ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 16 глава
Логика, т. V, стр. 282 [VI, 255] (окончание) *
...«Кант... заимствует определенную связь, т. е. сами
понятия отношений и синтетические основоположения
* Отсюда запись В. И. Ленина переходит в тетрадь «Hegel, Логика Ш
(с. 89—115)», Ред.
Кант не показал перехода категорий друг в друга.
|
из формальной логики, берет их как данные; их дедук-
ция должна была бы быть изображением перехода этого
простого единства самосознания в такие его определе-
ния и различения; но Кант избавил себя от труда
указать на это поистине синтетическое поступа-
тельное движение производящего само себя
понятия (282) [255].
286—287 [259—260]—Возвращаясь еще раз к высшей мате-
матике (обнаруживая, между прочим, знакомство
с тем, как решил Гаусс уравнение Хm — 1 = 0 95),
Гегель еще раз касается дифференциального, и
интегрального исчисления, говорит, что
«математика... доныне не была в состоянии оправдать
собственными силами, т. е. математически, те действия,
которые основываются на этом переходе» (переход от
величин каких-то к каким-то), «так как этот переход
не математической природы». Leibnitz-jsp, коему при-
писывают честь открытия дифференциального исчис-
ления, произвел этот переход «самым недопустимым,
столь же совершенно чуждым понятию, сколь и немате-
матическим способом»... (287) [259—260].
«Аналитическое познание есть первая посылка всего
умозаключения — непосредственное отношение поня-
тия к объекту; тождество есть поэтому то определение,
которое познание признает своим, и это познание есть
лишь схватывание того, что есть. Синтетическое позна-
ние стремится к пониманию того, что есть, т. е. к охва-
тыванию многообразия определений в его единстве.
Оно есть поэтому вторая посылка умозаключения, в ко-
торой оказывается соотнесенным различное как тако-
вое. Его целью поэтому является необходимость вообще»
(288) [260-261].
По поводу приема некоторых наук (например, фи-
зики) брать для „объяснения" разные „силы" etc. и
подтягивать (натягивать), подгонять факты etc., Гегель
делает следующее умное замечание:
замеча- тельно верно и глубоко
|
ср. поли- тическую экономию буржуазии
|
против субъ- ективизма и односторон- ности
|
«Так называемое объяснение и доказа-
тельство вводимого в теоремы конкрет-
ного материала оказывается отчасти
тавтологией, отчасти искажением истин-
ного положения вещей; отчасти же это
искажение служило тому, чтобы при-
крыть обман познания, которое одно-
сторонне подбирало опыты, благодаря
чему оно только и могло получать свои
простые дефиниции и основоположения;
а возражение, почерпнутое из опыта,
оно устраняет тем, что понимает и тол-
кует опыт не в его конкретной цель-
ности, а как пример, и притом с благо-
приятной для гипотез и теорий стороны.
В этом подчинении конкретного опыта
предпосланным определениям основа
теории затемняется и показывается лишь
со стороны, подтверждающей теорию»
(315—316) [285-286].
т. е. Кант
не понял
всеобщего
закона
диалектики
„конечного"?
|
Старую метафизику (например,
Wolf'а [пример: смешное важничанье
банальностями etc. 96 ] ниспровергли-де
Кант и Jacobi. Кант показал, что „стро-
гие доказательства" ведут к антино-
миям,
«но о самой природе этого дока-
зательства, которое связано с неко-
торым конечным содержанием, он»
(Kant) «не размышлял; между тем одно
должно падать вместе с другим» (317)
[287].
Синтетическое познание еще не полно, ибо «понятие
не становится единством себя с самим собой в своем
предмете пли в своей реальности... Поэтому идея
не достигает еще в этом познании истины вследствие
несоответствия предмета субъективному понятию. —
Но сфера необходимости есть высочайшая вершина
бытия и рефлексии; она сама по себе переходит в сво-
боду понятия, внутреннее тождество переходит в свое
проявление, которое есть понятие как понятие»...
... «Идея, поскольку понятие для себя является теперь
самим по себе определенным понятием, есть практи-
ческая идея, действование» (319) [288—289]. И следую-
щий § озаглавлен «В: Идея добра».
Теоретическое познание должно
|
дать объект в его необходимости,
|
в его всесторонних отношениях,
|
в его противоречивом движении
|
an und fur sich *. Но человеческое
|
понятие эту объективную истину
|
познания „окончательно" ухваты-
|
вает, уловляет, овладевает ею лишь
|
когда понятие становится „для себя
|
бытием" в смысле практики. Т. е.
|
практика человека и человечества
|
есть проверка, критерий объектив-
|
ности познания. Такова ли мысль
|
Гегеля? К этому надо вернуться.
|
Гегель
о практике
и объектив-
ности позна-
ния
Почему от практики, действия, переход только к „благу", das Gute? Это узко, односторонне! А полезное?
Несомненно, полезное тоже входит. Или, по Гегелю, это тоже das Gute?
|
Все это
| в главе «Идея познания» (II глава) —
|
в переходе
| к „абсолютной идее" (III глава)
| — т. е.,
|
несомненно
| , практика стоит у
| Гегеля, как звено,
|
в анализе процесса познания и
| именно как
| переход
|
к объективной („абсолютной",
| по Гегелю)
| истине.
|
Маркс, следовательно, непосредственно к
| Гегелю
|
примыкает,
| вводя критерий практики в теорию по-
|
знания: см.
| тезисы о Фейербахе
|
|
|
* — в себе идля себя. Ред.
|
Практика в теории
познания:
(320) [289] «Как субъек-
тивное оно» (der Begriff)
«опять-таки имеет пред-
посылку некоторого в се-
бе сущего инобытия; оно
есть стремление реализо-
вать себя, цель, которая
хочет через себя самоё
дать себе объективность
в объективном мире и
выполнить себя. В тео-
ретической идее субъек-
тивное понятие как все-
общее, само по себе ли-
шенное определений, про-
тивостоит объективному
миру, из которого оно
берет себе определенное
содержание и наполне-
ние. В практической же
идее это понятие как
действительное противо-
стоит действительному;
но уверенность в себе,
присущая субъекту в его
в-себе-и-для-себя опреде-
ленном бытии, есть уве-
ренность в своей действи-
тельности и недействи-
тельности мира...».
Alias *: ("
|
Сознание человека не толь-
|
ко отражает объективный
|
мир, но и творит его.
|
Понятие (= человек) как
субъективное снова предпола-
гает само-в-себе сущее инобы-
тие (= независимую от челове-
ка природу). Это понятие (=че-
ловек) есть стремление реали-
зировать себя, дать себе через
себя самого объективность в
объективном мире и осущест-
вить (выполнить) себя.
В теоретической идее (в об-!
ласти теории) субъективное по-
нятие (познание?) как общее и
само по себе лишенное опреде-
ленности противостоит объек-
тивному миру, из коего оно по-
черпает определенное содержа-
ние и наполнение.
В практической идее (в обла-
сти практики) это понятие как
действительное (действующее?)
противостоит действительному.
Уверенность в себе, которую
субъект [здесь вдруг вместо
„понятия"] имеет в своем са-
мо-в-себе и само-для-себя бы-
тии, как определенного субъ-
екта, есть уверенность в своей
действительности и в недейст-
вительности мира.
* — Иначе, другими словами. Ред,
т. е. что мир не удов- летворяет человека, и че- ловек своим действием решает изменить его.
|
... «Эта содержащаяся
в понятии, равная ему и
заключающая в себе тре-
бование единичной внеш-
ней действительности оп-
ределенность есть добро.
Оно выступает с досто-
инством чего-то абсолют-
ного, так как оно есть
цельность понятия внут-
ри себя, объективное, ко-
торому вместе с тем свой-
ственна форма свободно-
го единства и субъектив-
ности. Эта идея выше, чем
идея вышерассмотрен-
ного познания, ибо пер-
вая имеет достоинство не
только всеобщего, но и
просто действительно-
го»... (320—321) [290].
... «Деятельность цели
направлена поэтому не на
себя для принятия внутрь
себя и усвоения себе не-
которого данного опре-
деления, а скорее направ-
лена к тому, чтобы по-
ложить свое собственное
определение и сообщить
себе реальность в форме
внешней действительно-
сти посредством снятия
определений внешнего
мира»... (321) [290]...
Суть:
„Доброе" есть „требова-
ние внешней действительно-
сти", т. е. под „добрым" ра-
зумеется практика челове-
ка = требование (1) и внеш-
ней действительности (2).
Практика выше (тео-
ретического) познания, ибо
она имеет не только досто-
инство всеобщности, но и
непосредственной действи-
тельности.
„Деятельность цели на-
правлена не на себя са-
моё...
а на то, чтобы посред-
ством уничтожения опреде-
ленных (сторон, черт, явле-
ний) внешнего мира
дать себе реальность в
форме внешней действи-
тельности"...
... «Совершаемое добро есть добро в силу того, что
оно есть уже в субъективной цели, в своей идее; со-
вершение дает ему некоторое внешнее существование»...
(322) [291].
«Со стороны предположенного ему объективного
мира, в предположении которого состоит субъектив-
ность и конечность добра и который, как нечто другое,
идет своим собственным путем, самое совершение
добра подвержено препятствиям и даже наталкивается
на невозможность»... + (322—323) [292].
„Объективный мпр"
| „идет
| своим собствен-
|
ным путем", и практика человека, имея перед собой этот объективный мир, встречает „затруд-
|
нения в осуществлении'
| цели
| даже
| натыкается
|
на „невозможность"...
|
|
|
|
+... «Добро остается, таким образом, некоторым дол-
женствованием; оно есть в себе и для себя, но бы-
тие как последняя, абстрактная непосредственность
остается в противоположность добру определенным
также как некоторое небытие»... + +
Добро, благо, благие стремления ЕКТИВНЫМ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕМ...
| остаются
| СУБЪ-
|
Два мира:
субъектив-
ный и объ-
ективный
+ +... «Идея завершенного добра есть,
правда, некоторый абсолютный постулат,
но не более, чем постулат, т. е. абсолютное,
обремененное определенностью субъек-
тивности. Тут еще два противополож-
ных мира, царство субъектив-
ности в чистых пространствах
прозрачной мысли и царство объек-
тивности в стихии некоторой внешней
многообразной действительности, которая
есть нераскрытое царство тьмы. Полное
развитие неразрешенного противоречия,
образуемого указанной абсолютной це-
лью, коюрой непреодолимо противостоит
барьер этой действительности, ближе рас-
смотрено в „Феноменологии духа", стр. 453
и сл.»... (323) [292].
Насмешканад чистыми
| „пространствами про-
|
зрачной мысли" вцарстве
| субъективности, коему
|
противостоит „тьма" „объективной"
| „разнообраз-
|
ной" действительности.
|
|
|
NB
... «В последней» (= der theoretischen Idee в отли-
чие от der praktischen Idee *)... «познание знает себя
лишь как восприятие, как само по себе неопределенное
тождество понятия с самим собой; наполнение, т. е.
в себе и для себя определенная объективность, есть для
теоретической идеи нечто данное, и истинно-сущим при-
знается наличная, независимо от субъективного пола-
гания, действительность. Наоборот, для практической
идеи эта действительность, которая вместе с тем проти-
востоит ей как непреодолимый предел, имеет значение
чего-то самого по себе ничтожного, долженствующего
получить свое истинное определение и единственную
ценность через цели добра. Воля поэтому сама противо-
стоит достижению своей цели тем, что воля отде-
ляет себя от познания и что внешняя действитель-
ность не сохраняет для нее формы истинно-сущего;
поэтому идея добра может найти свое дополнение
только в идее истины» (323—324) [292—293].
Познание
| .. находит
| перед собой истинное
|
сущее
| как независимо
| от субъективных мнений
|
(Setzen
| **)
| наличную
| действительность.
| (Это
|
чистый материализм!) Воля человека, его
| прак-
|
тика,
| сама
| препятствует достижению
| своеи
|
цели...
| тем,
| что отделяет себя от познания и
|
Nota
bene
* — теоретической идее в отличие от практической идеи Ред.
** — полагания. Ред.
не признает внешней действительности тинно-сущее (за объективную истину).
| за ис-. Необ-
|
ходимо соединение познан
| и я и
|
практики.
|
|
И тотчас вслед за этим:
... «Но этот переход она совершает через самое себя»
(переход идеи истины в идею добра, теории в практику
и vice versa *). «В заключении действования первая
посылка есть непосредственное соотношение доброй
цели с той действительностью, которой эта цель
овладевает и которую она во второй посылке направ-
ляет против внешней действительности, как внешнее
средство» (324) [293].
NB
NB
„Заключение действования"... Для Гегеля дей-
|
ствование, практика есть логическое „з а- к л ю ч е н и е", фигура логики. И это правда! Конечно, не в том смысле, что фигура логики
|
инобытием своим имеет практику человека (= аб-
|
солютный идеализм), a vice versa: практика чело- века, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматиче- ский характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения.
1-ая посылка: благая цель (субъективная цель) ver- sus действительность („внешняя
|
действительность") 2-ая посылка: внешнее средство (орудие), (объек- тивное)
|
3-ья посылка, сиречь вывод: совпадение субъек- тивного и объективного, проверка субъективных идей, критерий объек- тивной истины.
|
... «Совершение добра вопреки противостоящей ему,
другой по отношению к нему действительности, есть то
* — наоборот. Ред,
опосредствование, которое по существу необходимо для
непосредственного соотношения и действительного осу-
ществления добра»...
... «Но если бы цель добра этим» (деятельностью)
«все-таки не была бы выполнена, то это было бы воз-
вратом понятия на ту точку зрения, которую понятие
имело до своей деятельности, — на точку зрения, с ко-
торой действительность определена как ничтожная и
все же предположена как реальная; этот возврат ста-
новится прогрессом в дурную бесконечность и имеет
свое основание единственно в том, что при снятии
указанной абстрактной реальности это снятие также
непосредственно забывается, или забывается, что эта
реальность, наоборот, уже была предположена как
сама по себе ничтожная, не объективная действитель-
ность» (325) [294].
Неисполнение целей (человеческой деятель- ности) имеет своей причиной (Grund) то, что реаль- ность принимается за несуществующее (nichtig), что не признается ее (реальности) объективная действительность.
|
NB
«Так как через деятельность объективного понятия
внешняя действительность изменяется и ее определе-
ние тем самым снимается, то именно этим ее лишают
характера исключительно только являющейся реаль-
ности, внешней определимости и ничтожности, и она
тем самым полагается как сущая в себе и для себя»... +
Деятельность человека, составившего себе
|
объективную картину мира,
| изменяет
|
внешнюю действительность,
| уничтожает ее
|
определенность (= меняет те
| или иные ее
|
стороны, качества) и таким
| образом отни-
|
мает у нее черты кажимости
| , внешности и
|
ничтожности, делает ее само-
| в-себе и само-
|
для-себя сущей (= объективно истинной).
|
|
|
+... «Этим вообще снимается указанное предположе-
ние, именно, определение добра как некоторой только
субъективной и по своему содержанию ограниченной
цели, необходимость еще только реализовать послед-
нюю через субъективную деятельность и самая эта
деятельность. В результате опосредствование
само себя снимает; результат есть непосредственность,
которая есть не восстановление предположения, а,
наоборот, его снятость. Тем самым идея в себе и для
себя определенного понятия положена уже не только
в действующем субъекте, а также как некоторая непо-
средственная действительность, и, наоборот, последняя,
как она есть в познании, положена так, что она есть
истинносущая объективность» (326) [295].
Результат познания и НОСТИ.
| действия критерий
| есть проверка субъективного ИСТИННОСУЩЕЙ ОБЪЕКТИВ-
|
... «В этом результате тем самым познание восстано-
влено и соединено с практической идеей, преднай-
денная действительность определена вместе с тем как
выполненная абсолютная цель; но не так, как в ищу-
щем познании, только как объективный мир, лишенный
субъективности понятия, а как такой объективный мир,
внутреннее основание и действительное существование
которого есть понятие. Это — абсолютная идея» (327)
[295]. ((Конец главы II. Переход к главе III: «Абсо-
лютная идея».))
III глава: «Абсолютная идея».
... «Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество
теоретической и практической идеи, каждая из которых
для себя еще одностороння»... (327) [296].
* — «объективно истинное». Ред,
|
Единство теоретической идеи (познания) и прак- тики — это NB — и зто единство именно в теории познания, ибо в сумме полу- чается „абсолютная идея" (а идея = „das objektive Wahre" *) (том V, 236} [VI, 214].
|
Остается-де рассмотреть теперь уже не Inhalt *, а...
«всеобщность ее формы, — т. е. метод» (329) [298].
«В ищущем познании метод также есть орудие, неко-
торое стоящее на субъективной стороне средство, через
которое она соотносится с объектом... Напротив, в истин-
ном познании метод есть не только множество извест-
ных определений, но в себе и для себя определенность
понятия, которое лишь потому есть средний термин»
(средний член в логической фигуре заключения), «что оно
имеет также значение объективного»... (331) [299—300].
... «Напротив, абсолютный метод» (т. е. метод позна-
ния объективной истины) «проявляется не как внешняя
рефлексия, а берет определенное из самого своего
предмета, так как этот метод сам есть его имманентный
принцип и душа. — Это есть то, чего Платон требовал
от познания, — рассматривать вещи сами по себе, от-
части в их всеобщности, отчасти же не уклоняться от
них в сторону и не хвататься за побочные обстоятель-
ства, примеры и сравнения, но иметь единственно эти
вещи перед собой и доводить до сознания то, что в них
имманентно»... (335—336) [303].
Этот метод ««абсолютного познания» аналитичен,
... «но он также и синтетичен»»... (336) [303—304].
Одно из определений диалектики
|
„Dieses so sehr synthetische als analy-
tische Moment des Urieils, wodurch das
anfangliche Allgemeine aus ihm selbst
als das Andere seiner sich bestimmt, ist
das dialektische zu nennen"... (336) [304]
(+ см. следующую стр.) **.
„Этот столь же синтетический, как и аналитиче- ский момент суждения, в силу какового (момента)
|
первоначальная общность [общее
себя определяется как другое по должен быть назван диалектическ
| понятие] само из
отношению к себе, им".
|
Определение не из ясных!!
* — содержание. Ред.
*• В рукописи от скобки начинается стрелка, указывающая на аб-
зац «Диалектика есть...», расположенный на следующем листе рукописи
(см. настоящий том, стр. 204). Ред.
1) Определение понятия самого из себя \сама вещь
в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассма-
триваема);
2) противоречивость в самой вещи (das Andere sei-
ner *), противоречивые силы и тенденции во всяком
явлении;
Воспользуйтесь поиском по сайту: