Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Методические указания для студентов очной формы обучения
Составители: О.А. Жученко О.В. Кубашева С.В. Чирков
Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 159.9+37(078) ББК 88+74я73-9 П 86
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «25» июня 2013 г.
Рецензенты: О.Г. Долговых — канд. пед. наук, доцент кафедры ЭТСХП С.Н. Уваров — канд. ист. наук, доцент, зав. кафедры отечественной истории, социологии и политологии
Составители: О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии О.В. Кубашева – старший преподаватель кафедры философии С.В. Чирков – канд. пед. наук, доцент кафедры философии
П 86 Психология и педагогика: методические указания для студентов очной формы обучения / Сост. О.А. Жученко, О.В. Кубашева, С.В. Чирков. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 46 с.
Методические указания составлены на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология и педагогика». Указания содержат методические рекомендации для студентов, список литературы для подготовки к семинарским занятиям, тематику лекционных и семинарских занятий, темы для докладов и творческих проектов, задачи и практические задания, вопросы к зачету, словарь основных терминов, балльно-рейтинговую систему оценки компетенций студентов. Методические указания рекомендованы для студентов очной формы обучения направлений подготовки бакалавра.
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013 © Жученко О.А., сост., 2013 © Кубашева О.В., сост., 2013 © Чирков С.В., сост., 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................. 8 ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.......................................................... 13 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 14 ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ...................................................... 34 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ...................................................................................... 44 ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 45
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Психология и педагогика» является важным элементом в подготовке бакалавров. Изучение психологии способствует приобретению навыков самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в производственной и социальной сфере, а именно: правильно организовывать коммуникацию, используя полученные компетенции как в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя, так и в личной жизни. Актуальность изучения «Психологии и педагогики» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии, получения знаний и применения на практике методов воспитания и обучения вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом. Цель изучения данной дисциплины: · формирование компетенций в области психологии и педагогики, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной деятельности, · повышение общей и психолого-педагогической культуры, · повышение мотивации в изучении указанных наук,
· вырабатывание навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности. При изучении психологии и педагогики необходимо решить задачи: - сформировать компетенции личностного самосовершенствования; - овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития; - развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности; - ознакомить с основными научными школами психологии и педагогики; - научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии; - усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, контроля его результатов; - усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом; - сформировать навыки подготовки и проведения основных видов учебных занятий; - повысить мотивацию студентов к изучению психологии и педагогики за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов. Психологическая культура и педагогическая компетентность студентов, сформированная на лекционных и практических занятиях, является составной частью в структуре их профессиональной компетентности. В процессе обучения студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями: Ø ОК-1: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и культурном развитии; Ø ОК-5: владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; Ø ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; Ø ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; Ø ОК-12: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Ø ОК-13: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию. В результате изучения дисциплины студент должен знать: · место психологии и педагогики в системе научного познания; · основные категории и понятия психологической науки; · современные теории личности; · основы социальной психологии: психологию межличностных отношений, психологию средних и малых групп; · общее и индивидуальное в психике человека; · основы теории мотивации; · систему образования в России и мире; · основные принципы и методы воспитания; · виды и формы обучения. Студент должен уметь: · применять знания на практике; · учитывать в деятельности индивидуально-психологические особенности личности; · поддерживать психическое здоровье; · развивать познавательные процессы; · анализировать внутренний мир, критически относиться к себе, развивать достоинства и устранять недостатки; · устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения; · разрешать конфликтные ситуации в трудовом коллективе и семье; · управлять собственной мотивацией. Студент должен владеть: · понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук; · навыками развития познавательных процессов; · навыками самоанализа и самопознания; · механизмами рефлексии и интерпретации собственного психического состояния; · техникой и приемами общения; · навыками самовоспитания и самообучения; · способами саморегуляции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется: · Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю. · Перед лекцией прочитать соответствующую часть данных указаний, продумать вопросы, которые Вас интересуют.
· После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги и выделив соответствующие Интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересующий Вас раздел для чтения и изучения. · Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов. · Усвоить основные закономерности развития личности. · При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами. · Принимать активное участие в семинарских занятиях, для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной деятельности в условиях коллективного труда. · Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих. · Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне. · Подготовиться к сдаче зачета по выделенным в указаниях вопросам и литературе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2008. — 301 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 294 с. 3. Волкова, А. И. Психология общения: учеб. пособие / А. И. Волкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 441 с. 4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 351 с. 5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. — М.: Проспект, 2009. — 437 с. 6. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. — 689 с. 7. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 603 с. 8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. — М.: Проспект, 2008. — 397 с. 9. Краснов, А.Н. Общая психология: учеб. пособие / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 382 с. 10. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации / Л. М. Крыжановская. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2009. — 194 с. 11. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 254 с. 12. Лучинин, А.С. История психологии: учеб. пособие / А.С. Лучинин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 401 с. 13. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2009. — 459 с.
14. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с. 15. Общая психология: учебное пособие / сост. Е. И. Рогов. – Ростов н/Д.: МарТ, 2008. — 550 с. 16. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2010. — 714 с. 17. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — М.: ЭКСМО, 2008. — 223 с. 18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с. 19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л. Д. Столяренко. — Изд. 10-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 686 с. 20. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. — М.: Питер, 2012. — 591 с. 21. Тихомиров, О.К. Психология: учеб. для вузов / О.К. Тихомиров. — М.: Высш. образование, 2009. — 538 с. 22. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие / К. Г. Юнг. — М.: Флинта: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Прогресс, 2010. — 330 с. Дополнительная литература 1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. 2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 811 с. 3. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — М.: Либроком, 2010. — 368 с. 4. Зимбардо, Ф. Д. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться / Ф.Д. Зимбардо. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с. 5. Козлов, Н.И. Книга для тех, кому нравится жить. Психология личностного роста / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2009. — 346 с. 6. Крюкова, М. А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие / М.А. Крюкова. — М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 63 с. 7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с. 8. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 322 с. 9. Пиз, А. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с. 10. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. Реана А.А. — М.: АСТ, 2010. — 661 с. 11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с. 12. Шрайнер, К. Как снять стресс: 30 способов улучшить самочувствие за 3 минуты / К. Шрайнер. – М.: Прогресс, Университет, 1993. – 282 с. Периодическая литература 1. Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2. Вопросы психологии. 3. Высшее образование в России. 4. Психологический журнал. Интернет-ресурсы · Тесты по психологии и педагогике: учебно-методическое пособие / Сост. О.А. Жученко. - Ижевск: ИжГСХА, 2009. – 56 с. · www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко) · www.azps.ru · www.fictionbook.ru · http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА) · http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА) · www.koob.ru · www.psychology.net.ru · www.tdu.ru · www.univertv.ru
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Модуль 1. Введение в психологию 1. Психология как наука. Модуль 2. Психология личности 2. Введение в психологию личности. 3. Психические свойства. 4. Эмоционально-волевые процессы и состояния. 5. Особенности психических познавательных процессов. Модуль 3. Социальная психология 6. Психология общения. 7. Психология малых групп. Модуль 4. Основы педагогики 8. Педагогика как наука. 9. Обучение и воспитание: принципы и методы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|