Политическая мысль Др Индии. Брахманизм и индуизм
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй (согласно брахманизму бог Пушту отдал свое тело для создания варн): брахманы (жрецы,т.е богатые люди, носители религиозных взглядов, занимают привелегированное положение, в основе - "уста" бога Пушту); кшатрии (воины, правители и военачальники - "руки" бога Пуруши); вайшьи (торговцы и ремесленники - "бедра" бога Пуруши); шудры (остальные - "стопы" бога Пуруши). Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые. Согласно брахманизма введен закон кармы (о переселении душ): если шудра честно исполнял свои обязанности, то после смерти его душа может вселится в более высшую варну. Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ. Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора). Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма. Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половинаIIтыс. до н. э. – сер.Iтыс. до н. э.).
Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были: - Ригведы (сборник гимнов); - Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII–VIIвв. до н. э.);
- Дхармашастры (религиозные нравственные предписания); - «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству, политике и праву. Три основных положения: · обоснование божественного происхождения государственной власти; · сопротивление власти правителя считается смертным грехом; · основным источником порядка в государстве является наказание. Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити). Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства: · царь; · советник; · страна; · крепость; · казна; · войско; · союзники. Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе: 1. Религиозный закон; 2. Закон, который устанавливает правитель; 3. Предписания драхм; 4. Закон для конкретного человека в конкретной ситуации. С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм. Начался процесс образования централизованных государств. В Индии - монархия (династия Маурьев несколько десятилетий), но для монархии нужна была другая религия и в 6 веке до н.э. - буддизм. ("будда" - просветленный). Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам: · любая жизнь есть страдание; · у всех страданий есть своя причина; · если причины страданий искоренить, страдания закончатся; · прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь:
- правильный путь (определяется самим человеком); - решимость; - речь (без ругательств); - действия; - образ жизни; - направление усилий; - направление мысли. Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом. Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов. Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни. В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним. Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества. Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы. Он существовал до 12в нашего времени, но постепенно разваливалось само государство, буддизм никого не объединяет и становится не нужным, а брахманизм перестраивается в индуизм. В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IVв. до н. э.) (министр двора, у которого было удачное управление: он объяснял своим людям, как лучше управлять государством - развить в интересах монарха шпионскую сеть); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению. Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе: 1. царский указ; 2. священный закон; 3. судебные решения; 4. обычай.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|