Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы




ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Методические указания для студентов очной формы обучения

 

Составители:

О.А. Жученко

О.В. Кубашева

С.В. Чирков

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

УДК 159.9+37(078)

ББК 88+74я73-9

П 86

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «25» июня 2013 г.

 

Рецензенты:

О.Г. Долговых — канд. пед. наук, доцент кафедры ЭТСХП

С.Н. Уваров — канд. ист. наук, доцент, зав. кафедры отечественной истории, социологии и политологии

 

 

Составители:

О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии

О.В. Кубашева – старший преподаватель кафедры философии

С.В. Чирков – канд. пед. наук, доцент кафедры философии

 

П 86 Психология и педагогика: методические указания для студентов очной формы обучения / Сост. О.А. Жученко, О.В. Кубашева, С.В. Чирков. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 46 с.

 

Методические указания составлены на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология и педагогика».

Указания содержат методические рекомендации для студентов, список литературы для подготовки к семинарским занятиям, тематику лекционных и семинарских занятий, темы для докладов и творческих проектов, задачи и практические задания, вопросы к зачету, словарь основных терминов, балльно-рейтинговую систему оценки компетенций студентов.

Методические указания рекомендованы для студентов очной формы обучения направлений подготовки бакалавра.

 

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

© Жученко О.А., сост., 2013

© Кубашева О.В., сост., 2013

© Чирков С.В., сост., 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................. 8

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.......................................................... 13

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 14

ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ...................................................... 34

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ...................................................................................... 44

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 45


 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Психология и педагогика» является важным элементом в подготовке бакалавров.

Изучение психологии способствует приобретению навыков самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в производственной и социальной сфере, а именно: правильно организовывать коммуникацию, используя полученные компетенции как в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя, так и в личной жизни.

Актуальность изучения «Психологии и педагогики» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии, получения знаний и применения на практике методов воспитания и обучения вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом.

Цель изучения данной дисциплины:

· формирование компетенций в области психологии и педагогики, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной деятельности,

· повышение общей и психолого-педагогической культуры,

· повышение мотивации в изучении указанных наук,

· вырабатывание навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности.

При изучении психологии и педагогики необходимо решить задачи:

- сформировать компетенции личностного самосовершенствования;

- овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;

- развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности;

- ознакомить с основными научными школами психологии и педагогики;

- научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии;

- усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, контроля его результатов;

- усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- сформировать навыки подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- повысить мотивацию студентов к изучению психологии и педагогики за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов.

Психологическая культура и педагогическая компетентность студентов, сформированная на лекционных и практических занятиях, является составной частью в структуре их профессиональной компетентности.

В процессе обучения студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

Ø ОК-1: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и культурном развитии;

Ø ОК-5: владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

Ø ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

Ø ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

Ø ОК-12: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Ø ОК-13: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· место психологии и педагогики в системе научного познания;

· основные категории и понятия психологической науки;

· современные теории личности;

· основы социальной психологии: психологию межличностных отношений, психологию средних и малых групп;

· общее и индивидуальное в психике человека;

· основы теории мотивации;

· систему образования в России и мире;

· основные принципы и методы воспитания;

· виды и формы обучения.

Студент должен уметь:

· применять знания на практике;

· учитывать в деятельности индивидуально-психологические особенности личности;

· поддерживать психическое здоровье;

· развивать познавательные процессы;

· анализировать внутренний мир, критически относиться к себе, развивать достоинства и устранять недостатки;

· устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения;

· разрешать конфликтные ситуации в трудовом коллективе и семье;

· управлять собственной мотивацией.

Студент должен владеть:

· понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук;

· навыками развития познавательных процессов;

· навыками самоанализа и самопознания;

· механизмами рефлексии и интерпретации собственного психического состояния;

· техникой и приемами общения;

· навыками самовоспитания и самообучения;

· способами саморегуляции.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:

· Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю.

· Перед лекцией прочитать соответствующую часть данных указаний, продумать вопросы, которые Вас интересуют.

· После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги и выделив соответствующие Интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересующий Вас раздел для чтения и изучения.

· Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.

· Усвоить основные закономерности развития личности.

· При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.

· Принимать активное участие в семинарских занятиях, для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной деятельности в условиях коллективного труда.

· Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.

· Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.

· Подготовиться к сдаче зачета по выделенным в указаниях вопросам и литературе.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2008. — 301 с.

2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 294 с.

3. Волкова, А. И. Психология общения: учеб. пособие / А. И. Волкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 441 с.

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 351 с.

5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. — М.: Проспект, 2009. — 437 с.

6. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. — 689 с.

7. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 603 с.

8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. — М.: Проспект, 2008. — 397 с.

9. Краснов, А.Н. Общая психология: учеб. пособие / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 382 с.

10. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации / Л. М. Крыжановская. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2009. — 194 с.

11. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 254 с.

12. Лучинин, А.С. История психологии: учеб. пособие / А.С. Лучинин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 401 с.

13. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2009. — 459 с.

14. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с.

15. Общая психология: учебное пособие / сост. Е. И. Рогов. – Ростов н/Д.: МарТ, 2008. — 550 с.

16. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2010. — 714 с.

17. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — М.: ЭКСМО, 2008. — 223 с.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с.

19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л. Д. Столяренко. — Изд. 10-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 686 с.

20. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. — М.: Питер, 2012. — 591 с.

21. Тихомиров, О.К. Психология: учеб. для вузов / О.К. Тихомиров. — М.: Высш. образование, 2009. — 538 с.

22. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие / К. Г. Юнг. — М.: Флинта: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Прогресс, 2010. — 330 с.

Дополнительная литература

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 811 с.

3. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — М.: Либроком, 2010. — 368 с.

4. Зимбардо, Ф. Д. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться / Ф.Д. Зимбардо. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.

5. Козлов, Н.И. Книга для тех, кому нравится жить. Психология личностного роста / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2009. — 346 с.

6. Крюкова, М. А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие / М.А. Крюкова. — М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 63 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

8. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 322 с.

9. Пиз, А. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с.

10. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. Реана А.А. — М.: АСТ, 2010. — 661 с.

11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.

12. Шрайнер, К. Как снять стресс: 30 способов улучшить самочувствие за 3 минуты / К. Шрайнер. – М.: Прогресс, Университет, 1993. – 282 с.

Периодическая литература

1. Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология.

2. Вопросы психологии.

3. Высшее образование в России.

4. Психологический журнал.

Интернет-ресурсы

· Тесты по психологии и педагогике: учебно-методическое пособие / Сост. О.А. Жученко. - Ижевск: ИжГСХА, 2009. – 56 с.

· www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко)

· www.azps.ru

· www.fictionbook.ru

· http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· www.koob.ru

· www.psychology.net.ru

· www.tdu.ru

· www.univertv.ru

 

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Модуль 1. Введение в психологию

1. Психология как наука.

Модуль 2. Психология личности

2. Введение в психологию личности.

3. Психические свойства.

4. Эмоционально-волевые процессы и состояния.

5. Особенности психических познавательных процессов.

Модуль 3. Социальная психология

6. Психология общения.

7. Психология малых групп.

Модуль 4. Основы педагогики

8. Педагогика как наука.

9. Обучение и воспитание: принципы и методы.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...