Саякбай Каралаев (1894–1971). Юсуф Баласагунский (XI в.)
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Саякбай Каралаев (1894–1971) Сказитель эпосов, сказочник, манасчи Саякбай Каралаев родился в селе Ак-Олен Иссык-Кульской области в семье бедняка. Талант сказителя пробудила в нем еще в раннем детстве бабушка Дакиш — замечательная рассказчица народных сказок, преданий, легенд. Способный мальчик запомнил рассказы бабушки и других известных манасчи. С 1925 г. С. Каралаев начал самостоятельные выступления, а уже с 1930 г, стал широко известен как выдающийся манасчи. С 1935 г. началась запись полного каралаевского варианта эпоса «Манас». Саякбай Каралаев обладал широким интеллектом, феноменальной памятью, колоссальной фантазией и незаурядным артистическим талантом. Общий объем его варианта эпоса «Манас» составил 500 553 стихотворные строки. Он признан литературоведами наиболее полным, содержательным и высокохудожественным вариантом. Записанный со слов Каралаева эпос «Манас» по объему в 20 раз больше «Илиады» и «Одиссеи», в 5 раз больше «Шахнаме», в 2 раза — «Махабхараты». Саякбай мог исполнять эпос «Манас» на протяжении нескольких месяцев подряд. Выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов назвал его современным Гомером. Каралаев известен не только как сказитель-манасчи, но и как автор сказок, поэм, рассказов, выпущенных отдельными изданиями. В 1939 г. ему было присвоено звание народного артиста Киргизской ССР.
Юсуф Баласагунский (XI в. ) Выдающийся средневековый поэт и мыслитель, основоположник тюркской поэзии, ученый-энциклопедист Юсуф Баласагунский родился в Баласагуне (ныне городище Бурана) примерно в 1015–1018 гг. Дата и место его смерти, а также место захоронения неизвестны. В возрасте 50 лет Жусуп (так его имя звучит сегодня по-кыргызски) приступил к написанию первой в мировой поэзии классической поэмы на тюркском языке «Кутадгу билик» («Куттуу билим» — «Благодатное знание»).
Через полтора года поэма была завершена, и в 1069 или 1070 г. автор преподнес ее в дар караханидскому правителю — кагану Табгач Богра-карахакану Абу Али Хасану, за что ему был пожалован высокий придворный чин улуг хасс-хаджиба, соответствующий министру императорского двора. В хорошо рифмованных звучных стихах Юсуф Баласагунский изложил свое понимание справедливого правителя и благоденствующего государства, где все могут жить счастливо. В период политических смут в поэме провозглашались новые морально-этические основы для раздираемого междоусобицами общества. Стихи, которыми написана поэма, были очень популярны, многие крылатые выражения из них становились народными пословицами и поговорками. Поэма «Кутадгу билик», созданная в ХI в. на земле Ала-Тоо и переведенная на кыргызский, русский и другие языки, открывает миру новые грани художественно-поэтического слова Востока, делая и нас наследниками лучших достижений духовной культуры азиатских народов.
© Камышев А. М., 2008. Все права защищены Монография публикуется с разрешения автора
------------------------------------------------------------------------------------
ВНИМАНИЕ! Полную версию книги с множеством цветных иллюстраций можно приобрести у автора. Электронная почта А. М. Камышева: akamyshe@elcat. kg [1] При царе Евкратиде (вторая четверть II в. до н э. ) отчеканена самая крупная золотая монета античного времени достоинством 20 статеров весом около 170 г. На ее лицевой стороне помещен портрет царя, а на оборотной — легендарные Диоскуры ― юноши-близнецы, сыновья Зевса и Леды. В настоящее время известно о двух подобных монетах: одна из них к началу ХХ века хранилась в сокровищнице эмира Бухарского, другая находится в Парижском музее.
[2] Имя этого «Великого спасителя» и, по всей вероятности, реального основателя династии кушанских царей ― Вима Такту: оно установлено Н. Симс-Вильямсом и Дж. Криббом благодаря недавней находке в районе Сурх-Котала (Афганистан) надписи на бактрийском языке, в которой перечислены имена и титулы предков царя Канишки. ― Прим. ред. [3] Возможно, имелись в виду золотые монеты — монгольские либо любые другие, вес которых равен одному «шари‛ атскому» динару. Но вес динара зависит от величины мискаля, который в разное время имел различные значения. По данным П. Н. Петрова получается, что речь идет о динаре, производном от самаркандского мискаля в 4, 46 г. — Прим. ред. [4] Как выяснилось впоследствии, это определение ошибочно: за слово Шираз публикатор принял часть даты 823, указанной на монетах словами по-арабски. На самом деле оба упомянутых экземпляра являются медными ‘адлийа чекана Самарканда или Бухары, названия которых вырезались на самом краю аверсного штемпеля и зачастую не прочеканивались на монетных кружках. — Прим. ред. [5] Условность этого термина заключается в том, что во многих русских княжествах, покоренных татаро-монголами или попавших под их влияние, монетное обращение имело место по крайней мере с середины XIII в., но на основе золотоордынского серебряного дирхема (позднее — денга) и медного пула, «безмонетность» же, очевидно, заключалась в отсутствии собственно русской чеканки. — Прим. ред.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|