Внешняя среда международного бизнеса.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ 2.1.
1.1.
Предмет и эволюция международного менеджмента
Национальный бизнес – м/н бизнес Общее: извлечение прибыли Специфическое: деловое взаимодействие частных фирм, находящихся в различных странах Особенное: возможность извлечения прибыли из преимуществ межгосударственных деловых операций Прибыль Взаимодействие субъектов в различных странах Выгоды из преимуществ межгосударственных
Эволюция по Р.Робинсону: I. Коммерческая эра (1500-1850) – великие географические открытия (12.10.1492 – Америка) - громадные прибыли от колониальных товаров, толчок развитию производства (кораблестроение) и торговой инфраструктуры - роль государства (Япония – самоизоляция, Россия – запрет для иностранных купцов, Ост-Индийская компания (1600-1850) – превратилась в государственную организацию), протекционизм, эмбарго (embargo (исп.) – наложение ареста, запрещение (ввоза-вывоза, запрет захода в свои порты, задержание судов) Основные вопросы: риск-прибыль бизнес-государство II. Эра экспансии (1850-1914) – структурализация колониальных империй Переход от вывоза товаров к системному плантационному хозяйству (дешевое сырье, дешевая рабочая сила), инвестиции в колонии, защита колоний, взаимодействие с национальным бизнесом Основные вопросы: эффективное использование ресурсов взаимодействие культур III Эра концессий (1914-1945) –неравномерное развитее промышленно развитых стран, «передел мира» Поражение Германии, Великая депрессия (1927-1932), тоталитарные режимы (СССР, Германия) - Неоднозначность роли государства: плюс – политическая и военная поддержка минус- неэффективность государства как хозяйственника - Процесс интернационализации экономик: ввоз рабочей силы
развитие национальных кадров рост национального самосознания
IV. Эра национальных государств (1945-1970-ые) – становление национальных государств (есть экономический базис, доморощенные кадры), но с другой стороны: монокультура, недостаток финансов. Количество игроков на мировом рынке резко увеличилось, м/н бизнес. м/н финансовый рынок, мультинациональный бизнес Мультинациональные Национальные (местные) фирмы Фирма фирмы
Пакет развития: Технологии Все вместе сложно и дорого Капитал поэлементный подход Информация мультинациональный бизнес здесь наиболее выгоден Квалификация начало глобализации – мультинациональные корпорации Консалтинг
! МНК развивающихся стран лучше знали особенности !! Конкуренция – погоня за эффективностью – «отрыв» от государства – космополитизм – «эффективность важнее патриотизма»
1.2.
ITT («Интернэшнл телефоун энд телеграф корпорейшн») – Брюссель-Нью-Йорк Состенсен Бен – президент 1920г. (Пуэрто-Рико) Х.С. Дженин – президент 1957г. (з/п 812 000 $ в год) - скупка аналогов в других странах («Вестерн Электрик» результате декартелизации) - телефонизация Ватикана - «как можно больше масок» (мимикрия под местные фирмы) - во время войны – работа на два фронта Ю. Блэк – президент МБРР Дж. Маккоун – директор ЦРУ Тюргве Ли – генеральный секретарь ООН Спаак – премьер-министр Бельгии
Основной вопрос: Каковы возможности и пределы эффективного использования национальной модели менеджмента с точки зрения эффективности м/н бизнеса? Что лучше: колониальная модель или национальная модель? Противостояние приводит к победе «третьих. Вывод: необходим учет нац. культуры и нац. стереотипов, с учетом глубины экономического проникновения (торговля - совместное производство) и уровня культурной схожести. Переход от управления зарубежными операциями» к «международному менеджменту», что требует абсолютной свободы выбора, форм деятельности в любой стране и абсолютной свободы выбора самой страны.
V. Эра глобализации (с 70-ых г.г.) – крах социалистической системы –практически не осталось закрытых зон - бурное развитие информационных коммуникационных технологий Характерные черты современного бизнеса
сорокалетней давности……. В один прекрасный день она придет в Европу А сегодня мы платим за Турцию ничтожную цену») 3. Технологическая глобализация 4. «Финансиаризация» (Серван-Шрайберг) 5. Взаимосвязь национального и интернационального (диалектика). Императив – максимальное Использование национального везде, где это возможно 6. Знание и компетенция (М. Пилдрич «Фирме необходимо стать организацией, ориентированной на знание»)
Международный менеджмент
МНМ – особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.
Структура МНМ и обычного менеджмента сходны: - Анализ внешней и внутренней среды - Коммуникация и принятие решений - Основные функции менеджмента - Групповая динамика - Эффективность деятельности
1.3.
Анализ внешней и внутренней среды (иная информационная база, языковый барьер, культурные различия) Коммуникация (специфика культуры, язык, невербальное общение) Мотивация Контроль Управленческая культура (коллективизм-индивидуализм, авторитарность-демократизм) Оценка эффективности (разное понимание «рациональности)
МНМ – сравнительный менеджмент – кросскультурный менеджмент
Целевая ориентация м/н фирмы: - поиск и освоение новых рынков - поиск и освоение эффективных ресурсов - использование возможностей бизнеса в рамках национальной или м/н правовой среды
Задачи МНМ: - комплексная оценка и анализ внешней среды м/н бизнеса, поиск и реализация источников конкурентных преимуществ - анализ культурного фона и использование его возможностей - выбор и использование организационных форм для зарубежных операций - формирование мультинационального коллектива, поиск кросснациональных эффектов - поиск и эффективное использование возможностей бизнес-сервиса (валютное регулирование, форфейтинг)
Гарольдсон Лафайет Хант
Китайский метод отбора кандидатов (династия Мин): Один раз в 3 года – региональные экзамены (3 трехдневных сессии) 1 сессия: 3 сочинения и стихотворение в 8 строф 2 сессия: 5 сочинений на традиционные темы 3 сессия: 5 сочинений об искусстве управления 2% оставшихся в столицу – сочинение по текущей политике д Внешняя среда международного бизнеса.
Анализ внешней среды: - экономический - политический - правовой - культурный - социальный (дополнительные - природно-климатический составляющие) Специфика анализа внешней среды для российских фирм: 1. отсутствие опыта 2. недостаток информации 3. остаточная враждебность зарубежной среды 4. недостаточная помощь государства 5. временная критичность задач выхода на внешний рынок Отсюда необходимость предварительного анализа Основные и возможные направления выхода российских фирм на внешний рынок: 1. Возврат старых рынков: страны СНГ потеряли более 50% рынков бывшего СССР, но осталась «рыночная» память (техника, технология, специалисты-эксплуатационники). Следует учитывать достоинства «советской» техники – надежная простота. Вопросы для анализа: * какие виды экспортировавшейся техники соответствуют возможностям фирмы? * кто производил эту технику? в каком состоянии эти п/п сейчас?
* кто импортировал эту технику? * в каком состоянии эта техника сейчас за рубежом? есть ли возможность ее: реновации, модернизации, обновления по запасным частям? * есть ли изделия-конкуренты? Какова сравнительная конкурентоспособность? * каковы примерные емкости рынка? 2. Выход на мировой рынок с передовыми технологиями: ВПК (товары двойного назначения), энергетика, геологоразведка, металлургия, дорожно-строительная техника, ПРИМЕРЫ) Вопросы для анализа: * оценка оригинальности и защищенности технологий * оценка зарубежых аналогов, оценка сравнительной конкурентоспособности * оценка «сопутствующего» набора (оборудование, услуги, монтаж и т.д.) * оценка заинтересованных фирм *оценка целей в различных вариантах: продажа, продажа с правом участия, привлечение иностранного партнера (с последующим экспортом) 3. Соразмерный экспорт: обрабатывающая промышленность (швейная, резино-техническая) * оценка товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта * оценка конкурентов и сравнительной конкурентоспособности * оценка каналов дистрибьюции * оценка емкости рынка * оценка емкости рынков 4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей: поставка деталей, узлов, комплектующих с последующим расширение спектра (нет проблем с маркетингом) * оценка технологии фирмы и выявление технических напрвлений встраивания * оценка зарубежных технологий и выявление объектов встраивания * научно-техническая и конструкторско-технологическая оценка элементов объекта встраивания * оценка конкурентоспособности * переговоры: перечень, объемы 4. Использование национальных преимуществ: -высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила, -высокий уровень исследовательских разработок, -опыт работы в советский период (Азия, Африка, Лат. Америка), -основные действующие фонды, приобретенные зарубежными странами 2.2.
Пример (журнал «эксперт»): «+15%» – нашей технике не хватает 15% современных технологий(финишные, отделочные операции). Зарубежные партнеры готовы вкладываться в эти 15%. * оценка кадрового потенциала фирмы * оценка уровня НИОКР, выявление конкурентоспособных элементов * анализ технологий с точки зрения «+15%» * оценка потенциальных зарубежных партнеров * ТЭО и предварительные переговоры 5. Использование возможностей углубленной переработки сырья и материалов: нефтепереработка, химия, металлургия 6. Вхождение в международный бизнес за счет использования государственных и региональных возможностей, институциональных и личных связей (используя резидентов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|