Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность системы управления




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ....5

1.1 Понятие и сущность системы управления..................................................................5

1.2 Управляющая подсистема в системе управления организацией............................11

1.3 Управляемая подсистема в системе управления организацией..............................15

1.4 Методы исследования систем управления................................................................17

1.5 Оценка эффективности системы управления организацией...................................19

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТОРАНА «РУСЬ» Г. КЕМЕРОВО.....22

2.1 Описание объекта исследования................................................................................22

2.2 Цели, задачи и принципы управления в системе управления ресторана «Русь» г. Кемерово.............................................................................................................................26

2.3 Анализ функциональных подсистем в системе управления ресторана «Русь»....29

2.4 Характеристика методов управления в системе управления рестораном.............33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................................41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В период коренного изменения экономического базиса, расширения масштабов и частоты технологических, организационных и других нововведений, преимущества получают те предприятия, руководство которых способно быстрее критически оценить состояние дел и просчеты, преодолеть многие стереотипы эффективного в прошлом управления и сформировать новое «видение» будущего своих организаций и их персонала. Для понимания и правильного выбора путей дальнейшего развития экономики важное значение имеет изучение составляющих системы управления предприятием. Система управления предприятием в рыночных условиях рассматривается как своеобразный механизм управленческих отношений, который включает в себя прежде всего законы управления, то есть наиболее существенные, повторяющиеся взаимосвязи между элементами системы управления, обеспечивающих ее целостность и действенность, функции и методы управления, то есть конкретные формы и приемы целенаправленного воздействия органов управления на интересы и условия жизнедеятельности участников коллективного труда.

Актуальность темы исследования. Успешное функционирование системы управления предприятием зависит от организационного и экономического механизмов, которые в практической деятельности неотделимы друг от друга и реализуются в форме внутрифирменного управления, управления производством, управления персоналом.

К важнейшим элементам организационного механизма системы
управления на предприятия относятся: цели, принципы, функции, методы,
кадры, техника и технология, информация, структура управления организации и др.

Если в этой системе какой-нибудь элемент окажется малоэффективным, то влияние несовершенства этого элемента будет испытывать вся система управления бизнесом и соответственно будет менее результативной. Поэтому очень важно периодически сверять меру соответствия друг другу элементов системы менеджмента и при необходимости вносить коррективы.

Анализ последних исследований и публикаций. Ученые Адизес И.К., Акофф Р.Л., Бандурин А.В., Басаков М.И., Беседин Н.А., Бурмака М.М., Веснин В.Р., Друкер П., Мескон М., Томпсон А.А. и др. достаточно внимания уделяют теоретическим основам развития системы управления предприятием.

Цель исследования. Целью исследования является определение особенности сущности концепта «система управления предприятием», его целей, задач и свойств.

Задачи исследования:

- исследовать теоретические аспекты системы управления предприятием;

- исследовать показатели деятельности ресторана «Русь» г. Кемерово;

- рассмотреть систему управления рестораном «Русь»;

- предложить мероприятия по совершенствованию системы управления ресторана «Русь»;

Объект исследования - ресторан «Русь» г. Кемерово.

Предмет исследования – система управления организацией.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, сравнение, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения общим объемом 42 страницы, имеет 4 таблицы, 2 рисунка, список использованных источников из 22 наименований.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Понятие и сущность системы управления

 

Управление предприятием является одним из направлений его обычной деятельности и при этом необходимым и обязательным условием, обеспечивающим целостность, синергичность и противоэнтропийность предприятия как производственной системы. Будучи самостоятельным видом деятельности, которое реализуется в рамках обычной деятельности предприятия, управление «накладывается», «пронизывает» остальные направлений его деятельности, обеспечивая тем самым как возможность их непосредственного осуществления, так и совместную согласованность в реализации общей цели деятельности предприятия[1].

Рассматривая «управление предприятием» как экономическую категорию, необходимо четко обозначить его сущность и содержание. Заметим, что экономические категории - это научные абстракции, отражающие существующие экономические отношения, их различные проявления и стороны. «Управление предприятием» как экономическая категория представляет собой логическое обособленное понятие, но характеризует сущность вполне определенного экономического явления.

Анализируя акценты, выделенные в характеристике сущности понятий «управление» и «менеджмент», можно отметить, что в целом нет четкой однозначной грани между этими понятиями даже у тех авторов, которые рассматривают их как самостоятельные категории. Это позволяет использовать в этой работе термин «управление», обозначив такие его грани:

- Управление как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций и теорий, рассматривающих теоретико-методический инструментарий управления как совокупность соответствующих принципов, методов, средств и форм[2];

- Управление как функция - вид профессиональной деятельности, включая планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, которая обеспечивает целенаправленное и рациональное функционирование хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики[3];

- Управление как целенаправленное, информационное воздействие субъекта управления на объекты управления;

- Управление как процесс - совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимосогласованных управленческих действий, элементов административного аппарата предприятия, нацеленных на повышение эффективности производства, максимальное использование потенциала всех производственных ресурсов и реализацию предпринимательского интереса;

- Управление как руководящий орган - совокупность элементов (отдельных исполнителей, групп и подразделений) системы управления, обеспечивающих работу предприятия как единого целого[4].

Сущность управления предприятием заключается в осуществлении целенаправленного, упорядоченного, информационно обоснованного и информационно выраженного управленческого воздействия субъекта управления на объект управления. Субъектом управления является система управления предприятием. Объект управления - единство социальных и технических элементов производства.

Содержание управленческой деятельности характеризуют функции управления[5]:

- Общие - взаимосвязанные универсальные виды управленческой деятельности, аналогичные для всех предприятий, независимо от их специализации и особенностей функционирования (размера, организационно-правовой формы и т.п.), наличия или отсутствия того или иного объекта или процесса в его управляемой подсистеме;

- Конкретные - виды управленческой деятельности, направленные на конкретный объект управления и обусловленные отраслевой спецификой предприятия.

К общим функциям управления относятся планирование, организация, координация, мотивация и контроль, содержание и взаимосвязь которых широко раскрыты в отечественной и зарубежной экономической литературе. Следует отметить, что управление осуществляется не вообще, а конкретными элементами предприятия и процессами, которые там происходят. Общие функции управления с абстрактного вида трансформируются в конкретный только через управление определенными объектами (элементами, процессами).

Конкретные функции можно классифицировать[6]:

- По процессами управления (функции управления основным, вспомогательным и обслуживающим производством, технической подготовкой, материально-техническим обеспечением, капитальным строительством и т.д.);

- По структурным подразделениям управления (функции управления корпусом, цехом, участком, бригадой, отделом, бюро, сектором и т.д.);

- По направлениям деятельности предприятия (функции управления маркетинговой, производственной, снабженческой, сбытовой, инновационной, инвестиционной, финансовой деятельностью)

- По элементам производственно-хозяйственной деятельности (функции управления персоналом, капиталом, инновациями, инвестициями и т.п.);

- По экономическим категориям (функции управления производительностью труда, качеством продукции, себестоимостью продукции, финансовыми результатами, хозяйственными рисками и т.д.) и другим признакам.

Конкретные функции управления предприятием определяются такими его особенностями, как вид предпринимательской деятельности, тип производства, специализация, сложность производства, размер и т.д. Выделение конкретных функций управления является механизмом, с помощью которого обеспечивается формирование организационной и производственной структуры предприятия, устанавливаются взаимосвязи и отношения между его подразделениями.

Вместе с тем каждая конкретная функция комплексная по содержанию и включает все общие функции. Это означает, что реализация общих функций осуществляется благодаря применению конкретных функций управления и наоборот. Выполнение функций управления осуществляется в процессе управления, является последовательностью действий при целенаправленном действии аппарата управления на объект управления и предполагает принятие и реализацию управленческих решений.

С позиций практической деятельности процесс управления - это совокупность последовательных, циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском (разработкой и принятием) решений для их решения и организацией выполнения принятых управленческих решений.

Содержание управленческой деятельности заключается в выделении, обработке и реализации общих и конкретных функций, опирающихся на соответствующие рациональные принципы управления предприятием, учитывающих современные научные наработки, управленческую практику и отраслевую специфику предприятий.

Понятие «система» нашло отражение в работах, посвященных управлению развитием предприятия, системному анализу в управлении, выходу из кризиса и другим проблемам[7].

Так, в исследованиях[8] подчеркивается неэффективность современной системы обмена и распределения, отмечается необходимость в изменении общественных систем, внедрении новой теории развития общественных систем. В работе[9] авторы выделяют различное содержание общего понятия «система» (онтологический, гносеологический, современный).

Система управления предприятием, которая охватывает все сферы деятельности (производство, сбыт, инвестиции, кредитование и т.п.) и включает такие важные составляющие функционирования предприятия как обеспеченность ресурсами, влияние внешней среды, конкурентоспособность, инновационность развития, характеризуется, по мнению автора данного исследования, такими основными понятиями как элемент, подсистема, структура.

Анализ существующих подходов к системе управления позволяет сформировать ее общее определение: система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование предприятия. Целью функционирования системы управления является выработка и реализация управленческих воздействий или решений для формирования необходимого поведения управляемой системы (или объекта управления) в условиях различных воздействий окружающей среды для достижения сформулированных целей. Система управления базируется на следующих составляющих: информационной поддержке процессов разработки и реализации решений; системе активизации персонала. Оптимизация данных составляющих и является основным направлением совершенствования системы управления. Эти составляющие очень важны, но фиксируют некоторый этап состояния системы управления и отражают лишь часть современной системы управления, которая должна включать элементы развития, в том числе методологическую (управленческую) поддержку при разработке и реализации решений.

Подсистема как часть системы состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, представляет собой определенную целостность при выполнении функций, в рамках которой решаются конкретные цели

управления для достижения общей цели управлении системой.

В системе управления можно выделить следующие подсистемы[10]:

- совокупность видов деятельности;

- функции управления;

- задачи управления;

- ресурсная база;

- потенциальные возможности;

- реагирование на изменения.

Элемент - это часть системы, которая неотделима от нее. Элементами в системе управления в зависимости от первоочередности решения задач управления с каждой из выделенных подсистем следует считать[11]:

- конкретные виды деятельности (Операционная, финансовая, инвестиционная);

- учет, анализ, планирование, контроль;

- увеличение части рынка сбыта, повышение качества продукции, снижение затрат на производство продукции;

- конкретные виды ресурсов (материальные, технические, трудовые, технологические и т.д.);

- возможности для реализации инвестиционных, инновационных проектов, сильные и слабые стороны развития;

- отраслевое состояние, макроэкономическое состояние, состояние на

ведущих рынках.

Система управления представляет собой определенную структуру:

общая система управления состоит из подсистем управления, включающих в себя элементы системы управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...