Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение культуроведческих тем попутно с языковыми

Класс Языковая тема Культуроведческая тема Содержание, основные термины и понятия культуроведческой направленности
5 Письмо "Я Вам пишу" Эпистолярный жанр - зеркало души автора и эпохи Специфика эпистолярного жанра: содержание и стиль письма, структура, его оформление, о чем "говорят" письма История письма
5 Описание предмета "И светла от берез Россия" Береза - символ нашей Родины Береза как один из национальных символов русского народа
5 Диалог Этикет телефонного разговора Формулы речевого этикета в телефонном разговоре
5 Сочинение-рассуждение "Дни недели рассказывают о себе" Неделя - от слова "не делать". О чем говорят названия дней недели Смысл названий слова "неделя" и дней недели, их взаимосвязь
6 Описание помещения Русский дом: жизнь и судьба Роль дома, его устройство и образ жизни в русской культурной традиции
6 Составление устного публицистического высказывания о происхождении имен "Что в имени тебе моем?" А.С.Пушкин История русских имен Имена собственно русские и заимствованные, христианские, "по святцам", изменения русских имен на протяжении истории
6 Устное публичное высказывание о произведении народного промысла "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" Матрешка - символ русского характера Национальная игрушка, соединение в ней базовых русских ценностей: материнства, семьи, единства, душевного тепла, покровительств, заботы о близких Русские народные промыслы
7 Сочинение-рассуждение на тему "Прозвища" "По имени и житие" П.Флоренский Русская антропонимия Функция прозвищ в Древней Руси (различение тезок) Оценочные русские имена
7 Речевое общение Умение общаться как важная часть культуры человека Требования этики, эстетики и традиции как основа культурного общения. Вежливость как качество личности, в основе которого лежит чувство собственного достоинства и чуткого отношения к другим Этимология слова "вежа". Различные оттенки воспитанности (корректность, любезность, деликатность), их функции в общении Тактичность как компонент культуры общения
7 Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения Этичность речевого общения Приличия, определяющие формы приветствия; использование форм благодарности, извинения; правила знакомства и представления Формулы проявления и выражения внимательности, любезности в традициях народов нашей страны и мира Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения этичности речевого общения
8 Основные жанры разговорной речи Беседа, спор "Спорь, но не вздорь!" Этикет беседы и спора Правила ведения беседы, ее организация, умение слушать и слышать, понимать собеседника, необходимость уважать чужое мнение Ситуации, когда возникают споры, дискуссии, этикет их ведения Народные традиции и этикет ведения бесед, их характер
8 Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) Храм Василия Блаженного - памятник национальной культуры России Храм как часть культурного наследия нашей страны, храм Василия Блаженного - память о культурном событии (взятии Иваном Грозным Казани) и о святом Василии Блаженном
8 Публицистическое выступление об истории своего края "Пошехонец? Да, горжусь! Пошехонье - это Русь…" А.М.Иванов Историческое прошлое родного края Происхождение названия родной деревни, города, история основания, герб, его символика, выдающиеся люди родного края, памятники культуры и истории
8 Публицистическое выступление на общественно-значимую тему "Смирись, праздный человек, и прежде всего поработай на народной ниве" Основополагающие факторы русского национального характера Идеал русской души, духовность как неотъемлемое качество русского народа, то, что делает его величавым, великим
9 Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России и стран СНГ Русский язык как средство межнационального общения Роль русского языка как инструмента взаимопонимания между представителями различных лингвосообществ в РФ
9 Русский литературный язык - основа национального русского языка Взаимосвязь языка и литературы Русский язык - язык великой словесно-художественной культуры Воплощение национального самосознания русского народа в произведениях художественной литературы

 

2.3. Планы-конспекты уроков

 

План-конспект №1.

Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Цели и задачи:

1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.

4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».

5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.

6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Оборудование:

- выставка репродукций зимних пейзажей русских художников;

- портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин;

- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто);

- музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание приставки пре -; виды причастий; пунктуация при причастном обороте.

Вступление

Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.

Работа с текстом

"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".

И.Б.Порто.

1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).

6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).

7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов).

8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).

10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.

(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).

11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:

a. Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).

b. Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд. (Качественные: уютные, маленькие, золотистым, морозного, самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую, красивую. Относительные: зимних, провинциального. Притяжательные: крымовской). Прилагательных какого разряда больше? Почему?

Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника - живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).

c. Какая еще часть речи, близкая прилагательному, использована автором текста? (Причастие).
Какова их роль в тексте? (Причастие обозначает временный признак по действию, именно оно позволяет воспроизвести грань между днем и вечером).
Вспомните, какие виды причастий вам известны? Назовите суффиксы причастий.
Выпишите причастия в два столбика (действительные и страдательные), разберите их по составу.
Сформулируйте правило правописания Н и НН в суффиксах причастий.

d. Найдите в тексте наречие образа действия, объясните правописание приставки. (Прекраснопре- = очень).

e. Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-.

12. Особенности синтаксиса.

a. Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста?
(Предложения с причастными оборотами, сложные предложения, предложения с однородными членами).

b. Выпишите причастные обороты с определяемыми словами, сформулируйте правила постановки знаков препинания.
(Пейзажей, созданных Крымовым в этот период; занесенные снегом домики; домики, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца).

c. Зачитайте примеры сложных предложений.

d. Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).

e. Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).

f. Жанр текста.

Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника).

g. Обобщение.
Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.

Работа с картиной

(В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку).

1. Рассматривание картины.

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).

4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).

5. Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:

Что с первого взгляда привлекает в картине?

Какие признаки наступающего вечера вы видите?

(Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).

7. Работа над черновиками по вариантам:

I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

II вариант: Какими изображены деревья?

(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

III вариант: Опишите деревушку.

(Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)

8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)

9. Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

11. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника (снег, небо, тени).

3. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

4. Палитра художника.

5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Выбор жанра

В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).

Подведение итогов

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.

План-конспект №2.

Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне»

Цели и задачи:

1)научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины;

2) обогатить их лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины);

3) научить анализировать искусствоведческий текст.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...