ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 15 глава
Относительность противоположности между
понятиями...
тождество противоположностей между поня-
тиями.
«Первоначально под истиной понимают то, что я
знаю, как нечто существует. Это, однако, истина лишь
по отношению к сознанию, или формальная истина, —
только правильность (§ 213, стр. 386 [322]). Истина же
в более глубоком смысле состоит в том, что объектив-
ность тождественна с понятием»...
«Дурной человек есть неистинный человек, т. е. чело-
век, который ведет себя несоответственно своему поня-
тию, или своему назначению. Однако ничто не может
-существовать совершенно лишенным тождества понятия
и реальности. Даже дурное и неистинное существует
лишь постольку, поскольку его реальность каким-то
образом и в какой-то мере соответствует его понятию»...
... «Все заслуживающее названия философии всегда
клало в основание своего учения сознание абсолютного
единства того, что рассудком признается лишь в его
раздельности»...
В. И. ЛЕНИН
«До сих пор рассмотренные ступени бытия и сущности, равно как и ступени понятия и объективности, не являются в этом их различии чем-то неподвиж- ным и на самом себе основанным, а ока- зываются диалектичными и их истина состоит лишь в том, что они суть мо- менты идеи» (387—388) [322-3231.
|
Различие бы- тия от сущ- ности, поня- тия от объ- ективности относительны
|
Моменты познания (= „идеи") человеком природы- вот что такое категории логики.
|
|
Том VI, стр. 388 [323-324] (§ 214):
«Идея может быть выражена различ-
ными способами. Ее можно назвать
разумом (это — подлинно философское
значение понятия разума), далее —
субъектом-объектом, единством идеаль-
ного и реального, конечного и бесконеч-
ного, души и тела, возможностью, кото-
рая в себе самой имеет свою действитель-
ность, тем, природа чего может быть
постигнута лишь как существующая
и т. д. Все эти выражения законны,
так как в идее содержатся все отноше-
ния рассудка, но они содержатся в ней
в их бесконечном возвращении и тож-
дестве внутри себя.
Рассудку не стоит большого труда показать, что все
высказываемое об идее внутренне противоречиво. Од-
нако по всем пунктам ему можно воздать той же моне-
той, или, вернее, ему уже воздано в идее той же мо-
нетой; — последнее есть работа разума, которая, разу-
меется, не так легка, как работа рассудка. — Если
рассудок показывает, что идея сама себе противоречит,
потому что, например, субъективное лишь субъективно,
объективное же противоположно ему; что бытие есть
нечто совершенно другое, нежели понятие, и поэтому
|
не может быть извлечено из него; что конечное так же
лишь конечно и является прямой противоположностью
бесконечного, следовательно, не может быть тождест-
венно с последним, и так далее по отношению ко всем
определениям, — то логика показывает, наоборот, про-
тивоположное, именно, что субъективное, которое лишь
субъективно, конечное, которое лишь конечно, беско-
нечное, которое должно быть лишь бесконечным и т. д.,
не обладают истинностью, противоречат сами себе и пере-
ходят в свою противоположность; таким образом этот пе-
реход и единство, в котором крайности заключены как
снятые, как некоторая видимость или моменты, обнару-
живают себя как истина этих крайностей (388) [323—324].
NB:
Абстракции и „конкретное единство" противопо- ложностей.
Прекрасный
пример: самый про- стой и самый
ясный, диалектика понятий и ее материали- стические корни
|
Диалектика не в рассудке человека, а в „идее", т. е. в объективной действитель- ности
|
«Когда рассудок критикует идею,
он впадает в двойное недоразуме-
ние. Во-первых, крайние термины
идеи — в какой бы форме они ни
были выражены, — поскольку они
даны в единстве идеи, берутся им
в том еще смысле и определении,
в котором они не заключаются в
ее конкретном единстве, а как
абстракции, находящиеся еще вне
идеи. Не менее велико его» (der
NB Verstand *) «непонимание соотно-
от- шения их даже тогда, когда оно
дель- уже явно положено; так, напри-
ное= мер, он упускает из виду даже
всеоб- природу связки в суждении, ука-
щему | зывающей, что единичное, субъект,
есть столь же и не единичное,
а всеобщее. Во-вторых, рассудок
считает свою рефлексию, согласно
которой тождественная с собой
идея содержит в себе отрицание са-
мой себя, противоречие, — внешней
рефлексией, не входящей в самоё
идею. На самом же деле это — не
особая мудрость рассудка, а сама
„вечная
|
жизнь" =
|
диалектика
|
идея представляет собой диалек-
тику, которая вечно отделяет и
отличает тождественное от раз-
личного, субъективное от объек-
_ тивного, конечное от бесконеч-
ного, душу от тела — и лишь
постольку идея есть вечное твор-
чество, вечная жизненность и
вечный дух»... (389) [324].
VI, § 215, стр. 390 [I, 325]:
«Идея есть по существу своему процесс,
так как ее тождество есть лишь постольку
абсолютное и свободное тождество поня-
тия, поскольку оно есть абсолютная отри-
цательность и поэтому диалектично».
Поэтому-де выражение „единство" мыш-
ления и бытия, конечного и бесконечного
и т. д. falsch *, ибо оно выражает «тожде-
ство, остающееся спокойным». Неверно,
будто конечное просто нейтрализует
(„neutralisiert") бесконечное и vice versa **.
На деле мы имеем процесс.
Коль подсчитать... каждую секунду на земле более
10 человек умирает и еще больше рождается. „Движе-
ние" и „момент": улови его. В каждый момент данный...
Улови этот момент. Idem в простом механиче-
ском движении (contra Чернов 93).
* — ложно. Ред. ** — наоборот. Ред,
|
«Идея как процесс проходит в своем развитии три
ступени. Первая форма идеи есть жизнь... Вторая
форма... есть идея как познание, которое является
в двойном образе теоретической и практической идеи.
Процесс познания имеет своим результатом восстанов-
ление обогащенного различием единства, и это дает
третью форму, форму абсолютной идеи»... (391) [326J.
Идея есть „истина" (стр
|
|
[320-321], § 213). Идея, т. е. истина,
|
как процесс — ибо истина
| есть
|
процесс, — проходит в
| своем
|
развитии (Entwicklung) три
| ступе-
|
ни: 1) жизнь; 2) процесс познания,
|
включающий практику человека и
|
технику (см. выше 94), — 3) ступень
|
абсолютной идеи (т. е. полной ис-
|
тины).
|
|
Жизнь рождает мозг. В
| мозгу
|
человека отражается природа
| Про-
|
веряя и применяя в практике
| своей
|
и в технике правильность
| этих
|
отражений, человек приходит
| к объ-
|
ективной истине.
|
|
Истина есть
процесс. От
субъектив-
ной идеи
человек идет
к объектив-
ной истине
через
„практику"
(и технику).
ЛОГИКА. ТОМ V.
III Отдел. Идея. I глава. Жизнь.
„По обычному представлению о логике" (Bd. V,
стр. 244* [VI, 221] **) не место в ней вопросу о жизни.
Но, если предмет логики истина, а „и с т и н а как
таковая wesentlich i т Erkennen
i s t" ***, то о познании приходится трактовать —
в связи с познанием уже (стр. 245 [222]) надо говорить
о жизни.
Иногда за так называемой „чистой логикой" ставят
еще „прикладную" (angewandte) логику, но тогда...
всякая наука есть прикладная
логика
|
... «пришлось бы включить в логику
всякую науку, ибо каждая наука есть
постольку прикладная логика, посколь-
ку она состоит в том, чтобы выражать
свой предмет в формах мысли и поня-
тия» (244) [221].
* Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VI, М., 1939. Ред.
*** — по существу заключается в познании. Рев.
Мысль включить жизнь в логику понятна —
|
и гениальна — с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объ-
|
ективного мира и ния) практикой -
| проверки этого сознания (отраже- - Смотри:
|
жизнь =
индивидуаль-
ный субъект
отделяет себя
от объектив-
ного
... «Первоначальное
суждение жизни со-
стоит поэтому в том,
что она отделяет се-
бя, как индиви-
дуальный субъект,
от объективности»...
(248) { 224}.
Энциклопедия *
|
§ 216:
| отдельные
|
члены
| тела лишь
|
в своей
| связи суть
|
то, что
| они суть.
|
Рука,
| отделенная
|
от тела
| , лишь по
|
названию рука
|
(Аристотель).
|
Если
| рассматривать отношение субъекта к
| объекту
|
в логике, то надо взять во внимание и общие
| посылки
|
бытия
| конкретного субъекта (= жизнь
| чело-
|
века)
| в объективной обстановке.
|
|
Подразделения **:
1) жизнь как «живой индивидуум» (§ А)
2) „процесс жизни"
3) „процесс рода" (Gattung), воспроизводства человека
и переход к познанию.
(1) (2)
| «субъективная тотальность» и,
ективность"
единство субъекта и объекта
| равнодушная"
| „объ-
|
* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840; Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л.,
1929. Ред.
** Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834, стр. 248—262; Гегель. Сочине-
ния, т. VI, М., 1939, стр. 224—237. Ред.
... «Эта объектив-
ность живого
есть организм;
она есть сред-
ство и орудие
цели»...
(251) [227].
Энциклопедия § 219:... «По
| коряемая
|
живым существом неорганическая
|
природа претерпевает это потому,
|
что она в себе есть то же самое, что
|
жизнь есть для себя».
|
|
Перевернуть = чистый
| материа-
|
лизм. Превосходно, глубоко, верно!!
|
И еще NB: доказывает
| краинюю
|
правильность и меткость
| терминов
|
«an sich» и «fur sich» *!!!
|
|
NB
Дальше „подведение" под логи- ческие категории „чувствительно- сти" (Sensibilitat), „раздражитель- ности" (Irritabilitat) — это-де есть особое в отличие от общего!! — и
|
„воспроизведения" есть пустая игра. Забыта узловая линия, переход в иную плоскость природных явле- ний.
|
И т. д. «Боль есть «действительное существование» противоречия» в жи- вом индивиде.
|
Гегель
и игра в
„органические
понятия"
Ш
Или еще: воспроизвод-
ство человека... «есть их»
(2-х индивидов разного
пола) «реализованное то-
ждество, есть отрицатель-
ное единство рефлектирую-
щегося в себя из своего
раздвоения рода»... (261)
[236].
Гегель
и игра в
„организм"
* — в себе и для себя. Ред.
ЛОГИКА. ТОМ V.
III Отдел. Идея.
II Глава. Идея познания
(стр. 262—327 [237-295]).
субъективное
сознание и его погруже- ние в объек- тивность
|
... «Его» (des Begriffs *) «реальность
вообще есть форма его наличного бытия;
всё дело в определении этой формы; на
ней основывается различие между тем,
что понятие есть в себе или как субъек-
тивное, и тем, что оно есть, как погру-
женное в объективность, а затем в идее
жизни» (263) [238].
... «Дух не только беско-
нечно богаче, чем природа,
но и... абсолютное единст-
во противоположного в по-
нятии составляет сущность
духа»... (264) [238-239].
Гегель
п р о т и в
Канта:
|
т. е. что „Я" у Канта пу- стая форма („самовыса- сывание") без конкретного анализа процесса познания
|
У Канта «Я» является «некоторым
трансцендентальным субъектом мыслей»
(264) [239]; «притом это Я, по собст-
венному выражению Канта, имеет то
неудобство, что для какого-либо су-
ждения о нем мы постоянно должны
уже пользоваться им»...
(стр. 265 [240])
«В своей» (= Канта) «критике этик
определений» (именно: abstrakte einsei-
*— понятия. Ред.
NB
tige Bestimmungen „der vormaligen —
докантовской — Metaphysik" * о „ду-
ше") «он» (Кант) «просто следовал юмо-
вой скептической манере, а именно,
твердо стоял на том, какпм является Я
в самосознании, отбрасывая из него, —
так как надлежало познать его как
сущность, как вещь в себе, — все эмпи-
рическое; таким образом, не оставалось
ничего, кроме этого явления: Я мыс-
лю, — которое сопровождает все пред-
ставления и о котором мы не имеем
ни малейшего понятия» (266) [240]. # # #
NB:
Кант и
Юм —
скептики
По-видимому, скептицизм Гегель видит здесь в том, что Юм и Кант
|
в „явлениях"
| не видят являющейся
|
вещи в себе, объективной
| отрывают явления от истины, сомневаются
|
в объективности познания, alles
|
Empirische отрывают, weglassen, от Ding an sich... ** И Гегель продол-
|
жает:
|
|
В чем Гегель
видит скепти-
цизм Юма и
Канта?
###«Несомненно, следует со-
гласиться с тем, что ни о Я, ни о чем бы
то ни было, даже о самом понятии мы
не имеем ни малейшего понятия, покуда
мы не постигаем в понятии, а останав-
ливаемся на простом, неподвижном пред-
ставлении и названии» (266) [240].
Нельзя по-
нять вне
процесса
понимания
(познания,
конкретного
изучения
etc.)
Чтобы понять, мание, изучение, Чтобы научиться
| нужно эмпирически начать пони- от эмпирии подниматься к общему. плавать, надо лезть в воду.
|
* — абстрактных односторонних определений «прежней — докантов-
ской — метафизики». Ред.
**— все эмпирическое отрывают от вещи в себе. Ред.
Кант ограни- чивается „явлениями"
|
Старая метафизика-де, стремясь по-
знать истину, делила предметы, по
признаку истины, на субстанции и фе-
номены. Критика Канта отказалась от
исследования истины... «Но останав-
ливаться на явлениях и на том, что
в обыденном сознании оказывается про-
сто представлением, значит отказывать-
ся от понятия и от философии» (269)
[243-244].
§ А:
«Идея истины. Субъективная идея есть ближайшим
образом влечение... Влечение имеет поэтому определен-
ность, состоящую в том, что оно снимает свою собствен-
ную субъективность, превращает свою еще абстракт-
ную реальность в конкретную и наполняет ее содержа-
нием мира, который предположен его субъективностью...
Так как познание есть идея как цель или как субъектив-
ная идея, то отрицание предположенного мира как
сущего в себе есть первое отрицание»... (274—275)
[248-249].
т. е.
| первой
| ступенью,
| моментом,
| началом, под-
|
ходом
| познания является
| его конечность
| (Endlich-
|
keit)
| и субъективность,
| отрицание
| мира
| -в-себе —
|
цель познания
| сначала субъективна.
|
|
|
Гегель
против
Канта:
«Странным образом в новейшее
время» (явно Кант) «эта сторона ко-
нечного была закреплена и была при-
знана за абсолютное отношение по-
знания, как будто конечное как
таковое и должно было быть абсо-
лютным! С этой точки зрения объекту
приписывается некое неведомое свой-
ство быть вещью в себе за пределами
познания, и последняя, а вместе
с тем и истина, рассматривается,
как нечто абсолютно потустороннее
Кант
одну
сторону
возвел в
абсолют
у Канта
вещь в себе
абсолютное
„Jenseits" *
* — «потустороннее». Ред,
для познания. Определения мысли
вообще, категории, определения ре-
флексии, равно как формальное по-
нятие и его моменты, получают в
этом понимании положение не таких
определений, которые конечны сами
по себе, а конечных в том смысле,
что они суть нечто субъективное по
сравнению с упомянутым пустым
свойством быть вещью в себе; при-
нятие этого неистинного отношения
познания за истинное есть заблуж-
дение, ставшее общим мнением но-
вейшего времени» (276) [250].
субъективизм
Канта
Конечный,
| преходящий,
| относительный,
| услов-
|
ныи характер
| человеческого
| познания (его
| катего-
|
рии, причинности и т. д. и
| т. д.) Кант принял за
|
субъективизм,
| а не за диалектику идеи (=
| = самой
|
природы), оторвав познание
| от объекта.
|
|
... «Но познание должно своим собст-
венным движением разрешить свою ко-
нечность и тем самым свое противоре-
чие» (277) [250].
Но ход по-
знания при-
водит его к
объективной
истине
... «Столь же односторонне представ-
лять себе анализ так, как будто в пред-
мете нет ничего такого, что не было бы
вложено в него, сколь односторонне по-
легать, будто получающиеся определе-
ния только извлекаются из него. Пер-
вое представление высказывается, как
известно, субъективным идеализмом,
который признает деятельность по-
знания в анализе исключительно за
одностороннее полагание, за которым
остается скрытой вещь в себе; второе
Гегель
против субъ-
ективного
идеализма
и
„реализма"
Объектив-
ность логики
представление принадлежит так назы-
ваемому реализму, который понимает
субъективное понятие как пустое тож-
дество, принимающее в себя определе-
ния мысли извне».
...«Но эти два момента нельзя отде-
лять друг от друга; логическое в своей
абстрактной форме, в которой оно про-
является в анализе, конечно, дано лишь
в познании, равно как, наоборот, оно
есть не только нечто положенное, но
и нечто в себе сущее»... (280) [253—254].
Логические понятия субъективны,
| пока остаются
|
„абстрактными"
| , в своей абстрактной форме, но
|
в то же время
| выражают и
| вещи в
| себе. Природа
|
и конкретна и а
| бстрактна, и
| явление
| и суть, и мгно-
|
вение и отношение. Человеческие понятия субъек-
|
тивны в своей абстрактности,
| оторванности, но объек-
|
тивны в целом
| в процессе,
| в итоге
| , в тенденции,
|
в источнике.
| -
|
|
|
Очень
| хорош § 225 Энциклопедии, где „познание"
|
(„теоретическое") и „воля", „практическая
| деятель-
|
ность" изображены как две стороны, два метода, два
|
средства
| уничтожения „односторонности
| и субъек-
|
тивности
| и объективности.
|
|
И дальше 281—282 [254-255] очень
важно о переходе категорий друг в друга
(и против Канта, стр. 282 [255]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: