ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 26 глава
— Справочник Мюллера по истории классической древности. Ред.
тотеля (die Logik) «имеет в качестве самой общей
предпосылки тождество форм мышления и форм
бытия» и цитирует „Metaphysik" V, 7: «,
»*. Это § 4. Швеглер пере-
водит: Denn so vielfach die Kategorien ausgesagt wer-
den, so vielfach bezeichnen sie eia Sein **. Перевод
плох!
Подход к богу:
Книга 12, глава 6, § 10—11:
... «Ибо как может происходить движение, если ничто
действенное не является причиной? Ведь не может
материя двигать сама себя, ее приводит в движение
строительное искусство; точно так же не могут двигать
сами себя месячное и земля, — их приводят в движение
семя и оплодотворение»...
Leukipp (id., § 14) принимает вечное движение, но
не объясняет, почему (§ 11).
Глава 7, § 11—19 — бог (стр. 213 [211]).
... «Вечное движение должно исходить от чего-
то... вечного» (глава 8, § 4)...
Книга 12, глава 10 — снова „переборка"
основных вопросов философии; „знаки вопроса", так
сказать. Очень свежее, наивное, сомневающееся
изложение (чаще намек) разных точек зрения.
В книге 13 Аристотель снова возвращается
к критике Пифагорова учения о числах (и Платона об
идеях), отдельных от чувственных вещей.
первобытный: общее (понятие, идея)
есть отдельное существо. Это кажется
диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым.
Но разве не в том же роде {совершенно в том же
роде) современный идеализм, Кант, Гегель, идея
бога? Столы, стулья и идеи стола и стула; мир и
идея мира (бог); вещь и „нумен", непознаваемая
* — «сколькими способами эти различные высказывания произво-
дятся, столькими путями они указывают на бытие». Ред.
** — ибо столько же раз, сколько высказываются категории, столько
же раз обозначают они бытие. Ред.
„вещь в себе"; связь земли и солнца, природы
вообще — и закон, *, бог. Раздвоение по-
знания человека и возможность идеализма (= ре-
лигии) даны уже в первой, э л ементарной аб-
стракции [„дом" вообще и отдельные домы]
Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие
слепка (= понятия) с нее не есть простой, непо-
средственный, зеркально-мертвый акт, а сложный,
раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя
возможность отлета фантазии от жизни; мало того: воз- '
можность превращения (и притом незаметного, несозна- '
ваемого человеком превращения) абстрактного понятия,
идеи в фантазию (in letzter Instanz ** = бога). Ибо
и в самом простом обобщении, в элементарнейшей
общей идее („стол" вообще) есть известный кусочек
фантазии. (Vice versa: нелепо отрицать роль фантазии
и в самой строгой науке: ср. Писарев о мечте полезной,
как толчке к работе, и о мечтательности пустой 169.)
Наивное выражение „трудностей" насчет „философии
математики" (говоря по-современному): книга 13,
глава 2, § 23:
... «Далее, тело есть субстанция, ибо оно обладает
известной законченностью. Но как могли бы быть
субстанциями линии? Они не могли бы таковыми быть
ни в смысле формы и образа, подобно, например, душе,
ни в смысле материи, подобно телу: ибо очевидно, что
ничто не может состоять ия линий, или из плоскостей,
или из точек»... (стр. 224 [220])...
* — логос. Ред. ** — в последнем счете. Рев,
|
Книга 13, глава 3 разрешает эти трудности превос-
ходно, отчетливо, ясно, материалистически (матема-
тика и другие науки абстрагируют одну из сторон тела,
явления, жизни). Но автор не выдерживает последова-
тельно этой точки зрения.
Швеглер в своем комментарии (т. IV, стр. 303)
говорит: Аристотель дает здесь позитивное из-
ложение «своего взгляда на математическое:
математическое есть нечто отвлеченное от чув-
ственного».
Книга 13, глава 10 касается вопроса, лучше изложенного у Швеглера в комментарии (в связи с „Ме-
taphysik" VII, 13, 5): наука касается только общего
(ср. книга 13, глава 10, § 6), а действительно (субстан-
циально) только отдельное. Значит, пропасть между
наукой и реальностью? Значит, бытие и мышление несо-
измеримы? „Истинное познание действительного невоз-
можно?" (Швеглер, т. IV, стр. 338). Аристотель отве-
чает: потенциально знание направлено на общее,
актуально на особое.
Швеглер (ib.) называет hochst beachtenswert
сочинение F. Fischer: „Die Metaphysik, von
empirischem Standpunkte aus dargestellt" * [год
издания (1847)], который говорит о „реализме"
Аристотеля.
Книга 14, глава 3, § 7:... «если в чувственных вещах
вовсе не находится математическое, то почему же чув-
ственным вещам присущи свойства математического?»...
(стр. 254 [245]).
(Тот же смысл последней фразы книги, книга 14,
глава 6, § 21.)
Конец „Метафизики".
# Friedrich Fischer (1801—1853), профессор фи-
лософии в Базеле. В статье о нем Ргаntl'я
* — в высшей степени ценным сочинение Ф. Фишера: «Метафизика,
изложенная о эмпирической точки з рения». Ред.
ха-ха!!!
(„Allgemeine Deutsche Biographie" *, т. 7, стр. 67)
дается пренебрежительный отзыв о нем и гово-
рится, что он-де «вследствие своего полнейшего
неприятия субъективного идеализма чуть было
не впал в противоположную крайность — в эмпиризм, чуждый идеальному».
* — «Всеобщая немецкая биография». Ред.
II
ЗАМЕТКИ О КНИГАХ,
СТАТЬЯХ И РЕЦЕНЗИЯХ
Г.
Ф. ИБЕРВЕГ. «ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ» 170
(ОБРАБОТКА МАКСА ГЕЙНЦЕ)
З т. 1876—1880. ЛЕЙ П ЦИГ
|Книга носит несколько странный характер: коротень-
кие §§ с парой слов о содержании учений и длиннейшие
мелким шрифтом набранные пояснения, на 3/4 полные
имен и пазваний книг [притом старо: библиография до
60-х, 70-х годов]. Нечто unleserliches! * История имен
и книг!;
Ф. ПАУЛЬСЕН. «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ» 171
Прехарактерна откровенная постановка вопроса в
введении: задача новейшей философии „примирить ре-
лигиозное миросозерцание и научное объяснение приро-
ды" (стр. IV ** [V] ***). Sic! И эта идея развита преобсто-
ятельно: борьба-де на два фронта — с материализмом
и „иезуитизмом" (и католическим и протестантским).
Материализм, конечно, понимается (выдается?) за rein
mechanisch, physikalisch u. s. w. ****
* — неудобочитаемое! Ред.
** F. Paulsen. «Einleitung in die Philosophie». Berlin, 1899. Ред.
*** Ф. Паулъсен. «Введение в философию». M., 1899 Ред.
**** — чисто механический, физический и т. д. Ред.
Автор прямо также говорит, что новейшая филосо-
фия опирается на Канта и является представительни-
цей „идеалистического монизма".
До — стр. 10 [10]... «Мир между знанием и верой»...
И стр. 11 [11]: «Установить этот мир» — «вот центральный пункт философии Канта... Отдать должное тому и другому: знанию против скептицизма Юма, вере против догматического ее отрицания в материализме — вот итог его работы» (12) [11].
«Только одно обстоятельство может смутить полное
надежд» (надежда на этот мир) «ожидание: это — абсо-
лютно враждебный религии радикализм, распростра-
няющийся теперь в широких массах населения... Так
атеизм является теперь» (как прежде у буржуазии)
«догматом социал-демократии» (стр. 14—15 [14]). «Это —катехизис наизнанку. И как старая догматика, так и
эта новая, отрицательная догматика, враждебна науке,
поскольку она в своих догмах налагает цепи на дух
критики и сомнения». (Напоминает название Anti-
pfaffen * и уверяет, что христианство чуждо пристрастия к богатым, что оно, христианство, переживет и ту борьбу, к которой идет Европа.)
Опровергая материализм и защищая теорию Allbe-
seelung ** (которую он толкует в идеалистическом
смысле), Паульсен игнорирует 1) что он опровергает
не материализм, а лишь некоторые доводы некото-
рых материалистов; 2) что он противоречит себе,
толкуя современную психологию в идеалистическом
смысле.
X Ср. стр. 126 [125]. «Сила... не что иное, как тенден-
ция к определенной деятельности, и, следовательно, по
своей общей сущности совпадает с бессознательной
волей».
(Ergo — Seelenvorgange und Kraft вовсе не так
unuberbruckbar ***, как казалось автору раньше,
стр. 90 [88] u. ff.)
* — противопоповцы. Ред.
** — всеобщей одушевленности. Ред.
* * * — Следовательно — душевные явления и сила вовсе не так
не соединимы. Ред.
Стр. 112—116 [111—115]: почему бы Weltall * не мог-
ла быть носителем des Weltgeistes **? (Потому что
человек и его мозг есть высшее развитие духа, как
автор и сам признает.
Когда Паульсен критикует материалистов, —
он противопоставляет материи высшие формы
духа. Когда он защищает идеализм и толкует
идеалистически современную психологию, — он
сближает низшие формы духа с Krafte etc. ***.
Это — самая уязвимая пята его философии).
Ср. особенно стр. 106—107 [105—106], где Паульсен высказывается против взгляда на материю как на нечто мертвое.
X Contra стр. 86 [84]: «в движении не кроется реши-
тельно никакой мысли»...
Автор как будто бы слишком легко отделывается
от той мысли, что Gedanke ist Bewegung ****. Его
доводы сводятся только к «обычному человеческому
рассудку: бессмысленно», «мысль есть не движение,
а мысль» (87) [85]. Может быть и теплота не есть движе-
ние, а есть теплота??
Совсем глупы доводы автора, что-де физиолог не пере-
станет же говорить о мыслях, а не о движениях, равных
этим мыслям? И о теплоте никто никогда не перестанет
говорить.
Влюбившись, не будет же он говорить «даме о соот-
ветствующем сосудодвигательном процессе... Ведь это
же очевидная бессмыслица» (86—87) [85]. Именно! —
г-на Паульсена! И почувствовав недостаток теплоты,
мы будем говорить не о том, что теплота есть род дви-
жения, а о том, как добыть угля.
* — вселенная. Ред. ** — мирового духа. Ред. *** — с силами и т. д. Ред. **** — мысль есть движение. Ред. ***** — бессмысленным. Ред.
|
Паульсен считает sinnlos ***** положение, что мысль
есть Bewegung. Сам же и против дуализма и гово-
рит об „эквиваленте". (140 и 143 [139 и 143-144]) —
,. физический эквивалент психического" (или Begleit-
erscheinung *). Разве это не та же begriffliche Konfu-
sion **, за которую он презрительно ругает Бюхнера?
Когда Паульсен объявляет свой параллелизм „не мест-
ным", а „идеальным" (стр. 146 [145]), то его дуали-
стический характер выступает еще яснее. Это не объ-
яснение дела, и не теория, а простое словесное ухищ-
рение.
Написано в 1903 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
*— сопутствующее явление. Ред, ** — путаница понятий. Ред.
|
в Ленинском сборнике XII
1904 г.
ЗАМЕТКА О РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ Э. ГЕККЕЛЯ
«ЧУДЕСА ЖИЗНИ» И «МИРОВЫЕ ЗАГАДКИ»172
Frankfurter Zeitung. 1904, № 348 (15 декабря)
1-й утренний выпуск
Фельетон о новых биологических книгах
Ernst Н а е с к е l. „Lebenswunder" (Gemeinverstand-
liche Studien iiber biologische Philosophie). Stuttgart
(Alfred Kroner) *.
(Для Геккеля «дух есть физиологическая функция
коры головного мозга». Стр. 378 его книги. Автор от-
зыва, конечно, против этого мнения.)
Его же „Weltratsel" ** ((раньше вышли)) (где доказы-
вается, что, собственно говоря, нет мировых загадок).
Написано в конце 1904 г.
Впервые напечатано в 1958 г,
в 4 издании Сочинений
В. И. Ленина, том 38
Печатается по рукописи
* — Эрнст Ге к к е л ь. «Чудеса жизни» (Популярные очерки
по философии биологии). Штутгарт (Альфред Крёнер), Ред.
** — «Мировые загадки». Ред,
Г.
ИЗ КНИГ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И ФИЛО С ОФИИ
СОРБОНН С КОЙ БИБЛИОТЕКИ 173
Сорбонна. Новые книги: С. 819 (7) *.
Рихард Лукас. Библиография радиоактивных веществ. Гамбург и Лейпциг. 1908. 8. (А. 47. 191).
Мах. Очерк физики (обработано Гарбордтом и Фише-
ром). Лейпциг. 1905 — 1908. 2 тома. 8°. (А. 46. 979). S. Ф. . 587.
Макс Планк. Принцип сохранения энергии. Лейпциг.
1908. (2 издание). 12°. (А. 47. 232). S. . . 63.
Эдуард Рикке. Руководство по физике. 4 издание.
Лейпциг. 1908. 2 тома. 8°. (А. 47. 338). S. Ф. . 301а.
Фенелон Салинъяк. Вопросы общей физики и астро-
номии. Тулуза. 1908. 4°. (D. 55. 745). С. 818 (2).
Дж. Дж. Томсон. Атомная теория материи. Браун-
швейг. 1908. 8°. S. D. е. 101 (25).
В Сорбоннской библиотеке:
* Здесь и ниже буквенные и цифровые обозначения являются библио- течными шифрами книг. Ред.
|
I. „Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie" (174 - см. прим). P. 5 3 (8°) (A. 16. 404).
II. „Archiv für Philosophie". 2-te Abteilung. P. 4 8. (A. 17. 027).
„Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie". 1909. Heft I. Рецензия Рауля Рихтера (сочувственная, даже хвалебная) на
Людвига Штейна. Философские течения современности. Штутгарт. 1908. (Энке.) XVI + 452 страниц. (12 марок.)
Стр. 1—293 —фило-
софские течения
294—445 философ-
ские проблемы
— Десять философских течений:
1) неоидеализм (волюнтари-
стическая метафизика)
2) неопозитивизм (прагматизм) W. James.
3) „новое натурфилософское
движение" (Ostwald и „победа"
энергетики над материализмом)
4) „неоромантика" (Н. St.
Chamberlain etc.)
5) неовитализм
6) эволюционизм (Спенсер)
7) индивидуализм (Ницше)
8) geisteswissenschaftliche
Bewegung * (Dilthey)
9) philosophiegeschichtliche **
10) неореализм (Эдуард фон Гартман!!!).
Из новых книг:
Макс Шинц. Истина религии по воззрениям новейшпх представителей философии религии. Цюрих. 1908. 8° (307 страниц. 6. 50 марок).
Кр. Гюнтер. От первобытного животного до человека.
(Атлас картин.) Штутгарт. 1909. (7—19 выпуски
1 марки.)
* — гуманитарно-научное движение. Ред,
** — философеко-иеторическое. Ред.
А. Пелацца. Р. Авенариус и эмпириокритицизм.
1908? 9? Турин (Бокка). 130 страниц.
Спавента. Итальянская философия в ее связи с фило-
софией европейской. 1908? 9? Бари (Латерца).
Из новых книг (1909):
Л. Болъцман. Венские научные трактаты. Лейпциг.
(Барт).
Г. Штрахе. Единство материи, мирового эфира и сил
природы. Вена (Дейтике).
Р. 48
„Archiv fur Philosophie", 2 отдел = „Archiv fur s y-
stematische Philosophie". 1908. 4: вторая
статья Vitalis Norstrom'a (стр. 447—496) ((интересно;
почти вся о Махе)).
где первая?? примечание —
| опоздала 175??
|
Написано в первой половине 1909 г.
Впервые напечатано в 1933 г.
в Ленинском сборнике XXV
Печатается по рукописи
Г.
ИЗ ТЕТРАДИ „АВСТРИЙСКАЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: