Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




1. Бугрова С.С., Панов А.А. Сравнительное правоведение. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы). – М.: РГУП, 2015.

2. Бугрова С.С., Панов А.А. Сравнительное правоведение. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины). – М.: РГУП, 2015.

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, подготовка домашних заданий, подготовка к практическим занятиям и работа на семинарах, подготовка к текущему и итоговому контролю.

Главные методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Сравнительное правоведение»: пользоваться только авторитетными изданиями и официальными интернет-ресурсами, рекомендованными кафедрой международного права и указанными в настоящем УМК.

К классическим источникам в сфере юридической компаративистики относятся работы известных французских ученых-юристов Рене Давида «Основные правовые системы современности» и Раймона Леже «Великие правовые системы современности», двухтомник К. Цвайгерта и Х. Кётца «Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права», учебно-практическое пособие американского ученого К. Осакве «Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части». Кроме того сравнительному правоведению посвящены работы заслуженных российских ученых, докторов юридических наук, профессоров М.Н. Марченко, Ю.А. Тихомирова, А.Х. Саидова и др[1]. Наиболее известными российскими периодическими изданиями, публикующим статьи по сравнительно-правовой проблематике, являются «Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения», «Журнал российского права», содержащий специальную рубрику «Сравнительно-правовые исследования»; журнал «Сравнительное конституционное обозрение».

Качественную информацию для изучения дисциплины можно получить, используя Интернет-ресурсы:

1. www.izak.ru – официальный сайт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

2. www.egcl.org – Electronic journal of comparative law.

3. www.ilpp.ru – сайт Института права и публичной политики, содержит архив журнала «Сравнительное конституционное обозрение».

При самостоятельном выполнении сравнительно-правового исследования студент должен придерживаться определенных методических правил сравнительно-правового анализа:

- правильно выбрать объекты сравнительного анализа (правовые системы отдельных государств, отрасли права, отдельные правовые институты, правовая реальность — процесс развития права в отдельных странах, нормативно-правовые акты, отдельные нормы права, юридическая терминология и т.п.);

- логично поставить цели сравнительного анализа, обусловленные его природой и потребностями субъекта сравнительного правоведения (познавательная — глубокое изучение правовых явлений в различных государствах; информационная — получение точных сведений о качественных моментах зарубежного права и их использование в отечественной практике; аналитическая — обнаружение истоков правовых явлений в различных системах права и выявление тенденции их развития; критическая — анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права);

- верно определить признаки сравниваемых правовых явлений, норм и институтов, а также выявить правообразующие факторы, задачи общества и государства, решение которых обусловило их появление и развитие;

- выявить степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;

- определить и применить критерии оценки сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, норм и институтов;

- сформулировать результаты сравнительно-правового анализа и возможности их использования в развитии отечественного законодательства.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.

Таблица 7

№п.п. Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  История сравнительного правоведения ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Классификация основных правовых систем современности ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Сравнительное правоведение и международное право ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Общая характеристика романо-германской правовой семьи ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Правовая семья общего права ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Смешанные правовые системы ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Религиозные правовые семьи ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Дальневосточные правовые системы ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение
  Семья традиционного права ОК 1-5, ПК 1-15 Доклад, сообщение

Примерные темы докладов по дисциплине:

1. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем».

2. Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридические критерии правовой типологии и классификации.

3. Основные семьи современных правовых систем. Классификация правовых систем.

4. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей.

5. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи.

6. Структура и источники права романо-германской правовой семьи.

7. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи.

8. Французское право – модель французской правовой группы.

9. Право ФРГ – модель германской правовой группы.

10. Правовые системы скандинавских стран.

11. Правовые системы стран Латинской Америки.

12. Тенденции к сближению правовых систем стран романо-германской и англосаксонской правовых семей.

13. Особенности формирования английского общего права и системы его источников. География распространения английского общего права.

14. Значение и место общего права в правовой системе.

15. Источники и система права в странах англо-американской правовой семьи.

16. Судебный прецедент.

17. Соотношение законодательства и судебного правотворчества.

18. Своеобразие основных правовых институтов английского общего права. Основные тенденции в развитии современного английского права.

19. Правовая система США. Формирование и особенности правовой системы США. Федеральное право и право штатов. Источники американского права. Современные тенденции развития американского права.

20. Историческая эволюция мусульманского права.

21. Источники мусульманского права. Доктрина как основной источник мусульманского права.

22. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве.

23. Своеобразие основных институтов и отраслей мусульманского права.

24. Индусское право. Исторические и религиозные корни индусского права.

25. Правовые системы стран Дальнего Востока. Общая характеристика дальневосточного права.

 

Промежуточный контроль:

Зачет, проводится в устной форме (два вопроса)

 

Контрольные задания

1. Используя методологию сравнительного правоведения, сопоставьте судебные системы государств двух или нескольких правовых семей по Вашему выбору. Проанализируйте особенные черты, существенные различия, возможное сходство, причины различий и сходства избранных для исследования судебных систем. Обоснуйте выводы и реферативно изложите результаты.

Примечание: допускается сравнительно-правовой анализ судебных систем государств различных ветвей одной правовой семьи, например, Германии и Франции.

2. Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта.

 

Перечень контрольных вопросов к зачету:

1. Становление сравнительного правоведения. Понятие о юридической географии.

2. Предмет и методы сравнительного правоведения.

3. Критерии классификации правовых систем.

4. История формирования романо-германской правовой семьи.

5. Роль рецепции римского права в формировании романо-германской правовой семьи.

6. Источники романо-германского права.

7. Судебные системы Франции и Германии.

8. Становление англосаксонской правовой семьи.

9. Общее право и право справедливости.

10. Источники права англосаксонского права.

11. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права.

12. Судебная система Великобритании.

13. Особенности права США.

14. Судебная система США.

15. Особенности права Канады и Австралии.

16. Судебные системы Канады и Австралии.

17. История становления мусульманского права. Источники мусульманского права.

18. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах.

19. Иудейское право как религиозная правовая система.

20. Право Китая: история формирования.

21. Право Японии: история и современное состояние.

22. Обычное право современной Африки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...