Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финикия. Финикийская культура.




 

На восточном берегу Средиземного моря, к северу от мыса Кармел, у подножия поросших густыми кедровыми лесами Ливанских гор узкой полосой протянулась страна, которую древние греки называли Финикией, а местные жители - Ханааном. Она никогда не отличалась обилием полезных ископаемых, но зато почвы ее были плодородны, а небольшие горные реки, естественные источники и колодцы обильно снабжали ее водой. Море и реки были очень богаты рыбой, являвшейся в древности одним из важнейших продуктов питания. Здесь очень рано, еще в IV тысячелетии до нашей эры, возникли поселения земледельцев и рыболовов.

Финикийское народное предание утверждает, что на берег Средиземного моря этот народ пришел с берегов Эритрейского моря. Страшное землетрясение вынудило их покинуть свою прежнюю родину. В преданиях содержится воспоминание о том далеком периоде истории финикиян, когда они еще не выделились из общей массы ханаанеян, населявших обширные пространства.

Все данные о времени возникновения финикийских городов свидетельствуют об их глубокой древности. На положение древнейшего города долго претендовал Сидон. Недаром в Библии он назван «первородном сыном» Ханаана. В древнейший период своей истории этот город был, по-видимому, рыбацким поселком. Даже название Сидона в переводе на русский язык означает «рыба».

Тиряне относили постройку храма своего главного бога Мелькарта ко времени, соответствующему XXVIII веку до нашей эры. Правда, по другой версии, Тир был основан сидонянами в начале XII века. Но, судя по многочисленным документам, Тир играл активную роль в политической жизни Сирии и Финикии уже в середине II тысячелетия. Поэтому мы можем эту последнюю дату считать недостоверной, как и связанное с нею предание. Одним из древнейших городов Финикии был Библ. Самые ранние археологические материалы, происходящие оттуда, датируются V тысячелетием до нашей эры. В то время Библ представлял собой еще небольшой поселок. Но в конце IV-начале III тысячелетия Библ превращается в довольно крупный город, обнесенный массивной каменной оборонительной стеной.

Финикияне сеяли ячмень и пшеницу, много внимания уделяли виноградарству и разведению олив. Урожай снимали бронзовыми и позднее железными серпами. На поле обычно работал сам хозяин, его взрослые сыновья и рабы. Видимо, то же было и в Финикии с той только разницей, что там преимущественное развитие получило садоводство.

Рыбу финикияне ловили сетями с небольших плоскодонных лодок. Ее обилием особенно славился Тир: «...богат он рыбой более, чем песком», - сказано в одном египетском папирусе.

Во многих финикийских городах, и прежде всего в Тире и Сидоне, была широко развита добыча пурпура. В финикийских городах рано развилось ремесло, и ремесленники-литейщики, чеканщики, строители, ткачи, гончары и многие другие - пользовались доброй славой далеко за пределами родных мест. Знаменитый иудейско-израильский царь Соломон (X в. до н. э.), желая построить дворец для себя и храм для бога Йахве в своей столице-городе Иерусалиме, обратился к Хираму, владыке Тира, с просьбой прислать специалистов. Статуэтки богов, отлитые из бронзы и серебра, ожерелья, серьги и бусы-изделия финикийских мастеров-отличались изяществом и тонкой отделкой.

Значительную роль в финикийском ремесле играло и производство стекла. На первых порах финикияне варили стекло, научившись этому искусству у египтян. Из стекла, они изготовляли орнаментированные сосуды, различные украшения, безделушки и другие изделия, считавшиеся в те времена предметами роскоши. Со временем финикияне значительно усовершенствовали производственный процесс и стали получать стекло различных сортов-от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного. Они научились придавать стеклу желаемый цвет, сохраняя при этом его прозрачность. Значительно позднее (I в. н. э.) они овладели искусством выдувания стекла.

Однако не только земными путями старались финикияне обеспечить свое благополучие. По их мнению, очень важно было добиться благосклонности таинственных сверхъестественных существ-богов, управлявших, как они считали, миром. Финикияне, как правило, избегали произносить имена богов. Ведь если назовешь бога по имени, то, как бы окликнешь его - он явится и в гневе своем уничтожит дерзкого, посмевшего нарушить его покой. Поэтому обычно они говорили о своих богах обиняками, и мы естественно не знаем, как их звали. Верховный бог-владыка Вселенной - назывался просто богом (по-финикийски Эл). Его супруга именовалась богиней (Элат) или духом (Ашерат) моря. Другие боги назывались царями или хозяевами. Среди богов мы находим и «владыку севера» (Баалцафон), и «хозяина неба» (Баалшамен), и «хозяина жара» — бога солнца (Баалхаммон), и хозяина Ливанских гор, и многих других. Каждый клочок земли, каждый ручей, каждое дерево имели владыку. Иногда вместо имени употреблялось прозвище, указывавшее на функции божества (подобно русским «громовик», «лесовик»).

Божественные хозяева-покровители имелись и у каждого города. Хозяином Тира был Мелькарт («царь города»). Каждый год тиряне устраивали в его честь праздник, и тогда в город съезжались не только жители подвластных Тиру поселков, но и посланцы далеких колоний. Торжественное шествие направлялось в храм, и там происходила пышная церемония восшествия бога на его престол. Древние греки отождествляли Мелькарта с героем своих народных преданий сказочным богатырем Гераклом.

Природные условия позволяли финикиянам сочетать сухопутную торговлю с морской торговлей. Им был открыт прямой доступ к Средиземному морю. Именно в финикийских городах было удобнее всего перегружать разнообразные товары, прибывшие на караванах из внутренних районов Сирии и Месопотамии, на корабли и везти их дальше. Именно оттуда легче всего было вывозить главное богатство Финикии - ливанский кедр.

Прибрежное морское течение в восточной части Средиземноморского бассейна направляется с запада на восток, а затем вдоль берегов Палестины и Сирии на север. Поэтому из финикийских портов обычно плавали в северном направлении. Однако финикияне плавали и на юг-в Египет, а также и прямо на запад-к острову Кипру. Оживленная торговля с Египтом и союз с Иудейско-израильским царством дали финикиянам возможность впоследствии проникнуть в бассейн Красного моря и оттуда выйти в Индийский океан.

Библ первым установил контакты с Египтом, оказавшиеся очень устойчивыми. Даже египетские корабли, предназначавшиеся для плавания на дальние расстояния, назывались библскими. Еще в IV тысячелетии до нашей эры в Египет привозился ливанский кедр. В царствование фараона Снефру в Египет прибыло сорок кораблей, груженных кедром. Египетские фараоны III тысячелетия, начиная от Хасехемуи и кончая Пиопи II, считали необходимым приносить дары «Великой хозяйке Библа».

Потребности в морской торговле очень рано превратили финикийские города в крупнейшие центры кораблестроения. В Тире было много верфей, на которых кроме самих тирян работали выходцы из других финикийских городов - Библа, Сидона и Арвада. Работа на верфях почти не прекращалась - ведь кораблей нужно было много.

Во второй половине II тысячелетия финикияне создали корабли, предназначавшиеся для дальнего плавания, - так называемые таршишские суда.

 

Финикийская культура

Финикийская культура-культура, созданная финикийцами в IV-I тысячелетии до н.э. на территории Финикии и ее колоний.

Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хеттской, Эгейской и греческой культур. Самым важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во второй половине II тысячелетия до н.э., от которого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма.

Древнейшими памятниками финикийской литературы являются мифологические тексты из Угарита, надписи финикийских царей.

Финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона.

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия, Феодота, Филона Библского и др. Эти авторы ссылаются на «Тирские хроники» и другие финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Большое влияние на финикийскую культуру того времени оказывают религия и мифология. Но изучаются эти области с трудом из-за недостатка источников, а также из-за того, что имена финикийских богов обычно были табуированы, их нельзя было произносить, и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны. Верховный бог финикийцев назывался Эл, что в переводе означает бог, его супруга-Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги-цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера-Баалцафон, хозяин неба — Баалшамем, бог солнца-Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.

У финикийских городов имелись боги-покровители: у Тира-Мелькарт, у Сидона-Эшмун, у Берита-Великая хозяйка Берита, у Библа-богиня любви и плодородия Аштарта, являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф.

Земледельческий культ бога Адониса связан с мифом о боге, родившемся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.

При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями в исключительно важных случаях: политических событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности и т.п., верующие приносили в жертву своих малолетних детей.

Алфавит

Бурное развитие торговли как сухопутной, так и морской постепенно привело финикиян к одному из величайших открытий в культурной истории человечества. Они создали линейное письмо, послужившее прототипом позднейших алфавитов, развившихся на его основе.

Толчком к изобретению этой письменности послужила потребность в упрощении графики. В своей дипломатической переписке и в деловых документах финикияне употребляли аккадский язык и соответственно пользовались клинописью. Они сталкивались с разного рода затруднениями. Необходимо было специально изучать чужой язык, что само по себе достаточно нелегкое дело. Пишущий должен был затратить немало времени и на запоминание множества клинообразных знаков. Правильное их чтение определялось или контекстом, или специальными знаками, указывавшими, к какому типу предметов или явлений относится данное слово либо, как оно произносится. Требовался большой штат писцов, занимавшихся только перепиской и делопроизводством. Необходима была система письма, которая позволяла бы делать записи на родном языке и не тратить при этом много времени и сил на овладение грамотой. Одна из таких систем была разработана на базе клинописи в Угарите, на севере Финикии. Она получила широкое распространение и за его пределами. В Южной Финикии, однако, возникло линейное письмо. Оно оказалось более жизнеспособным, чем угаритская клинопись. Последняя была пригодна только для письма на глиняных табличках; в других случаях пользоваться ею было крайне неудобно. Для линейного же письма годился любой материал.

В истории линейной графики еще много неясного. Предшественником линейного было библское псевдоиероглифическое письмо. Каждый линейный знак имел свой псевдоиероглифический прототип. Однако дошедшие до нас псевдоиероглифические тексты пока еще не расшифрованы. Каждый знак псевдоиероглифики обозначал отдельный слог.

Как угаритская клинопись, так и южнофиникийское линейное письмо было построено на одинаковом принципе. Первоначально, каждый знак служил для изображения сочетания данного согласного с произвольно выбранным, с практически любым гласным или с «нулевым» гласным. В результате один и тот же знак мог быть прочитан, например, как «та», «ту», «ти», «то», «те» или просто «т». Таким образом, оказалось, что новая система письма фактически приспособлена только для обозначения тех согласных звуков, которые имеются в слове. В результате число знаков резко сократилось: линейное письмо насчитывает 22 буквы, а угаритская клинопись — немногим более. Такая система обеспечивает максимальные удобства для пишущего. Финикийский язык принадлежит к семитской языковой семье, все языки которой обладают одним любопытным свойством. Основное значение каждого слова выражается определенным сочетанием согласных, которое выполняет ту же роль, что в индоевропейских языках. Для образования отдельных форм слова наряду с обычными и для нас префиксами и суффиксами в семитских языках используются различные сочетания гласных.

Финикияне в ранний период своей истории, не отделяли одно слово от другого, писали без словоразделителей. В результате человек, не знающий, о чем идет речь, практически не мог определить, где кончается одно слово и начинается другое. Поэтому финикияне постепенно пришли к выводу, что каждое слово должно писаться обособленно от остальных. Хорошее знание языка не всегда гарантировало точное понимание смысла слова, потому что одно и то же сочетание согласных могло иметь практически несколько значений, а понимание развернутого, большого текста могло оказаться в прямой зависимости от интерпретации именно данного сочетания согласных. Тогда финикияне решили, если не обозначать все гласные на письме, то, по крайней мере, как-то сигнализировать читателю о том, как следует читать то или иное слово. Для этого не обязательно было выписывать все гласные: так как сочетание гласных в каждом слове было строго определенно, достаточно было указать на один из них, чтобы стало ясно, какой гласный стоит в другом слоге этого же слова. Финикияне изобрели для удобства читателей специальную систему «вспомогательных знаков», в роли которых выступали некоторые буквы, более или менее похожие по своему произношению на данный гласный звук.

Когда финикияне проникли в бассейн Эгейского моря и греки познакомились с их письменностью, она привлекла их своей легкостью и простотой. Сложное слоговое микенское письмо, бывшее в ходу в Элладе в середине и второй половине II тысячелетия до нашей эры, к этому времени уже прочно забылось. Только на Кипре иногда пользовались его местной разновидностью. Однако греки не механически заимствовали финикийское письмо, а заметно усовершенствовали его в соответствии с потребностями своего языка. И дело здесь не в том, что они ввели некоторые дополнительные буквы, отсутствовавшие у финикиян. Греки внесли и определенные принципиальные изменения, создав специальные знаки для обозначения всех гласных звуков. Для этой цели они использовали знаки финикийского письма, обозначавшие «гортанные» звуки, отсутствующие в греческой речи, а также «вспомогательные» знаки, указывавшие на гласный компонент слога. В отличие от финикиян греки разработали более или менее строго выдерживавшуюся систему, согласно которой каждый гласный звук мог быть обозначен только одним способом.

Благодаря совместным усилиям финикиян и греков было создано алфавитное письмо, позднее заимствованное этрусками и италиками, усовершенствованное римлянами и легшее в основу графики, употребляющейся всеми европейскими и подавляющим большинством неевропейских народов. Русский алфавит, созданный на базе греческой письменности, имеет те же финикийские корни.

Финикийская колонизация

Уже во II тысячелетии до н.э. критские и микенские торговцы посещали сиро-финикийское побережье, а финикийцы селились в Эгеиде и даже, по-видимому, доплывали до Сицилии, но господство на море критян, а затем ахейцев сдерживало финикийскую экспансию.

Положение изменилось в конце II тысячелетия до н.э. В это время Восточное Средиземноморье испытало сильные потрясения, вызванные упадком великих дотоле держав этого региона и мощными передвижениями народов. Волны нашествий «пародов моря» захватили и сиро-финикийское побережье; в частности, был разрушен Сидон, жители которого бежали в Тир. В условиях упадка крупных государств мелкие восстанавливали силу быстрее. Тир, который и раньше, участвовал в контактах с Западом, теперь полностью перенял эстафету у погибшего Угарита. Переселение сидонян в Тир привело, с одной стороны, к усилению этого города, а с другой - создало в нем демографическое напряжение, которое при тогдашнем довольно низком уровне развития производительных сил могло быть снято только выездом части населения за море.

Крушение микенской Греции предоставило такую возможность. Правящие круги Тира использовали ситуацию для создания в чужих странах опорных пунктов, необходимых им для возобновления и расширения торговли с этими странами и для высылки из метрополии наиболее недовольных элементов.

Первый этап колонизационной деятельности охватывает вторую половину XII-первую половину XI века до нашей эры. Одним путем финикийцы двигались к острову Родосу, затем по Эгейскому морю вдоль западного побережья Малой Азии к богатому золотом острову Фасосу, другим-от Родоса по южной кромке Эгейского архипелага к Сицилии, оттуда к северному выступу Африки и, наконец, вдоль африканского побережья в Южную Испанию. Вначале финикийцы занимались больше морским и прибрежным разбоем. Но затем они стали закрепляться в важнейших точках, куда были направлены их морские набеги. Так, золотоносный Фасос и обильная серебром Испания были главными целями вывода настоящих колоний. По дороге же к ним финикийцы основывали промежуточные опорные пункты. Таким пунктом была, в частности, Утика в Северной Африке. Античное предание рассказывает о трехкратной попытке тирян обосноваться в Южной Испании, и связано с сопротивлением местного населения. Лишь на третий раз финикийцы основали на небольшом островке у побережья уже за Столпами Геракла город, получивший характерное название Гадир — «крепость»: этот город римляне именовали Гадесом.

На этом этапе финикийская колонизация носила преимущественно торговый характер. Важнейшей целью финикийцев были драгоценные металлы. За них они отдавали мясо, безделушки, ткани, мелкий морской товар. Это привело к тому, что материальных остатков финикийской торговли дошло очень мало, и археология прослеживает ее слабо. Да и был это, по-видимому, «немой» обмен, когда участники сделки выкладывали каждый своп товары, пока обе стороны не соглашались их взять. В некоторых же случаях финикийцы сами эксплуатировали рудники, как это было на Фасосе.

Финикийцы основывали и простые опорные пункты для ведения торговли или обеспечения ее безопасности, фактории без постоянного населения, якорные стоянки. Важную роль играли храмы, зачастую предшествовавшие основанию городов, как это было в Гадесе и т.д. Некоторые храмы, как на Фасосе, могли выступать и организаторами производства. Но уже в это время создавались и настоящие города с постоянным населением. Такими городами были Гадес и Утика.

Промежуток приблизительно в два века отделяет первый этап колонизации от второго. К этому времени рост экономики железного века потребовал большого количества металлов, и не только драгоценных, но и необходимых для непосредственного производства. Экономической основой возникновения первых ближневосточных империй было объединение под одной властью дополняющих друг друга хозяйственных регионов, в том числе источников сырья. Колонизация и играла роль подключения к экономике империй тех источников сырья, которые находились вне досягаемости непосредственной военной экспансии имперских владык.

Наряду с этим империи мешали нормальной сухопутной торговле, перехватывая ее пути и грабя перевалочные пункты. Поэтому часть путей, например, малоазийской торговли перемещается на море.

С конца II тысячелетия до н.э. главным пунктом торговли не только Ближнего Востока, но и Малой Азии с дальним Западом стал Тир.

В IX в. до н.э. в этом городе обострилась социальная и политическая борьба. Вспыхнуло восстание земледельцев, поднимались рабы, развернулось острое соперничество внутри знати, приведшее к чехарде на тирском престоле. Это все способствовало возобновлению колонизации.

Начало второго этапа колонизации приходится, видимо, на правление очередного узурпатора Итобала (вторая четверть IX в. до н.э.), который был заинтересован в создании новых городов, куда он мог бы отправить потенциальных противников, включая сторонников прежней династии.

В Восточном Средиземноморье возможности финикийской экспансии были ограниченны. Здесь вновь набирали силу крупные централизованные государства, а в Эгейском бассейне передвижения греков и фракийцев привели к вытеснению финикийцев с занятых ими островов уже не позже IX—VIII вв. до н.э. В самой Греции в условиях начавшегося формирования полиса места для финикийской колонизации не было. Поэтому там финикийцы иногда селились в городах, но не образовывали самостоятельных организаций. В других случаях они ограничивались созданием отдельных кварталов-факторий, как Тирский Стан в египетском Мемфисе. И только на юге Кипра и в Киликии финикийцы рано основали колонии. Основной же ареной финикийской колонизации стало Западное Средиземноморье.

В сферу финикийской колонизации теперь входит Сардиния. Она привлекала колонистов и своим стратегическим положением, открывавшим путь к Средней Италии, Корсике, Галлии и к Испании через Балеарские острова, и своими минеральными богатствами, и плодородием почвы. В IX-VII вв. до н.э. на южном и западном берегах Сардинии возник целый ряд финикийских городов, как Нора, Сульх, Бития, Таррос. Сравнительно рано финикийцы стали обосновываться и внутри острова.

Вторым новым районом финикийской колонизации были острова между Сицилией и Африкой: Мелита и Гавлос. Там тиряне обосновались в VIII в. до н.э. Эти острова служили важнейшим пунктом связи между метрополией и самыми западными окраинами финикийского мира.

Укрепление контактов финикийцев с Южной Испанией потребовало создания новых торговых опорных пунктов на Пиренейском полуострове. На его южном берегу, но уже восточнее Столпов Геракла, в VIII-VII вв. финикийцы создали целый ряд поселений различного размера и значения. Одни были относительно крупными городами, как Малака, другие - сравнительно небольшими поселками, древних названий которых мы не знаем и которые обычно сейчас называют по именам ближайших современных поселений, как Тосканос или Чоррерас.

В Сицилии в VIII в. до н.э. с началом греческой колонизации финикийцы покинули восточное и южное побережья, где они селились ранее, и сконцентрировались в западной части. Созданные там города Мотия, Солунт и Панорм обеспечивали связи с уже ранее колонизованными районами Сардинии и Африки.

В центральной части Северной Африки, где ещё ранее была основана Утика, теперь возник целый ряд финикийских городов, в том числе знаменитый Карфаген. На северо-западе этого материка южнее Ликса финикийцы обосновались вокруг залива, носившего по-гречески красноречивое название Эмпорик («Торговый»).

Второй этап финикийской колонизации охватил IX-VII вв. до н.э., причем наибольший размах колонизация приобретает, видимо, во второй половине IX в. до н.э., когда тиряне начали колонизовать Сардинию и радикально расширять свое присутствие в Африке: именно тогда, в частности, был основан Карфаген. По-прежнему основные цели финикийцев-металлы. Но теперь речь идет не только о золоте и серебре, но и о железе, свинце, олове. Другой целью колонизации выступает на втором этапе приобретение земель: недаром направление колонизационной активности в значительной степени переместилось из Испании в центр Средиземноморья-в плодородную Сардинию и славившийся земельными богатствами тунисский выступ Африки, где возник Карфаген. Сама колонизация приобрела гораздо больший размах. Хотя по-прежнему единственной метрополией оставался Тир, масса переселенцев увеличилась, изменился и характер колонизации. В колониях стали развертываться ремесло, земледелие и рыболовство. Увеличилось количество городов. Наряду с ними возникли и небольшие поселки: некоторые из них развили разнообразную экономику, другие же сосредоточивались на какой-нибудь одной отрасли. Финикийцы начали проникать с побережий и вовнутрь отдельных стран.

Изменились отношения колонистов с местным населением. Последнее уже достаточно развилось, чтобы вступать в самые разнообразные контакты с пришельцами. Эти контакты охватили экономическую, политическую и культурную сферы. Возникло и обратное влияние местного населения на финикийцев, что привело к появлению локальных ответвлений финикийской культуры. Местное общество, таким образом, выступает как важный компонент колонизационного процесса.

Иначе обстояло дело с Карфагеном. По преданию, группировка тирской аристократии во главе с сострой царя Элиссой, потерпевшая поражение в политической борьбе, тайно бежала из Тира и в конце концов прибыла в Африку, где сравнительно недалеко от «старой» Утики беглецы и основали город, который назвали «Новым городом» - Картхадашт. Поскольку Карфаген возник вопреки правительству, а во главе экспедиции к тому же стояла женщина из царского рода, то Новый город сразу же стал независимым от Тира, хотя духовные связи с метрополией Карфаген поддерживал в, течение всего своего существования.

Карфаген

Во время второго этапа финикийской колонизации в последней четверти IX в. до н. э. тирийцы основали Карфаген. В это время тирские колонии, не были абсолютно независимыми в отличие от греческих, а состав­ляли часть Тирской державы, хотя и пользовались значительной автономией.

Карфаген за­нимал среди финикийских колоний независимое и особое положение, по той причине, что он был основан не тирским правительством, как Утика или Ауза, а полити­ческими эмигрантами, враждебными правительству. Такое положение позволило ему встать во главе западно-финикийского мира. Этому способствовало то, что во главе колонизационной экспедиции стояла представи­тельница царского рода, и это увеличивало престиж Карфагена среди западных финикийцев.

В начале своей истории Карфаген представлял собой срав­нительно небольшой город, почти или совсем не имевший земельных владений. Да и за территорию, которую он сам занимал, он должен был платить арендную плату, или дань, местному населению. Торговые связи объединяли его главным образом с метрополией.

Начало VII в. до н. э. приносит значительные изменения. Расширяется, сам город. Возрождаются старые ханаанейские традиции, забытые в Финикии и не проявляющиеся в Карфагене. Расширяется ареал карфагенской торговли. Расширяются связи карфагенян с Египтом, откуда, в частности, приходят многочисленные скарабеи с именами фараонов. Начало этих изменений приходится приблизительно на первую четверть VII в. до н. э. П. Сэнта связывает их с событиями на Востоке, с разрушением асси­рийцами Сидона и осадой Тира, после чего многие финикийцы могли эмигрировать на Занад, в том числе и в Карфаген. Такое предположение вполне вероятно, и оно, кажется, хорошо объясняет подъем Карфагена в это время.

Первоначально, это был небольшой город, мало чем отличающийся от других финикийских колоний на берегах Средиземного моря. Экономика города была основана на посреднической торговле: ремесло было малоразвито и по своим основным техническим и эстетическим характеристикам практически не отличалось от восточного: земледелие отсутствовало. Произведения искусства, создаваемые в это время в Карфагене, не имели никаких специфических черт, отличных от общефиникийских. Религиозные воззрения первых карфагенян, были теми же, что и их соотечественников из метрополии. Выделяется только одна особенность: основателями города были представители оппозиционной группировки, потерпевшей в Тире поражение. Поэтому Карфаген с самого начала не вошел в Тирскую державу, а занял самостоятельное
положение, хотя и сохранял духовные узы со своей метрополией. Политическим строем Карфагена первоначально была монархия. Однако она едва ли существовала дольше жизни Элиссы - Дидоны, сестры тирского царя, возглавившей переселение и ставшей царицей вновь основанного города. С прекращением царского рода в Карфагене была установлена республика. В первой половине VIIв. до н. э. начинается новый этап карфагенской истории. К середине этого века ассирийская экспансия нанесла серьезный удар Финикии. К этому времени прекращаются или значительно ослабевают связи финикийцев с центральным и западным бассейном Средиземноморья, в частности с Этрурией. Карфаген заменяет Финикию в контактах с этими районами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...