Золотое правило «пи-эр-квадрат»
При рассмотрении «чтения с пониманием» в книге Александра Фролова «Умом Россию понимать...» было сформулировано правило построения понимания не только при чтении, но и вообще при всякой мыслительной, думательной, а точнее — интеллектуальной работе. Позже, в его же книге об адекватном мышлении — «Давайте подумаем» — это правило было названо правилом «пи-эр-квадрат». Справка: площадь круга равна произведению числа «пи» (3,14...) на квадрат радиуса окружности, очерчивающей этот круг. Эта формула, выражающая площадь круга, является одной из самых запоминаемых формул в школьной программе. Ее не только помнят даже нерадивые ученики, но она также вошла во множество анекдотов и прибауток. Поэтому выражение «пи-эр-квадрат» можно считать образцом общеизвестности и запоминаемости.
Если записать это выражение русскими буквами — «П -Р - Р», то их можно рассматривать как первые буквы слов «ПИШИ», «РИСУЙ», «РАССКАЗЫВАЙ». Давайте договоримся: всегда при работе над пониманием чего-либо (например, основ и технологии постановки целей) будем пользоваться этим правилом — «ПИШИ — РИСУЙ — РАССКАЗЫВАЙ». Выше мы уже говорили о том, что незаписанного, незафиксированного — не существует, поскольку к нему нельзя вернуться в мыслях, нельзя точно восстановить «в уме», нельзя поймать себя на невыполнении не то что обязательств, но порой и простейших мыслительных операций. Но у записывания мыслей и действий есть и еще одна сторона. Мало того, что мы все время пользуемся понятийно необеспеченными словами, то есть словами, за которыми не стоит никакого смысла. Подумайте, вкладываете ли Вы хоть какой-то конкретный, четко определенный смысл в слова «замуж», «друг», «отдых» и большинство других. Но даже скудный смысл этих слов, выявленный в результате проворачивания в голове тяжелых жерновов мышления, мгновенно снова теряется. Кроме того, вспомните, как часто мы пусть ненадолго, но затрудняемся при написании достаточно большого числа слов. Если мы не представляем себе точно эти слова, то наш «бортовой компьютер», наш замечательный мозг «не узнает» их и отказывается с ними работать, даже не извещая нас об этом отказе. То есть мы-то думаем, что мы думаем, а на самом деле...
Кстати, именно поэтому сейчас практически не читают дети. Дело в том, что они просто не понимают слов, которые видят в тексте. А «бортовой компьютер» подчеркивает каждое непонятное слово и предупреждающе пищит. И так практически на каждом слове. Ну, кто же это выдержит? Написание слов при фиксации наших мыслей и действий заставляет задуматься над правильностью их воспроизведения и их смысловым наполнением, позволяя тем самым понимать происходящее как в голове, так и за ее пределами. Тогда уже трудно будет обмануть себя и других или дать мысли «ускользнуть в бездумье». Соответственно, легче бу-
дет заставить себя следовать достигнутым с собой и другими договоренностям, намеченным действиям по постановке и достижению целей. Можно зафиксировать не слово, а образ или график, схему — вобгцем, все, что можно изобразить на бумаге или экране монитора. Вспомните хотя бы рисунки Пушкина на полях его произведений. При этом совершенно неважно качество вашего «художничества». Ведь вы делаете это для себя, для своего понимания! Часто приходится видеть на стенах плакаты и календари с экзотическими видами, на фоне которых — изображения людей с наклеенными поверх лиц вырезанными из любительских фотографий физиономиями владельцев этих плакатов и календарей. Предполагается, что это содействует постановке цели — попасть в данный пейзаж — и достижению такой цели. Это не так. Самый схематический, самый бесхитростный, но ВАШ рисунок на эту тему гораздо эффективнее. Так уж устроена наша голова. Позже мы подробно рассмотрим этот механизм.
Одним из главных критериев понимания является возможность рассказать понимаемое другому человеку и, ответив на возникающие у него вопросы и возражения, убедиться в том, что он принял в себя, усвоил и присвоил ваше понимание. Естественно, самый умный, но зато и самый скептический, нуждающийся в убеждении и понимании человек — это Вы сами. Поэтому рассказывать надо не только другим людям, но, в первую очередь, себе, любимому. И не надо при этом стесняться разговоров вслух с собой — это Ваше личное, никого не касающееся дело. А вот если Вы, стесняясь, не обсудите вслух с самым умным человеком своих целей и путей их достижения, то пойдете неведомо куда непонятно за чем. Рассказывайте!!! Родственникам, друзьям, коллегам, коту, собаке, крану в ванной и унитазу — кому и чему угодно, но РАССКАЗЫВАЙТЕ! Во-первых, таким образом вы выявите противоречия и несоответствия в содержании и ходе ваших размышлений, что позволит вам своевременно внести нужные коррективы в этот процесс. Во-вторых, и это немаловаж- но, рассказывая другим (в том числе — себе) о своих намерениях, планах и программах, вы обязываете себя к их исполнению перед лицом значимых для вас людей и общественности в целом. Так что ПИШИТЕ (в первую очередь, в толстой-претолстой тетради) все то, что мы будем делать дальше в интересах це-леполагания. РИСУЙТЕ (там же) дерево своих целей, себя в своих целях, планах и программах, пути, которыми вы пойдете к целям. РАССКАЗЫВАЙТЕ всем (и, в первую очередь, себе) обо всем, что мы с вами будем делать. Рассказывайте на точном, чистом родном языке, правильными предложениями и только понятными словами. Все это позволит вам вжиться в ваши цели, присвоить их, ощутить кожей необходимость их достижения и принять на себя ответственность за четкость целей и процесс их достижения. 2.3. Язык договоренностей с собой и другими Для того, чтобы поставить цель, необходимо договориться с собой о том, что же тебе нужно на самом деле. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо договориться с собой и с другими людьми, которые могут быть причастными к этому, о путях достижения цели и сотрудничестве на этих путях. В свою очередь, договориться можно о чем угодно, если есть язык, понятный и себе и другим. Понятный — значит, определяющий понятия, о которых идет речь.
Понятием называется вербальное (словесное) выражение сущности явления. Если человек пользуется словом, не определив соответствующего понятия, то он совершенно не понимает, о чем думает и, тем более, говорит. В таких условиях постановка внятных целей невозможна. Поэтому, прежде чем приступить к постановке целей, надо научиться формулировать определения понятий, соответствующих тому, чего мы, по нашему мнению, хотим. Вот давайте этим и займемся. Подробно формирование понятий и их определений описано в книге Александра Фролова «Давайте подумаем, или
серьезная книга для лидера». Так что лучше всего обратиться к ней, и с ее помощью овладеть этим замечательным искусством — думать и говорить о понятном. Здесь мы приведем только главное в этой технологии, этакий «краткий курс» понятийности. Прежде всего: все, с чем мы сталкиваемся, мы классифицируем. То есть раскладываем в голове по знакомым уже полкам. Человека мы никогда не отнесем к объектам неживой природы, очки не будем искать среди сельскохозяйственных инструментов, а любовь — среди товаров сантехнического отдела универсального магазина. Классификация и определение понятия — две стороны одной медали. Их нельзя разделить. Если мы классифицировали что-либо (а это делается обязательно в словах и лучше — на бумаге), то автоматически сформулировали определение понятия. Если мы определили понятие, то автоматически классифицировали явление. Если мы НЕ классифицировали явление и, соответственно, НЕ определили понятие, то мы не понимаем, о чем говорим! В книге «Давайте подумаем» приводится такой пример классификации (в соответствии с программой средней школы). Мы видим на дереве яркую, ну, прямо-таки выпендривающуюся птицу — щеголь да и только/ Так и назовем: ЩЕГОЛ. Наш, сибирский. Далее — как учил Линней (по-моему, классе эдак в шестом-седъмом). ЩЕГЛОМ СИБИРСКИМ называется птица отряда воробьиных, семейства вьюрки, рода щеглы. Это и есть определение щегла сибирского. Ну, как, можно теперь перепутать эту птицу с какой-нибудь другой?
Давайте отследим, как строится определение понятия, то есть дадим «рецепт» построения такого определения по любому поводу, для любого явления. Прежде всего, явление надо назвать. То, что даже не названо, не может полноценно контролироваться человеком: попробуйте передать неназванное другим людям! Покопайтесь в памяти, и увидите, что у вас тоже есть что-нибудь, чему нет имени. Всему надо дать имена! Надо обязательно постараться понять, откуда произошло имя — тогда станет понятнее само явление, то есть его место в той или иной классификации. Например: очки — от старо-
славянского «очи», то есть глаза; «ворота» — от слова «воротить», «вращать»; «маркетинг» — от английского слова, обозначающего рынок. Раздел филологии, науки о языке, который изучает происхождение слов, называется этимологией. Есть много разных этимологических словарей. Надо провес ти этимологический анализ имени явления, и явление станет понятнее\ Теперь надо отнести явление к самому «грубому», самому общему уровню той или иной классификации. В биологии, например, этот уровень называется «классом». Давайте и мы его назовем так нее. Отнесем явление к определенному КЛАССУ явлений! Например: очки прежде всего — оптический прибор; сетевой маркетинг прежде всего — процесс; жена прежде всего — человек. Далее в классификации Линнея шли бы отряд и семейство. Эти два уровня классификации рассматривают общие характерные признаки. Мы в нашем случае объединим эти уровни в один: опишем общие характерные признаки явления. Например: очки — оптический прибор индивидуального пользования; сетевой маркетинг — процесс продвижения продукта от производителя к потребителю; жена — человек женского пола. И, наконец, уровень классификации «род-вид». Здесь у Линнея речь идет об отличительных признаках, которые позволяют однозначно идентифицировать конкретную особь. Итак, опишем отличительные признаки явления. Например: очки — оптический прибор индивидуального пользования, предназначенный для коррекции зрения человека (в отличие, скажем, от микроскопа, телескопа и других оптических приборов индивидуального пользования). Сетевой маркетинг — процесс продвижения продукта от производителя к потребителю из рук в руки ответственным лицом. Жена — человек женского пола, публично принявший на себя обязанности по удовлетворению определенных (перечень прилагается) потребностей партнера-мужа и ожидающий от него того же в отношении себя.
Итак, мы пришли к построению определенной последовательности действий (такая последовательность называется алгоритмом), позволяющей сформулировать определение любого понятия. Этот алгоритм можно записать так:
Отнести явление к большому классу явлений
Определить отличительные от общих признаки (конкретика явления) Вот теперь у нас есть язык, на котором мы сможем работать над постановкой и достижением целей. У нас появилась реальная возможность понять, чего же мы хотим ДЛЯ себя и окружающего мира, ОТ себя и окружающего мира. Мы теперь сможем заключать С СОБОЙ однозначные понятные соглашения и следить за их выполнением. 2.4. Давайте будем рисовать и писать Если нам удалось понять, усвоить и, главное, ввести в обиход все то, что описано в этой главе, то мы обрели арсенал, с помощью которого можем весело и успешно воевать за достижение жизненно важных для нас целей, за наш успех и наше счастье в конечном итоге. Счастьем называется эмоциональное состояние человека, обусловленное соответствием достигнутого результата исходной осознанной цели. В следующей главе мы приступим к самой процедуре постановки целей. Поэтому давайте договоримся пользоваться при этом всем, что мы здесь только что обсудили. 1. В той самой, специально для этого заведенной, общей тетради будем шаг за шагом рисовать дерево наших целей и
отслеживать наше продвижение по нему. Не надо стесняться (перед кем?) нехватки художественных возможностей. Мы не устраиваем экзамен на звание «Почетного Левитана». Мы стараемся понять, как работает наша голова и помочь ей в этом нелегком деле, дать ей возможность работать наиболее экономично, прямолинейно и ПРАВИЛЬНО. Нам надо «вставить в себя» структуру цели и механизмы ее достижения. Поэтому рисуем как можем, но обязательно рисуем! Разумеется, стараясь при этом, чтобы рисунки были четкими и понятными ДЛЯ НАС. 2. Таблица, которую мы вам предложим создать, должна 3. Ваша тетрадь — это ваш собственный понятийный сло НУ, Л ТЕПЕРЬ — ВПЕРЕД И ВВЕРХ ПО ДЕРЕВУ ЦЕЛЕЙ! Глава 3. ВВЕРХ ПО ДЕРЕВУ ЦЕЛЕЙ Мы приступаем к движению вверх по дереву целей до тех пор, пока там, на самой его вершине, не достигнем сладкого плода наших желаний и намерений. Мы подготовились к работе над постановкой целей и договорились отслеживать —писать, рисовать, рассказывать — каждый свой шаг на этом —себя, любимого, в своем снобизме, своей лени и своем стра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|