Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Глава 4 ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлениям: повышенная двигательная активность, дефицит внимания и гиперактивность. Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. разработана Международная классификация болезней (МКБ-10) и диагностические критерии ряда состояний. Раздел F8 «Нарушения психического развития» содержит рубрики: F80 — расстройства развития речи, F81 — расстройства развития школьных навыков, F82 — расстройства развития школьных функций (диспраксия развития). Раздел F9 содержит рубрики: F90 — гиперактивность с дефицитом внимания, F91 — нарушения поведения. Кроме того, Американской психиатрической ассоциацией также разработаны критерии постановки диагноза СДВГ. Согласно принципам классификации DSM-IV, опубликованным в 1994 г., выделяются три основные формы синдрома: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преимущественным нарушением внимания (СДВГ/В) и синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ/Г). При диагностике следует помнить, что всем детям свойственна более высокая по сравнению с взрослыми двигательная активность. Внимание у детей становится относительно устойчивым к 4—5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слаборазвитое распределение внимания. У младших школьников объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке и при обследовании дети могут сохранять не более 12—15 минут. Кроме того, следует по-
мнить, что процесс созревания лобных структур в онтогенезе продолжается до 12—15 лет. Также следует иметь в виду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомов СДВГ на протяжении 6 месяцев. Симптомы должны проявляться до 8 лет и сопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач. Психологической и ней-ропсихологической коррекцией могут заниматься соответствующие специалисты. Принцип синдромного анализа А. Р. Лурия предполагает использование комплекса разнообразных психодиагностических методик для диагностики нарушений высших психических функций. К таковым можно отнести нейро-психологические методики А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, Э. Г. Симерницкой, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, О. Н. Усановой и др. А. Р. Лурия впервые предложил для детей с СДВГ задания на двигательную реакцию выбора (в ответ на одно постукивание дети должны поднять и опустить указательный палец, а на два постукивания — удержаться от этого движения). Тест самоконтроля и произвольности Для диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди четыре картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. Если ребенок видит причину-не-
2 - 2125
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|