Приложение. Краткие биографии выдающихся личностей Кыргызстана, портреты которых изображены на денежных знаках. (по материалам Национального Банка)
Приложение Краткие биографии выдающихся личностей Кыргызстана, портреты которых изображены на денежных знаках (по материалам Национального Банка) Абдылас Малдыбаев (1906–1978) Основоположник профессиональной музыкальной культуры Кыргызстана, композитор и исполнитель Абдылас Малдыбаев играл и пел во всех оперных спектаклях до 60-х годов. В соавторстве с В. Власовым и В. Фере в 1946 г. он создал Гимн Киргизской ССР. В 1929 г. А. Малдыбаев закончил Фрунзенский педагогический техникум и поступил в национальную театральную студию, позже преобразованную в театр, и с этого времени определились три линии в деятельности музыканта: Малдыбаев-композитор, Малдыбаев-певец, Малдыбаев-актер. Творчество Абдыласа Малдыбаева — это целая эпоха в искусстве кыргызского народа. Без преувеличения можно сказать, что кыргызская музыка периода становления профессиональной письменной формы и творчество Малдыбаева тождественны. Счастливо сложилась судьба композитора. Почти все его произведения исполнялись при жизни, пользовались успехом; он — лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР, награжден орденом Ленина, его именем назван театр оперы и балета.
Бюбюсара Бейшеналиева (1926–1973) Имя кыргызской балерины, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула Бюбюсары Бейшеналиевой стало легендарным еще при жизни. Она олицетворяла собой рождение и утверждение профессионального искусства хореографии Киргизии, становление балетного театра республики, прима-балериной которого Бейшеналиева была более трех десятилетий. Бюбюсара Бейшеналиева родилась в селе Таш-Тюбе Кантского района Киргизской Республики в семье крестьянина-бедняка. Десятилетней девочкой она уехала в Ленинградское государственное хореографическое училище учиться искусству балета. Её творческий дебют состоялся в 1939 году, когда она 13-летней девочкой выступила на сцене Большего театра на Декаде киргизского искусства в Москве. Удачей балерины явилась роль юной красавицы в балете «Чолпон», премьера которого состоялась 30 декабря 1944 года. После этой роли за молодой актрисой закрепилась слава лучшей балерины киргизского балета.
В золотой фонд вписаны сыгранные ею роли в «Бахчисарайскиом фонтане», «Лебедином озере», «Красном маке», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Дон-Кихоте», «Болеро» и др. Артистка, балерина, активный участник всех общественно важных событий в культурной жизни страны, депутат парламента, — такой многогранной и насыщенной была творческая жизнь Бюбюсары Бейшеналиевой. Её труд высоко оценен: она награждена орденами и медалями. Имя Бюбюсары Бейшеналиевой присвоено Кыргызскому государственному институту искусств и одной из улиц города Бишкек.
Касым Тыныстанов (1901–1938) Касым Тыныстанов — родоначальник кыргызской письменной литературы, первый кыргызский ученый-лингвист, видный государственный и общественный деятель. Им написаны труды в области грамматики, синтаксиса, лексикологии, которые положили основу кыргызской языковедческой науки. Его доклад «Основные принципы создания нового алфавита», сделанный в 1926 г. на I съезде тюркологов в Баку, стал базисным документом в формировании и становлении новой киргизской письменности, явился первым научным открытием в кыргызской лингвистике. Стихи Тыныстанова стали печататься в начале 20-х гг. в казахских газетах, издававшихся в Ташкенте. Первый поэтический сборник стихотворений издан в 1925 г. в Москве. Касым первым среди кыргызских литераторов перевел на кыргызский язык гимн «Интернационал», басни И. А. Крылова. В 1928 г. им был организован журнал «Жаны маданият жолунда», где он вплоть до 1931 г. являлся ответственным редактором. С 1930 по 1937 г. работал научным сотрудником, затем директором Киргизского института культурного строительства. В те же годы (1931–1937) он преподавал в Киргизском пединституте: с 1932 г. был доцентом, а с 1936 г. — профессором этого института.
Касым Тыныстанов был арестован в 1937 г., осужден и расстрелян как враг народа. В 1957 г. посмертно реабилитирован. Имя Тыныстанова увековечено в названии улицы в Бишкеке и педагогического института в Караколе. Установлен бюст и открыт дом-музей К. Тыныстанова в его родном селе.
Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) (1860–1942) Акын Байымбет Абдрахманов родился в местности Куртка в семье крестьянина. За свою приметную внешность (он был коренаст и плотен) и за умение читать и писать его прозвали Тоголок Молдо — «Круглячок-мулла». Впоследствии это прозвище стало его псевдонимом на всю жизнь Дореволюционное творчество Тоголока Молдо характеризуется реалистическим отражением тяжелого рабского положения простого народа, выражением его чаяний и надежд, призывом к стремлению осуществить свои светлые мечты. Тоголок Молдо является основателем жанра басни в кыргызской литературе. Множество его стихотворений в рукописном виде были распространены среди народа. Это поэмы «Революция», «Свобода», «Наставление», «Наставление беднякам» и другие. Особое место в творчестве Тоголока Молдо занимают плачи-причитания — «кошоки» и плачи-жалобы — «арманы». В годы Великой Отечественной войны его песни «Мы готовы», «Мы победим» и другие призывали советский народ на борьбу с врагом. Знаток кыргызского фольклора, Тоголок Молдо известен и как исполнитель эпоса «Манас». Он записал вторую часть трилогии — «Семетей» и собрал большое количество различных преданий, легенд, пословиц и поговорок. Произведения Тоголока Молдо стали издаваться с 1925 г. Первым изданием акына явилась поэма «Насыят» («Наставление»), вышедшая в Москве в 1925 году. Еще два прижизненных издания акына выпущены в 1939 г. Все произведения творческого наследия выдающегося акына-письменника изданы и переиздаются на родном и русском языках. В столице республики установлен памятник Тоголоку Молдо. Его имя присвоено селам, школам, улицам городов республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|