Функции школьного учебника
•> Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др. ■^ Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета. •» Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся. •* Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета. •» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала. •> Координирующая — привлечение других средств обучения. •о- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п. •» Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок. Требования к учебнику е> Отражает содержание учебного предмета. ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося. т> Отражает логику науки и логику учебного предмета. е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству. ©> Краток, лаконичен, конкретен. ©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся. е> Ясен и четок язык текста и формулировок. ©> Увлекателен, с^элементами проблемности. ©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал. <ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося. ©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.
е> Удобный формат. Содержание компонентов базовой культуры личности Культура личности — уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т. д. Культура жизненного самоопределения Культура жизненного самоопределения — осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки. Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения. Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения — понимание смысла жизни. Смысл личностный — понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Толстой). Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления; «s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию; с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения; с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении; с& сформированные интеллектуальные чувства.
Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцпние, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский) • Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию — пониманию себя как целостной личности.
Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу. Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовного воспитания — формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Содержание духовного воспитания: чувство долга; справедливость; искренность; ответственность и другие качества, способные придать высший смысл делам и мыслям человека. Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл). Интеллектуальная культура личности Интеллектуальная культура — комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием.
Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|