Состав и происхождение Библии
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Библия представляет собой собрание религиозных произведений, написанных на протяжении огромного исторического периода — с IX в. до н. э. по II в. н. э. Она состоит из двух частей: Ветхого и Нового завета. Слово «завет» означает завещание, наставление, совет. Иудейская религия признает священной только первую часть Библии, то есть Ветхий завет, христианская же считает священной, за исключением некоторых книг, всю Библию. Библейские книги, которые христианство признает «богодухновенными», в свое время были канонизированы церковью. К числу канонических книг относятся: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книги Екклезиаста, Исаии, Иеремии, четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Откровение Иоанна Богослова и др. В Библию не включены так называемые отреченные апокрифы, которые церковь отвергает как поддельные и еретические. Причиной невключения многих произведений раннехристианской литературы в состав Библии была борьба в первые века существования христианства между различными сектами и группировками. Многочисленные течения в христианстве обосновывали свое вероучение ссылками на откровения и евангелие, которых насчитывалось в тот период несколько десятков. Церковь вела ожесточенную борьбу против так называемых еретических толкований «священного писания» и прилагала усилия к истреблеяию апокрифической литературы. Более 200 ветхозаветных и новозаветных произведений были отнесены церковью к апокрифическим, среди них: книга Еноха, заветы 12 патриархов, апокалипсисы Ездры и Варуха, Восхождение Исаии, евангелия Аппелеса, Варнавы, Варфоломея, Иуды, Мани-хеев, Сирийцев, Василида и др. Несмотря на усердие церкви в истреблении апокрифической литературы, многие книги сохранились до наших дней. Они имеют большое значение для изучения борьбы различных общественных групп и для исследования экономической, религиозной и философской, моральной и этической жизни того времени. Состав Библии был утвержден в 364 г. на Лаодикейском соборе и дополнен Апокалипсисом, или Откровением Иоанна Богослова, в 692 г. на Константинопольском соборе.
Формирование библейских книг иудейской и христианской религии продолжалось тысячелетия. Отдельные элементы Ветхого завета возникли задолго до того, как сложились библейские книги. Древнейшими фрагментами его являются песнь Деворы из книги Судей и похоронная песнь Давида по поводу смерти Саула и Ионафана из второй книги Царств. В книгах Ветхого завета нашли религиозное осмысление события из жизни древних еврейских племен — их хозяйственные занятия, социальные процессы, войны и походы, в которых они участвовали. Образование древнееврейского рабовладельческого государства выдвинуло перед господствующими классами задачу литературного оформления тех религиозных представлений и мифов, которые, будучи фантастическим отражением сложившихся порядков, давали этим порядкам обоснование и оправдание. Библия дает описание царствования первого царя Израиля Саула, его преемника Давида и процесса выделения при их правлении бога Яхве в центральную фигуру иудейского пантеона. Особенно подробно описано строительство в Иерусалиме при царе Соломоне (X в. до н. э.) храма Яхве, который должен был стать символом единства и гармонии «всех сынов израилевых».
Религиозно-правовым актом, направленным на окончательное насаждение культа Яхве, стала основная часть Второзакония — книга Закона, которая якобы была найдена в Иерусалимском храме царем Иосией. Фактически книга Закона была написана в связи с необходимостью проведения религиозной реформы с целью укрепления царской власти за счет усиления позиций судейских и жреческих корпораций. Активными поборниками реформаторских начинаний Иосии были жрецы, среди которых мог быть и Иеремия, по имени которого названа библейская книга. В ней содержатся страстные призывы отказаться от других богов и во имя вечного спасения обратить свое сердце к Яхве. Исследователи Библии доказали, что пророчества Иеремии извлечены и собраны из разных летописей и были скомпонованы так, чтобы их содержание оправдывало и освящало введение новых порядков, дающих огромные материальные и религиозно-политические выгоды храмовому жречеству, правящей верхушке во главе с царем. Однако ни царь Иосия, ни пророк Иеремия, ни жречество не смогли привить народу мысль о верности единому богу Яхве. Это случилось гораздо позже и было вызвано совершенно другими историческими событиями. В 586 г. до н. э. войска вавилонского царя Навуходоносора вторглись на территорию Иудейского царства, уничтожили Иерусалимский храм, вывезли в Вавилонию правящих сановников, жрецов храма и часть народа. Здесь жрецы Иерусалимского храма поставили перед собой задачу зафиксировать в связном виде основы вероучения Яхве, распорядок, правила и ритуалы храмового культа, правила поведения в быту, многочисленные запреты, касающиеся пищи, одежды, смешанных браков. Все это было направлено на консолидацию еврейской народности на религиозной основе, преодоление тенденции к ассимиляции иудеев. Свод этих материалов жрецы дали в пяти книгах Моисеевых под названием Торы. В ней изложены жреческие представления о божественном творении Вселенной и человека, повествования о далеких предках евреев и их потомках, о так называемом египетском плене израильтян и исходе из этого плена под предводительством Моисея, мытарства евреев в поисках земли обетованной и, наконец, о счастливом завершении всех бедствий благодаря постоянному покровительству Яхве «избранному народу». Отметим, что ветхозаветные мифы и легенды о сотворении мира и человека, грехопадении Адама и Евы, рождении и законодательной деятельности Моисея и многие другие сходны с более древними шумерскими, вавилонскими, египетскими, финикийскими и хетскими преданиями, а следующая за Пятикнижием книга Иисуса Навина включает многие тексты из тех же источников.
После вавилонского плена народная фантазия в религиозной форме продолжала создавать новые произведения, вошедшие впоследствии в свод Ветхого завета. К ним относятся Псалтырь, составленный из псалмов, созданных в разное время, Екклезиаст и др. Последней по времени явилась книга Даниила, датируемая 60-ми годами II в. до н. э. Кодификация, а затем и канонизация Ветхого завета произведена в последние столетия до н. э. Окончательный состав ветхозаветного канона был установлен около 90— 100 гг. н. э. в г. Ямнии (Палестина) иудейской богословской академией и синендрионом — религиозно-законодательным центром иудаизма. Появление библейских книг Нового завета связано с возникновением христианства. Первой новозаветной книгой по времени было Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Она написана во второй половине 68 года н э. Научный анализ ее текста показывает, что ее содержание еще тесно связано с иудаизмом. В ней идет речь о приближении конца света и приходе мессии. В Апокалипсисе в аллегорической форме отражены события иудейской войны (66—73 гг.), антиримские настроения восставших евреев, жажда мести и предвидение ее удовлетворения в ближайшем будущем. Поражение восставших, крах надежд на скорую гибель всего старого мира, на падение Римской империи привели к переходу создавшихся к этому времени иудейских сект к более лояльному отношению к римским властям. В последующих библейских книгах — Посланиях апостолов, которые начали появляться к концу I в.,— преобладают уже иные мотивы: всякая власть от бога, рабы должны подчиняться, господам, кесарю надо воздавать то, что ему причитается. В Посланиях, приписываемых Павлу и другим апостолам, оформляется вероучение новой религии. В них наметилась эволюция христианства по двум направлениям — отрыва от иудаизма и усиления социального консерватизма. Постепенно христианство, поначалу опирающееся на евреев, начинает распространяться среди большой массы многонациональной Римской империи.
Новая религия систематизирует многочисленные устные и письменные предания о мессии, содержащиеся в различных Деяниях и Посланиях. В результате деятельности кон-курирующих между собой так называемых апостолов появилось несколько десятков евангелий, имевших хождения в разных общинах. Отбор четырех евангелий, в которых, как и других, описывались рождение, жизнь, деятельность и смерть Иисуса Христа, осуществился в средине II в. Отобраны были евангелия, почитаемые наиболее сильными и влиятельными христианскими общинами. Естественно, что евангелия не могли совпадать как в деталях, так и по некоторым общим вопросам. Поэтому при их сравнении исследователи находят много противоречий. Таким образом, Библия — конгломерат записей и фрагментов, появившихся в течение многих столетий. Фантастаческое учение о «богодухновенности» Библии не выдерживает критики научных исследований, опирающихся на многочисленные факты из области энтографии, истории, палеонтологии и других наук, на конкретно-исторический анализ условий жизни общества — его хозяйства, классовой структуры, политического строя и политических отношений, его духовной культуры, то есть на все многообразие известных науке факторов жизнедеятельности людей тех времен, когда писались библейские книги.
1)Причины и истоки появления исторического нарратива. Какие изменения происходят в сознании людей в I тыс. до н. э. (что стало толчком к этим изменениям) Толчки к изменениям: Происходит распространение металлургии железа. Это привело к резкому развитию сельского хозяйства и еще большей занятости людей в области ремесел. Как результат, это оживляет торговлю на Ближнем Востоке и порождает денежную систему, что оказывает сильнейшее воздействие на менталитет обывателя. Происходит расцвет городов и селений, которые характеризуются «открытостью» этнического состава, рождение особого «городского самосознания» примером может служить ведение «Топографии Вавилона», которая описывала достопримечательности. Можно говорить о сдвигах в ближневосточных обществах, суть которых в усложнении их структуры: совмещение различных занятий, растущая мобильность человека, активизация индивидуального самосознания.
Изменения в сознании человека: Динамизм в духовной жизни ближневосточного общества: оживление этнокультурных связей, возникновение двухступенчатой системы образования, что привело к распространению грамотности, возрастанию роли интеллигенции, утрате некоторого влияния жреческого сословия, усилению удельного веса и статуса писцов, развитое мифологическое мышление приводит к развитию исторической мысли. 2) Примеры текстов исторического характера (исторического нарратива): какие тексты в разных цивилизациях (в Египете, Вавилонии, Персии). Когда они возникают. Что между ними общего, какие у них индивидуальные особенности. Мидийско-персидская историческая мысль, а именно, «Цилиндр Кира» (текст на глиняном цилиндре, составленный вавилонскими жрецами после захвата Вавилонии персами в 539 г. до н. э. Язык аккадский) и важнейший исторический памятник персидского происхождения – «Бехистунская надпись» (трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст на скале Бехистун в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523—521 гг. до н. э.) Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников вообще; Позднеегипетская историческая мысль: «Стела Пианхи» (четкое и сжатое списание событий и политических отношений в раздробленном на отдельные номы Нижнем и Среднем Египте - 740 г. до н. э) «Хроника Осоркона» (о деяния Оскорона, старшего сына фараона XXII династии Такелота, – подавлении мятежей в Фивах, благодеяниях храмам и жречеству – 836-783), «Демотическая хроника» (создана в III в. до н.э. выражающая в виде пророчеств со ссылками на события и царей конца VI- начала V в до н.э., надежду на приход нового правителя из египтян, которые избавят страну от иноземных владык – Лагидов), «Повесть Петеисе III» (о борьбе рода Петеисе за свои права на землю и доходы храма в городе Таюджи VI в. до н.э.); Новоассирийскую историческую мысль представляет «Повесть об Ахикаре Премудром» (действие повести происходит в 1-й пол. VII в. до Р. Х., А. и здесь является хранителем печати при Синаххерибе и Асархаддоне; бездетный, он усыновил своего племянника Надана, к-рый, воспользовавшись отсутствием дяди, оклеветал его перед царем, обвинив в гос. измене. А. приговорен к казни, но палач щадит его и укрывает в своем доме; далее текст, сохранившийся в более поздних версиях - описание освобождения и оправдания А., его мести Надану,- отсутствует; кроме того, есть расхождения в деталях между арам. фрагментами повести и ее более поздними версиями: напр., в арам. папирусе ничего не говорится о роли жены А. в эпизоде спасения А. палачом. V в. до н.э.); Анналы Ашшурнацирпала II, Тиглатпаласара III, Синаххериба и Ашшурбанапала; «Письма богам» Саргона II и Асархаддона; «Вавилонская хроника». 3) Ветхий завет как исторический текст: какие книги исторического характера входят в его состав, когда они создавались. С большим вниманием можно отнестись к Ветхому Завету, который, «пронизан историей». Главным достоинством Ветхого Завета является охват большого промежутка времени, глубина, а также то, что Ветхий Завет представляет собой множество жанров. Можно выделить в Ветхом Завете несколько интересующих его циклов: нарративные части Пятикнижия (Книга Бытия, Книга Чисел, Исход), т.е сочинения Йхависта (Яхвиста) (создан в X – IX вв до н.э.) и Элохиста (создан в VIII в до н.э.); так называемый «Жреческий кодекс», в котором повествуется о «начальных» временах (о расселении племен в Палестине, об эпоха «судей» и о создании единого Иудейского-Израильского государства и о его расколе (создан в VII в до н.э.); девтерономические (Второзаконие) писания (Книгу Иисуса Навина, Книга Судей, I и II Книга Царств, III и IV Книги Царств созданы в VII в до н.э.); хронистские сочинения (Книги Хроники(I и II Паралипоменон в русском кононе), созданы в эпоху новой исторической реальности: в VI – IV вв. до н.э.) и примыкающие к ним книги Ездры и Нееми (созданы в середине V вв. до н.э.).
4) Роль мифа для автора исторического нарратива. Сознание «историописца»: роль состязательности. Можно подчеркнуть важность мифа, а именно его вневременность и всеобщность. Вневременность мифа заключается в том, что его повествование использует архитипы, которые находятся вне конкретных рамок времени, истории или даже пространства, а всеобщность мифа базируется на психологически схожих моделях повествования, симметричных сюжетах. Существовал так называемый «собственный материал» в хронистском сочинении, т. е. когда авторы не просто приводили данные летописей и хроник, а давали еще и собственную оценку происходящему. Эти материалы были важны для древних историописцев, так как они стремились превзойти своих предшественников – этот факт свидетельствует о «состязательности» в трудах ближневосточных писцов. Т.е пытались создавать новое, в этом и заключалась роли состязательности.
5) «Модель мира» историописца: какие событие в первую очередь привлекают его внимание. Можно выделить два уровня модели мира восточного историописца. Первый уровень: историописание представляется как некая цельность, а мир включает самые общие универсальные черты (общая картина мироустройства, творение мира, его конечность или бесконечность, назначение в этом мире человека, его отношение к создателю/лям). На этом уровне историописатель дает общую карту того, как и по каким законам мир создан и действует. А на втором уровне проявляют себя «свойственные данному автору и данному тексту объемлющие универсальные категории», т.е. здесь даются оценки событиям, положению вещей, которые основываются на культурном, ментальном контексте самого автора. На этом уровне можно видеть «конкретные, специфические варианты и проявления» авторского начала, его нравственную или религиозную систему координат («что такое хорошо и что такое плохо»).
6) Тема «царской власти» и «права» в историческом нарративе. Источники указывают на важнейшие процессы демифологизации и десакрализации понятия «царство». Также можно выделить одну из важнейших задач восточного историописания, которая «состоит в том, чтобы служить «прославлению и узакониванию правителей…». Например, ближневосточные авторы, часто возводят родословные правителей к легендарным личностям или даже богам. Египетские фараоны осмыслялись как боги, и все поданные обязаны были служить его божественному достоинству. Персидская династия Ахеменидов, начиная с царя Дария I, возводила свою власть к милости верховного бога, который даровал царю все его могущество. На Ближнем Востоке I тысячелетия до н.э. само воцарение на царство понималось «как акт человеческой деятельности, который не исключает признание также божественной призванности царя». «Древневосточное право характеризуется тем, что оно формируется и санкционируется государством, которое обеспечивает его соблюдение и сохранение». Право возникает тогда, когда возникает необходимость фиксировать и развивать что-либо независимо от предписаний религии. В историческом нарративе «право» и «власть», тем не менее, не отделялись от сверхъестественного начала. Власть на земле авторизована верховной божественной властью, а область права – лишь отражение небесного закона, космического порядка, определенные кодифицированные нормы по поддержанию этого миропорядка и власти.
7) Место и роль божественного в древневосточном историческом нарративе.
Ближневосточная мысль I тысячелетия до н.э. отнюдь не отрицала роль божества в историческом процессе, но с течением времени она все более признавала активную роль человека в историческом процессе. Для ветхозаветного человека история – «это происходящее между богом и человеком». Начало этой истории в творении человека, который в результате ослушания Бога лишился первоначальной райской жизни. Дальнейший исторический процесс это история поиска человеком утраченной связи с Богом, поиск истинного поклонения истинному Богу, или создание истинной религии (от лат. re-ligare – востановление связи, воссоединение). На этом пути, с точки зрения ближневосточного мыслителя, человек не одинок. Бог также предпринимает попытки дать человеку верное моральное и религиозное направление через повеления пророков или конкретные заповеди. Таким образом, Бог входит в пространство человеческой истории и многие события, миграции, революции, войны – становятся вехами Его прямых повелений и непосредственного вмешательства в жизнь исторического народа.
8) Восприятие пространства и времени древневосточным историописцем. Пространство и время представляют собой необходимые составляющие истории, исторического процесса, как параметры существования мира и основополагающие формы опыта. Пространство воспринимается дискретным, «лоскутным», оно обладает обязательной предметной наполненностью, оно всегда ограничено, упорядочено, организовано и имеет свою середину, т.е мифологическое восприятие времени делает его «лоскутым», аритмичным, потому что разнородное Происходит сочетание линейности, т.е. допустим в месопотамской исторической мысли существовало понятие «до меня ни один не мог сделать…» т.е. они осозновали существование отличного от происходящего сейчас, и цикличности, т.е все шло по кругу, каждый повторял поступки предков в каком-то смысле. Историческое время возникает как «отражение объективного реального исторического времени». Историческое время есть присущий данному обществу способ интерпретации событий в категориях будущего и прошлого. Ближневосточное историописание середины I тысячелетия до н.э. имеет свое историческое пространство и время и обладает следующими основополагающим свойством ярко выраженная хронотипичность, т.е. доминирующее признание линейной направленности времени, т.е о описании Девтерономистом единого государства Давида. 9) Проблема «историзма» (раскройте смысл термина). Историзм – способ разграничения прошлого и настоящего…Т.е. ближневосточный историописец понимает что есть прошлое а что настощее и степень изменяемости настоящего относительно прошлого. Историзм – это определенная форма, восприятие историописцем, понимания структуры исторического времени. Историзм в ближневосточных писаниях применяется систематически и последовательно, сопряжен с концептуальностью.
10) Проблема авторского начала и аудитории древнего историописца. Авторское начало может иметь место только тогда, когда у историописца присутствует совершенно определенная аудитория, т.е. историописец должен владеть «языком» слушателя, чтобы тот понимал и правильно представлял себе события текста.
11) Репертуар методических приёмов древнего историописца. У ближневосточного историописца был свой набор более или менее постоянно применяемых методических приемов. Среди них можно выделить селективно-критическое отношение к исторической традиции, т.е. критика в сравнении, соревновательность, выделенность и законченность повествования, т.е имеет логическое завершение, взгляд на действие как на основное содержание и назначение историописания. Все эти методологические приемы содействовали воплощению основополагающих признаков осмысления ближневосточной исторической мыслью своего прошлого. Среди этих признаков последовательная демифологизация и десакрализация, т.е было важно само действие а не его сакральный смысл, ярко выраженный историзм, нарастающий с течением времени антропоцентризм и утрачивающий свою доминирующую роль теоцентризм, т.е важен был сам человек в процессе историописания. Кочевники - люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников - кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства, наемный труд или даже грабеж. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению Ойкумены, распространению различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, в этническую историю народов Старого Света. Однако, обладая огромным военным потенциалом, они оказали также существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Наиболее яркий след в истории оставили так называемые “кочевые империи” - самые крупные политические образования номадов, объединявшие на непродолжительное время гигантские территории и приводившие в ужас более высокоразвитых соседей-земледельцев. Наверное, самый интригующий вопрос истории Великой степи: какова причина, толкавшая кочевников на массовые переселения и на разрушительные походы против земледельческих цивилизаций? По этому поводу было высказано множество самых разнообразных суждений: 1) разнообразные глобальные климатические; 2) воинственная и жадная природа кочевников; 3) перенаселенность степи; 4) рост производительных сил и классовая борьба, ослабленность земледельческих обществ вследствие феодальной раздробленности (марксистские концепции); 5) необходимость дополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные земледельческие общества; 6) нежелание со стороны оседлых соседей торговать с номадами (излишки скотоводства некуда было продавать); 7) личные качества предводителей степных обществ. Азиатские кочевники в XVII веке до н. э. частично захватили Египет тех времен, который состоял из отдельных маленьких царств, и построили там свою столицу Аварис. Около 1750 г. до н. э. нашествие кочевников-гиксо'сов, пришедших с севера, завершилось завоеванием Египта. У гиксосов было бронзовое оружие и колесничное войско — этого оказалось достаточно для захвата ослабленной внутренними распрями страны. Несмотря на своё военное превосходство над египтянами, гиксосы не смогли установить прочную власть над всей долиной Нила. Южные номы Египта лишь на словах признавали главенство гиксосских царей, накапливая силы для борьбы против них. Гиксосы быстро поняли, что им не под силу управлять завоёванной страной — их было слишком мало, и их опыт степной жизни очень мало подходил к новым условиям. Поэтому гиксосы начали перенимать египетскую систему управления, верования и обряды.
Гораздо большую роль играли кочевники в Китае. С самого начала и на протяжении более трех тысяч лет китайская история была тесно связана с историей кочевников Центральной и Внутренней Азии. Впрочем, кочевники, и не только внешние, но зачастую внутренние тоже, оставались почти перманентным фактором в истории Китая. Нередко они были глубоко вовлечены в династические циклы этой страны. Деструктивные последствия некоторых вторжений кочевников в Китай хорошо известны. В дополнение к этому необходимость считаться с угрозой, которую представляли кочевники для китайского государства, часто требовала больших военных расходов или уплаты дани, субсидий и других платежей, оборачивавшихся увеличением налогового бремени. Это подрывало экономическую базу некоторых династий и тем самым косвенно способствовало их упадку и гибели. Менее ясно, однако, в какой мере это сказывалось на долговременном экономическом развитии страны. Огромные экономические и технологические достижения средневекового Китая скорее указывают на то, что негативные последствия его взаимоотношений с кочевниками не следует переоценивать. Но даже самые победоносные кочевники никогда не могли разрушить китайскую государственную машину и бюрократию или фундаментальным образом изменить социальный строй страны. Самое большее, что они были способны сделать, это изменить состав правящего класса, который в таких случаях на время становился этнически гетерогенным. Даже неоднократно повторявшаяся неспособность Китая выработать адекватные меры против угрозы со стороны кочевников объясняется спецификой его социополитической системы и политической философии, во всяком случае не меньше, чем силой его противников.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ Осевое время- одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых Ясперсом трех очагах мировой культуры, возникают религиозно-этические учения, проповедующие принципиально новые ценности, к-рые настолько глубоки и универсальны, что являются актуальными и сегодня. В восточносредиземноморском (протозападном.) регионе - это учения палестинских пророков, иранца Заратустры и греч. поэтов, философов и историков; в инд. регионе - проповедь Будды; в Китае - даосизм и конфуцианство. В отличие от А. Вебера, противопоставлявшего зап. культуру, с ее греко-иудейской основой, др. др.-вост. культурам, Ясперс отстаивал единство значения О.в. для всех трех очагов цивилизации др. мира. О.в. - время рефлексии. Человек начинает осознавать самого себя, объектом мышления становится мышление. Причина самопознания заключалась в том, что прежние культурные возможности оказались исчерпанными и человечество начало входить в пограничную ситуацию. Пытаясь разрешить возникающие перед ним проблемы (осознание бытия в целом, определение, что есть зло, что такое смерть), человек поставил перед собой высшие цели, стремясь "познать абсолютность в ясности трансцендентного мира". Успешное разрешение этих вопросов в эпоху О.в. дало отсчет новой культурной эре, эре подлинной культуры. В развитии мировой культуры Ясперс насчитывает "два дыхания". Первое ведет от "прометеевской эпохи" (времени использования огня, возникновения речи и орудий труда) через "великие культуры" древности к О.в. Второе дыхание ведет от новой "прометеевской эпохи" (эпохи науки и техники, к-рая длится до сих пор) через будущие "великие культуры" к далекому второму О.в., с к-рым связано "подлинное становление человека". По мнению Ясперса, универсальные культурные ценности, порожденные в О.в. и усвоенные народами "великих культур" древности, привели к утрате этими народами своей культурной специфики. Их культурная "самость" была во многом поглощена универсальными (трансцендентными) культурными ценностями. Это обозначило вектор развития наиболее значимых мировых культур в направлении к единой общечеловеч. культуре. О.в. обозначило проблему выбора, возникающую перед всеми культурами планеты: либо ассимиляция в нарождающейся мировой культуре, либо вымирание. К наиболее значимым культурам, по мнению Ясперса, сегодня относятся культуры Зап. Европы и Сев. Америки, России, мира ислама, Индии, Китая. Из них наиболее динамичной он считает культуру Запада, "втянувшую" в последние пять столетий весь мир в орбиту своей цивилизации. Европейцы первыми сделали единство мира осознанным, коммуникации планомерными и надежными. Это означает, что "в процессе единения планеты создается единство в сознании, а потом и деятельности людей". Т.о., совр. культуры развиваются навстречу второму О.в., времени подлинного "космически-религ." культурного единства. Однако ни один прогноз, как считает Ясперс, не может быть безусловным. Речь идет об "открытой возможности", к-рая может быть реализована в результате свободного выбора. Примеры философских и религиозных учений осевого времени: § Конфуцианство; § Даосизм; § Легизм; § Моизм; § Буддизм; § Зороастризм; § Иудаизм; § Античная философия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|