Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказ о художнике. (Сообщение ученика).

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) родился27 мая 1837 г. в городе Острогожске Воронежской губернии. Отец его служил писарем в городской управе. Рано обнаружившееся влечение Крамского к искусству не встречало сочувствия у окружающих.

Его основным занятием в юности было ремесло ретушера. Вместе с передвижной фотографией он путешествовал по городам России. Попав в Петербург, Крамской сблизился с молодыми художниками, которые усмотрели у ретушера талант рисовальщика и начали его уговаривать поступить в академию. Осенью 1857 г. Крамской был принят в Академию художеств.

Уже на второй год пребывания в Академии Крамской подверг критике основы академической эстетике - слепое подражание классическим образцам, которые не должныи не могут заслонить человеческой жизни. Он организовал у себя дома вечера, на которых молодые художники обсуждали проблемы искусства. Краеугольные положения новой художественной идеологии - любовь к живому человеку. Из этих вечеров впоследствии выросли Артель художников и Товарищество передвижных выставок, душой и сердцем которых стал И.Н. Крамской. Он считал, что художник должен быть выразителем важных сторон жизни общества, отображать жизнь своего народа, своей страны.

В творчестве И.Н. Крамского нашли воплощение философские раздумья о жизни, о взаимоотношениях личности и общества. Он был замечательным мастером портрета, в котором продемонстрировал необычайную проницательность в понимании человека, углубленное внимание к его духовной жизни: «Автопортрет» (1867), «Портрет Л.Н. Толстого» (1873), «Портрет П.М. Третьякова» (1876).

26 декабря 1872 года на второй передвижной выставке, состоявшейся в Петербурге, появилась его картина «Христос в пустыне». Картина сразу захватила зрителей своим содержанием и тем, как она была исполнена. Все в ней казалось необычным, привлекало внимание, заставляло простаивать перед нею часами, вдумываться в неё, спорить.

Л.Н. Толстой в письме к П.П. Третьякову заметил, что Христос Крамского- «это лучший Христос», которого он «знает».

Беседа культурологического характера.

- Ребята, рассмотрите репродукцию картины «Христос в пустыне» и скажите, что значит библейский сюжет?

- Как называютсяпервые четыре книги «Нового Завета»? (Евангелие)

- Знаете ли вы, кого христиане называют Христом? Что значит его имя - Иисус? (Сын Бога, мессия, посланный на Землю для спасения людей).

- Как называли Иисуса Христа на Руси? (Спаситель, спас – отсюда Храм Христа Спасителя, икона Спаса нерукотворного.)

- Знаете ли вы, какой эпизод из жизни Христа, описанный в Евангелии, лег в основу сюжетакартины Крамского «Христос в пустыне»? (Название картины подсказывает нам, что ее содержание основано на фрагменте из Библии, где говорится о пребывании Иисуса Христа в пустыне).

- Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказываетсяоб искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества. (Текст на карточках раздается учащимся.)

Беседа по отрывку из библейского текста.

- Соответствует ли содержание картины прочитанному отрывку из Библии?

- Как вы думаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету?

Словарно-стилистическая работа.

Перед чтением текста объясняем смысл старославянских слов:

взалкал - испытал, почувствовал голод;

сии - эти;

уста- губы;

святой город – Иерусалим;

поставляет – ставит;

заповедает – велит;

не предткнешься – не споткнешься;

весьма – очень;

падши – упав;

приступили – появились и подошли.

Текст из Библии.

«Тогда Иисус возведен был духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангела Своим заповедает о тебе, и на руках понесут Тебя, да не предкнешься о камень ногою Твоею. И Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира славу их и говорит ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и – се, Ангелы приступили и служили Ему».

Беседа по картине

- Какими мыслями и чувствами откликается ваш ум и сердце на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне»?

- Назовите композиционные и художественные средства, к которым обратился автор художественного полотна, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?

- Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

- Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какое эмоциональное воздействие она оказывает на вас?

- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине, понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

- Как вы думаете, с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

- Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?

Искусствоведческий текст

«Художник в картине «Христос в пустыне» своеобразно и смело трактовал Евангельский сюжет.

По-видимому, он представлял своего Христа как дальнейшее развитие образа, данного Ивановым картине «Явление Христа народу». Но он начисто решил Христа всех атрибутов божественности и даже величия. Это совершенно обыкновенный человек, более того, это современник Крамского, с мыслями и чувствами, порожденными той эпохой, свойственными каждому, и, прежде всего самому Крамскому.

Саму картину Крамской описывает следующими словами: «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями; руки судорожно и крепко, крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит,так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов…Ничего но не чувствует, что холодно немножко…»

«Я вижу ясно, - писал Крамской, - что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье: пойти ли на право или на лево? Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.

Итак, это не Христос. То есть, я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей».

Крамской разъяснял свое понимание долго художникам перед собой, и этот порядок мыслей неразрывносвязывается с представлением Крамского о Христе как воплощенной совести и долго человека.

Так изображена Крамским драма человека, предоставленного самому себе, одинокого, окруженного немой и неприветливой природой, драма человека, перед которым расстилается жизнь, и в этой жизни нужно сделать выбор, раз и навсегда определив свой путь, бесповоротно выбрать одно из двух: служение своей идее и отказ от всего личного и эгоистического или, наоборот, обслуживание только самого себя, самоугождение, забота об удобствах и приятности личной жизни. Наша живопись не знает другого образа. В котором с такой силой была бы показана творческая личность, человек, раздираемый сомнениями и соблазнами, мучительное раздумье, внутренняя борьба между велениями высокого долга и соблазном жить толькодля себя.

Работа над Христом сопутствовала Крамскомуна столь продолжительном отрезке его жизни, образ картины так значителен и интимен и выражает собой такие заветные мысли художником, что эту картину с полным правом можно считать автобиографической» (Н.Г. Машковцев).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...