Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности




Глава 4

ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлени­ям: повышенная двигательная активность, дефицит внима­ния и гиперактивность.

Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. раз­работана Международная классификация болезней (МКБ-10) и диагностические критерии ряда состояний. Раздел F8 «Нарушения психического развития» содержит рубрики: F80 — расстройства развития речи, F81 — расстройства раз­вития школьных навыков, F82 — расстройства развития школьных функций (диспраксия развития). Раздел F9 содер­жит рубрики: F90 — гиперактивность с дефицитом внима­ния, F91 — нарушения поведения.

Кроме того, Американской психиатрической ассоциа­цией также разработаны критерии постановки диагноза СДВГ. Согласно принципам классификации DSM-IV, опубликованным в 1994 г., выделяются три основные фор­мы синдрома: синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью (СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гипер­активностью с преимущественным нарушением внимания (СДВГ/В) и синдром дефицита внимания с преобладани­ем гиперактивности и импульсивности (СДВГ/Г).

При диагностике следует помнить, что всем детям свой­ственна более высокая по сравнению с взрослыми двига­тельная активность. Внимание у детей становится относи­тельно устойчивым к 4—5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слабораз­витое распределение внимания. У младших школьников объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Пол­ное внимание на уроке и при обследовании дети могут со­хранять не более 12—15 минут. Кроме того, следует по-


мнить, что процесс созревания лобных структур в онтоге­незе продолжается до 12—15 лет. Также следует иметь в виду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне за­держки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза не­обходимо прослеживание симптомов СДВГ на протяжении 6 месяцев. Симптомы должны проявляться до 8 лет и со­провождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач. Психологической и ней-ропсихологической коррекцией могут заниматься соответ­ствующие специалисты.

Принцип синдромного анализа А. Р. Лурия предпола­гает использование комплекса разнообразных психодиаг­ностических методик для диагностики нарушений высших психических функций. К таковым можно отнести нейро-психологические методики А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, Э. Г. Симерницкой, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, О. Н. Усановой и др. А. Р. Лурия впервые предложил для детей с СДВГ задания на двигательную реакцию выбора (в ответ на одно постукивание дети должны поднять и опус­тить указательный палец, а на два постукивания — удер­жаться от этого движения).

Тест самоконтроля и произвольности

Для диагностики детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста может быть использован тест са­моконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рас­смотреть по очереди четыре картинки и описать изображен­ные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем.

Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамей­ке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от пер­сонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контроли­ровать свои действия. Если ребенок видит причину-не-




 


 




 


2 - 2125


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...