Классификация методов воспитания
(на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания)
Методы формирования сознания личности Методы формирования сознания личности — методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников — пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Методы стимулирования деятельности и поведения Методы стимулирования деятельности и поведения — методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Требование
Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности.
Целесообразность. Принципиальность. Справедливость. Доступность и посильность. Тактичность. Твердость. Доведенность до конца. Гласность. Постоянство. Опора на мнение детского коллектива. Последовательность. Определенность и однозначность.
Поощрение и наказание Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Технология поощрения ♦ Тщательная дозировка и осторожность. ♦ Сравнение ребенка с самим собой. ♦ Учет мотива действия. ♦ Малые меры положительной оценки. ♦ Использование внешних достоинств в целях проявления внутренних. ♦ Использование метода «естественных последствий» (обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержке). Поучения значат много, но поощрение - всё... Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя (И. В. Гёте).
Похвала возвышает душу (М. Ф. Квинтилиан). Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Технология наказания ♦ Редкое применение. ♦ Слабые меры, не наказывать большие группы. ♦ Запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности. ♦ Не серийность: один поступок — одно наказание. ♦ Наказывать на фоне положительной оценки личности. ♦ Не напоминать о наказании, наказан — прощен. ♦ Метод «естественных последствий». ♦ Опоздал с наказанием — не наказывай. Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность. Чем хуже ведёт себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель перед ним и по отношению к нему (М. Станеки-Козвоски). Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание (П. Ф. Лесгафт).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|