ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 17 глава
3) соединение анализа и синтеза.
Таковы элементы диалектики, по-видимому.
Элементы
диалек-
тики
Можно, пожалуй, детальнее эти эле-
менты представить так:
1) объективность рассмотре-
ния (не примеры, не отступления,
а вещь сама в себе).
х
2) вся совокупность многоразличных
отношений этой вещи к дру-
гим.
3) развитие этой вещи (respec-
tive ** явления), ее собственное дви-
жение, ее собственная жизнь.
4) внутренне противоречивые тен-
денции (и # стороны) в этой
вещи.
5) вещь (явление etc.) как сумма
и единство противо-
положностей.
6) борьба respective развертыва-
ние этих противоположностей, про-
тиворечивых стремлений etc.
7) соединение анализа и синтеза, —
разборка отдельных частей и сово-
купность, суммирование этих ча-
стей вместе.
* — Другое себя. Ред.
** — соответственно. Ред.
8) отношения каждой вещи (явления
etc.) не только многоразличны, но
всеобщи, универсальны. Каждая
вещь (явление, процесс etc.) свя-
заны с каждой.
9) не только единство противополож-
ностей, но переходы каждо-
го определения, качества, черты,
стороны, свойства в каждое
другое |в свою противополож-
ность?).
10) бесконечный процесс раскрытия н о-
в ы х сторон, отношений etc.
11) бесконечный процесс углубления
познания человеком вещи, явлений,
процессов и т. д. от явлений к сущ-
ности и от менее глубокой к более
глубокой сущности.
12) от сосуществования к каузальности
и от одной формы связи и взаимо-
зависимости к другой, более глу-
бокой, более общей.
13) повторение в высшей стадии из-
вестных черт, свойств etc. низшей и
14) возврат якобы к старому
15) борьба содержания с формой и об-
ратно. Сбрасывание формы, пере-
делка содержания.
16) переход количества в качество и
vice versa. ((15 и 16 суть при-
меры 9-го))
Вкратце диалектику можно
| определить,
| как уче-
|
ние о единстве противоположностей. Этим
| будет
|
схвачено ядро диалектики, но
| это требует
| пояснении
|
и развития.
|
|
|
|
Платон
и диа-
лектика
Объектив-
ность диа-
лектики...
+ (продолжение. См. предыдущую
стр. *)
здесь явно = теория познания и логика|
|
... «Диалектика есть одна из тех древ-
них наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике -
новых философов, а затем вообще в популярной философии, как античного, так и пового времени»... О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон —
инициатор диалектики, 3-ей философ-
ской науки (как Фалес — натурфило-
софии, Сократ — моральной филосо-
фии) 98, но-де об этой заслуге Платона
мало размышляют те, кто особенно
о ней кричит...
... «Диалектику часто рассматривали,
как некоторое искусство, как будто она
основывается на некотором субъектив-
ном таланте, а не принадлежит к объек-
тивности понятия»... (336—337) [304].
Важная заслуга Канта ввести снова
диалектику, признать ее „необходимым"
(свойством) „разума" (337) [304], но ре-
зультат (применения диалектики) дол-
жен быть „обратный" (кантианству) см.
ниже.
Дальше идет очень интересный, яс-
ный, важный очерк диалектики:
... «Помимо того, что диалектика
обычно представляется чем-то случай-
ным, она обыкновенно имеет ту более
детальную форму, что по поводу ка-
кого-либо предмета, например мира,
движения, точки и т. д., указывается,
что ему присуще какое-либо определе-
ние, например, в порядке названных
См. настоящий том, стр. 201. Ред.
|
|
|
предметов, конечность в пространстве
или во времени, нахождение в этом
месте, абсолютное отрицание простран-
ства; но что, далее, столь же необхо-
димо и противоположное определение,
например бесконечность в простран-
стве и времени, ненахождение в этом
месте, отношение к пространству и тем
самым пространственность. Более древ-
няя элеатская школа применяла свою
диалектику преимущественно против
движения, Платон же часто против
представлений и понятий своего вре-
мени, особенно против софистов, но
также против чистых категорий и опре-
делений рефлексии; позднейший разви-
тый скептицизм распространил ее не
только на непосредственные так назы-
ваемые факты сознания и максимы
обыденной жизни, но и на все научные
понятия. А следствие, выводимое из
такой диалектики, есть вообще противо-
речивость и ничтожность признанных
утверждений. Но такой результат мо-
жет иметь двоякий смысл: или тот
объективный смысл, что самый пред-
мет, который таким образом сам себе
противоречит, снимает и уничтожает
себя (таков, например, вывод элеа-
тов, по которому отрицалась истин-
ность мира, движения, точки); или тот
субъективный смысл, по которому не-
удовлетворительным является познание.
Или последнее заключение понимается
так, что сама-де эта диалектика произ-
водит фокус, создающий такого рода
ложную видимость. Таков обычный
взгляд так называемого здравого чело-
веческого смысла, придерживающегося
чувственной очевидности и привычных
кантиан- ство = (тоже) скептицизм
|
Это верно! представ- ление и мысль, раз- витие обоих, nil aliud *
Предмет выказывает себя диалек- тическим
Понятия не неподвижны,
а — сами по себе, по своей
|
представлений и высказываний»...
(337—338) [304-305].
Например, Диоген-собака99 ходьбой
доказывает движение, «вульгарное опро-
вержение», говорит Гегель.
... «Или же заключение о субъектив-
ном ничтожестве диалектики касается
не ее самой, а скорее того познания,
против которого она направлена, именно
в духе скептицизма, а равным образом
в смысле кантовской философии, против
познания вообще».
... «Главный предрассудок состоит
здесь в том, будто диалектика имеет
лишь отрицательный результат» (338)
[306].
Между прочим-де заслуга Канта об-
ратить внимание на диалектику и на
рассмотрение «определений мысли в
себе и для себя» (339) [306].
«Предмет, каков он без мышления
и без понятия, есть некоторое предста-
вление или даже только название;
только в определениях мышления и
понятия он есть то, что он-есть»...
... «Поэтому нельзя считать виною
какого-нибудь предмета или позна-
ния, если они по своему характеру
или в силу некоторой внешней свя-
зи выказызают себя диалектически-
ми»...
... «Так все противоположности, при-
знаваемые за нечто прочное, например
конечное и бесконечное, единичное и
общее, суть противоречия не через ка-
кое-либо внешнее соединение, а, напро-
* — ничего другого. Ред.
тив, как показывает рассмотрение их
природы, они сами по себе суть некото-
рый переход»... (339) [307].
«Это та самая указанная выше точка
зрения, согласно которой некоторое
#
всеобщее первое, рассматриваемое само
по себе, оказывается другим по отноше-
нию к самому себе»...
... «но это другое есть по существу
не пустое отрицательное, не ничто,
признаваемое обычным результатом
диалектики, а другое первого, отрица-
тельное непосредственного; оно, следо-
вательно, определено как опосредство-
ванное, вообще содержит внутри себя
определение первого. Тем самым пер-
вое, по существу, также сберегается
и сохраняется в другом. — Удержать
положительное в его отрицательном,
содержание предпосылки — в ее резуль-
тате, вот что есть самое важное в разум-
ном познании; вместе с тем достаточно
лишь простейшего размышления для
того, чтобы убедиться в абсолютной
истине и необходимости этого требова-
ния, а что касается примеров для дока-
зательства этого, то вся логика состоит
из них» (340) [307-308].
природе =
переход
#
Первое об-
щее понятие
(и = первое
встречное,
любое общее
понятие)
Это очень
важно к
пониманию
диалектики
Не голое отрицание, не зряшное не скептическое отрицание, колебание,
| отрицание, сомнение ха-
|
рактерно и несомненно, притом как
| существенно в диалектике
содержит в себе элемент
важнейший свой элемент, —
| , — которая, отрицания и - нет, а отри-
|
цание как
| момент связи, как момент развития,
|
с удержанием положительного, т. е. без баний, без всякой эклектики.
| всяких коле-
|
| | |
Диалектика вообще состоит в отрицании первого по-
ложения, в смене его вторым (в переходе первого во
второе, в указании связи первого с вторым etc.). Второе
может быть сделано предикатом первого —
— «например, конечное есть бесконечное, одно есть
многое, единичное есть всеобщее»... (341) [308].
... «Так как первое, или непосредствен-
ное, есть понятие в себе, а потому ока-
„в себе" = в потен- ции, еще не раз- вито, еще не развер- нуто
|
зывается отрицательным лишь в себе, то
диалектический момент последнего состоит
в том, что то различие, которое в нем со-
держится в себе, полагается внутри его.
Напротив, второе само есть нечто опреде-
ленное, различие или отношение; его диалек-
тический момент состоит поэтому в том,
чтобы положить содержащееся в нем един-
ство»... — (341—342) [309].
(По отношению к простым и первоначальным, „пер-
вым" положительным утверждениям, положениям etc.
„диалектический момент", т. е. научное рассмотрение,
требует указания различия, связи, перехода. Без этого
простое положительное утверждение неполно, безжиз-
ненно, мертво. По отношению к „2-му", отрицательному
положению, „диалектический момент" требует указания
„единства", т. е. связи отрицательного с положи-
тельным, нахождения этого положительного в отри-
цательном. От утверждения к отрицанию — от отрица-
ния к „единству" с утверждаемым, — без этого диалек-
тика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом.)
... — «Если поэтому отрицательное, определенное,
отношение, суждение и все подразумеваемые этим
вторым моментом определения не являются уже
сами по себе противоречием и диалектическими,
то это зависит просто от недостатка мышления,
не сводящего воедино своих мыслей. Ибо материал —
противоположные определения в одном отношении —
уже положен и наличествует для мышления. Но фор-
мальное мышление возводит себе в закон тождество,
низводит противоречивое содержание, находящееся
перед ним, в сферу представления, в пространство и
время, в которых противоречивое удерживается одно
вне другого в сосуществовании и последовательности
и таким образом выступает перед сознанием без
взаимного соприкосновения» (342) [3091.
„Выступает перед сознанием без взаимного со- прикосновения" (предмет) — вот суть антидиалек- тики. Здесь только как будто Гегель высунул ослиные уши идеализма, — отнеся время и про- странство (в связи с представлением) к чему-то низшему против мышления. Впрочем, в известном смысле представление, конечно, ниже. Суть в том,
|
что мышление должно охватить все „представле-
|
ние" в его движении, а для этого мышление должно быть диалектическим. Представление ближе к реальности, чем мышление? И да и нет. Пред- ставление не может схватить движения в ц е-
|
л о м, например, не схватывает движения с быстро- той 300 000 км. в 1 секунду 100, а мышление схваты- вает и должно схватить. Мышление, взятое из
|
представления, тоже отражает реальность; время есть форма бытия объективной реальности. Здесь,
|
в понятии1 времени (а не в отношении представле- ния к мышлению) идеализм Гегеля.
|
... «Оно * составляет для себя об этом определенное
основоположение, что противоречие немыслимо; на са-
мом же деле мышление противоречия есть существенный
момент понятия. Формальное мышление фактически
и мыслит противоречие, но сейчас же закрывает на
него глаза и в упомянутом высказывании» (в изречении,
что противоречие не мыслимо) «переходит от него лишь
к абстрактному отрицанию».
«Только что рассмотренная отрицатель-
ность образует собой поворотный пункт в
движении понятия. Она есть простая точка
отрицательного соотношения с собой, внут-
* Формальное мышление. Ред.
соль
диалек-
тики
критерий
истины
единство
понятия и
реальности
ренний источник всякой деятельности, жи-
вого и духовного самодвижения, диалекти-
ческая душа, которую всё истинное имеет
в самом себе и через которую оно только и
есть истина; ибо исключительно на этой
субъективности основывается снятие проти-
воположности между понятием и реально-
стью и то единство, которое есть истина. —
Второе отрицательное, отрицательное отри-
цательного, к которому мы пришли, есть
указанное снятие противоречия, но это сня-
тие так же мало, как и противоречие, есть
действие некоторой внешней рефлексии; оно
есть сокровеннейший, объективнейший мо-
мент жизни и духа, благодаря которому
имеет бытие субъект, лицо, свободное» (342—
343) [309-310].
Здесь важно: 1) характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа; совпадение понятий субъекта (че- ловека) с реальностью; 2) объективизм в высшей степени („das objektivste Moment" *).
|
Это отрицание отрицания есть третий член, говорит
Гегель (343) [310] — «если вообще желают считать» —
но можно признать его и четвертым (Quadruplicitat **)
(344) [311], считая два отрицания: „простое" (или
„формальное") и „абсолютное" (343 i. f.) [310—311].
Различие мне неясное,
| не равно ли абсолютное
|
более конкретному?
|
|
«Хотя это единство, равно как вся форма метода — троичность — есть лишь совершенно поверхно- стная внешняя сторона способа [ознания» (344) J311].
|
NB:
„троичность" диа-
лектики есть ее
внешняя поверх-
ностная сторона
* — «объективнейший момент». Ред.
* * — четверичность. Ред,
— но, говорит, и то уже „бесконечная
заслуга кантовой философии", что хотя бы
она (пусть ohne Begriff *) указана.
Гегель жестоко ругает формализм, скуку, пус- тоту игры в диалек- тику
|
«Формализм, правда, также усвоил себе
троичность и держался ее пустой схемы; но
поверхностность, скандальность и пустота
современного, философского так называе-
мого конструирования, состоящего един-
ственно в том, чтобы повсюду подсовывать
эту формальную схему, без понятия и
имманентного определения, и употреблять
ее для установления внешнего порядка,
сделали эту форму скучной и приобрели ей
дурную славу. Однако из-за пошлости это-
го употребления она не может еще поте-
рять своей внутренней ценности, и все же
следует высоко ценить то, что тем самым
найден хотя бы не постигнутый еще в поня-
тиях образ разумного» (344—345) [311].
Результат отрицания отрицания, это третье не есть...
«покоящееся третье, а именно это единство» (про-
тивоположностей), «которое есть опосредствующее
себя с самим собой движение и деятельность»...
(345) [312].
Результат этого диалектического превращения в
„третье", в синтез есть новая посылка, утверждение
etc., которая снова становится источником дальнейшего
анализа. Но в нее, эту „третью" ступень, уже вошло
„содержание" познания («содержание познания
как таковое входит в круг рассмотрения») — и метод
расширяется в систему (346) [313].
Начало всех рассуждений, всего анализа, — эта
первая посылка, кажется теперь уже неопределенной,
„несовершенной", является потребность доказать, „вы-
вести" (ableiten) ее, получается, «что может показаться
требованием бесконечного, идущего вспять прогресса з
доказательстве и выводе» (347) [313—314] — но с дру-
гой стороны, новая посылка толкает вперед...
* — без понятия. Ред.
... «Познание движется от содержания к содержанию.
Прежде всего это поступательное движение характери-
зуется тем, что оно начинается с простых определенно-
стей и что следующие за ними становятся все богаче
и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое на-
чало, и движение последнего обогатило его некоторой
новой определенностью. Всеобщее составляет основу;
поэтому поступательное движение не должно быть
принимаемо за некоторое течение от некоторого другого
к некоторому другому. Понятие в абсолютном методе
сохраняется в своем инобытии, всеобщее — в своем
обособлении, в суждении и реальности; на каждой
ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает
выше всю массу его предшествующего содержания и
не только ничего не теряет вследствие своего диалекти-
ческого поступательного движения и не оставляет ни-
чего позади себя, но несет с собой все приобретенное, и
обогащается и уплотняется внутри себя»... (349) [315].
|
|
Этот отрывок очень недурно подводит своего рода
итог тому, что такое диалектика.
Это NB: Богаче всего самое кон- кретное и самое субъ- ективное
|
Но расширение требует также углу-
бления {„In-sich-gehen" *) «и большее
расширение есть равным образом более
высокая интенсивность».
«Богатейшее есть поэтому самое кон-
кретное и самое субъективное, и то,
что возвращает себя в наиболее про-
стую глубину — самое мощное и пре-
обладающее» (349) [316].
«Именно таким образом происходит, что каждый шаг вперед в поступательном движении, каждое дальнейшее определение, удаляясь от неопределенного начала, представляет собой также возвратное приближение к последнему, и тем самым то, что первоначально могло казаться различным, — идущее назад обоснование начала и идущее вперед дальнейшее определение его — совпадают воедино и есть одно и то же» (350) [316].
* — " В себя вхождения». Ред,
|
|
Это неопределенное начало нельзя dep
... «нет нужды извиняться по поводу
того, что его» (начало) «можно будто бы
принимать лишь провизорно и гипотети-
чески. То, что можно было бы возразить
против него, — например, что челове-
ческое познание ограничено и что,
прежде чем приступить к делу, тре-
буется критически исследовать орудие
познания, — это также предпосылки,
которые как конкретные определения
приводят за собой требование их опо-
средствования и обоснования. Так как
они тем самым формально не имеют
никакого преимущества перед начина-
нием с предмета, против чего они про-
тестуют, и скорее ввиду своего более
конкретного содержания нуждаются в
выведении, то следует, напротив, счи-
тать пустыми притязаниями, будто
их должно принимать во внимание бо-
лее, чем что-либо другое. Содержание
их неистинно, так как они обращают
в нечто непреложное и абсолютное то,
что познано как конечное и неистин-
ное, именно некоторое ограниченное по-
знание, определенное как форма и ору-
дие по отношению к своему содержа-
нию; это неистинное познание есть само
также форма, обоснование, которое идет
назад. И метод истины тоже при-
знает начало за нечто несовершенное,
так как оно есть начало, но вместе с тем
он знает это несовершенное вообще как
нечто необходимое, ибо истина есть
не что иное, как приход к самой себе
через отрицательность непосредствен-
ности»... (350—351) [316-317].
rezieren *:
NB:
Гегель
против
Канта
против
Канта
(верно)
* — обесценивать. Ред.
Наука
есть
круг
кругов
NB: связь диа- лектического метода с „ег- fulltesSein"*, с бытием, полным со- держания и конкретным
|
Переход
от идеи
к п р и-
р о д е...
... «Вследствие вышеуказанной при-
роды метода наука представляется не-
которым замкнутым в себя кругом, в на-
чало которого, простое основание, впле-
тается путем опосредствования конец;
притом этот круг есть круг из кругов...
Звенья этой цепи суть отдельные
науки»... (351) [318].
«Метод есть чистое понятие, относя-
щееся только к самому себе; он есть
поэтому то простое соотношение с собой,
которое есть бытие. Но он есть теперь
также и наполненное бытие, постигаю-
щее себя понятие, бытие как конкрет-
ная и равным образом совершенно ин-
тенсивная тотальность»...
... «Во-вторых, эта идея» ((die Idee des
absoluten Erkennens **)) «есть еще логи-
ческая идея, она замкнута в чистую
мысль, есть еще наука только божеского
понятия. Ее систематическое развитие,
правда, само есть некоторая реализа-
ция, но содержащаяся внутри этой же
сферы. Так как чистая идея познания
тем самым заключена в субъективность,
то она есть влечение снять последнюю,
и чистая истина, как последний резуль-
тат, становится также началом некото-
рой другой сферы и науки. Этот переход
требуется здесь еще только наметить.
А именно, в то время как идея пола-
гает себя как абсолютное единство чи-
стого понятия и его реальности, и по-
тому включает себя в непосредствен-
ность бытия, то как тотальность в этой
форме она есть природа» (352—353)
[318-319].
* — «наполненным бытием». Ред.
** — идея абсолютного познания, Ред,
NB:
В малой логи- ке (Энцикло- педия § 244, Zusatz * стр. 414 ** [344] ***) по- следняя фраза книги такова: „diese seiende Idee aber ist die Na-
tur " ****
|
Эта фраза на последней, 353-ей [319]
странице Логики архизамечательна. Пе-
реход логической идеи к природе. Ру-
кой подать к материализму. Прав был
Энгельс, что система Гегеля перевер-
нутый материализм 101. Это не послед-
няя фраза Логики, но дальше до конца
страницы неважное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: