИДОРА, НУЖНО ЕГО СЪЕСТЬ! КОРРЕКТИРОВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ПРОГРАММЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРЕДЫДУЩИХ В ходе реализации программы после определенного числа шагов некоторые дальнейшие шаги могут стать ненужными. Пример: если при выполнении программы «Иметь ребенка» заключение врачей о бесплодии женщины оказалось несколько ошибочным и ей совершенно неожиданно все же удалось забеременеть, то вопрос о ранее запланированном усыновлении ребенка, оставшегося без родителей, имеет смысл снять, хотя бы на ближайшее время. В нашей чилийской метафоре возможен такой поворот событий. Планировалось основательное изучение испанского языка, за что была внесена солидная предоплата в размере половины стоимости обучения. Однако в ходе других шагов программы выяснилось, что в Сантяго русскоязычная диаспора настолько многочисленна, что там можно жить и работать, ограничиваясь знанием испанского языка на уровне простейших бытовых нужд. Тогда имеет смысл пересмотреть программу обучения языку и сознательно ограничиться первой ее половиной. В таком случае существенно экономятся силы, время и деньги. Так мы и сделали, и теперь мы можем пообщаться по-испански с продавцами магазинов, но не испытываем необходимости проводить на этом языке семинары и тренинги по це~ леполаганию. Чилийские выходцы из России вполне согласны платить устраивающие пас деньги за проведение этих семинаров и тренингов на русском языке. На сэкономленные деньги мы планируем по приезде в Сантяго купить автомобиль. На «дереве целей» мы можем изобразить стрелкой направление коррекции действий, направленных на достижение цели в соответствии с программой. Важно то, что коррекция действий начинается и проводится только в ходе выполнения программы, но не раньше; на основании полученных промежуточных результатов, а не умозрительных рассуждений. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.
4.2. А то ли мы получили? Пожалуй, одна из самых характерных особенностей человека — склонность менять цели задолго до их достижения. Это вполне понятно, поскольку достижение цели налагает ответственность за то, что человек будет делать с этой достигнутой целью, за постановку и достижение новых целей (ведь он теперь МОЖЕТ!), да просто за поддержание репутации в глазах окружающих и собственных глазах. Ну, и, естественно, достижение целей требует порой немалых затрат всех ресурсов человека, а кто же этого хочет? Гибрид обломовщины с маниловщиной — пустопорожние бездеятельные мечтания — не дает результата, но зато чрезвычайно выгоден энергетически: никаких затрат! Мы договорились педантично, пошагово тщательно ставить цели и грамотно их достигать. Теперь давайте договоримся не менять целей без веского на то основания. Таким основанием может быть только выполнение ныне достигаемой цели или близость к этому выполнению. Только такой подход может быть плодотворным: пока нечего анализировать и сравнивать, невозможно судить о том, получили (получим) мы нужное или нет. Действует все тот же принцип: если мы все делали правильно, то есть думали (как здесь описано) над постановкой цели и каждым шагом ее достижения, то давайте будем это уважать и помнить, что ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ВКУСЕ ПОМИДОРА ЕГО НАДО СЪЕСТЬ. Потом можно сказать, что больше эту гадость в рот не возьмем ни за что — это наше право. Но судить о неведомом... Вряд ли можно придумать что-нибудь глупее и проигрышнее. И вот сидим мы буквально «на чемоданах», ожидая, когда за нами заедут друзья, чтобы отвезти в аэропорт. Хочется немного перекусить, и идти в магазин выпадает мужу. Дальше рассказывает он. «Прихожу я из магазина, привычно открываю дверь ключом и вижу, что к нам кто-то пришел: рядом с нашими чемоданами стоит какая-то дорогая пустая сумка, на ней — женская куртка, похоже, весьма эле- гантная. Заглядываю в кухню — ведь именно там принимают гостей, особенно когда квартира пуста — и обалдело застываю. За уставленным всякой гастрономической экзотикой столом сидят моя жена и молодая, очень красивая чернокожая женщина. Они смотрят на меня и загадочно улыбаются — явно спелись. Я же не могу даже теряться в догадках несмотря на богатую событиями предыдущую жизнь. Оказывается, у меня есть дочь (ну, так уж получилось в этой богатой событиями жизни), о существовании которой я не подозревал и которая долго искала меня. Найдя, хотела бы, чтобы я со своей семьей жил рядом с ней. В Сиднее. Да я бы всей душой, но как же Сантяго? Ведь вообще жить теперь хочется еще больше! Приходится выбирать способы желанного воссоединения, а это — другие цели. Либо все едем в Сантяго. Либо все едем в Австралию (там климат тоже ничего — подходящий). Либо разъезжаемся по своим домам и ездим друг к другу в гости (там как-то ближе!). Главное ~ основная часть поставленной цели достигнута: выезд в Чили организован, и я спасен. Теперь можно выбирать, обдумывать, корректировать цели. Хоть какой-то запас времени есть, и я использую его на все сто процентов^. Не знаем, что бы сделали Вы в такой ситуации. Но у Вас и своих ситуаций хватает. Если Вы будете, не суетясь и не меняя на переправах целей, двигаться намеченными путями, Ваш успех гарантирован. Встретимся в Лиме и отпразднуем его. Договорились? Мы специально выбрали «заокеанскую» метафору и экзотические повороты событий на зависть журналу «Космопо-литен». Мы хотели этим подчеркнуть, что у каждого — своя, единственная и неповторимая, жизнь и свои цели, которые никто кроме носителя этих целей не имеет права не только осуждать, но и обсуждать. Но законы целеполагания, постановки целей и их достижения — общие. Их надо знать, уважать и пользоваться ими. Для того и написана эта книга. Просто мечтая — не получишь ничего. Делая — получишь все, что хочешь.
I
Что и как делать — теперь, надеемся, понятно. По крайней мере, мы очень хотели помочь Вам и очень старались. Не подведите нас, пожалуйста. А что касается осознания сопоставимости целей по мере их достижения — так вот по мере достижения целей их и можно корректировать. На нашем рисунке «дерева целей» теперь есть обоюдоострая стрелка «коррекция целей». Обратите, пожалуйста, внимание: ее расположение говорит о том, что цели корректируются только в ходе программы их достижения, только по получении хотя бы общего абриса результата, но никак не раньше.
52
Глава 5. ПИШИ, РИСУЙ, РАССКАЗЫВАЙ — И ТОЛЬКО ПРАВДУ Когда один из авторов писал книгу «Давайте подумаем, или серьезная книга цля лидера», то там была учтена одна интересная особенность восприятия читателями литературы образовательного толка. Человек читает книгу, кивает, говорит: «Да, да, я все понимаю, я все сделаю и всему научусь» и... ничего не делает. К сожалению, это нормально. Человек не замечает этого, он вытеснил из сознания необходимость делать что-либо в связи с прочтением такой литературы. Это прикрывается самоуверенным «когда надо будет — сделаю!». Ничего подобного. Не сделает. Ведь научения-то не произошло! Поэтому в конце книги «Давайте подумаем» автор возвращается к необходимости работы с книгой с самого ее начала и предлагает пересмотреть отношение к такой работе, заостряя внимание читателя на ее основных принципах. Понимая определенное сходство этих книг (и та и другая — фактически изложение соответствующих тренингов), мы и здесь решили воспользоваться тем же приемом и еще раз обратить внимание читателя на то, КАК надо работать и над книгой и над постановкой и достижением целей вообще. 5.1. Незафиксированное — не существует Когда-то один талантливый инженер придумал для нас, своих друзей, новогоднее развлечение. К каждому новогоднему празднику он наряжал небольшую елочку и развешивал на ней пять разных гирлянд из лампочек. Елочка вращалась, гирлянды зажигались по определенной программе. Понаблюдав, надо было угадать, в каком порядке они зажгутся на этот раз. Программа была не такой уж простой, и запомнить порядок вспыхивания гирлянд оказывалось довольно трудно. Но
— мало того! Программа зажигания гирлянд все время специально сбивалась совершенно случайным образом при помощи так называемого «генератора случайных чисел». И угадывание порядка очередного включения становилось тоже совершенно случайным. Этакая «электронная рулетка», знаете ли. Эта замечательная игровая идея основывалась на осознании двух явлений, непременно входящих в состав интеллектуальной деятельности человека и препятствующих эффективности и результативности этой деятельности. Первое явление вытекает из постоянной «загруженности» сознания. Обратите внимание на поток сознания, который постоянно скользит в вашей голове. Чего там только нет! И самые незначительные вещи из прошлого, настоящего и будущего, и самые важные в настоящий момент — например, покупка колбасы или необходимость посещения стома-толога.Все перепутано, все клокочет и требует внимания или, по крайней мере, отвлекает его. Поэтому удержать в сознании что-либо определенное практически невозможно без поддержки соответствующей информации с помощью носителей, на которых она зафиксирована. Попросту говоря, прослушивание аудиозаписи, просмотр видеозаписи или иного образного ряда, прочтение текста — все это позволяет восстанавливать и поддерживать нужную информацию в сознании в виде, пригодном для обдумывания. В нашем случае, при работе с данной книгой, это преимущественно записи определений рассматриваемых нами ролей, потребностей и целей, наши планы достижения целей и программы действий в этом направлении, а также записи-отчеты о результатах наших действий и соответствующих коррекциях действий и целей. Второе явление состоит в том, что люди подсознательно (реже — осознанно) постоянно запускают эту самую «сбивающую» программу. Они стремятся уйти от целенаправленной интеллектуальной деятельности, то есть от целенаправленного, сосредоточенного думанья. Ведь гораздо проще — не нести ответственности перед собой (и подавно — перед Другими людьми) за свои действия или свое бездействие. Удержание внимания ла том или ином направлении продуктивного мышления — очень трудоемкий процесс, который зат- руднен без возможности контролировать ход мыслительной работы и других вытекающих из нее работ и их результативность. Единственным спасением являются зафиксированные в том или ином виде на том или ином носителе планы и программы наших действий. Они есть своеобразный контракт, заключенный нами с собой, и контроль за соблюдением этого контракта возможен только при его четком оформлении. Вы прочитали эту книгу и проделали определенную мыслительную работу по постановке целей и путям их достижения. По объему этой работы получается, что у вас должна быть исписана достаточно толстая тетрадь или пачка листов бумаги. Или же в памяти вашего компьютера должен храниться достаточно объемный файл. Давайте-ка положим на стол перед собой эту тетрадь (листы бумаги, откроем файл) и посмотрим, складывается ли полное понимание целей и задач, которые стоят перед нами. А также — вытекают ли из наших записей и зарисовок наши жесткие обязательства перед собой, которые мы можем проконтролировать и скорректировать. Прочитали? Ну, и как? Почувствовали ли Вы себя поработавшим на собственное же благо? Или поймали себя на бездумном скольжении взглядом по страницам книги? Или убедились в том, что не выполняется контракт с собой, а то и сам контракт отсутствует? Постарайтесь, пожалуйста, четко и внятно ответить на эти вопросы, и обязательно ВСЛУХ ИЛИ, ЧТО ЕЩЕ ЛУЧШЕ, ПИСЬМЕННО. В той же тетради или, если тетрадь так и не заведена, на листе бумаги. Теперь — так же четко и внятно, в любой лексике, выскажите, пожалуйста, свою оценку Вашей работы с книгой и результатов этой работы. Если оценка близка к «отлично», мы очень благодарны Вам за работу и за то, что Вы дали нам возможность ощутить и осознать нужность того, что мы сделали для Вас. Если оценка просто положительна, то, может быть, Вы предпримете действия по доведению ее до уровня «отлично»? Для этого надо поработать с теми разделами книги, которым соответствуют пробелы в Ваших результатах. Если оценка отрицательна, но иметь внятные цели хочется и хочется знать пути достижения этих целей, вернитесь, пожалуйста, к началу книги и заново проделайте все так, как
мы Вас просили. А мы просили писать, рисовать, рассказывать, строить планы и программы и фиксировать их, а затем _ выполнять и анализировать результаты. Если оценка отрицательна, но делать ничего не хочется, а то и вовсе противно, то Ваше право — больше никогда в жизни не прикасаться к этой книге. Единственная просьба: пожалуйста, не сдавайте ее в макулатуру, не выбрасывайте и не засовывайте в дальний угол или ящи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|