Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя среда международного бизнеса.




2.1.

 

1.1.

 

Предмет и эволюция международного менеджмента

 

Национальный бизнес – м/н бизнес

Общее: извлечение прибыли

Специфическое: деловое взаимодействие частных фирм, находящихся в различных странах

Особенное: возможность извлечения прибыли из преимуществ межгосударственных деловых операций

Прибыль Взаимодействие субъектов в различных странах

Выгоды из преимуществ межгосударственных

 

Эволюция по Р.Робинсону:

I. Коммерческая эра (1500-1850) – великие географические открытия (12.10.1492 – Америка)

- громадные прибыли от колониальных товаров, толчок развитию производства (кораблестроение) и торговой инфраструктуры

- роль государства (Япония – самоизоляция, Россия – запрет для иностранных купцов, Ост-Индийская компания (1600-1850) – превратилась в государственную организацию), протекционизм, эмбарго (embargo (исп.) – наложение ареста, запрещение (ввоза-вывоза, запрет захода в свои порты, задержание судов)

Основные вопросы: риск-прибыль

бизнес-государство

II. Эра экспансии (1850-1914) – структурализация колониальных империй

Переход от вывоза товаров к системному плантационному хозяйству (дешевое сырье, дешевая рабочая сила), инвестиции в колонии, защита колоний, взаимодействие с национальным бизнесом

Основные вопросы: эффективное использование ресурсов

взаимодействие культур

III Эра концессий (1914-1945) –неравномерное развитее промышленно развитых стран, «передел мира»

Поражение Германии, Великая депрессия (1927-1932), тоталитарные режимы (СССР, Германия)

- Неоднозначность роли государства: плюс – политическая и военная поддержка

минус- неэффективность государства как хозяйственника

- Процесс интернационализации экономик: ввоз рабочей силы

развитие национальных кадров

рост национального самосознания

 

IV. Эра национальных государств (1945-1970-ые) – становление национальных государств (есть

экономический базис, доморощенные кадры), но с другой стороны: монокультура, недостаток финансов.

Количество игроков на мировом рынке резко увеличилось, м/н бизнес. м/н финансовый рынок, мультинациональный бизнес

Мультинациональные Национальные (местные)

фирмы Фирма фирмы

 

Пакет развития: Технологии Все вместе сложно и дорого

Капитал поэлементный подход

Информация мультинациональный бизнес здесь наиболее выгоден

Квалификация начало глобализации – мультинациональные корпорации

Консалтинг

 

! МНК развивающихся стран лучше знали особенности

!! Конкуренция – погоня за эффективностью – «отрыв» от государства – космополитизм – «эффективность важнее патриотизма»

 

1.2.

 

ITT («Интернэшнл телефоун энд телеграф корпорейшн») – Брюссель-Нью-Йорк

Состенсен Бен – президент 1920г. (Пуэрто-Рико)

Х.С. Дженин – президент 1957г. (з/п 812 000 $ в год)

- скупка аналогов в других странах («Вестерн Электрик» результате декартелизации)

- телефонизация Ватикана

- «как можно больше масок» (мимикрия под местные фирмы)

- во время войны – работа на два фронта

Ю. Блэк – президент МБРР

Дж. Маккоун – директор ЦРУ

Тюргве Ли – генеральный секретарь ООН

Спаак – премьер-министр Бельгии

 

Основной вопрос: Каковы возможности и пределы эффективного использования национальной модели менеджмента с точки зрения эффективности м/н бизнеса? Что лучше: колониальная модель или национальная модель? Противостояние приводит к победе «третьих.

Вывод: необходим учет нац. культуры и нац. стереотипов, с учетом глубины экономического проникновения (торговля - совместное производство) и уровня культурной схожести. Переход от управления зарубежными операциями» к «международному менеджменту», что требует абсолютной свободы выбора, форм деятельности в любой стране и абсолютной свободы выбора самой страны.

 

V. Эра глобализации (с 70-ых г.г.) – крах социалистической системы –практически не осталось закрытых зон

- бурное развитие информационных коммуникационных технологий

Характерные черты современного бизнеса

  1. Доступность и всеобщность
  2. Ступенчатость (Карло де Бенедетти: «Турция – Испания двадцатилетней давности и Италия

сорокалетней давности……. В один прекрасный день она придет в Европу

А сегодня мы платим за Турцию ничтожную цену»)

3. Технологическая глобализация

4. «Финансиаризация» (Серван-Шрайберг)

5. Взаимосвязь национального и интернационального (диалектика). Императив – максимальное

Использование национального везде, где это возможно

6. Знание и компетенция (М. Пилдрич «Фирме необходимо стать организацией, ориентированной

на знание»)

 

Международный менеджмент

 

МНМ – особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

 

Структура МНМ и обычного менеджмента сходны:

- Анализ внешней и внутренней среды

- Коммуникация и принятие решений

- Основные функции менеджмента

- Групповая динамика

- Эффективность деятельности

 

 

1.3.

 

Анализ внешней и внутренней среды (иная информационная база, языковый барьер, культурные различия)

Коммуникация (специфика культуры, язык, невербальное общение)

Мотивация

Контроль

Управленческая культура (коллективизм-индивидуализм, авторитарность-демократизм)

Оценка эффективности (разное понимание «рациональности)

 

МНМ – сравнительный менеджмент – кросскультурный менеджмент

 

Целевая ориентация м/н фирмы:

- поиск и освоение новых рынков

- поиск и освоение эффективных ресурсов

- использование возможностей бизнеса в рамках национальной или м/н правовой среды

 

Задачи МНМ:

- комплексная оценка и анализ внешней среды м/н бизнеса, поиск и реализация источников конкурентных преимуществ

- анализ культурного фона и использование его возможностей

- выбор и использование организационных форм для зарубежных операций

- формирование мультинационального коллектива, поиск кросснациональных эффектов

- поиск и эффективное использование возможностей бизнес-сервиса (валютное регулирование, форфейтинг)

 

Гарольдсон Лафайет Хант

  1. «Скандал с поставками сои»: запрет экспорта сои (Никсон), падение цен, скупка (треть сои), ожидание «взрыва», продажа – доход 250 млн.$
  2. «Серебряная битва» (1974): золото выросло, доллар упал, серебро 1973 - 3$/унция, 1977 - 11$/унция, 1980 - 50$/унция – у Ханта ½ мирового запаса серебра на 7 млрд. $

 

Китайский метод отбора кандидатов (династия Мин):

Один раз в 3 года – региональные экзамены (3 трехдневных сессии)

1 сессия: 3 сочинения и стихотворение в 8 строф

2 сессия: 5 сочинений на традиционные темы

3 сессия: 5 сочинений об искусстве управления

2% оставшихся в столицу – сочинение по текущей политике

д

Внешняя среда международного бизнеса.

 

Анализ внешней среды: - экономический

- политический

- правовой

- культурный

- социальный (дополнительные

- природно-климатический составляющие)

Специфика анализа внешней среды для российских фирм:

1. отсутствие опыта

2. недостаток информации

3. остаточная враждебность зарубежной среды

4. недостаточная помощь государства

5. временная критичность задач выхода на внешний рынок

Отсюда необходимость предварительного анализа

Основные и возможные направления выхода российских фирм на внешний рынок:

1. Возврат старых рынков: страны СНГ потеряли более 50% рынков бывшего СССР, но

осталась «рыночная» память (техника, технология, специалисты-эксплуатационники). Следует учитывать достоинства «советской» техники – надежная простота.

Вопросы для анализа:

* какие виды экспортировавшейся техники соответствуют возможностям фирмы?

* кто производил эту технику? в каком состоянии эти п/п сейчас?

* кто импортировал эту технику?

* в каком состоянии эта техника сейчас за рубежом? есть ли возможность ее: реновации, модернизации, обновления по запасным частям?

* есть ли изделия-конкуренты? Какова сравнительная конкурентоспособность?

* каковы примерные емкости рынка?

2. Выход на мировой рынок с передовыми технологиями: ВПК (товары двойного назначения), энергетика, геологоразведка, металлургия, дорожно-строительная техника, ПРИМЕРЫ)

Вопросы для анализа:

* оценка оригинальности и защищенности технологий

* оценка зарубежых аналогов, оценка сравнительной конкурентоспособности

* оценка «сопутствующего» набора (оборудование, услуги, монтаж и т.д.)

* оценка заинтересованных фирм

*оценка целей в различных вариантах: продажа, продажа с правом участия, привлечение иностранного партнера (с последующим экспортом)

3. Соразмерный экспорт: обрабатывающая промышленность (швейная, резино-техническая)

* оценка товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта

* оценка конкурентов и сравнительной конкурентоспособности

* оценка каналов дистрибьюции

* оценка емкости рынка

* оценка емкости рынков

4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей: поставка деталей, узлов, комплектующих с последующим расширение спектра (нет проблем с маркетингом)

* оценка технологии фирмы и выявление технических напрвлений встраивания

* оценка зарубежных технологий и выявление объектов встраивания

* научно-техническая и конструкторско-технологическая оценка элементов объекта встраивания

* оценка конкурентоспособности

* переговоры: перечень, объемы

4. Использование национальных преимуществ:

-высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила,

-высокий уровень исследовательских разработок,

-опыт работы в советский период (Азия, Африка, Лат. Америка),

-основные действующие фонды, приобретенные зарубежными странами

2.2.

 

Пример (журнал «эксперт»): «+15%» – нашей технике не хватает 15% современных технологий(финишные, отделочные операции). Зарубежные партнеры готовы вкладываться в эти 15%.

* оценка кадрового потенциала фирмы

* оценка уровня НИОКР, выявление конкурентоспособных элементов

* анализ технологий с точки зрения «+15%»

* оценка потенциальных зарубежных партнеров

* ТЭО и предварительные переговоры

5. Использование возможностей углубленной переработки сырья и материалов: нефтепереработка,

химия, металлургия

6. Вхождение в международный бизнес за счет использования государственных и региональных возможностей, институциональных и личных связей (используя резидентов)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...