Психология японского и американского бизнеса
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Качество – два подхода «Тотальное управление качеством». Американские фирмы (Моторола, Нэшнл Семикондактор) вставляют в свой футляр японскую начинку. При разработке изделия исходный момент не цена, а качественные характеристики (с опережением мировых стандартов). Качество не только технические параметры, но и технологичность конструкции («Сони»: работники стажируются на п/п, которые будут выпускать их изделия). Позиция: большой запас прочности, реальные параметры выше паспортных. Автоматизация и робототехника не тактический прием, но стратегический курс.(США: контролеры – 10-15%, 15-40% производственных мощностей используются для переделки брака). «Принцип желтой кнопки». «Кружки качества» (5-8 человек): 90 предложений в год от одного кружка, 88% предложений внедряются, за рядовое предложение 100-150$, за патент 1000$, отдача 1500-5000$ в год от одного кружка.
Кризис японской модели. С 1990г. – «страна заходящего солнца» 1. Финансы - дефицит государственного бюджета - банковский кризис (спекуляции) - падение рейтинга платежеспособности страны - обвал цен на финансовые активы Примеры: темпы экономического роста 0,5%, 80 йен/$ 120 йен/$, дефицит государ-ственного бюджета - 11,4%, государственный долг – 160%, процентная ставка – 0,1%, банкроства, снижение прибылей 2. Снижение экспорта: падение экспорта в Ю.-В. Азию на 11,5% 3. Снижение внутреннего спроса: перепроизводство на внутреннем рынке 4. Старение населения (смертный возраст – 80 лет, 19% населения старше 65 лет, 2015г. – 25%) 5. Кризис японской системы менеджмента: хорошие исполнители, но плохие генераторы, коррупция 6. Слабость развития современных информационных технологий (упор на hardware, а не на software М. Портер: виноват патернализм государства, запад достиг того же уровня качества, сейчас нужно уже не качество, но инновации и инвестиции
Китайский менеджмент
Большой Китай: КНР+Гонконг(с 1997г. – автономия на 50 лет)+Тайвань(?) 9,6млн.кв.км 1,3млрд человек (2005г.) + 200млн. диаспора (ХУАЦЯО) – каждый 5-й - китаец 2 место по ВВП (к 2010г. обещают догнать США) ----член Совета Безопасности ----Ядерный клуб ----пилотируемые ракеты (США, Россия, Китай) ----ВТО С 1978г. – рыночная экономика под руководством Коммунистической партии Экстенсивный рост 1990г.г. – 10% в год, 2004г. – 9,1% в год 1/3 ВВП – инвестиции (40% - государственные) 80% иностранных инвестиций от ХУАЦЯО (пример с Гонконом) 5-ое место по ЭКСПОРТУ 6-ое место по ИМПОРТУ 1,1% от ВВП в НИОКР («Китайская силиконовая долина» - Хайдиан севернее Пекина). По количеству ученых и инженеров сопоставим с США Проблемы развития:
Программа двух стратегических переходов (1996-2010)
---- от экстенсивного к интенсивному ---- от плановой экономики к социалистической рыночной Гос. Сектор = частный сектор (в с/х 75% частники) «Бамбуковый занавес» (СМИ, Итернет)
Деловая культура
-----! Коллективизм СЕМЕЙНЫЙ (Япония: корпорация – семья, Китай: семья – корпорация) -----ГУАНЬСИ – личные контакты, хорошие отношения, кумовство, непотизм, «кого ты знаешь, важнее чем то, что ты знаешь», КОРРУПЦИЯ ---- Орг. культура – СЕМЬЯ (наследство делится поровну, зарплата зависит от родственной близости) Китайский менеджер: 35-45 лет, позднее (культурная революция) технократическое образование (советская методология), неоконфуцианец, малый опыт в бизнесе, но постоянный самоменеджмент Цзэн Шицян – отец китайского менеджмента: «Дела зависят от человеческогоотношения» Чэн Цзюньи – создатель китайского менеджмента: «Рыболовецкая культура» - жадность и страсть к владению, «Садовая культура» - понимание и любовь, «разум уважает ценность человека» (Конфуций) Ли Дуншэн (президент компании TCL) – западный менеджмент зависит от конкретных обстоятельств, потому что персонал часто меняет рабочее место, а китайский менеджмент основывается на человеке. Ценности китайского менджмента:
1.1.
Предмет и эволюция международного менеджмента
Национальный бизнес – м/н бизнес
Общее: извлечение прибыли Специфическое: деловое взаимодействие частных фирм, находящихся в различных странах Особенное: возможность извлечения прибыли из преимуществ межгосударственных деловых операций Прибыль Взаимодействие субъектов в различных странах Выгоды из преимуществ межгосударственных
Эволюция по Р.Робинсону: I. Коммерческая эра (1500-1850) – великие географические открытия (12.10.1492 – Америка) - громадные прибыли от колониальных товаров, толчок развитию производства (кораблестроение) и торговой инфраструктуры - роль государства (Япония – самоизоляция, Россия – запрет для иностранных купцов, Ост-Индийская компания (1600-1850) – превратилась в государственную организацию), протекционизм, эмбарго (embargo (исп.) – наложение ареста, запрещение (ввоза-вывоза, запрет захода в свои порты, задержание судов) Основные вопросы: риск-прибыль бизнес-государство II. Эра экспансии (1850-1914) – структурализация колониальных империй Переход от вывоза товаров к системному плантационному хозяйству (дешевое сырье, дешевая рабочая сила), инвестиции в колонии, защита колоний, взаимодействие с национальным бизнесом Основные вопросы: эффективное использование ресурсов взаимодействие культур III Эра концессий (1914-1945) –неравномерное развитее промышленно развитых стран, «передел мира» Поражение Германии, Великая депрессия (1927-1932), тоталитарные режимы (СССР, Германия) - Неоднозначность роли государства: плюс – политическая и военная поддержка минус- неэффективность государства как хозяйственника - Процесс интернационализации экономик: ввоз рабочей силы развитие национальных кадров рост национального самосознания
IV. Эра национальных государств (1945-1970-ые) – становление национальных государств (есть экономический базис, доморощенные кадры), но с другой стороны: монокультура, недостаток финансов. Количество игроков на мировом рынке резко увеличилось, м/н бизнес. м/н финансовый рынок, мультинациональный бизнес Мультинациональные Национальные (местные)
фирмы Фирма фирмы
Пакет развития: Технологии Все вместе сложно и дорого Капитал поэлементный подход Информация мультинациональный бизнес здесь наиболее выгоден Квалификация начало глобализации – мультинациональные корпорации Консалтинг
! МНК развивающихся стран лучше знали особенности !! Конкуренция – погоня за эффективностью – «отрыв» от государства – космополитизм – «эффективность важнее патриотизма»
1.2.
ITT («Интернэшнл телефоун энд телеграф корпорейшн») – Брюссель-Нью-Йорк Состенсен Бен – президент 1920г. (Пуэрто-Рико) Х.С. Дженин – президент 1957г. (з/п 812 000 $ в год) - скупка аналогов в других странах («Вестерн Электрик» результате декартелизации) - телефонизация Ватикана - «как можно больше масок» (мимикрия под местные фирмы) - во время войны – работа на два фронта Ю. Блэк – президент МБРР Дж. Маккоун – директор ЦРУ Тюргве Ли – генеральный секретарь ООН Спаак – премьер-министр Бельгии
Основной вопрос: Каковы возможности и пределы эффективного использования национальной модели менеджмента с точки зрения эффективности м/н бизнеса? Что лучше: колониальная модель или национальная модель? Противостояние приводит к победе «третьих. Вывод: необходим учет нац. культуры и нац. стереотипов, с учетом глубины экономического проникновения (торговля - совместное производство) и уровня культурной схожести. Переход от управления зарубежными операциями» к «международному менеджменту», что требует абсолютной свободы выбора, форм деятельности в любой стране и абсолютной свободы выбора самой страны.
V. Эра глобализации (с 70-ых г.г.) – крах социалистической системы –практически не осталось закрытых зон - бурное развитие информационных коммуникационных технологий Характерные черты современного бизнеса
сорокалетней давности……. В один прекрасный день она придет в Европу А сегодня мы платим за Турцию ничтожную цену») 3. Технологическая глобализация 4. «Финансиаризация» (Серван-Шрайберг) 5. Взаимосвязь национального и интернационального (диалектика). Императив – максимальное Использование национального везде, где это возможно 6. Знание и компетенция (М. Пилдрич «Фирме необходимо стать организацией, ориентированной на знание»)
Международный менеджмент
МНМ – особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.
Структура МНМ и обычного менеджмента сходны: - Анализ внешней и внутренней среды - Коммуникация и принятие решений - Основные функции менеджмента - Групповая динамика - Эффективность деятельности
1.3.
Анализ внешней и внутренней среды (иная информационная база, языковый барьер, культурные различия) Коммуникация (специфика культуры, язык, невербальное общение) Мотивация Контроль Управленческая культура (коллективизм-индивидуализм, авторитарность-демократизм) Оценка эффективности (разное понимание «рациональности)
МНМ – сравнительный менеджмент – кросскультурный менеджмент
Целевая ориентация м/н фирмы: - поиск и освоение новых рынков - поиск и освоение эффективных ресурсов - использование возможностей бизнеса в рамках национальной или м/н правовой среды
Задачи МНМ: - комплексная оценка и анализ внешней среды м/н бизнеса, поиск и реализация источников конкурентных преимуществ - анализ культурного фона и использование его возможностей - выбор и использование организационных форм для зарубежных операций - формирование мультинационального коллектива, поиск кросснациональных эффектов - поиск и эффективное использование возможностей бизнес-сервиса (валютное регулирование, форфейтинг)
Гарольдсон Лафайет Хант
Китайский метод отбора кандидатов (династия Мин): Один раз в 3 года – региональные экзамены (3 трехдневных сессии) 1 сессия: 3 сочинения и стихотворение в 8 строф 2 сессия: 5 сочинений на традиционные темы 3 сессия: 5 сочинений об искусстве управления 2% оставшихся в столицу – сочинение по текущей политике д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|