Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д-р Иоганн Пленге. «маркс и гегель» 1 глава




ТЮБИНГЕН, 1911 200




Пленге не может понять, как совмещает- ся „материализм" с революционно- стью (называя ее „идеализмом" и т. п.) и злится на свое непонимание!!!

архи-
пош
ляк!



Теорети- ческая сторона диа- лектики не замечена!!

Хороший образец того, как опошляют буржуазные
профессора основы марксизма, теоретические основы
его!! Ad notam * империалистских экономистов 201 и К0!!
После претенциозного предисловия,
как я, я, я „читал" Гегеля и Маркса —
следует очерк „учения" Гегеля, архи-
поверхностный (идеализм не выделен
от „спекуляции", схвачено очень и
очень немногое; все же в этом очерке
есть кое-что хорошее по сравнению
с кантианством etc.) — затем о Марксе
уже прямо вздорная „критика".

Marx = „идеолог"...

Маркс обвиняется в «чистой идеоло-
гии», когда под «действительным» про-
летарием он разумеет представителя
класса.

!

«То грубый язык отступника, реши-
тельно отрекшегося от всякого идеализ-
ма... то идеальное требование полити-
ческого энтузиаста: такова действитель-
ность Карла Маркса» (81—82).

„nur" **!!

«Довольно странно, что этот радикаль-
ный еврейский доктор всю свою жизнь
знал только одно универсальное сред-
ство для всех нуждающихся в лечении
общественных форм: критику и поли-
тическую борьбу» (56).

* — К сведению. Ред,
** — «только»!! Ред.,



Marx!! „не понял" Гегеля 97 я др.

... Исторический материализм Маркса
есть на деле «не что иное, как патетиче-
ский жест», «в высшей степени рациона-
листическое учение», «в глубочайшей
своей основе идеалистическое рассмо-
трение общества» etc. etc.... (83).

86, 92 и др.)

... «агитаторские мотивы»... (84) (id.
(1 1 5 и др.).

Marx перенял «этот естественнонаучный эмпиризм»
(88), «Маркс натурализирует науку об обществе» (ib.).

... «Его» (Marx'а) «путь не путь мыслителя, а... про-
рока свободы»... И! (94—95).

!!

Социалистическая революция = субъек-
тивная надежда, выдавать ее за „объек-
тивно научное познание" «есть выродив-
шаяся в шарлатанство иллюзия мечта-
теля в состоянии экстаза» (стр. 110).

!!

... «У Маркса... доминировала страстная
воля радикального апостола свободы»...
(111).

inde ira!! *

Marx, «агитаторски подхлестывающий
все инстинкты ненависти»... (115).

«Марксизм... становится этикой аб-
страктно-отрицательного, фанатического
энтузиазма» (как магометанство по Ге-
гелю!)... (120).

... „Фанатический темперамент" Маркса (и его «горя-
чая голова») — вот в чем суть (120).

И т. д. пошлая бляга!

«Без революции социализм не может осуще- ствиться. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в разрушении и распаде. Но там, где начинается его органиче- ская деятельность, где его самоцель выявляет его душу, там социализм отбрасывает политиче- скую оболочку».

Откуда эта цитата? автор не указал.

NB

* — отсюда гнев!! Ред.


— Приведя эту цитату, без указания источника,
Пленге продолжает: ««Политической оболочкой», кото-
рая отпадает, является, конечно, весь марксизм» (129).




Как Пленге находит „противоречия": Магх-де писал в „Rheinische Zeitung" 202: ««Тот же самый дух, который строит железные дороги руками промышленности, строит философские системы в мозгу философа» (стр. 143). А затем эти сред- ства производства эмансипируются от духа, ко- торый их создал, и со своей стороны суверенно определяют дух».

 


Образец критики Mehrwertstheorie * у Пленге:

«Своим грубым преувеличением она с наи-
большей разжигающей ясностью подчеркивает
тот жестокий факт капитализма, что стремление
к прибыли понижает заработную плату и ухуд-
шает условия труда. Но зато она страдает эле-
ментарной погрешностью удвоения понятий, за-
вуалированного применяемой терминологией»...
(157).
... «В силу агитаторской потребности разжигающая
теория прибавочной стоимости ставится на самое видное
место во всей системе»... (164).

Перл!!

... «Маркс — революционный еврей XIX сто-
летия, который перекроил заимствованное одея-
ние нашей великой философии для своих целей»
(171).
Архипошляк этот Пленге, 0 — цена научная его книжонки.


Написано не позднее июня 1916 г.

Впервые напечатано в 1933 г.
в Ленинском сборнике XXII


Печатается по рукописи


• — теории прибавочной стоимости. Ред.

 

III

ЗАМЕЧАНИЯ И ПОМЕТКИ
НА КНИГАХ





ИОСИФ ДИЦГЕН.
«МЕЛКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ» 203

ШТУТГАРТ, 1903

НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

(«VOLKSSTAAT» 1873)

[2—8] Современный социализм научен. Как естествознание
не выдумывает своих тезисов из головы, а берет их из чувствен-
ного наблюдения над материальной действительностью, точно
так же социалистические и коммунистические учения настоя-
щего не есть проекты, а только признания действительно суще-
ствующих фактов...

Общество, к которому мы стремимся, отличается от факти-
чески существующего только изменениями по форме. Это значит,
что мир будущего так же фактически, материально уже суще-
ствует в нынешнем мире, как птенец уже материально суще-
ствует в яйце. Коммунистический социализм настоящего есть
не столько политическая партия, хотя он уже и до этого зна-
чительно дорос, сколько научная школа...

Как неуклюжие ружья древних были необходимой ступенью
к нынешним усовершенствованным винтовкам разных систем,
точно так же метафизические спекуляции Лейбница, Канта,
Фихте, Гегеля — лишь условия или неизбежные пути для до-
стигнутого, наконец, физического познания, что идея, понятие,
логика или мышление есть не предположение, не предпосылка,
а прежде всего результат материального явления...

Для религии идея есть первопричина — то, что создает и при-
водит в порядок материю. Философия как дочь теологии, есте-
ственно, унаследовала много материнской крови. Только ее исто-
рическое развитие в течение поколений могло дать антирелиги-
озный научный результат, неопровержимо верное познание, что
не мир атрибут духа, но наоборот, что дух, мысль, идея — один
из мног очисленных атрибутов этого материального мира. Гегель
Довел науку если и не до самой вершины, то во всяком случае
До такой высоты, что двое из его учеников, Фейербах и Маркс,
взобрались на нее...


׀ Маркс, основатель научного социализма, добивается самых

великолепных результатов, применяя логический закон при-
роды — признание абсолютной применимости индукции — к на-
укам, которые до сих пор только спекулятивно третировались...
Где речь идет о конкретных явлениях, так сказать, об ося-
заемых вещах, — этот метод материализма давно уже одержал
победу...

Если мы удаляемся в уединение кельи, чтобы в глубоком
созерцании, так сказать, в глубинах нашего мозга, отыскивать
истинный путь, по которому мы завтра думаем шествовать, то
при этом следует принять во внимание, что подобное напряже-
ние мысли только потому может иметь успех, что мы уже раньше,
быть может даже бессознательно, при помощи памяти, перенесли
из мира в келью наш опыт и наши переживания.

В этом, собственно, и состоит весь курьез философской спе-
куляции, пли дедукции: она предполагает возможность позн а-
ния без материальной основы из глубин мозга, тогда как на
самом деле она есть только бессознательная индукция — мышле-
ние и доказательства на материальной, но неопределенной,
а потому и путаной основе.

С другой стороны индуктивный метод только тем и отли-
чается, что он дедуцирует сознательно. Законы естествознания
суть дедукции, которые человеческий мозг извлек из эмпириче-
ского материала. Спиритуалисту нужен материал, а материалисту
необ ходим дух..,

«Мы, — говорит Фридрих Энгельс, — изображаем дей-
ствительность, как она есть. Прудон предъявляет совре-
менному обществу требование преобразоваться не в соот-
ветствии с законами своего собственного экономического
развития, а согласно предписаниям справедливости» 204.
Прудон выступает здесь как типичный представитель об-
щего антинаучного педантизма.

Современный социализм стоит бесконечно выше, уже
благодаря своему философскому происхождению. Теоре-
тически единодушная, твердая и сплоченная эта школа
противостоит безграничной разобщенности своих поли-
тических противников, которые пестрят бесконечными
оттенками от левых до правых. То, что религиозная вера
имеет в догме — твердую заданную основу, наука индук-
тивного социализма имеет в материальных фактах, тогда как политическое кредо либерализма так же своенравно,
как идеальные понятия, как идеи вечной «справед-
ливости» или «свободы», на которые он якобы опи-
рается...

Признавая материальные интересы господствующими
в мире, мы тем самым не отрицаем интересов чувства,


пуха, искусства, науки и прочих идеалов. Речь идет не об
устраненн ой уже противоположности между идеалистами
и материалпстами, а о ее высшем единс тве...

— Тут христианство пытается возразить, заверяя, что
при самых разнообразных условиях производства оно
проповедовало свою неизменную истину. Если оно таким
образом хоч ет доказать независимость духа от материи,
философии от экономики, то оно совершенно забывает
о том, как часто оно меняло свой плащ...

[10-11] Конечно, единичная личность может возвы-
ситься над своим классовым сознанием и отдать должное
общему интересу. Сийес и Мирабо хотя и принадлежали
к первому сословию, все же защищали интересы третьего
сословия. Но эти исключения только подтверждают ин-
дуктивное правило, что как в естествознании, так и в по-
литике материальное есть предпосылка духовного.

Сделать гегелевскую систему исходной точкой мате-
риалистического метода могло бы, конечно, показаться

противоречивым, потому что, как известно, «идея» зани-
мает в ней еще более выдающееся место, чем в какой бы
то ни было другой спекулятивной системе. Но гегелевская
идея хочет и должна реализовать себя — она, следова-
тельно, замаскированный материалист. И наоборот, дей-
ствительность является там под маской идеи или логиче-
ского понятия...

Индуктивный метод выводит из материального факта
идеальное заключение. Родство его с социалистическим
взглядом, который ставит идеальное представление в зави-
симость от физической потребности, политическую партий-
ность — от материальных отношений производства, просто
поразительно. Этот научный путь соответствует и потреб-
ностям масс, для которых речь идет прежде всего о мате-
риальном существовании, тогда как господствующий класс
настаивает на дедуктивном принципе, на антинаучном
предубеждении, что духовное развитие, воспитание и об-
разование должны предшествовать материальному раз-
решению социального вопроса.


NB


 



 



РЕЛИГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

ШЕСТЬ ПРОПОВЕДЕЙ

(«VOLKSSTAAT» 1870—1875)

[12—17] Любезные сограждане! Принципы социал-демокра-
тии содержат в себе материал для новой религии, которая, в от-
личие от прежних религий, желает быть постигнута и понята
не только чувством и сердцем, но и умом...

«Бог», т. е. Добро, Красота, Святыня, станет человеком,
снизойдет с небес на землю, но не как в старину, с помощью чуда,
а естественным, земным путем...

До сих пор религия была делом пролетариата. Теперь же,
наоборот, дело пролетариата начинает становиться религиозным,
т. е. таким, что оно захватывает верующих всем сердцем, всей
душой, всеми чувствами и помыслами...

Наши противники — книжники и фарисеи старого завета —
приходят и уходят вместе с догмами своей веры; они не способны
к действительному освобождению, они бесповоротно осуждены.
Тот же, кто стоит на почве науки, подчиняет свое суждение
фактам; он ученик нового евангелия. Противоречие между верой
и знанием, между старым и новым заветом существует не только
с времен социал-демократии...

«Даже в цепях рожденный — свободен человек». Ну, нет!
В цепях рождается человек, но свободу он должен себе завоевать.
Самые тяжелые цепи, самое сильное ярмо наложила на него
природа. Против ее невзгод человек борется с начала дней своих.
Он должен отвоевать у нее одежду и пищу. С плетью потребно-
стей стоит природа за его плечами, и ее милостью и немилостью
создается и рушится все его величие. И только потому религия
могла получить такое влияние, что она обещала освобождение
от этого рабства...

Религия культивировалась и освящалась с таких давних
времен, что даже те, кто давно отказался от веры в некоего
персонифицированного бога, некоего верховного хранителя рода
человеческого, все же не желают оставаться без религии. В угоду



 
 

этим консерваторам оставим старое название за новой сущностью.

Это не только уступка, которую мы делаем предрассудку для
того, чтобы легче побороть его, но название, оправданное самой
сущностью. Религии не более и не менее различаются между
собой, чем все они, вместе взятые, отличаются от антире-
лигиозной демократии. Все они имеют одно общее стремление —
освободить страждущее человечество от его земных печалей,
привести его к пониманию добра, красоты, права, божества.
Да, социал-демократия постольку истинная религия, единая
дарующая блаженство церковь, поскольку она стремится к общей
цели не фантастическими путями, не мольбами, желаниями,
вздохами, а реальным, деятельным, действительным и истинным
путем, путем общественной организации физического и умствен-
ного труда...

Речь идет об освобождении рода человеческого в самом по-
длинном значении этого слова. Если вообще есть что-нибудь
святое, то здесь перед нами — святая святых. Это не фетиш,
не ковчег завета, не святилище и не чудовище, но настоящее,
осязаемое благо всего цивилизованного человечества. Это благо,

или святыня, не выдумано, не явилось откровением, оно выросло
из накопившегося труда истории. Как из грязи мастерской, из
затраченного материала и пота рабочего создается, сверкая и
блистая великолепием, новый продукт, так из тьмы варварства,
из рабства народа, невежества, суеверия и нищеты, из плоти и
крови людской, сверкая и сияя светом познания и науки, выросло
богатство настоящего. Это-то богатство и составляет прочный
фундамент для социал-демократической надежды.
Наша надежда
на избавление построена не на мистическом идеале, а на проч-
ном материальном основании...

Что дает народу право не только верить в освобождение от
тысячелетних мучений, но и видеть его, деятельно стремиться
к нему — это феноменальная продуктивная сила, удивительная
производительная способность его труда...

[19] Справедливо, что человек и ныне еще находится в зави-
симости от природы. Не все еще препятствия преодолены. Куль-
туре все еще остается много дела, можно даже сказать, что ее
задачи беспредельны. Но в известной мере мы уже господа по-
ложения: мы знаем оружие, которым можно победить, мы знаем
метод обращения дикого зверя в полезное домашнее животное.
От молитвы и долготерпения мы перешли к мышлению и созида-
нию...

[21—22] Конечно, все еще открываются новые заводы и пол-
ным ходом работают существующие, конечно, все еще строятся
железные дороги, возделывается земля, открываются пароход-
ные линии, каналы, новые рынки сбыта. Истина скрывается
еще под личиной своей противоположности. Волк рядится в овечью



шкуру. Но тот, кто имеет глаза, чтобы видеть, тот замечает
общую тенденцию, несмотря на отдельные противоречия, тот ви-
дит перепроизводство, видит перебои в работе промышленности,
несмотря на все еще дымящиеся трубы. Что не идет тем темпом,
каким оно по своей природе должно идти, то хромает. И кто мог
бы отрицать, что налицо есть потребность и сила удвоить, ут-
роить, удесятерить производство? Пусть тут и там улучшается
земледелие, совершенствуется какая-нибудь машинка, но в об-
щем и целом развитие останавливается перед проблемой по-
требления...

О, вы, близорукие и бессердечные, вы, которые
не можете отказаться от своей причуды — размерен-
ного, органического прогресса! Разве вы не видите,
что все ваши либеральные затеи превращаются в ни-
чтожные пустячки, потому что на очереди стоит вели-
кое дело социального освобождения? Разве не можете
вы понять, что миру должна предшествовать борьба,
созиданию — разрушение, планомерной организации —
хаотическое нагромождение вещей, буре — затишье и
общей разрядке — буря? Ни освобождение различных
народов, ни эмансипация женщины, ни переустройство
школы и системы воспитания, ни уменьшение налогов
и армий, ни одно из требований времени не может
быть выполнено раньше, чем падут цепи, которые
приковывают рабочего к бедности, невзгодам, нищете.
История остановилась, потому что она собирается
с силами перед большой катастрофой...

II


[23—28] Мы нашли в социал-демократическом движении
новую форму религии постольку, поскольку она имеет с рели-
гией одну общую цель — освободить род человеческий от нищеты,
с которой, беспомощный, он должен был начать борьбу за свое
существование в мире невзгод...

Религия культивировала дух. Но какой смысл могла бы иметь
подобная культура, если бы она не служила тому, чтобы посред-
ством духа
культивировать реальный мир — материю?! Я от-
лично знаю, любезные мои слушатели, что христианство отри-
ца ет этот единственный, истинный, земной смысл своего суще-
ствования; я хорошо знаю, что оно утверждает, будто его цар-
ствие не от мира сего и что его задача в спасении нашей
бессмертной души. Но мы также хорошо знаем, что не всегда
достигаешь, чего хочешь, и действительно делаешь не всегда то,



что предполагаешь. Мы понимаем разницу между тем, кто мы
на самом деле, и тем, кем мы хотим казаться. И особенно матери-
алист-демократ привык к тому, чтобы оценивать людей не по

осколкам их собственных мыслей, а по тому, что они на самом
деле представляют собой в реальной действительности. Дейст-
вительной и осуществленной цель религии становится только
через посредство материальной культуры, культуры материи.
Труд назвали мы спасителем и освободителем рода человече-
ского. Наука и ремесло, умственная и физическая деятельность —
только два различных воплощения одной и той же сущности.

Наука и ремесло, как бог-отец и бог-сын, только два образа
одного целого. Я назвал бы эту истину кардинальной догмой
демократической церкви, если демократию можно вообще на-
звать церковью, а разумное познание — догмами. Наука до
тех пор была пустой спекуляцией, пока она не дошла до созна-
ния, что для мышления, изучения, понимания необходим веще-
ственный
объект, осязаемый предмет...

Наука дедов носила в большинстве случаев умозрительный
характер, т. е. они пытались ее создать одним только мышлением
без содействия чувственной действительности, без помощи на-
копленного опыта...




Взаимное проникновение этих двух форм труда в течение сто-
летий привело, наконец, человечество к тому месту, на котором
заложен отныне фундамент храма демократии. Он заключается
в мощи нашего материального производства, в современной про-
изводительной силе промышленности. Но не будем подразуме-
вать при этом только одну духовную силу. Накопившиеся путем
исторического развития до нашего времени результаты труда
состоят не только в духовных или научных приобретениях,
не только в одном умении, но еще больше в наличности матери-
ального богатства, поскольку это последнее является необходи-
мым орудием современного труда...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...