Изучение культуроведческих тем попутно с языковыми
2.3. Планы-конспекты уроков
План-конспект №1. Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста Цели и задачи: 1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. 2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. 3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений. 4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)». 5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета. 6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы. Оборудование: - выставка репродукций зимних пейзажей русских художников; - портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин; - раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто); - музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль». Повторение: Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание приставки пре -; виды причастий; пунктуация при причастном обороте. Вступление
Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему. Работа с текстом "Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня". И.Б.Порто. 1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению. 2. Прочитайте текст выразительно. 3. О чем этот текст? Какова его тема? 4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор? 5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова). 6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи). 7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов). 8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание). 9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы). 10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.
(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции). 11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте: a. Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные). b. Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд. (Качественные: уютные, маленькие, золотистым, морозного, самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую, красивую. Относительные: зимних, провинциального. Притяжательные: крымовской). Прилагательных какого разряда больше? Почему? Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника - живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую). c. Какая еще часть речи, близкая прилагательному, использована автором текста? (Причастие). d. Найдите в тексте наречие образа действия, объясните правописание приставки. (Прекраснопре- = очень). e. Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-. 12. Особенности синтаксиса. a. Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста? b. Выпишите причастные обороты с определяемыми словами, сформулируйте правила постановки знаков препинания. c. Зачитайте примеры сложных предложений. d. Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное). e. Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины). f. Жанр текста. Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника). g. Обобщение.
Работа с картиной (В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку). 1. Рассматривание картины. 2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины? 3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием). 4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном). 5. Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов: Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов). (Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком). 6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой. Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой). 7. Работа над черновиками по вариантам: I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок). II вариант: Какими изображены деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца). III вариант: Опишите деревушку. (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…) 8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...) 9. Палитра художника. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета). Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла). 10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом). 11. Обобщение. Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник. Составление плана С чего бы вы начали описание картины? О чем бы обязательно написали? Чем бы закончили сочинение? Примерный план 1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист. 2. Зима в изображении художника (снег, небо, тени). 3. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины). 4. Палитра художника. 5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Выбор жанра В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе). Подведение итогов «Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...» Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными. В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль». Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле. План-конспект №2. Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне» Цели и задачи: 1)научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины; 2) обогатить их лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины); 3) научить анализировать искусствоведческий текст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|