Головин А.А. О современном положении дел и повестке дня в утверждении трезвости
Головин А. А. О современном положении дел и повестке дня в утверждении трезвости MODERN SITUATION В настоящей статье рассматривается текущее состояние трезвеннического движения. Даны идеологические и организационные подходы по совершенствованию трезвеннической деятельности. Данная статья будет полезна представителям трезвеннического движения для осмысления подходов к взаимодействию как между собой, так и с органами государственной власти. Ключевые слова: трезвость, стратегия, Шичко, развитие, стратегические цели и задачи. In this article the current status of sobriety movement is considered. Ideological and organizational approaches on enhancement of sobriety activities are this. This article will be useful to representatives of sobriety movement to judgment of approaches to interaction as among themselves, and with public authorities. Keywords: sobriety, strategy, Shichko, development, strategic objectives and tasks. «Трезвость в наши дни – ценнейшее Г. А. Шичко. I. Постановка вопроса. Сегодняшнее состояние трезвеннического движения требует переосмысления опыта деятельности трезвеннических организаций с конца 1980-х. Мы являемся «детьми» V трезвеннического движения[1], явившего наглядный пример позитивного преобразования общества за короткий период. Буквально за несколько лет антиалкогольной кампании были сохранены жизни более полумиллиона человек. Образовались многочисленные трезвые клубы и курсы освобождения от зависимости, благодаря которым тысячи людей получили помощь. В трезвенническое движение (далее – ТД) влились активные граждане, сформировались массовые организации «Союз борьбы за народную трезвость», «Оптималист» и др. На сегодня весь этот потенциал практически исчерпан по идеологическим и организационным причинам. Что требует новой повестки дня.
II. Какую стратегию дал Г. А. Шичко для трезвеннического движения XXI века? Опыт антиалкогольной кампании 80-х гг. XX столетия ценен не только тем, что показал эффективные подходы к антиалкогольной работе. Были заложены научные основы к пониманию и переходу в качественно новое состояние деятельности – трезвенническую деятельность. Это сделал выдающийся отечественный учёный Геннадий Андреевич Шичко (18. 05. 1922-03. 11. 1986), чей вклад, к сожалению, мало оценён даже в трезвой среде соратников. Г. А. Шичко дал понимание природы любых вредных привычек человека. Она кроется в запрограммированности человека на то или иное действие, которую он получает в процессе социализации. На повседневном языке это можно назвать искажённостью сознания или ложным стереотипом поведения. Социально-психологическая запрограммированность на «употребление алкоголя» (самоотравление алкогольным ядом) включает в себя три элемента: установку (положительное отношение к алкоголю), программу (что, как, где, когда, в каком количестве, с кем и по какому поводу употреблять и т. д. ), убеждение (уверенность в том, что это нормально, правильно, все так делают и пр. ). Понимание сути своего гортоновического[2] метода Г. А. Шичко даёт в статье «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования» (опубликована 12 января 1985 года). Г. А. Шичко пишет, что для понимания метода «необходимо дать определение понятию «алкоголик». Алкоголики – питейно запрограммированные люди, имеющие привычку к употреблению спиртного, потребность в нём и поглощающие его. Метод предусматривает угашение психологическим путём потребности и привычки, нейтрализацию идеологическими и педагогическими воздействиями питейной запрограммированности и превращение алкоголика в сознательного трезвенника» [1, с. 152]. Таким образом, Г. А. Шичко (а) выявил главную причину появления зависимости (социально-психологическая запрограммированность), (б) дал алгоритм освобождения от зависимости (статья «Порядок действий по самоизбавлению от алкоголизма») [1, с. 116]. Г. А. Шичко вооружил нас психологическим оружием XXI века. Если под трезвостью до него подразумевалось воздержание, неупотребление веществ наркотического действия (подход Всемирной организации здравоохранения), то Шичко добавил к данному определению нейтрализацию пронаркотической запрограммированности как состояния очищенности сознания человека от активности вредных пронаркотических программ. Нейтрализованная пронаркотическая (в частности, проалкогольная) запрограммированность замещается отрицательной установкой на «употребление алкоголя» (самоотравление алкогольным ядом), программой трезвого стереотипа поведения и устойчивыми, активными трезвыми убеждениями. Г. А. Шичко в научном плане зафиксировал переход от антиалкогольной работы (что было присуще четырём предыдущим и началу пятого трезвеннических движений) к трезвеннической деятельности по формированию трезвого мировоззрения, утверждению сознательного трезвого состояния. Глубокий смысл такого подхода раскрывается в работе с личностью и расширяется на общественно-государственную деятельность: теперь антиалкогольная риторика с элементами запугивания граждан отрицательными последствиями потребления алкогольного яда заменяется на трезвое просвещение и работу по нейтрализации ложных проалкогольных предрассудков и абсурдизмов в сознании человека, формирование трезвых убеждений и трезвого мировоззрения, положительных образов и ценностей. Отсюда меняется подход к просветительской работе от борьбы ПРОТИВ алкоголя к движению ЗА трезвость, где об алкоголе и его действии говорится объективная научная правда в соответствии с возрастной психологией, основной акцент делается на необходимости трезвости как основе жизни, нравственных ценностях и устойчивом развития личности и общества. Это и есть идеологическая основа трезвого движения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|