Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История новоассирийской державы (до Тигратпаласара III)




Это царство существовало более 300 лет.(912-605гг до н.э.)

После 150-летнено упадка в связи с нашествием арамеев и смут, при Адад-нирари II(912-891) началось укрепление царской власти.(должность эпонима теперь выбиралась по иерархии, а не по жребию, новый царский титул). При нем присоединяется область р. Хабур и открывается путь в Сирию. Цари этой династии поставили цель: контролировать источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Малой Азии.

При Ашшур-нацир-апале II(884-859) - подавлены восстания и массовые казни 876г- захват Каркемиша, а потом совершен поход к Средиземному морю и подчинение Сирии, Финикии, Палестины.

Ситуация стала ухудшаться. Присоединенные провинции не давали дохода. Из мелких сирийских государств были основаны коалиции- Северный союз и Южный союз. На Армянском нагорье появ Урарту, а торговые пути пошли в обход Новоассирийской державы.

Салманасар III(859-824)-походы против сирийских союзов во главе с Дамаском(неудачны). Развал Южного союза. Поход 841 г. на Дамаск Успешные походы против Урарту и Киликии(ю-в Малая Азия). 850г-Вавилонский царь получил поддержку против противника за престол и стал вассалом Ассирии.

Из-за постоянных войн вспыхнул мятеж(под рук сына царя). Шамши-Ададу V(824-811) осталась лишь резиденция Кальху и армия. За 2 года подавил мятеж. Потерял Вавилонию и Сирию.

Регентша при малолетнем Адад-Нирари III(811-781)-Шамм урамат- походы до мидян и Каспия.

Адад-Нирари III-война с Урарту(801-784)без успеха. Договор с Вавилонией. Захват дамаска в 802г.

Салманасар IV(783-773)-в 781-774 войны с Урарту, 773-безуспешный поход на Дамаск.

Ашур-Нирари V(755-745)- свергнут в результате мятежа и эпидемий.

К власти приходит Тигратпаласар III(745-727) в результате гражданской войны и основывает новую династию.


31. Расцвет и гибель новоассирийской державы.

С приходом к власти Тиглатпаласара III(745-727) начинается качественно новый этап в истории Ассирии. При нем она становится мировой державой.

Реорганизация армии(нанял кочевников и по их подобию создал армию).Армия состоит из профессионального войска и самодостаточна. Появляется регулярная кавалерия и отряды инженеров и «саперов», ведомство «разведки» и связи. Широкое распространение стального оружия.

Проводятся административные реформы. Большие области делятся на мелкие и во главе кажой становится «областеначальник»-евнух.

745г-поход в Вавилонию(разгром халдейских племен, племен Загроса). Начинается политика депортации народов. 743г-война с Урарту и Сирией. Взял Арпад(центр северосирийского союза). Поход был повторен в 748г-многие арабские племена и страны Сирии обложены данью. 745г-поход на Урарту, осада Тушпу. В 732г взят Дамаск. Во время анархии в Вавилонии в 731-128 г туда вторгается и коронуется царем Вавилона.

Салманасару V(727-722) досталась исперия от Персидского залива до Средиземного моря. Попытался отменить привелегии священных храмовых городов и был убит во время осады Самарии(столицы Израильского царства).

Саргон II(722-705). Подтвердил и умножил права священных городов, чем привлек к себе горожан. В 721г-захват Самарии и переселение израилитян. Неудачный поход в Вавилонию в 720г. В том же году опутошил Сирию(кроме Тира). 717г-окончательно присоединен Каркемиш. В 714г, воспользовавшись нашествием киммерийцев, нападает на Урарту, Руса I покончил с собой. В 710-709г-поход в Вавилонию, Саргон II коронован царем Вавилонии. В 707г основывает новую резиденцию Дур-Шаррукин. В 705г погибает во время похода.

Синаххериб(705-680). В 704г-поход в Вавилон, но короноваться не стал, вследствие чего к власти пришел Мардук-апла-иддин и возобновил союз с Эламом. В 702г выступил в поход и у Киша разбил вавилонско-эламские войска. В Вавилоне посадил марионетку Бел-ибни.

В 701г в Сирии возникает антиассирийский союз. Разгром сирийских княжеств. Осада Иерусалима- выплата дани. В городах филистимского и финикийского побережья были посажены наместники.

691г-успешный поход в Вавилонию, битва при Халуле-ничья. Перенос столицы в Ниневию. 689г-поход в Вавилонию, разграбление и разрушение Вавилона.(увез статую Мардука в Ниневию). Это вызвало недовольство жречества. Восстания на окрайнах царства. В 680г-Синнахериб убит сыновьями.

Асархаддон(680-669). Остроил Вавилон, восстановил храм в Ашшуре и расширил привелегии храмовых городов. Подавлены антиассирийские настроения в Финикии. Разрушил до основания Сидон. Велись войны на востоке (в Манне и Мидии). В 674г безуспешный поход в Египет. 671г-повторный поход и захват Мемфиса(Асархаддон провозглашен «царем Верхнего и Нижнего Египта»). 669г-Асархаддон умирает по дороге.

Ашшурбанапал(669-627) был назначен новым царем, что вызвало конфликты между братьями. С Эламом установил мирные отношения, но 663 г был совершен антиассирийский поход. В 665г Египет возвращает себе независимость. В 653г в Эламе были посажены наместники.

Начался мятеж под рук Шамаш-шум-укина в коалиции с арабскими племенами, мидянами Эламом. Война началась в 652г, а в 648г Вавилон пал. 647-646-походы против Элама. Разгромил Сузы.

В 626г халдей Набопаласар захватывает власть в Вавилонии. А мидийские племена объединяются в Мидийское царство. Мидия и Вавилон заключают союз. Египет и Ассирия объединяются.В 614-захват Ашшура,а в 6012г-захват Ниневии. Под Каркимишем в 605г терпит поражение ассирийская и египесткая армии.

Так наступает конец первой в истории «мировой державе». Верхушка общества гибнет, а сельское население ассимилируется.
32. Нововавилонская держава.

При последнем царе касситской династии, Эллиль-надин-аххе (правил прибл. до 1155 г.), Вавилония в течение трех лет вела войну в Эламом, которая окончилась ее полным поражением. Страна была завоевана чужеземцами, города ее разграблены, а Эллиль-надин-аххе вместе со знатными вавилонянами уведен в плен. Так завершилось многовековое царствование касситской династии, и наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник.

Но довольно скоро, при Навуходоносоре I (1126-1105), наступил кратковременный расцвет Вавилонии. Около г. Дер произошла ожесточенная битва между вавилонянами и эламитами; победителями оказались вавилоняне, которые затем вторглись в Элам. Эламу был нанесен такой удар, что после этой битвы в течение трех веков (до 821 г.) он вообще не упоминается в месопотамских текстах. Освободив страну от чужеземного порабощения, Навуходоносор стал претендовать на гегемонию над всей Вавилонией. Он, а за ним и его преемники носили титул "царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света". Благодаря своей победе над эламитами Навуходоносор последующими поколениями вавилонян считался народным героем.

При Эллиль-надин-апли (1104-1101), сыне и преемнике Навуходоносора I, вавилонянам удалось сохранить свою независимость. Но когда царем стал Мардук-надин-аххе (1100-1083), ассирийская армия во главе с Тиглатпаласаром I захватила Вавилон и сожгла царский дворец. Вскоре полукочевые племена арамеев и сутиев, жившие к западу от Евфрата, начали вторгаться в Ассирию и Вавилонию, грабить и разорять месопотамские города и селения. Теперь обе эти страны перед лицом общей опасности стали союзниками и в течение целого столетия (с середины XI до середины Х в.) были заняты борьбой с непрерывно вторгавшимися волнами арамейских племен, гонимых в Месопотамию голодом. Наступил упадок и Вавилонии, и Ассирии.

В последующей истории Вавилонии большую роль играли племена халдеев, которые жили в районе болот и озер вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Двуречья. Халдеи вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством и земледелием. В IX в. до х.э. они прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенно продвигаться на север. Халдеи стали воспринимать древнюю вавилонскую культуру и поклонялись верховному богу Вавилонии Мардуку.

В 729 г. ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил Вавилон, и с тех пор Вавилония на целое столетие потеряла свою независимость.

В 626 г. Вавилония снова была охвачена восстанием. Во главе восставших стоял халдейский вождь Набопаласар. Вначале он воздерживался от попыток захватить большие города и смог укрепить свою власть лишь на севере Вавилонии, а центр и юг страны сохраняли верность ассирийцам. Набопаласару долго не удавалось захватить крупные вавилонские города Урук и Ниппур, где были сильны проассирийские настроения. В Ниппуре во время многомесячной осады этого города армией Набопаласара жители продавали в рабство своих детей, чтобы спасти их от голодной смерти. В 616 г. ассирийцам пришлось оставить Урук, а через год пал и Ниппур, который более десяти лет ценой больших лишений и страданий сохранял верность ассирийскому царю. Теперь почти вся территория Вавилонии была в руках Набопаласара.

Вскоре на Ассирию обрушился новый сокрушительный удар. В 615 г. мидийцы во главе со своим царем Киаксаром захватили ассирийскую провинцию Аррапха и потом двинулись по направлению к Ниневии и окружили этот город. Ниневию взять не удалось, но мидийцы осадили и захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии, и истребили его жителей. Затем вавилоняне и мидийцы заключили военный союз против Ассирии.

Вскоре объединенные силы мидийцев и вавилонян осадили Ниневию и через три месяца, в августе 612 г., город пал и подвергся разграблению и полному разрушению. Лишь части ассирийского войска удалось пробиться в область Харран в Верхней Месопотамии, и там оно под руководством Ашшур-убаллита II продолжало войну. Тем временем мидийцы с львиной долей добычи вернулись к себе домой, предоставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Вскоре после этого (ок. 608 г.) ассирийцы прекратили сопротивление, и многовековая борьба халдейских племен за освобождение Вавилонии наконец увенчалась победой.

В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии и область Харран. Вавилоняне же захватили Месопотамию и готовились установить свой контроль над всеми областями к западу от Евфрата. Но фараон Египта Нехо также претендовал на территории Сирии и Палестины. Таким образом, на всем Ближнем Востоке остались только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Епшет.

Весной 607 г. Набопаласар передал командование вавилонской армией своему сыну Навуходоносору, взяв на себя управление внутренними делами государства. Перед Навуходоносором стояла задача захватить Сирию и Палестину. Но сначала необходимо было овладеть городом Каркемиш на Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, часть которого составляли греческие наемники. Весной 605 г. вавилонское войско перешло Евфрат и одновременно с юга и севера напало на Каркемиш. Еще за городскими стенами началась жестокая битва, и скоро город превратился в пылающие руины, а египетский гарнизон был уничтожен до последнего человека. После этого большая часть Сирии и Палестины, т.е. почти все области между Евфратом и Египтом, без сопротивления подчинилась вавилонянам.

Будучи в Сирии, Навуходоносор в августе 605 г. получил известие о смерти своего отца в Вавилоне и через месяц стал царем. Вскоре царь Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами египетского фараона Нехо, отпал от Вавилонии. Навуходоносор осадил столицу Иудеи Иерусалим и 16 марта 597 г. взял его. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию, а царем Навуходоносор назначил Седекию.

В декабре 595 - январе 594 г. в Вавилонии происходили волнения, исходившие от армии. Руководители мятежа были казнены, и в стране восстановлен порядок. До нас дошел протокол судебного процесса над одним из заговорщиков, дело которого было рассмотрено военным судом под председательством самого царя. Подсудимый был обвинен в государственной измене, нарушении присяги, данной царю, и казнен, а все его имущество конфисковано.

Вскоре новый египетский фараон, Априй, решил попытаться установить свою власть в Финикии и захватил города Газа, Тир и Сидон, а также уговорил иудейского царя Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительными действиями оттеснил египетское войско обратно к прежней границе и в 587 г. после долгой осады захватил Иерусалим. Тысячи жителей Иерусалима (главным образом знать и ремесленники) были уведены в плен в Вавилонию, а страна превращена в рядовую провинцию.

При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Вавилон стал центром международной торговли. Много внимания уделялось искусственному орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда шло много каналов, с помощью которых регулировалось распределение воды во время засухи. В Вавилоне был выстроен новый дворец царя и сооружены знаменитые висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить государство от вражеских нападений в будущем.

Однако после смерти Навуходоносора II в 562 г. в течение пяти лет на троне сменилось три царя, жречество стало активно вмешиваться в политику, устраняя неугодных царей.

В 556 г. царем стал Набонид, сын одного из вождей арамейских племен. Большое влияние на Набонида оказывала его мать Адда-гуппи, которая ранее жила в Харране и после захвата этого города мидийцами бежала со своим сыном в Вавилон.

Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам Мардуку, Набу, Нергалу, Шамашу и т.д., постепенно он на первое место стал выдвигать культ бога Луны Сина. Бог Луны Набонида в действительности не являлся традиционным вавилонским богом Сином, а был по своей символике и формам поклонения арамейским богом. Проводя такую религиозную политику, Набонид стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии, среди которых культ Сина был особенно популярен. Однако религиозные реформы Набонида привели его к конфликту со жречеством древних вавилонских храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке и других городах.

В 553 г. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного во время войны с ассирийцами в 609 г. храма бога Сина Эхульхуль.

Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и захватил караванный путь по пустыне через оазис Тейма в Египет. Этот путь имел большое экономическое значение для Вавилонии, поскольку к середине VI в. до х.э. Евфрат изменил свое течение, и морская торговля через Персидский залив из гаваней в г. Ур стала невозможной.

Набонид перенес в Тейму свою резиденцию, поручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Пока Набонид был занят активной политикой на западе своей державы, у восточных границ Вавилонии появился могущественный и решительный противник. Персидский царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооруженную армию, готовился к походу против Вавилонии.

К 546 г. Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персией. Когда стало совершенно очевидным, что война уже близко, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны своей страны.

Однако положение Вавилонин стало безнадежно трудным. Весной 539 г. персидская армия выступила в поход, а осенью того же года вся Месопотамия была уже в руках персов.


33. Нововавилонское общество.

Общество Вавилонии VI в. до н.э. состояло из полноправных граждан городов, лиц не порабощенных, но лишенных гражданских прав, различных групп зависимого населения и, наконец, рабов.

Полноправные граждане являлись членами народного собрания городской храмовой округи, которое имело судебную власть в решении семейных и имущественных дел. К числу полноправных граждан относилась как знать (высшие государственные и храмовые чиновники) так и основная часть трудового населения (земледельцы и ремесленники), включая сюда и беднейшие слои населения городов. В юридическом отношении все они считались равноправными. Все полноправные граждане могли стать рабовладельцами.

Свободные люди, лишенные гражданских прав, состояли из царских военных колонистов, различных групп государственных работников, наделенных средствами производства и работавших на царской земле. Эти люди были лишены гражданских прав ввиду того, что они не владели землей из общинного фонда и поэтому не могли стать членами народного собрания.

Большую роль в производстве играли также те социальные слои зависимого населения, которые были лишены собственности на средства производства. Они находились в личной зависимости от отдельных лиц или коллективов собственников (т. е. храмов) и работали в силу внеэкономического принуждения, но с точки зрения закона не считались собственно рабами. В отличие от подлинных рабов они не являлись полной собственностью, и их нельзя было продавать.

Рабы наряду со скотом являлись составной частью движимого имущества и одним из важнейших видов богатства. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, а отдельные состоятельные граждане владели 3—5 рабами. Крупные деловые дома имели десятки и даже сотни рабов. Однако в целом рабов насчитывалось гораздо меньше, чем свободных и зависимых.

Рабы самостоятельно или вместе со свободными или другими рабами арендуют у своих хозяев, а также у других лиц поля вместе с необходимыми семенами, рабочим скотом и инвентарем. Нередко рабы сдают взятую ими самими в аренду землю другим лицам (в том числе и рабам) в субаренду.

Крупные землевладельцы предпочитали обращаться к услугам арендаторов, сдавая им землю по частям, так как непосредственное применение рабского труда требовало постоянного надзора и соответственно вызывало большие расходы.

В храмовых хозяйствах рабы были заняты в земледелии, но труд их не мог удовлетворить все запросы храмового хозяйства. К тому же храмовые рабы причиняли много хлопот своими частыми побегами, нежеланием работать, и за ними требовался постоянный надзор. Наемники заинтересованы в работе, когда они своевременно получают плату, а рабы делают все возможное, чтобы уклониться от труда.

В нововавилонское время рабский труд не имел решающего значения в сельском хозяйстве и по сравнению с трудом мелких землевладельцев и свободных арендаторов применялся в ограниченных масштабах. В VIII —IV вв. до н.э. в Вавилонии было довольно много рабов-ремесленников, что объясняется общим ростом производства и увеличением удельного веса рабского труда. Но рабский труд не мог вытеснить труд свободных,, т.к. сложные процессы производства выполнялись свободными, в частности наемными, работниками.

В нововавилонском обществе было сравнительно много рабов, которые имели семьи, владели землей, домами и значительным движимым имуществом.

Тенденции такого использования труда рабов усиливались в течение времени, так как рабы, действовавшие самостоятельно, на свой страх и риск, и платившие оброк, были более выгодны хозяевам, чем те, которые работали из-под палки и всегда готовы были совершить побег.

Некоторые рабы занимались торговлей, открывали ремесленные мастерские, обучали других лиц различным ремеслам и т. д. Рабы выступали в суде в качестве свидетелей, истцов и ответчиков, и, следовательно, за ними признавалась некоторая правоспособность.

Раб мог даже быть поручителем за то, что его хозяин погасит ссуду в тех случаях, когда они брали ее совместно.

Но всех рабов объединяло то, что они принадлежали к сословию рабов и юридически являлись вещью своего господина. Даже самый богатый раб не мог выкупиться на свободу, так как право освобождения раба во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. Чем богаче был раб, тем больше были хозяйские доходы и тем менее выгодно было отпускать его на свободу.

Наиболее непокорных рабов держали в специальных работных домах, где был установлен тюремный режим.

В связи с этим возникает вопрос о масштабах социального расслоения среди свободных. Как известно, ранее в Месопотамии наиболее распространенной формой порабощения свободных являлась долговая кабала.. В нововавилонское время произошли значительные изменения. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника и заключить его в долговую тюрьму, однако он не имел права продать должника в рабство третьему лицу. Поэтому должник бесплатно работал на кредитора, сохраняя свою свободу.

Было установлено ограничение долгового рабства сроком в 3 года. Хаммурапи, в нововавилонское время уже не действовало.

Хотя среди свободных протекали процессы социального расслоения, разорение и порабощение свободных отнюдь не носили массового характера. Это объясняется сравнительно высоким жизненным уровнем в Вавилонии VIII — IV вв. до н.э.
34. Древнеперсидская держава.

Иранцы- индоевропейский этнос, оказавшийся на территории Ирана в 9в, (предположительно пришли с северо-востока). Иранцы с VIII в. до н. э. стали господствующим этносом, разделившимся, в свою очередь, на две части – мидян на севере и персов на юге. После консолидации мидянских племен, сложилось государство Мидия, ставшее уже в VII в. до н. э. сильной державой. Персы долгое время находились в зависимости от мидийцев.

Став в 558 г. до н. э. царем персов, Кир II в 553 г. выступил против Мидии и в 550 г. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и, выступив против Лидии, разбил войска ее царя Крез. Кир выступил против Вавилона и в 538 г. захватил его, после чего персам добровольно подчинились и зависевшие от Вавилона небольшие государства, включая восточно средиземноморские. Намереваясь выступить против Египта, Кир решил предварительно обезопасить среднеазиатские, но потерпел неудачу и погиб в сражении с массагетами в 530 г.

Созданная Киром держава Ахеменидов за короткий срок стала крупнейшей в мире; ее границы простирались от средиземноморского побережья до среднеазиатских оазисов.

Причиной столь быстрого развития(20 лет) стало то, что 1)персы не были жестокими.2)меняли себя под мир.3)люди были готовы им покоряться.4)устанавливали низкие налоги и подати.

Непокоренным оставался Египет. Против него двинул свои силы сын Кира Камбиз II. В 525 г. Египет был покорен, а Камбиз провозглашен его фараоном (27 я династия). Вслед за этим персы предполагали идти походом в Эфиопию и на Карфаген, но недостаток продовольствия и неподготовленность к длительным экспедициям в сложных условиях привели к отказу от плана. Кроме того, тревогу Камбиза вызвали дошедшие до него слухи о волнениях в Персии. Камбиз приказал казнить Бардию и поспешил обратно, но неожиданно умер в пути.

В этой критической ситуации, на передний план выступил, согласно некоторым данным, жрец Гаумата, выдавший себя за Бардию. Он объявил об отмене налогов. 522 г. Бардия был убит заговорщиками. Один из них, представитель младшей ветви Ахеменидов Дарий, провозглашен новым царем.

Придя к власти, Дарий столкнулся со сложностями. Против него восстала Вавилония. В декабре 522 г. персы захватили Вавилон. Но пока Дарий был занят карательными действиями в Вавилонии, против него восстали Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия (в совр. Афганистане), сакские племена Средней Азии и Египет. Началась жестокая и кровопролитная борьба за восстановление державы Ахеменидов.

Против восставших в Маршале двинулся сатрап Бактрии Дадаршиш, и 10 декабря 522 г. маргианцы потерпели поражение. В самой Персии под именем сына Кира Бардии соперником Дария выступил некий Вахьяздата. Ему удалось захватить восточноиранские области вплоть до нынешнего Афганистана. Лишь 16 июля 521 г., после пяти битв, полководцам Дария I удалось нанести решающее поражение войску Вахьяздаты. Теперь вся Персия оказалась в его руках.

Но в остальных странах продолжались волнения. Пока Дарий был занят подавлением двух восстаний в Эламе, почти вся Мидия оказалась в руках Фраорта II, который утверждал, что он происходит из рода индийского царя Киаксара. Это восстание было одним из наиболее опасных, и Дарий сам выступил против мятежников. Восстание было подавлено, а Мидия была низведена на положение одной из рядовых провинций.

К лету 521 г. полководцы Дария после пяти битв с восставшими смогли установить свой контроль и в Армении. Тогда же отцом Дария был подавлен мятеж в Парфии и в Гиркании. В это время в Вавилоне произошло последнее крупное восстание, которое длилось до 27 ноября 521 г.

Суть реформ Дария сводилась прежде всего к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Только из числа персов формировался командный состав армии, они составляли ядро административного аппарата. Дарий разделил страну на 20 провинций – сатрапии, во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители сатрапы. Для упрочения власти центра и ограничения всевластия сатрапов он ввел разделение военной и гражданской власти на местах. Вся империя была поделена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им.

Центральный аппарат власти сохранял за собой все основные руководящие функции. Из заново отстроенной столицы (Сузы) по стратегическим дорогам, снабженным почтовыми станциями с лошадьми, гонцами, складами продовольствия и необходимого снаряжения, шли распоряжения и указания. Был введен единый арамейский язык. Была создана служба «Око и ухо государево».

Только столичное казначейство, в сокровищницы которого ежегодно стекались подати из всех сатрапий, в строгом соответствии с их богатством и степенью экономического развития, имело право чеканить золотую монету «дарик»

Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, занимала привилегированное положение в качестве личной охраны царя. Остальная армия делилась на пехотинцев лучников и всадников. Армия становится самодостаточной.

Дарий возводит новую резиденцию(Персеполис), но кроме резиденции здесь ничего не было.

Дарий решает послать послов в Грецию, и все города, кроме Афин и Спарты ему подчиняются. Здесь послов убивают. Дарий отправляет войско в Грецию. 12 сен 490г-битва при марафоне. Греки одерживают верх и останавливают продвижение персов в Европу.

Между 519—512 гг., персы захватили, в Европе Фракию и Македонию; на азиатской территории они заняли северо-западную часть Индии. Однако вскоре началось ослабление Персидской державы. Во время греко-персидских войн персы потерпели ряд крупных поражений в материковой Греции и в морских битах. При Ксерксе (480—465 гг. до н.э.) персы прекратили поддержку местных храмов (в Египте, в Вавилонии) и захватили многие храмовые сокровища. Ксеркс отказался от титула «царя Вавилона», так что Вавилонское царство теперь и формально прекратило существование.

Подобные меры вместе с возросшей в сатрапиях эксплуатацией населения вызывали серьезное недовольство. В 486 г. до н.э. восстал Египет, получив помощь от афинян. В том же году взбунтовались вавилоняне: сначала — под руководством Белшиманни. В 460 г. до н.э. снова восстал Египет под руководством ливийского вождя Ипара. В 405 г. против царя Артаксеркса II восстал его брат Кир Младший. Он дошел до Вавилонии, но здесь погиб в бою.

В начале IV в. до н.э. персы потеряли Египет, который был вновь покорен только в 342 г. до н. э. С конца V в. до н.э. сатрапы Малой Азии постоянно вели между собой войны.Отдельные сатрапы часто восставали также против царя и, опираясь на помощь греческих наемников, стремились стать самостоятельными. Наконец, большое влияние приобрели дворцовая знать и евнухи, которые с помощью заговоров устраняли неугодных царей.

В 358 г. до н.э. царем в Персии стал Артаксеркс III, который энергично взялся за восстановление державы в ёе прежних размерах. Были подавлены многочисленные восстания и мятежи в Малой Азии, в Сирии, восстановлено персидское господство в Египте и на Кипре.

Но в 337 г. он был отравлен своим личным врачом. На трон посадили его сына Арсеса, который вскоре (336 г.) оказался жертвой нового заговора и был убит вместе со своей семьей. Теперь придворная знать возвела на рон сатрапа Армении Кодомана, представителя боковой линии ахеменидского рода, который принял тронное имя Дария III. Пока верхушка персидской знати была занята дворцовыми интригами и переворотами, на политическом горизонте появился опасный противник. Весной 334 г. до н. э. македонская армия Александра выступила в поход против Персии. Началось македонское завоевание Азии.


35. Языки древнего Востока.

На Древнем Востоке сложились устойчивые крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена много­численной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала обширную семитскую ветвь, египетскую или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и др. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена.

 

Древний Египет

Египетский язык складывался в процессе формирования древнеегипетской народности. Его развитие прослеживается с рубежа IV и III тысячелетий до нашей эры, то есть с того периода, к которому относятся дошедшие до нас древнеегипетские памятники письменности.

Исследователями принято различать следующие фазы в эволюции языка:

а) Раннее царство (XXX-XXVII вв. до н.э.)

· староегипетский язык

б) Древнее царство (XXVII-XXII вв. до н.э.)

· староегипетский язык (до XXIII вв. до н.э.)

· среднеегипетский, или классический, язык

в) Среднее царство (XXI-XVII вв. до н.э.)

· среднеегипетский, или классический, язык (до XV в. до н.э.);

· позднеегипетский, или новоегипетский, язык

г) Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.)

· позднеегипетский язык

д) Поздний период (VII-IV вв. до н.э.)

· демотический язык

е) Греческий период (IV в. - 30-е гг. до н.э.)

· коптский язык

Этот язык существует до сих пор как культовый язык египтян коптского вероисповедания.

 

Месопотамия

В Древней Месопотамии говорили на двух языках - шумерском и восточносемитском. Шумерский язык уникален и его не относят к той или иной известной языковой группе. На рубеже IV-III тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии у шумеров появилась письменность.

К концу III тыс. до н.э. шумеро-аккадоязычное население Нижней Месопотамии (предки вавилонян) и аккадоязычное население Среднего Тигра (предки ассирийцев) осознавали себя как единый двуязычный этнос с единой культурой.

На рубеже III-II тыс. до н.э. аккадцы полностью ассимилировали шумеров, и последние перешли на аккадский язык. Примерно в этот же период население Нижней Месопотамии обособилось по диалекту от аккадоязычных носителей долины Среднего Тигра с центром в Ашшуре.

После 539 г. до н.э., когда персы завоевали Вавилонию, ее аккадоязычное население стало довольно быстро ассимилироваться арамеями, утрачивая свой былой язык, письменность и многие культурные ценности. Уже к концу I тыс. до н.э. лишь часть населения крупнейших городов говорила по-аккадски и практиковала шумеро-аккадские ритуалы. Около рубежа эр и она оказалась ассимилирована арамеями, а оба ее языка, шумерский и аккадский, а также ее письменность – клинопись – окончательно вышли из употребления.

 

Хетты

Хетты принадлежали к анатолийской языковой семье – одной из наиболее древних ветвей индоевропейской общности. Родство хеттского языка с индоевропейскими было установлено чешским ученым Б. Грозным, опубликовавшим свою работу в 1915 г.

Языки этой общности называются анатолийскими потому, что впоследствии на них говорили в Анатолии. Однако сформировались эти языки далеко от Анатолии и перенесены были туда разными путями.

Носители анатолийских языков, «анатолийцы», обособились от остальных индоевропейцев уже к концу IV тыс. до н.э. В то время они обитали на северных или северо-западных берегах Черного моря, возможно у Нижнего Дуная. Потом они разделились: часть переселилась на запад и юг, на Балканский полуостров и позднее вместе с греческими и родственными им племенами пришла к рубежам Малой Азии с запада, а другая часть оказалась заброшена далеко на восток, к Кавказским горам и на Армянское нагорье.

Главным центром пришельцев-индоевропейцев в центре Малой Азии стал город Кнеса (Неса, Канес). В итоге интенсивного смешения с местным населением собственный язык индоевропейские пришельцы стали называть «канессийским», а жрецы, обращавшиеся к ним со старинными гимнами, именовались «канессийскими певцами».

Официальные документы державы тоже составлялись на индоевропейском языке, для письменной передачи которого здесь приспособили месопотамскую клинопись.

 

Восточное Средиземноморье

В район Восточного Средиземноморья, простирающегося от предгорий Тавра и среднего течения Евфрата до Египта, входили Сирия, включая приморскую полосу, получившую у греков название Финикия, и Палестина. В древности значительная часть этой территории называлась Ханаан.

Основное население восточного Средиземноморья с IV тысячелетия до н. э. говорило на языках семитской ветви. Исследователи различают несколько древнесемитских языков, бытовавших в Восточном Средиземноморье в III—II тыс. до н.э., в частности эблаитский, древнеханаанейский, угаритский и аморейский.

К началу I тысячелетия до н. э. арамеи почти полностью поглотили местное, аморейско-хурритское население Сирии и Северной Месопотамии. Вскоре арамейский язык получил широкое распространение в качестве второго разговорного языка во многих государствах Передней Азии, стал применяться в официальных ассирийских документах.

 

 

Ассирия

Ассирия — древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака), просуществовавшая свыше тысячи лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.

Хурритский язык наряду с аккадским (возможно, до конца II тысячелетия) был распространён в Ашшуре и в окружающих селениях. Засвидетельствован в текстах 3—2 тыс. до н. э. в нескольких вариантах письменности: иероглифической староаккадской (из Навара), вавилонской, хурритской и квазиалфавитной (консонантной) из Угарита. Ближайшим родственником хурритского языка был урартский язык, с которым они образуют хуррито-урартскую семью. Многочисленные эпосы, заклинания, пророчества и письма археологи обнаружили при раскопках городов Хаттуса, Мари, Туттуль, Вавилон, Угарит и др.

Однако аккадскому языку принадлежала ведущая роль. Уже наместник III династии Ура в Ашшуре пользуется аккадским языком для своей надписи; в дальнейшем в Ашшуре в официальных надписях и документах пользовались исключительно аккадским языком и клинописью, приспособленной к аккадскому языку.

 

Вавилон

В VIII веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в VII веке Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации.

Вавилонский язык — один из древнейших семитских языков, образующий их сев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...