Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие малого предпринимательства в России

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития. Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2006 годах приведены на рис. 1.

 

Рис. 1 Общее количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ в период с 1999 по 2006 гг.

 

Как видно из приведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Данные по количеству малых предприятий в целом по РФ и по регионам даны в приложении 1. Как видно из приведенной таблицы, число малых предприятий, в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Эти данные приведены в приложении 2. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис.2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

 

Рис.2. Распределение малых предприятий России по отраслям экономики в 2006 г.

Как видно на приведенной диаграмме, практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

Как уже отмечалось выше, с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). Согласно этому закону, субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Законом также предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в областях:

- подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- инноваций и промышленного производства;

- ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...