Характеристика политической мысли Древнего Востока. Политическая и правовая мысль Древнего Египта.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам. История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии. Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения. Предметом истории политических и правовых ученийявляется совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах. Специфика истории политических и правовых учений: 1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи; 2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий; 3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности. В структуру политико-правового учения входит 3 элемента: 1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи; 2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;
3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права. Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права, которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVIIв. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии. История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы: 1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIIIв. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств. Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий. 2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII–XIXвв. Рационально-этическая форма знаний. 3) современный этап – XX–XXIвв. Плюрализм взглядов и теорий. Методология включает в себя 3 группы методов: 1) общенаучные методы: - исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве; - социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества; - нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения. 2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).
3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.). Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений. Парадигмы: 1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства); 2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы; 3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права; 4) социологическая (социальная) - настоящее время.
Характеристика политической мысли Древнего Востока. Политическая и правовая мысль Древнего Египта. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока.
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами: характером социально-экономических отличий государства Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель. Особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:
целеполагания и мобилизации; духовного освоения мира и объяснения его порядка; легитимизация власти существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:
Традиционализм; Религиозно-мифологическая форма представлений о государстве; Связь с природой; Условия жизни общества обосновываются как божественное установление; Политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;
Её прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована); Защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.
Политико-правовая мысль Древнего Египта.
Политико-правовые идеи Древнего Египта содержатся в мифах, поучениях, трактатах жрецов, гимнах в честь фараонов. Главным содержанием всех этих источников является обоснование тезисов о божественном происхождении государства и права.
Учения о государстве и праве носили прикладной характер и были направлены на легитимизацию власти фараонов.
Период Древнего Царства (2778 – 2260 гг. до н. э.) трудами верховного бога Птаха был написан «Менфисский Богословский трактат». В соответствии с его положениями всё на земле, в том числе человек, было создано богом Птахом. Все боги поддерживали порядок и истину в человеческом сообществе. Порядок и истина основывались на всеобщей гармонии и справедливости.
Справедливость олицетворяет богиня Маат. Фараон считается двойником бога и должен стремиться, подобно богам, утверждать на земле справедливость.
В период Среднего Царства (2040 - 1786 гг. до н. э.) возникает культ бога Амона (в некоторых религиях его называли Ра). Фараон считается сыном бога Солнца, а затем – богом Солнца (Амон-Ра). Несмотря на то, что фараон и его власть имеет божественное происхождение, он должен следовать принципам добропорядочного поведения.
Для этого периода характерно создание различных поучений, в которых заключалась политическая мысль. В XXIVвеке до н. э. «Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну» - фараон не должен делать ничего противозаконного и неправильного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении» подчёркивается тезис о божественном происхождении власти правителя, кроме того фараону рекомендуется опираться на мудрых советников, которые создают справедливые законы.
В этот период создаётся достаточно сильный бюрократический аппарат, в котором большую роль играют жрецы.
«Поучение Птахотепа» (XXVIIIв. до н. э.) – советует своему сыну воздержаться от жестокости в отношении с подчинёнными, подчёркивает естественное равенство всех свободных людей, каждый человек в своём поведении должен руководствоваться принципом добропорядочности («ка»). Приближённые фараона должны давать обоснованные рекомендации правителям и руководствоваться при этом интересами общего дела.
Египетское общество Птахотеп рисует в виде пирамиды. В вершине пирамиды – фараоны, его должны поддерживать жрецы и вельможи, а народ это основание пирамиды. Равновесие пирамиды опасно нарушать. Это может привести к восстаниям, упадку, смутам.
Древнеегипетское учение о праве. Право в Древнем Египте понималось как мера должного поведения, т. е. долга совершать действия и поступки, которые обусловлены социальным статусом и принципом добродетельности.
Специфика политической и правовой культуры Древнего Египта обусловлена неразрывной её связью с ритуалом и культом загробной жизни.
Следование божественным установкам, которые олицетворяли справедливость, подкреплялись ответственностью перед богами.
«Книга мёртвых» (XXVв. до н. э.) описывала судебный процесс в загробном царстве, устанавливала правила добропорядочного и правомерного поведения, которое распространяется на всех людей.
Для правовой мысли Древнего Египта характерно также и регулирование деятельности государственного аппарата. В частности, визиря фараона – строго соблюдать свои действия; при выполнении судебных функций – соблюдать правила соразмерности наказания содеянному и т. д. Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта была неотделима от религиозно-мифологических представлений, устанавливала правила поведения, как для простых людей, так и для чиновников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|