И на груди я прячу от вельмож 2 глава
В нижеследующем описании даооской практики «обретения бессмертиия» можно увидеть множественные параллели с индобуддийским путём «просветления». И там и здесь вначале упор делается на изменение «нормальной» физиологии вследствие чего меняется и «уровень сознания» — психическое и биополевое восприятие окружающего мира, что мы подробно описывали в главе «Буддизм». Есть существенная разница в том, что некоторые буддийские направления делали упор на нейролингвистическую “чистку” психики, а даосы — на воздействие медицинских препаратов. Но это не меняет главной цели психотехник, суть которых мы “вытащили” в предыдущей главе («Буддизм») благодаря появлению теории саентологической церкви в середине XX века. Даосская практика обретения бессмертия подразумевала (и многие традиции сохраняются в наше время) три основных направления: «регулирование тела», «регулирование дыхания» и «регулирование сердца».
Регулирование тела включает в себя разнообразные способы физического и химического воздействия на организм людей. К средствам физического воздействия относятся комплексы гимнастики, принятие воздушных и солнечных ванн, прогулки и ведение здорового образа жизни — что, в общем и целом позитивно для нормального оздоровления организма. К средствам химического воздействия относятся изготовление всевозможных снадобий, пилюль, микстур, эликсиров из растительных, животных и минеральных компонентов. Средства химического воздействия на организм уже никак не отнесёшь к позитивным факторам оздоровления людей. Эти средства призваны имитировать процесс физиологического и психологического оздоровления в то время как люди отворачиваются от Языка Жизни и, следовательно — от Бога. Физиологическое и психическое оздоровление в нормальном режиме происходит естественным образом при принятии правильных решений (в первую очередь нравственного характера) в процессе осмысления пограничных ситуаций Жизни. Средства же физио- и психо- “химиотерапии” — имитация улучшений, которой довольствуется большинство верующих китайцев[802]. В общем налицо тесные параллели с буддийской имитацией “оздоровления”, которая применяется в процессе йоги.
Начальным этапом на пути к бессмертию считается ограничение питания. В древности сперва рекомендовалось есть поменьше зерна и отказаться от какой-либо грубой пищи. Время от времени следовало устраивать «разгрузочные дни», в течение которых нужно было обходиться минимумом пищи. В конечном итоге приблизившийся к долголетию или даже “бессмертию” даос мог питаться собственной слюной и даже воздухом. Сама по себе здоровая диета — благо. Она действительно может способствовать обретению долголетия, поскольку переедание стимулирует ранний “износ” большинства жизненно важных систем организма и деградацию психики. Однако умеренность в питании с целью обретения долголетия (но не «бессмертия») и другое полезное физиологическое оздоровление — должно происходить параллельно с нормальным для Человека нравственным оздоровлением. В даосизме, как в религиозном ядре китайской цивилизации, упор сделан на физиологическое оздоровление, а нравственное оздоровление имитируется доктриной “бессмертия” и связанными с ней иллюзиями, суевериями и ритуалами. Поэтому, если кто из китайских мудрецов и достигает состояния, когда он «питается собственной слюной и воздухом»[803] — это эгрегориальная информационно-энергетическая поддержка «чуда напоказ» [804], а не поддержка Свыше [805]. Даосы считают, что регулирование тела невозможно без соблюдения особых ритуальных предписаний в половой жизни. Культ половых взаимоотношений — едва ли не главенствует во многих сферах социальных и религиозных взаимоотношений китайцев. И это не удивительно: ведь сексуальная жизнь рассматривается как модель «мировых процессов», вызываемых Дао[806]. А «правильная» (с точки зрения китайцев) половая жизнь может приблизить людей к Дао, а значит и — к “бессмертию”. Считается, что взаимный обмен извечными мировыми началами — мужским (Ян) и женским (Инь) служит очищению тела и «правильному» развитию обоих начал. Мы не будем вдаваться в подробности особенностей китайского подхода к половой жизни, повторим лишь одно: сексуальная “магия” ставится весьма высоко в ритуальной стороне религии, поскольку она имитирует связь с Дао. Суть сексуальных иллюзий мы уже не раз рассматривали при анализе религиозных систем ведического Востока. И Китай в этом отношении (в обожествлении «правильного» секса) — не исключение.
Кроме всего этого существовал “канонический” список усилий, направленных на «оздоровления» тела, которые связывались с «нравственным совершенствованием». Тот, кто хотел продлить себе жизнь, должен был совершить минимум 300 «добродетельных поступков». При этом если среди них оказывался хоть один «неправильный» считалось, что все старания пропадали даром. Ясно, что этот «нравственный кодекс» — аналог системы «накопления заслуг» ради обретения “бессмертия”, которую мы рассматривали при анализе Восьмеричного пути в буддизме. Вывод можно сделать тот же самый: Смысл жизни (который должен выражаться у людей в поиске Высшей Справедливости) не состоит в заслужении посмертного воздаяния, как учит идеалистический атеизм церквей. Но смысл жизни не состоит и в обретении посмертных (или даже пожизненных) славы, почёта и общественной признательности («за заслуги перед Отечеством»)[807], что приравнивалось в советский период к «бессмертию»[808]. И то и другое — людское выражение холопско-господских отношений (что характеризует внутреннюю трусость людей): первое — холопство перед Богом, «космическим универсумом»[809]; второе — холопство перед “господами”, скрывшимися за громкими и красивыми лозунгами о справедливости. Состоявшемуся Человеку не должно быть свойственным искать стимулирования его мыслей и поступков страхом перед “господами” (и любыми другими людьми) или “Господом”, «космическим универсумом» (мировым хаосом), либо поощрением оттуда же [810]. Праведность надо распространять на Земле добровольно, сообразуя её критерии с Богом с помощью Языка Жизни. Также добровольно нужно служить Отечеству — а не из желания прославиться перед людьми (а тем более “элитой”) и заслужить «вечную память» (либо “бессмертие”). Но почувствовать, что стоит за этими словами, можно лишь пребывая хотя бы близко к Человечному типу строя психики (и хотя бы иногда), который лишь один сопричастен Божией Любви, что проявляется в умиротворённости человека, признающего всех людей добрыми [811].
Регулирование дыхания — это как раз средство физиотерапевтического характера, предназначенное для подготовки к следующему этапу — регулированию сердца. Данный вид регулирования является разновидностью йоги и ему придаётся огромное значение в даосизме, поскольку он связан с одной из главных категорий религии — пневмой, отождествляемой китайцами с «мировой энергией». Это — промежуточное регулирование между физиологическим настроем и последующими психотехниками. Его можно условно сравнить с индобуддийским «сосредоточением» (созерцанием и т.п. настройками биополей на эгрегориальную алгоритмику с одновременным отключением органов чувств от внешнего мира). Регулирование дыхания сводится прежде всего к тому, чтобы путём последовательных тренировок научиться не дышать ни ртом ни носом, т.е. чтобы вдох и выдох происходили как бы без осознанных усилий со стороны личности. Считается, что дыхание должно происходить также легко и непринуждённо, как дыхание младенца в утробе матери, что для даосов знаменовало верх естественности[812] и недеяния в этой сфере. Для обучения такому «утробному дыханию»[813] предлагалось уединиться в тихом закрытом помещении, лечь, закрыть глаза, заткнуть нос пухом, закрыть рот и стараться замедлить дыхание — до 1 вдоха сначала на 12, а затем и до 120 ударов сердца.
Регулирование сердца — считается средством самоконтроля над всеми проявлениями психики, главным образом «над волей и сознанием»[814]. В главе «Буддизм» при подробном рассмотрении психотехник мы сделали вывод: «Индивида, без эмоций, переживаний, свойственных природе человека в русском языке часто называют бессердечным» — индивидом, у которого отсутствует совесть. Китайское регулирование сердца (психики) приводит именно к такому результату — бессердечности. Иными словами, это приводит к бесчувственности индивида к внешнему миру и, естественно к Языку Жизни, его многогранным проявлениям [815]. Для даоса, стремящегося к “бессмертию” также как для йогина, стремящегося в нирвану состояние, которого они желают достигнуть психотехниками, характеризуется понятием «покой»[816]. Обычно кандидат в “бессмертные”, предварительно подготовив своё тело и дыхание (первые два регулирования), выбирал «благоприятный день», удалялся в келью и там совершал ряд воскурений [817] и поклонений местным божествам из пантеона. После этого он мог так «сосредоточить своё сознание»[818], чтобы оно отстранилось от всех мыслей и погрузилось в полный покой, который и являл собой состояние, наиболее близкое к Дао. Описание Дао в «Дао-Де-Цзине» можно увидеть в следующих строках:
9 (46) Хоть она и непостижима, Непредметна, неуловима. В непредметном, неуловимом Есть, однако, некая суть. В недоступном и непредметном Некий образ запечатлен. В сокровенности и во мраке Устремленье некое есть, И в исконном порыве этом Достоверность утаена. Ни теперь, ни в века былые Не терялось имя ее. В нем - начало всему быванью. 10 (75) Ухватись и ты за нее - Примет мир главенство твое И, ни в чем не терпя вреда, Будет радоваться всегда. Так приходит толпа гостей Ради музыки и сластей. [819]
Последние выделенные нами строки весьма напоминают буддийское описание нирваны… В самом общем виде в даосизме считается, что «три регулирования» воздействуют на «три сокровища» человека, три его основные жизненные силы, основные носители его внутренней, «подлинной, прежденебесной энергии»: семя[820], собственно энергию (дыхание)[821], дух[822]. Смысл «внутреннего делания» традиционно описывается следующей формулой: «упражняй семя, дабы оно превратилось в дыхание, упражняй дыхание, дабы оно превратилось в дух, упражняй дух, дабы он возвратился в пустоту». Налицо даосский вариант алгоритмики индобуддийской йоги. Последнее, чего следует коснуться в этом разделе — темы китайской алхимии [823]. Широко известно, что китайские учёные с глубокой древности занимались исследованиями, обретения практик “бессмертия”, связанными с алхимией. Внешне китайская алхимия походила на европейскую[824], но цели даосской алхимии были иными — нахождение состава «золотой пилюли», дарующей “бессмертие”. Обосновывалась такая возможность тем, что в человеческом организме можно найти единство естественных процессов окружающего мира, которые имеют подобие биохимическим процессам в человеческом организме. Как только это единство химического “бессмертия” будет найдено — «эликсир бессмертия» позволит без труда его обретать. Естественно, что пилюль на всех не хватит…[825] Вот и обоснование продления в “бессмертие” толпо-“элитаризма”.
Понятно, что это увод интеллектуальной и духовно-нравственной целеустремлённости людей на опасный имитатор религиозной деятельности, действенность которого стимулируется психотехниками и суевериями. В наше время поиски эликсира “бессмертия” тщетно продолжаются как на Востоке, так и на Западе[826]. Совокупность приёмов и методов обретения “бессмертия” и/либо приближения к нему (продления срока жизни), а значит и серьёзные психотехники, являются, как мы уже знаем, сферой «высшего» пласта даосской религиозности. На «низшем» простонародном уровне все те же стимулы “бессмертия” трансформированы в культуру суеверий. Последние являются мощнейшей системой мистического нейролингвистического программирования психики людей — в некотором роде равнозначного по воздействию на психику учеников буддийских коанов[827]. С той разницей, что коаны “опустошают” психику (отключают от “лишних” вещей), а суеверия — замыкают психику на “канонический” свод законов «на все случаи жизни», которым соответствует реальная эгрегориальная мистика. Поэтому, в отличие от «просветлённого» буддиста, верующий китаец живёт не в «пустоте» (в «пустоту» попадают лишь избранные “бессмертные” мудрецы), а в системе религиозных суеверий. Но психика и того и другого надёжно отключена от Языка Жизни. Конфуцианство В конце III тысячелетия до н.э. на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шань-Инь — по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (1027 – около 250 гг. до н.э.) — период в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений. Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и называлась — «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и не потому, что его не хватало на всех — причина заключалась в ритуальных предписаниях. Вся земля принадлежала верховному правителю — вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал себе функции племенного вождя и жреца, т. е. мог и управлять людьми, и «общаться с Небом». О его “священной” функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представляет собой три горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала, или великую вселенскую триаду: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать. Существовал принцип: «Кто знатен — тот богат». Незнатный не мог быть не только “богатым”, но даже зажиточным. В течение многих веков именно такая система с её жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и простонародьем. Время правления династии Чжоу считается едва ли не идеальным временем существования древнего рабовладельческого государства, когда все жили в достатке и каждый в нём «знал свое место». Но в V в. до н.э. Китай раскололся на множество мелких царств. Причиной этому послужило появление железа несколько веков до этого. Это нарушило “гармонию” рабовладельческих отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, “богатеть” за счет обработки новых земель. В период кризиса и появляется особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в другое, пытались уладить конфликты между правителями царств. Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась «великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы привести страну к прежнему покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных, философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько столетий, или даже десятилетий; другие — такие как конфуцианство, даосизм, настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время. Их рождение в VI-V вв. до н.э. обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Наступил кризис архаической религиозной системы первобытного шаманизма. И этот кризис был синхронизирован с освоением возможностей, связанных с появлением железных орудий. Учение Конфуция Восстановление китайской государственности в прежних границах цивилизации (государство Чжоу) требовало общегосударственной религии. Их, как мы знаем, в середине I тысячелетия до н.э. появилось сразу две — даосизм и конфуцианство. Нетрудно догадаться, что и та и другая религиозные системы (хотя конфуцианство традиционно считается государственной идеологией, а не религией) возникли под цели адаптации системы прежних племенных верований к новым условиям, в которых оказалась раздробленная междоусобицами Поднебесная. Только даосизм больше отражал чаяния простонародья (которое долгое время жило в системе архаичных верований), а конфуцианство — “элиты”, которая стремилась вернуть централизацию власти. Вследствие синхронного появления даосизма и конфуцианства, которые оба наследовали многое из древнейшей китайской системы религиозных понятий (мудрецы в Поднебесной не переводились и до Конфуция) — основные понятия в даосизме и конфуцианства (такие как Дао, Дэ и т.п.) взяты из доконфуцианской архаики и совпадают по форме. Но при этом они зачастую разнятся по смыслу их понимания. Вообще же рассматривать динамику религиозного развития жителей Поднебесной нужно всегда во взаимодействии конфуцианства и даосизма, к которым впоследствии добавился буддизм. Так например крупное мистическое произведение архаической традиции — знаменитая книга «И-Цзин» («Книга Перемен»), как принято считать, была записана в конце II тыс. до н. э., хотя сама её тема возникла гораздо раньше. «И-Цзин» считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев». В то же время во времена Конфуция мера понимания символики «И-Цзина» была утрачена и возникла необходимость её трактовки в согласии с необходимостью объединения империи. Конфуций [828] (Кун-Цзы) родился в 551г. до н.э. на востоке Китая в княжестве Лу. Его отец принадлежал к знатному, но обедневшему роду и был правителем одного из уездов княжества. Когда ему исполнилось три года, будущий философ лишился отца, а в 17 лет — матери. С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании «идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо». Пытаясь воплотить свою идею в реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги в качестве министра китайским царям и князьям. Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца, то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками. Учение Конфуция[829] после его смерти записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-Цзы (372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-Цзы (313-238 гг. до н.э.). Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын – сыном». Император, согласно конфуцианству, является отцом всей страны, а подданные должны быть его верными детьми. Всё население страны эти “философы” поделили на 4 категории (своего рода, отдалённый прообраз индуистских либо греческих сословий):
1. Люди, обладающие мудростью с рождения; 2. Люди, которые могут приобрести мудрость; 3. Люди, с трудом постигающие учение; 4. Народ, который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.
Подобного рода социальную “классификацию” мы неоднократно встречали в разных рабовладельческих обществах: от Древней Греции до современной Индии. Основу воспитания, согласно конфуцианству, составляет точное следование церемониям, которое представляет собой внешнее «выражение долга, любви, преданности». Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем, считалось — лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является «обретение характера благородного мужа», то есть человека, который «верен, справедлив, предан императору и добр к народу». Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. При этом народ, который, по Конфуцию, должен находиться в унизительном состоянии, ибо в этом, по его мнению, заключается воля Неба, не может достигнуть добродетели и поэтому обязан слепо повиноваться знати. Чтобы народ не вздумал учиться мудрости вся его жизнь должна быть заорганизована церемониальными ритуалами. Судя по всему Конфуций был атеистом[830], мыслящим имперскими категориями, а религия (идеология) для него была всего лишь средством удержания толпы в рамках имперского порядка[831]. Не удивительно, что после его смерти такая государственная идеология была востребована высшей “элитой” Поднебесной. Конфуций не признавал мистики и духов, он скептически относился к суевериям и метафизическим спекуляциям. Он говорил: «Мы не знаем, что такое жизнь как же можем мы знать, что такое смерть?»[832]. Не удивительно, что всё смутное, подсознательное, относившееся к сфере неподконтрольных разуму чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но всё это продолжало существовать, будь то суеверия простого народа или философские искания творчески мыслящих и ищущих индивидов. Отдавая дань архаичной культуре китайцев, их религиозности, в целях наилучшего упорядочивания церемониальной жизни во всех без исключения её сферах — конфуцианство, подобно другим восточным учениям, признало существование духов, демонов, богов[833]. Огромную роль играет культ предков[834]. Согласно этому культу, умершие предки осуществляют деятельную связь между миром духов и людей. Без совета с духами умерших предков не предпринималось ни одно серьёзное начинание. Одной из главных особенностей китайского империализма является то, что с глубокой рабовладельческой древности в понятие «высшая справедливость» был вложен рабовладельческий смысл. Конфуцианство пронесло этот смысл “справедливости” через два с половиной тысячелетия и он устойчиво вошёл в генетику людей китайской цивилизации. Даосизм же, существовавший параллельно конфуцианству, был, во-первых, разным для разных слоёв населения: для немногочисленных “мудрецов” и поддерживаемой ими “элиты” даосизм представлял собой систему стимулов посмертной “справедливости” — “бессмертия”; а для простонародья даосизм представляет собой систему суеверий, дополняющую имперскую систему церемоний, но основанную на религиозной мистике для толпы. Во-вторых, даосизм вынужден был подстраиваться под конфуцианство и с первых же веков их параллельного существования они “нашли общий язык”[835] — оба поддерживали смысл понятия «справедливость» в том смысле, который в него вкладывал Конфуций. Признавая единственно верной незыблемость земной имперской иерархии (которая держалась на сословном принципе, как и в Индии), Конфуций, а за ним и высшая государственная “элита” придерживалась сама и учила подчинённых придерживаться созданного ими кодекса «законов», за нарушение которых следовало наказание, а за верную службу — поощрение. Таким образом, параллельно даосским религиозным стимулам, выражающим «смысл жизни», существовала мощнейшая система социального стимулирования «на все случаи жизни». Оба контура стимулов[836] работали в согласованности и обеспечивали надёжное «зомбирование» подчинённых всех слоев общества[837]. При этом высшая имперская “элита” управляла Поднебесной, создав себе имидж «строгих справедливых мудрецов», олицетворяющих «высшую мудрость Неба», главным из которых был признан Конфуций. Про него сказано примерно следующее, что можно выразить в коротком отрывке:
«На службе мудрец строг, но одинаково ласков и приветлив со всеми, весел и всегда ровного нрава со своими друзьями. Ему приятнее общество мудрецов, но и немудрыми он не пренебрегает. В семье мудрец любит одинаково всех своих домашних; любимцев у него нет. Если кто обидит мудреца словом или делом, он не выказывает ни гнева, ни раздражения. В каком бы состоянии ни был мудрец, он всячески старается быть полезным отечеству или согражданам; оказав услугу, он ею не хвалится, но скромно и терпеливо ждет воздаяния за нее. Если же его обойдут наградой, он не ропщет и не жалуется. Похвала честных людей, сознание, что он сделал добро для добра — вот самые лестные для него награды. Если же его взыщут почестями, он не гордится и по-прежнему доступен всем и каждому. Ему неведомы зависть, надменность, презрение — он со всеми живет в согласии. Последнее порождает всеобщую к нему благосклонность. Главный же источник мудрости — любовь и сострадание ко всему человечеству».
Подобные принципы взаимоотношений пронизывали Поднебесную «сверху донизу»: подчинённые, как правило, не слышали от вышестоящих “мудрецов” презрительных окриков, истерических упрёков. “Мудрецы” наказывали подчинённых спокойно за нарушение имперского рабовладельческого порядка, а подчинённые принимали наказания — как должное, тоже спокойно, следуя всеобщим правилам поведения и этикета[838]. Такие взаимоотношения имитировали гуманизм, который якобы пронизывал всю Поднебесную «сверху донизу»: ведь чем «выше», тем больше мудрости, поэтому подчинение вышестоящему признавалось тоже мудростью, а “милость” вышестоящего (пусть даже это и наказание за проступок) считалось любовью и состраданием к провинившемуся. И такая система взаимоотношений работала и работает по сей день в Поднебесной[839]. Учение Конфуция заключается в следующих «трёх правильных отношениях»: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. К тому же, в нём есть принцип точного соблюдения «пяти верховных добродетелей или обязанностей»: «человеколюбия, то есть сострадания ко всем себе подобным без различия, затем правосудия или воздаяния каждому должного безо всякого лицеприятия, повиновения действующим законам и соблюдения установленных обрядов господствующей религии, правдоподобия, то есть неуклонном отвращении от всего ложного, и, наконец, верности и честности всегда и во всём» [840]. В этих отношениях и “добродетелях” Конфуций видел счастье человеческого рода и, обставив их известными церемониями, создал своё «учение о нравственности»[841]. Основным принципом этой «нравственности» является отсутствие увлечений, равновесие в деятельности, сохранение и соблюдение середины во всех поступках — умеренность и сдержанность всегда и во всем и, как результат этого, спокойствие, невозмутимость. Человек, согласно Конфуцию, во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости[842] — одним словом, в нём должно быть полнейшее отсутствие крайностей и увлечений. То же должно соблюдать и в нравственном отношении к другим людям, то есть «стараться избегать причинять другим то, чего себе не желаешь, сохраняя, таким образом, и здесь гармонию» — главный принцип конфуцианства[843]. Все остальные «нравственные добродетели» приводятся к тому же началу. Китайские «справедливость и честность, верность себе и своему слову, искренность как основа мирных и добрых отношений к общественной жизни и средство к устранению недоразумений, послушание и почтительность к старшим, кротость, терпение и, наконец, вежливость ко всем без исключения» непосредственно связаны с началом середины, или гармонии. Эта сдержанность во всех этических проявлениях, разумеется, обусловливает некоторую сдержанность и в чувственных наслаждениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|