Политическая мысль Др Греции. Этапы ее развития
Выделяют 3 периода: 1. Период зарождения и становления греческой государственности (IX-VIвв. до н.э.) 2. Политическая мысль Др. Греции в период расцвета (VI-IVвв. до н.э) 3. Период гибели греческой цивилизации (4-2вв. до н.э.) - греческие полисы попали под власть сначала Македонии, затем Рима Представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с уста- новлением власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом. Др. Греция - балканское государство, горная местность, изрытая хребтами способствовала установлению естественных границ государств. Но все эти государства были объединены религией - боги, живущие на горе, языком, литературой. Но есть и различия: Греция разделена на небольшие государства - "полисы". Население каждого полиса ~35000 (свободное население из них 2-2.5тыс). Греки вели успешные войны и привозили рабов. Полит. мысль появилась в 9в до н.э. (историки Геродот, Геспот) Для Древнегреческой мысли характерно - самое лучшее в истории страны - в прошлом, но в перспективе ничего народ не ждет. 1 период заканчивается созданием труда Демокрита 2 период - существенные изменения: впервые, жители Афин объединившись со Спартой, отогнали врага (македонцев), но затем потеряли бдительность, загордились - воины - упадок
«Повинуйся законам» — призыв спартанца Хилона, автора знаменитого положения «Познай самого себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах и сыгравшего заметную роль в истории древнегреческой мысли. Лучшим полисом Хилон считал тот, где граждане слушаются законов более, чем ораторов. К числу «семи мудрецов» относился и Солон (ок. 638—559 до н. э.) — знаменитый афинский реформатор, государствен-
ный деятель и законодатель. В обстановке острой политической борьбы между афинским демосом и знатью, между богатыми и бедными, должниками и кредиторами Солон оказался той компромиссной фигурой, которой одинаково доверяли борющиеся стороны. Он был избран первым архонтом и наделен широкими полномочиями «посредника» между враждующими силами, «устроителя» полисного порядка и законодателя. Взяв государственные дела в свои руки, Солон издал новые законы (в 594 г. до н. э.) и довольно существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса. Солон произвел отмену частных и государственных долгов — так называемую сисахфию (стряхивание бремени). Упразднив кабалу за прошлые долги, он запретил и на будущее обеспечение ссуды личной кабалой. Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица — наибольшее зло, порядок и закон — самое большое добро для полиса. Представляет интерес характеристика Солоном закона (и власти закона) как сочетания права и силы, причем речь идет именно об официальной силе полиса, а не о фактической силе борющихся сторон или частных лиц.
Политическая мысль Платона. Идеальный строй государства. Идеи правового государства Платон (Аристокол) (427—347 до н. э.) — один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. ("демократия способствовала тунеядству в Греции", Сократ не брал денег. Он был за исполнение закона, но над ним давлела власть демократическая (Афины) и его арестовывают, приговаривают к смерти (он выбрал отравление), через несколько недель оправдывают, но у него много учеников, среди которых Платон).
После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины и в течение 10 лет путешествует. Затем купил землю на окраине Афин (Академа) и построил школу - Академию. Но в отличие от Сократа, который был реалистом, Платон был идеалистом Его произведения: "Государство", "Законы". Платон выступает за аристократию, но ему не чужда и монархия. С его т. зрения в природе происходит круговорот форм - форма изменяется качественно и колличественно и переходит в другую форму. Правильные - монархия, умеренная демократия, аристократия Неправильные - тирания, тимократия (воины), крайняя демократия По мнению Платона идеальная форма государства - аристократия (воспитание, образование, принципы чести) Образ идеального государства: военизированный строй, наличие 2-х царей, походы (Спарта) Объединение аристократов и военных Платон - противник частной собственности, вместо нее - коллективная; женщины равноправны с мужчинами; семьи нет, но дети есть (их воспитывает государство) "Законы": В этом произведении цель - приблизить политический идеал к реальной жизни. Выступает против коллективной собственности, объявляет частную собственность и делит всю территорию Афин на 5040 участков по кол-ву семей в Афинах. Он уже говорит о 4 классах, в основе кот - размер собственности.
Политические и правовые взгляды Аристотеля. Теория правления государства. Идеальная форма, оценка взглядов Аристотеля. Теория правления государства. Идеальная форма, оценка взглядов Аристотеля с точки зрения вклада его в мировую сокровищницу. Аристотель образован, закончил Академию Платона и остался преподавать, но был вынужден уехать из Афин. Он - потомок 3-х поколений врачей. Его взгляды - наличие в государстве 3-го класса (среднего) Особенности - наличие собственности, наличие свободных средств. Чем шире эта прослойка, тем устойчивее государство. Выделял правильные (монархия, полития, демократия) и неправильные (тиранияолигархия, крайняя демократия) формы государства (в основе классификации - принцип власти и кол-ва властвующих). Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии
Полития - форма правления, возникает из 2-х неправильных форм (олигархии и демократии) 2 вида справедливости выделяет: 1. Уравнивающая (распределение наград, званий) 2. Распределяющая Взгляды на происхождение государства: Патриархальная теория - государство - разросшаяся семья Отношение к праву: на тот момент существовали обычаи, согласно Аристотелю право бывает разного уровня: высочайшее и выработанные людьми нормы (обычаи) Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). Что касается политического права, — пишет он, — то оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается) Политическое правление — это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — уравновешенный разум.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|