ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 19 глава
... «Но анекдот продолжают еще
и так: когда один ученик был
удовлетворен этим опроверже-
нием, Диоген стал его бить пал-
кой на том основании, что, так
как учитель спорил с основа-
ниями, то он и возражения ему
должен был представить также
основательные. Поэтому не сле-
дует удовлетворяться чувственной
* — в возможности. Ред.
** — в действительности. Рев,
* ** — жалким. Ред.
нечное то, что, согласно ему, было только потен-
циально бесконечным»...
И Гегель пишет (317) [237]: «Это если великолепно!»
т. е. де, если деление!!
| довести
| до
| конца
| бе
| с
| к
| О
| н е
| ч
| н
| о
| е
|
... «Сущность времени и пространства есть
движение, потому что оно всеобще; понять
его значит высказать его сущность в форме
понятия. Движение как понятие, как мысль
высказывается в виде единства отрицатель-
ности и непрерывности; но ни непрерывность,
ни точечность сами по себе нельзя пола-
гать в качестве их сущности»... (стр. 318—319
[238]).
верно!
„Понять значит выразить в форме понятий". Движе- ние есть сущность времени и пространства. Два основ- ных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (Kontinuital) и „пунктуальность" (= от- рицание непрерывности, прерывность). Движе- ние есть единство непрерывности (времени и простран- ства) и прерывности (времени и пространства). Движе- ние есть противоречие, есть единство противоречий.
|
Неправ Ueberweg — Heinze, 10 изд., стр. 63 (§ 20), говоря, что Гегель „защищает против ВауГя Ари- стотеля". Гегель опровергает и скептика (Бейля) и антидиалектика (Аристотеля).
Ср. Gomperz. „Les penseurs de la Grece", стр... 115, вынужденное, из-под палки, признание единства про- тиворечий, без признания (из трусости мысли) диа- лектики...
|
2. Ахилл не догонит черепахи. „Сначала ½ " и т. д. без
конца.
Аристотель отвечает: догонит, если ему позволят
„перейти границу" (стр. 320 [240]).
И Гегель: «Этот ответ правилен, содержит в себе
все» (стр. 321 [240]), — ибо действительно половина
становится здесь (на известной ступени) „грани-
цей"'...
ср. возраже- ния Чернова Энгельсу 116
|
... «Когда мы вообще рассуждаем о
движении, то мы говорим: тело нахо-
дится в одном месте и затем оно пере-
ходит в другое место. В то время, как
оно движется, оно не находится больше
в первом месте, но не находится также
и во втором; если оно находится в од-
ном из обоих мест, то оно покоится.
Сказать, что оно между обоими, значит
ничего не сказать, потому что в таком
случае оно снова в одном месте; стало
быть, налицо то же самое затруднение.
Двигаться же означает быть в этом
месте, и в то же время не быть в нем;
это — непрерывность пространства и
времени, и она-то именно и делает
возможным движение» (стр. 321—322
[241]).
Движение есть нахождение тела в данный моментв данном месте, в другой, следующий, момент в другом месте — таково возражение, которое Чернов повторяет (см. его „Философские этюды") вслед за всеми „метафизическими" противниками Гегеля.
Это возражение неверно: (1) оно описывает результат
движения, а не само движение; (2) оно не показывает,
не содержит в себе возможности движения; (3) оно
изображает движение как сумму, связь состояний
покоя, т. е. (диалектическое) противоречие им не уст-
ранено, а лишь прикрыто, отодвинуто, заслонено, за-
навешено.
«Что составляет всегда затруднение, так
это — мышление, потому что оно связанные
в действительности моменты предмета рас-
сматривает в их разделении друг от друга»
(322) [242].
Мы не можем представить, выразить, смерить, изо-
бразить движения, не прервав непрерывного, не упро-
стив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изо-
бражение движения мыслью есть всегда огрубление,
омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением,
и не только движения, но и всякого понятия.
II в этом суть диалектики. Э т у - т о суть и
выражает формула: единство, тождество противопо-
ложностей.
3. «Летящая стрела покоится».
И ответ Аристотеля: ошибка от допущения, будто
«время состоит из отдельных теперь» ()
стр. 324 [243].
4. 1/2 равна двойному: движение, измеряемое по сравне-
нию с неподвижным телом и по сравнению с те-
лом, движущимся в обратном направлении.
В конце § о Зеноне, Гегель сопоставляет его с К а н-
т о м (его-де антиномии «не больше, чем то, что уже
здесь сделал' Зеяон»).
Общий вывод диалектики элеатов: „истинное едино,
другое неистинно" — «подобно тому, как кантовская
философия имела своим результатом: «Мы познаем
лишь явления». В общем один и тот же принцип»
(стр. 326 [244]).
Но есть и разница.
«У Канта духовное есть то, что раз-
Кант и его субъекти- визм, скеп- тицизм etc.
|
рушает мир; по Зенону мир явления
в себе и для себя не истинен. По Канту
наше мышление, наша духовная дея-
тельность есть дурное; — ставить по-
знание ни во что есть чрезмерное сми-
рение духа»... (327) [244-245].
Продолжение элеатов в Левкиппе и у софистов...
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
После Зенона (? он жил после Гераклита?) 117
Гегель переходит к Гераклиту и говорит:
«Она» (диалектика Зенона) «может быть также
названа еще субъективной диалектикой, поскольку
она принадлежит рассматривающему субъекту,
и единое без этой диалектики, без этого движения,
есть одно, абстрактное тождество»... (328) [245].
а раньше говорилось, см. цитату с стр. 309 [231]
и др., что у Зенона объективная диалектика.
Тут есть какое-то архитонкое „distinguo" *. Ср.
следующее:
«Диалектика: а) внешняя диалектика, резо-
нирование вкривь и вкось, в которой не раство-
ряется душа самой вещи; ) имманентная диалек-
тика предмета, относимая однако (NB) к способу
рассмотрения субъекта; ) объективность Гера-
клита, т. е. диалектика, понимаемая сама как
принцип» (328) [246].
) субъективная диалектика
) в предмете есть диалектика, но я не знаю, мо- жет быть это Schein **, лишь явление etc.
) вполне объективная диалектика как принцип всего сущего
|
(У Гераклита): «Здесь перед нами открывается
новая земля; нет ни одного положения Ге-
раклита, которое я не принял бы в свою
Логику» (328) [246]. «Гераклит говорит: все есть становление; это становление есть принцип. Это заключено в выражении: бытие столь же мало есть, как небы-
тие»... (стр. 333 [249]). Познание того, что бытие и небытие суть только лишенные истины абстракции, первым же истинным является только становление, представляет собой большое достижение. Рассудок считает, что оба в отдель-
ности истинны и имеют значимость; напротив, разум
познает одно в другом, познает, что в одном содер-
жится его другое» (NB „его другое"), — «вот почему
следует Вселенную, Абсолютное определять как стано-
вление» (334) [250].
* — «я различаю». Ред.
** — кажимость, видимость. Ред.
«Аристотель говорит („De mundo" 118, глава 5), что Ге-
раклит вообще «связывал целое и нецелое (часть)»,
... «сходящееся и расходящееся, созвучное и дис-
сонирующее; и из всего (противоположного) будет
одно, и из одного все»» (335) [250].
Платон в „Симпосионе" приводит взгляды Гера-
клита (между прочим, применительно к музыке: гар-
мония состоит из противоположностей) и выражение,
что-де „искусство музыканта соединяет различное" 119.
Гегель пишет: это не возражение про-
тив Гераклита (336) [251], ибо различ-
ное есть сущность гармонии:
Очень верно и важно: „другое" как свое другое, раз- витие в свою
противо- положность
|
«Эта гармония как раз есть абсолют-
ное становление, изменение, — не ста-
новление другого, сейчас одно, а затем
другое. Существенно то, что каждое
отличное, особое отлично от какого-
либо другого, но не абстрактно от
какого-либо другого, а от своего дру-
гого; каждое существует лишь по-
стольку, поскольку в его понятии со-
держится его другое»...
«Также и в отношении тонов; они должны быть
различны, но так, чтобы они могли быть едиными»...
(336) [251]. Стр. 337 [252]: между прочим, Секст Эм-
пирик (и Аристотель) причислены к... «лучшим сви-
детелям»...
Гераклит говорил: „die Zeit ist das erste korperliche
Wesen" * (Секст Эмпирик) — стр. (338).
korperliche — „неловкое" выражение (может быть-де
(NB) скептиком выбранное (NB)), — но-де время „das
erste sinnliche Wesen"... **
... «Время есть чистое становление, как созерцае-
мое»... (338) [252].
По поводу того, что Гераклит считал процессом
огонь, Гегель говорит: «Огонь есть физическое время;
это абсолютное беспокойство» (340) [253], — а дальше,
по поводу натурфилософии Гераклита:
* — «время есть первая телесная сущность». Рев,
•* — «первая чувственная сущность».,, Ред.
... «Она» (Natur *) «есть процесс в самой себе»...
(344) [253]... «природа есть это никогда не находя-
щееся в состоянии покоя, и все есть переход
из одного в другое, из раздвоения в единство и из
единства в раздвоение»... (341) [254].
«Понять природу, значит: изобразить ее как
процесс»... (339) [253].
Тут-де узость естествоиспытателей:
... «Если послушать их» (Naturforscher **), «то
они наблюдают, говорят только то, что видят; но
это не верно, они бессознательно преобразуют
непосредственно виденное с помощью понятия.
И спор ведется не о противоречии между наблю-
дением и абсолютным понятием, а о противоречии
между ограниченным фиксированным понятием и
абсолютным понятием. Они доказывают, что пре-
вращений не существует»... (344—345) [256].
... «Вода, раздвояющаяся в своем процессе, обна-
руживает водород и кислород: — последние не воз-
никли, а существовали уже раньше как таковые, как
пасти, из которых состоит вода» (так передразнивает
Гегель естествоиспытателей)...
«Так происходит со всяким словесным выраже-
нием восприятия и опыта; поскольку человек го-
ворит, в его словах содержится понятие; понятия
нельзя не допустить, воспроизведенное в сознании
всегда содержит в себе налет всеобщности и ис-
тины».
Очень верно и важно — именно это повторял попу- лярнее Энгельс, когда писал, что естествоиспытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирожде- но, а есть результат 2000-летнего развития естествозна- ния и философии 120.
У естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики.
|
* — природа. Рей.
** — естествоиспытателей, Ред,
... «Он» (Heraklit) — «тот, кто впервые выразил при-
роду бесконечного и впервые также понял природу
как в себе бесконечную, то есть понял ее сущность —
как процесс»... (346) [257].
О «понятии необходимости» — ср. стр. 347 [258]. Герак-
лит-де не мог видеть истину в «чувственной достовер-
ности» — но в „необходимости"
*
„а б с о л ю т- н а я связь"
|
«абсолютное опосред-
ствование» (348) [258].
NB
NB:
Необходи- мость = „об- щее бытия" (всеобщее в бытии) (связь, „абсолютное опосредство- вание")
|
«Разумное, истинное, которое я знаю,
есть, правда, возвращение из предмет-
ного, как из чувственного, единичного,
определенного, сущего. Но то, что разум
знает внутри себя, есть в такой же мере
необходимость, или всеобщее бытия,
это есть сущность мышления, как это
есть также сущность мира» (352) [261].
ЛЕВКИПП
368 [268]: «Развитие философии в исто-
рии должно соответствовать раз-
витию логической философии; но
в последней должны быть места,
которые выпадают в развитии в
истории».
Развитие фи-
лософии в ис-
тории „долж-
но соответст-
вовать" (??)
развитию
логической
философии
Тут очень глубокая и верная мысль в сущности ма-
териалистическая (действительная история есть база,
основа, бытие, за коим идет сознание).
Левкипп (Leucipp) говорит, что атомы невидимы
«вследствие малости их тела» (369), — а Гегель возра-
* — (рок) — ((логос)). Ред.
жает, что это „Ausrede" (ib.), что „Eins"* нельзя
видеть, что „das Princip des Eins" „ganz ideell" ** (370),
что Левкипп не „эмпирик", а идеалист.
?? натяжка идеалиста-Гегеля
конечно, натяжка.
([Натягивая Левкиппа под свою логику, Гегель распро-
страняется насчет важности, „величия" принципа (368)
[265] Fursichsein ***, видя его у Левкиппа. Пахнет
натяжкой отчасти. ] ****
Но есть и зерно истины: оттенок („момент") отдель-
ности; прерыв постепенности; момент сглажения про-
тиворечий; прерыв непрерывного, — атом, единица.
(Ср. 371 i. f. [268]): — «Единица и непрерывность суть
противоположности»...
Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде;
нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать
логические (гносеологические) оттенки, очистив от
Ideenmystik *****: это еще большая работа).
материализм
(Гегель боит-
ся слова:
чур меня)
versus
атомистика
«Атомистика противопоставляет себя
поэтому вообще представлению о сотво-
рении мира и сохранении мира силой
чуждого существа. Естествознание впер-
вые чувствует себя в атомистике осво-
божденным от необходимости указать
основание существования мира. Ибо
если представлять природу сотворенной
и сохраняемой чем-либо другим, то ее
следует представлять как не суще-
ствующую самое по себе, а как имею-
щую свое понятие вне себя, т. е. как
имеющую чуждое себе основание, она
как таковая не имеет основания, она
* — «отговорка» (там же), что «одно». Ред.
** — «принцип одного» «совершенно идеален». Ред,
*** — для себя бытия. Ред.
* * * * Текст в квадратных скобках в рукописи перечеркнут. Ред,
* * • * * — мистики идей, Ред,
постижима лишь из воли другого: та-
кова, какова она есть, она случайна,
без необходимости и понятия в самой
себе. В представлении же атомистики
заключается представление о в-себе-
бытии природы вообще, т. е. мысль
находит в ней себя самое»... (372—373)
[269].
Излагая Diogenes Laertius, IX, § 31 —
33 — атомистику Левкиппа, „вихри"
(Wirbel — ) * атомов, Гегель не ви-
дит в. этом никакого интереса («ни-
какого интереса»... «пустое изображе-
ние», «смутные запутанные представле-
ния» — стр. 377 i. f. [271-272]).
Слепота Гегеля, однобокость идеа-
листа!!
NB
ДЕМОКРИТ
Демокрита Гегель behandelt совсем уже stiefmütter-
lich **, всего стр. 378—380 [270—272]! Невыносим идеа-
листу дух материализма!! Приведены слова Демокрита
(стр. 379 [272]):
«Согласно мнению () суще-
ствует теплое, согласно мнению
существует холодное, согласно мне-
нию — цвет, сладкое и горькое;
согласно же истине () — только
неделимые и пустота» (Sextus Empi-
ricus. Adversus Mathematicos, VII,
§ 135) 121.
И делается вывод:
... «Итак, мы видим, что Демокрит
выразил более определенно разли-
чие моментов в-себе-бытия и бы-
тия-для-другого»... (380) [272].
* Diogenes Laertius (стр. 235) «vertiginem» — латинский перевод.
* * — трактует совсем уже как мачеха. Ред,
,. дурной
идеализм"
(мое
ощущение)
ср. Мах 122
Гегель
versus
Е. Mach... **
NB:
родовое по-
нятие есть
„сущность
природы",
есть
закон...
Этим-де „открыта дверь" „дурному
идеализму", что — „meine Empfindung,
mein"... *
... «Положено чувственное, лишенное
понятия многообразие ощущения, в ко-
тором вовсе нет разума и до которого
этому идеализму более нет дела».
ФИЛОСОФИЯ АНАКСАГОРА
Анаксагор. *** — „причина мира
и всякого порядка", и Гегель поясняет:
... «Объективная мысль... разум в
мире, также и в природе или, как мы
говорим о родах в природе, они суть
всеобщее. Собака есть животное, это —
ее род, ее субстанциальное; — она сама
есть это. Этот закон, этот рассудок,
этот разум сам имманентен природе,
есть сущность природы; она не фор-
мируется извне, подобно тому, как
люди делают стул» (381—382).
„ то же, что душа" (Аристотель
об Анаксагоре) — стр. 394 [289]
и... **** пояснение этого скачка, от общего в природе к душе; от объективного к субъектив- ному; от материализма к идеализму. C'est ici que ces extremes se touchent (et se transforment!) *****.
|
По поводу гомеомерпй 123 Анаксагора (ча-
стицы того же рода, что целые тела) Гегель
пишет:
* — «мое ощущение,. мое»... Ред.
* * — по отношению к Э. Маху... Ред.
*** — разум. Ред.
**** Одно слово в рукописи В. И. Ленина осталось не расшифрован-
ным Ред.
***** — Именно здесь крайности сходятся (и преобразуются'). Ред.
«Превращение следует брать в двояком
смысле, в смысле существования и в смысле
понятия»... (403—404). Например-де, гово-
рят, воду можно убрать — камни останут-
ся; голубую краску убрать, красная и т. д.
останется.
«Но это только в смысле существования;
в смысле понятия они пребывают только
одно через другое, это — внутренняя необ-
ходимость». Как в живом теле нельзя вы-
нуть одно сердце без гибели легких etc.
«Равным образом природа существует
только в единстве, подобно тому как мозг
бывает только в единстве с другими орга-
нами» (404)
причем превращение одни понимают в
смысле наличности мелких качественно-
определенных частиц и роста (respective
уменьшения) [соединения и разъедине-
ния] их. Другое понимание (Гераклит) —
превращение одного в другое (403).
превра-
щение
(значе-
ние его)
Существование
| и понятие
| — должно
| быть,
| У
| Ге-
|
геля отличаются
| примерно
| как: факт
| (бытие)
| от-
|
дельно взятый, вырванный из связи,
| и
| связь
| (поня-
|
тие), соотношение
| , сцепление,
| закон,
| необходимость.
|
| | | | | | |
415 [302]:... «Понятие есть то, что вещи сами в себе и
для себя суть»...
Говоря о том, что трава — цель для животного, оно
для человека etc. etc., Гегель заключает:
«Круг, завершенный внутри себя, но завершение
которого равным образом есть переход в другой круг; —
вихрь, центр которого, куда он возвращается, лежит
непосредственно на периферии другого высшего круга,
поглощающего его»... (414) [303].
NB:
„общее" как „сущность"
|
До сих пор-де мало дали древние:
«Общее есть скудное определение, ка-
ждый знает об общем, но не знает о нем
как о сущности» (416) [304].
„развитие
природы
познания"
|
... «Но здесь начинается более опре-
деленное развитие отношения сознания
к бытию, развитие природы познания
как познания истинного» (417). «Дух
продвинулся до выражения сущности
как мысли» (418) [305].
«Это развитие общего, в котором сущность совер-
шенно переходит на сторону сознания, мы видим в столь
ославленной мудрости софистов» (418) [306].
((Конец I тома)) |П том начинается с софистов. [
XIV ТОМ. ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ СОФИСТОВ
По поводу софистов 124 Гегель архиподробно жует
ту мысль, что-де в софистике есть элемент, общий
всякому образованию (Bildung) вообще, и нашему в
том числе, именно выдвигание доводов (Griinde) und
Gegengriinde *, —„рефлектирующее резонирование", —
нахождение во всем многоразличных точек зрения;
((субъективизм — отсутствие объективизма)). Говоря о
Протагоре и о его знаменитом тезисе (человек есть мера
всех вещей), Гегель сближает с ним Канта:
Воспользуйтесь поиском по сайту: