Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы докладов и творческих проектов




1. Личность, ее структура, формирование и развитие.

2. Я — концепция личности.

3. Современные теории личности.

4. Мотивация деятельности личности.

5. Профессиональная мотивация.

6. Потребности и их виды.

7. Теория деятельности в трудах отечественных психологов.

8. Психическое здоровье человека.

9. Социальная зрелость личности.

 

ТЕМА 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

1. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

2. Характер. Формирование характера. Типология характера.

3. Способности: понятие, классификация, развитие.

4. Понятие о направленности. Роль направленности в формировании личности студента как будущего руководителя АПК.

Основные термины и понятия: высшая нервная деятельность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, экстраверт, интроверт, задатки, одаренность, талант, гениальность, направленность.

Персоналии: Г. Айзенк, Гиппократ, В.Н. Дружинин, К. Леонгардт, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.М. Русалов, Е.А. Сергиенко, Я. Стреляу, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, Г. Шмишек.

Словарь основных терминов

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.

ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки к развитию способностей.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся слабым, неуравновешенным типом нервной системы.

Направленность личности – психическое свойство личности, определяемое мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражающееся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, стремлениях к активной деятельности для их достижения.

ОДАРЕННОСТЬ — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия формирования у него определенных психических функций и видов деятельности.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

ТАЛАНТ— высокая степень одаренности, обеспечивающая достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамические характеристики психической деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

ФЛЕГМАТИК – тип темперамента человека, характеризующийся сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.

Характер – совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на жизненные обстоятельства.

Холерик – тип темперамента, характеризующийся сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы.

ЭКСТРАВЕРСИЯ— обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Темы докладов и творческих проектов

1. Темперамент, его типы и влияние на особенности развития личности.

2. Формирование характера.

3. Акцентуации характера.

4. Способности, их виды, условия формирования и развития.

 

ТЕМА 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

1. Эмоции и чувства. Виды эмоциональных переживаний: стресс, аффект, настроение, страсть, фрустрация.

2. Воля и ее взаимосвязь с другими психическими процессами. Формирование волевых качеств.

Основные термины и понятия: эмоции, чувства, настроение, стресс, аффект, фрустрация, волевое действие, волевое качество.

Персоналии: В.А. Бодров, Ф. Василюк, Б.И. Додонов, К. Изард, Л.А. Китаев-Смык, С.Л. Рубинштейн, Г. Селье, П.В. Симонов.

Словарь основных терминов

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

ВОЛЯ— психический процесс человека, проявляющийся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

СТРАСТЬ— сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

ЭМОЦИИ— элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Темы докладов и творческих проектов

1. Эмоции и чувства, их функции, виды и развитие у человека.

2. Воля, ее основные качества и значение в деятельности человека.

3. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.

4. Способы саморегуляции.

5. Стресс и способы его преодоления.

 

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Ощущение и восприятие: общие и отличительные черты, виды и свойства.

2. Внимание, его виды и свойства.

3. Виды, процессы и закономерности памяти. Мнемотехнические приемы.

4. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Интеллект.

5. Речь – инструмент мышления. Ее виды и характеристики.

6. Воображение и творческое мышление. Связь воображения с другими познавательными процессами.

Основные термины и понятия: пороги ощущения, интеллект, коэффициент интеллектуальности, творчество. Ощущения, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воображение: виды и свойства.

Персоналии: Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, К. Левин, Ж. Пиаже, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Г.Т. Фехнер, В. Штерн, Г. Эббингауз.

Словарь основных терминов

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

АДАПТАЦИЯ приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Внимание – психический познавательный процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого на основе имеющихся знаний, представлений, накопленного опыта создаются новые образы, идеи.

Восприятие — психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом. Завершается формированием образа.

ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть способность адаптироваться к окружающей среде.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (IQ) — числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без переработки информации. Мгновенная память действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мышление – процесс опосредствованного отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия, операции или задачи.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

ОЩУЩЕНИЕ— психический познавательный процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений свойств окружающего мира.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании жизненного опыта.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Познавательные психологические процессы– психологические процессы, обеспечивающие познание человеком окружающего мира. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воображение.

Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

РЕЧЬ — психический познавательный процесс обмена мыслями посредством языка.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...