Тема 1. Психология как наука
1. Особенности психологии как науки. Предмет и методы психологии. Житейская и научная психология: отличие и взаимодействие. 2. Основные отрасли психологии. Место психологии в системе научного познания. 3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Психика животных и человека: общие и отличительные черты. 4. Соотношение сознания и бессознательного в психике человека. Основные термины и понятия: психология, психика, объект и предмет психологии, сознание и бессознательное, поведение, эксперимент, анкета, тест, психоанализ, гуманистическая школа, бихевиоризм, онтогенез, филогенез. Персоналии: Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Ф. Скиннер, В. Уотсон, К. Фабри, З. Фрейд, К.Г. Юнг. Словарь основных терминов БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — учение, согласно которому человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая поведение и психологию животных. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психические явления и поведение человека с целью предупреждения, диагностики и лечения разных болезней.
Наблюдение – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике предполагает целенаправленную, систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений. Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика является предметом психологии. ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное З.Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных психических заболеваний. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консультирование, профессиональное обучение и организацию труда. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления со стороны человека различными объектами: государственными организациями, людьми, экономическими и техническими системами и т.п. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности. Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. эксперимент – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике заключается в заранее запланированной деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного или искусственного их развития, функционирования.
Темы докладов и творческих проектов 1. Психика и организм. 2. Основные положения психоанализа. 3. Особенности гуманистической психологии. 4. Основные положения бихевиоризма. 5. Особенности гештальт-психологии. 6. Вклад ученых в развитие психологии как науки. 7. Эволюция психики животных. 8. Особенности проявлений психики животных. 9. Характеристики сознания. 10. Структура бессознательного. 11. Развитие высших психических функций человека.
ТЕМА 2. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ 1. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. 2. Теории личности. 3. Самооценка как центральное образование личности. 4. Потребности и мотивы. Учет мотивации в трудовой деятельности. Основные термины и понятия: индивид, деятельность, личность, индивидуальность, механизмы психологической защиты, психические свойства, процессы, состояния, мотивы, мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация боязни неудачи, потребности, самооценка, Я-реальное, Я-идеальное, интересы, убеждения, мировоззрение, установки, знания, умения, навыки, катарсис, рефлексия. Персоналии: А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, С.А. Будасси, У. Джеймс, Д.Д. Додсон, А.В. Захарова, Э.Ф. Зеер, Р.М. Йеркс, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.А. Реан, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В. Сатир, В.В. Столин, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, И.И. Чеснокова. Словарь основных терминов ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую. ЛИЧНОСТЬ — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. МОТИВ – побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей. МОТИВАЦИЯ — сложное объединение движущих сил поведения: потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Навык – сознательное действие человека, доведенного до автоматизма. ОПЕРАЦИЯ — компонент деятельности, представляющий собой ряд актов, связанных друг с другом определенным образом, направленных на достижение результата. Потребность – объективная нужда в чем-либо, что находится вне организма и необходимо для его функционирования. ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.
РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. САМООЦЕНКА — это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. САМОСОЗНАНИЕ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка). СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – качество личности, проявляющееся в нравственной зрелости, активной жизненной позиции. СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. УМЕНИЕ— способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. УСТАНОВКА— готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|